Главная » Статьи » Методическая копилка » Разное

«Развитие мелкой моторики рук и коррекция речевых навыков детей через занятия тестопластикой
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение г. Владимира
«Детский сад №43 компенсирующего вида»

ОПЫТ РАБОТЫ
Павловой Валентины Михайловны,
воспитателя
по теме:
«Развитие мелкой моторики рук и коррекция речевых навыков детей через занятия тестопластикой»

Владимир, 2014 г.

Содержание

1. Тема опыта
2. Условия становления опыта
3. Актуальность и перспективность опыта
4. Ведущая педагогическая идея
5. Теоретическая база
6. История о солёном тесте
7. Новизна опыта
8. Технология опыта
9. Результативность
10.Адресная направленность
Список используемой литературы
Приложение 1 «Тематический план»
Приложение 2 «Содержание программы»
Приложение 3 «Фотоиллюстрация работ»


1. Наименование опыта:
«Развитие мелкой моторики рук и коррекция речевых навыков детей через занятия тестопластикой».

2.Условия становления опыта.
Дошкольный период развития человека – один из наиболее важных и ответственных. Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук – один из аспектов всестороннего развития детей. Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего детства. Уже в младенчестве можно выполнять массаж рук. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом («Прятки», «На лужок»), самообслуживание (застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки).
В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, а именно научиться писать, правильно держать ручку и др.
Развивать ребенка не только с помощью различных упражнений, но и предлагать ему воспроизводить самостоятельно различные предметы. Самые любимые занятия дошкольника – это лепка и рисование.
Лепка – это полезное занятие для пальчиков. Лепить можно из различных материалов: глины, пластилина, но интересно освоить что-то новое.
В последние годы популярным материалом для лепки стало слоёное тесто. Этому виду творчества придумали современное название «тестопластика».
Тестопластика является одним из видов народно-прикладного искусства.
Работа с тестом своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференциальных движений, координации, тактильных ощущений, необходимых в работе с детьми. Ведь известно насколько велика роль рук в развитии умственной деятельности человека.
Наши рецепторы (тонкие окончания чувствующих нервов, расположенные в мышцах) – это своего рода маленькие, чуткие исследователи, особо воспринимающие устройства, с помощью которых дети ощущают мир в себе и вокруг себя, значительную часть коры головного мозга занимают представительства наших рук. И это естественно – ведь сведения о мире мы получаем именно через руки, через наш рабочий орган, с помощью которого мы исследуем, творим, строим.
Это натолкнуло меня на создание кружка по тестопластике : «Волшебное тесто». Сорокалетний опыт работы в дошкольном учреждении, подбор необходимой методической литературы сформировало представление о том, с чего следует начать. Мной был разработан план кружка, определены цели и задачи.
На занятиях тестопластикой широко использую пальчиковые игры, гимнастику и массаж пальцев, упражнения для рук с предметами. В своей работе я всегда замешиваю тесто в присутствии детей. Даю возможность принять участие ребятам: потрогать, понюхать, помять, высказать своё впечатление о тесте (белое, мягкое, холодное, твердое, можно сделать ямки, оторвать кусочек, скатать шарики, колбаски).
Сначала дети учились лепить простые фигуры (шарики, колбаски, лепили овощи, фрукты, игрушечную еду и др.). Видя заинтересованность детей, я предложила лепить более сложные объемные фигуры, научиться скреплять их с помощью зубочисток и палочек. Дети учились лепить разных героев из сказок, а потом пересказывали эти сказки по ролям и придумывали новые сказочные сюжеты. Затем я знакомила детей со способом лепки «барельеф». Дети лепили разные картины и панно, которыми украшали не только свою группу, но и интерьер детского сада. В настоящее время я организовала несколько выставок с работами детей. Дети с удовольствием рассказывают о своих работах, показывают театр из теста своим товарищам и родителям, свои поделки из теста дарят родителям, друзьям и детям из других групп.

3. Актуальность и перспективность опыта.
Известно – если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, что очень актуально для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Моя задача – продолжать развивать у детей мелкую моторику рук и закреплять речевые навыки, качественно подготовить ребенка к обучению в школе через занятия тестопластикой. Сама тестопластика непосредственно представляет массу возможностей для выполнения этих задач: разнообразные приёмы лепки разрабатывают кисти рук, кончики пальцев становятся более чувствительными, а используемые в качестве дополнений к лепным изделиям пуговицы, бусины, бисер, семена растений и многое другое улучшает координацию и точность движений.
Этим я решаю несколько задач. Во-первых, качественным образом влияю на общее интеллектуальное развитие ребенка. Во-вторых, готовлю руку ребенка к навыкам письма и корригирую речевые навыки (связную речь, грамматический строй речи, звуковую культуру речи). Выставки детских работ помогают самоутверждению и поддерживанию интереса к творчеству.

