Тема урока: Физико-географическое положение Антарктики иАнтарктиды океаны и моря, омывающие берега, открытие материка и исследования, научное и практическое значе-ние изучения материка, необходимость международного сотрудничества, казахстанская полярная экспедиция.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Т.Е.Ц.: 1. Создать условия для усвоения знаний учащимися об открытии и исследовании Антарктиды. Помочь учащимся понять основные особенности физико-географического по-ложения, его влияния на особенности природы Антарктиды. Расширить имеющиеся у уча-щихся представления об Антарктиде. Познакомить учащихся с великими исследователями Антарктиды.
2. Продолжать развивать навыки работы с текстовыми и картографическими источниками информации, навыки логического мышления на основе выявления причинно-следственных связей, анализа имеющихся знаний.
3. Воспитывать взаимоуважение, организованность, аккуратность, умение выслушивать мнение другого человека, любовь и уважение к природе. Воспитывать осознанные мотивы учения.
Оборудование: учебники, атласы, физическая карта мира, Антарктиды, шаблоны материка, электронное пособие.
Используемая литература: А.С. Бейсенова, С.А. Абилмажинова, К.Д. Каймулдинова «Гео-графия. Материки и океаны», В.А. Коринская, В.А. Щенёв, И.В. Душина «География мате-риков и океанов», К.С. Лазаревич «Я иду на урок географии», Н.В. Алисов, И.М. Кузина, Н.А. Марченко «Готовимся к экзамену по географии».
Ход урока
Этап урока Содержание Методы, ФОУД
I. Орг. момент Приветствие. Проверка готовности класса и кабинета к уроку. От-сутствующие.
II. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению зна-ний. - На сегодняшнем уроке мы приступаем к изучению последнего ма-терика древней Гондваны. Какие материки входили в её состав?
- Каким материком называли Гондвану?
Запишите тему нашего урока «Антарктида. История открытия и ис-следования»
- Какова цель нашего урока?
- На какие вопросы необходимо ответить, чтобы достигнуть цели?
- Какими источниками информации вы можете воспользоваться се-годня на уроке? Актуализация знаний.
Запись в тетра-ди.
Фронтальная беседа.
III. Усвоение новых знаний. Давайте вспомним, Старым или Новым Светом считают Антаркти-ду? (Новым Светом)
- Почему? (об Антарктиде стало известно сравнительно недавно, этот материк открыли.)
- В истории открытия и исследования материка можно выделить не-сколько этапов:
I этап. Поиски «Южной Земли»
1. Античное время – карта Птолемея – отмечена Южная Земля
2. Эпоха Великих географических открытий – карты Мекратора;
3. 1642 г. А. Тасман – доказал, что Австралия не является частью Южного материка;
4. 1768 – 1779 гг. – плавания Дж. Кука.
II этап. Открытие Антарктиды:
1819 – 1821 гг. – экспедиция на судах «Восток» и «Мирный». Январь 1820 г. – открытие Антарктиды Ф.Ф. Беллинсгаузеном и М.П. Лазаревым.
III. Экспедиции к Южному полюсу.
Декабрь 1911 г. Руал Амундсен (норвежец) достиг Южного полюса;
Январь 1912 г. Роберт Скотт (англичанин) достиг Южного полюса, погиб на обратном пути;
IV Современные исследования.
- Откройте учебник на стр. 222, прочитайте о современных исследо-ваниях. В чём их особенность?
- Каковы особенности географического положения Антарктиды?
- Внимательно изучите, имеющиеся источники информации, и нане-сите на схему основные положения фгп материка.
- Антарктида пятый по площади материк на Земле. - Какова площадь материка? (14 млн. км.2)
- Как расположен ма-терик относительно экватора, тропиков, полярных кругов и 00 меридиана? ( находит-ся внутри Южного полярного круга)
- Каковы крайние точ-ки?
Северная – м. Сифре (Антарктический п-ов)
- Будут ли у материка другие крайние точки?
(нет)
- Омывающие воды? Какие океаны омывают Антарктиду?
(Индийский, Тихий океаны и Атлантический)
- Моря? (море Уэделла, море Беллинсгаузена, море Амундсена, море Росса)
- Течения? (холодное (кругосветное): Течение Западных ветров)
- Проливы? (пролив Дрейка отделяет Антарктиду от Южной Аме-рики)
- Крупные острова? (Южные Шетландские, о-в Петра I, о-ва Балле-ни)
- Полуостров? (Антарктический)
- Что можно сказать о береговой линии?(слабо изрезана)
- Какие материки расположены близко? (Южная Америка) Эвристическая беседа, с эле-ментами актуа-лизации.
Работа с текстом учебника, запись в тетради.
Эвристическая беседа.
Работа с элек-тронным посо-бием, картами атласа, текстом учебника, со-ставление карто-схемы, запись в тетради.
Обсуждение ре-зультатов рабо-ты.
IV. Закрепле-ние Давайте закрепим то, что вы узнали на этом уроке.
- Каковы особенности ф.г.п. Антарктиды?
- Каковы особенности положения Антарктиды в градусной сетке?
- Омывающие воды Антарктиды?
- Особенности береговой линии?
- Крупнейшие полуострова Антарктиды? Острова?
- Как особенности фгп будут влиять на природу?
- В чём заключаются открытия и особенности освоения Антарктиды?
- Какие знаменитые ученые и путешественники внесли вклад в изу-чение Антарктиды? Фронтальный опрос.
V. Д. задание. § 59 (пересказ), заполнить таблицу, учить номенклатуру. Запись в дневнике
VI. Итог урока. Оценка работы класса и отдельных учащихся. Выставление отметок.
- Какова была цель урока? Удалось ли её достигнуть?
- Какие затруднения возникали сегодня на уроке? Почему?
- Что вам понравилось на этом уроке, а что не понравилось?
- Что необходимо изменить или сделать по-другому на следующем уроке, чтобы подобные затруднения больше не возникали?
- Что нового вы сегодня узнали? Чему научились?
Фронтальная беседа. |