4. Ведущая педагогическая идея.
Ведущей педагогической идеей опыта является коррекция мелкой моторики рук и нарушений речи через занятия тестопластикой у детей дошкольного возраста и в конечном итоге подготовка к школьному обучению.
Когда, во время занятий тестопластикой, дети рассказывают о своей работе, пересказывают сказки при помощи фигурок из теста, называют правильно предметы и произносят все звуки, то у детей формируется потребность в решении задач, направленных на коррекцию речевых нарушений.
Первоклассники в период освоения грамоты нередко встречаются с трудностями в написании букв, так как рука не подготовлена к письму и графический навык ребенка не сформирован. Развитие этого навыка зависит не только от качества мелких движений пальцев, кисти руки, тренированности мышц, точности и плавности, координации движений, но также от уровня развития психических процессов: внимания, памяти, мышления, пространственных представлений, восприятия.
Накопленный мной педагогический опыт помогает детям освоить графические навыки, способность к наблюдению, художественному творчеству, воображению, мышлению, вызывает у ребенка интерес к работе, прививает аккуратность и усидчивость.

5. Теоретическая база.
По словам великого немецкого мыслителя И. Канта, рука является как бы вышедшим наружу головным мозгом.
Ф. Энгельс рассматривает труд и членораздельную речь, как главные стимулы, под влиянием которых развился человеческий мозг, - в процессе труда совершенствовалась правая рука и механизмы речи, тесно связанные с трудовыми процессами.
Василий Александрович Сухомлинский говорил: «Ум ребёнка – на кончиках пальцев». Это не просто красивые слова: в них содержится объяснение того, каким образом развивается ребёнок. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке и на языке. Отсюда информация постоянно передается в мозг ребёнка, где она сопоставляется с данными зрительных, слуховых и обонятельных рецепторов. Чем больше у ребенка возможностей для самостоятельного исследования окружающих предметов, тем быстрее развивается его интеллект, тем скорее он начинает говорить.
Многие современные исследования также придерживаются мнения о возможности развития мелкой моторики рук для речевого развития ребенка, а также предлагают ряд практических упражнений на развитие пальчиковой моторики, описывают пальчиковые игры, физкультминутки, игры-сказки, связанные с развитием мелкой моторики (М.Я.Аксёнова, С.Е.Гаврина, О.С.Бот, Л.С.Рузина, В.Кудрявцева, Т.А.Ткаченко, А.К.Толбанова и др).
Т.А.Ткаченко делает вывод, что включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки позволяет стимулировать действие речевых зон головного мозга, что положительно сказывается на речи детей.
В.В.Цвынтарный также придерживается точки зрения о том, что развитие мелкой моторики рук связано с развитием речи и способствует её развитию, а также предлагает ряд упражнений для работы с пальчиками, со счетными палочками, спичками.

6. История о слоёном тесте.
Изготовление теста из муки, соли и воды является старинным обычаем и применялось для выполнения фигурок из народных сказаний и в религиозных целях. Еще древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из солёного теста для преклонения перед своими божествами.
В Германии и Скандинавии издавна было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из солёного теста. Различные медальоны, венки, подковы вывешивались в проёме окон или крепились к дверям. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома, который они украшают, удачу и благоденствие.
В странах Восточной Европы популярны большие картины из теста. У славянских народов такие картины не раскрашивают и они имеют обычный для выпечки цвет, что считается особенно привлекательным. Когда главным символом рождества стала елка. Бедные люди изготавливали из хлебного теста рождественские украшения. Для сохранения украшений от поедания мышами и насекомыми в тесто добавляли большое количество соли.
Во время Первой и Второй мировых войн искусство изготовления солёного теста было утеряно, поскольку не хватало материала. В наше время эта древняя традиция начала возрождаться. В последние двадцать лет оно вызывает все больший интерес, с каждым годом расширяя круг своих поклонников.
Хотя поделки из теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Работа с солёным тестом доставляет удовольствие и радость.
На Руси фигурки из этого материала дарили на Новый год в знак благополучия, плодородия, сытости. Еще в те времена, когда на Руси Новый год праздновали 1 сентября, а заодно и свадьбы играли, было принято дарить фигурки из солёного теста. А украшали их росписью, характерной для той местности, где жили наши предки. Считалось, что любая поделка из солёного теста, находящаяся в доме – символ богатства и благополучия в семье. Вот почему эти фигурки нередко называют очень просто – «хлебосол». Возрождение этой старой народной традиции расширило применение солёного теста. Оно оказалось прекрасным материалом для детского творчества.

7. Новизна опыта.
Применение занятий тестопластикой, направленных на развитие мелкой моторики и коррекции речевых навыков позволяет:
- более эффективно для ребенка усвоить коррекционную программу;
- раскрыть индивидуальные способности дошкольников и способствовать развитию наблюдательности;
- подготовить руку ребенка к письму;
- развить творческие способности и образное видение у детей;
- не только решить коррекционные задачи, но и приобщить детей к коллективной творческой деятельности, совместному труду, взаимопомощи.
Уникальность данного опыта состоит даже и в том, что тестопластика помогает детям отражать свою неповторимую самобытность, развить свои способности и возможности. Все занятия по тестопластике составлены с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и потребностей воспитанников нашего МБДОУ.

8. Технология опыта.
Данный педагогический опыт представляет собой систему работы, направленную на развитие мелкой моторики рук и коррекцию речевых нарушений через занятия тестопластикой путем взаимодействия ребенка и педагога (семьи).
Цель опыта - разнообразить все возможные направления коррекционно-развивающей работы, чтобы создать более интересную развивающую среду для ребенка.
Для этого я создала кружок тестопластики «Волшебное тесто».
Взаимодействие ребенка и взрослого происходит:
- в организованной форме обучения: подгрупповые и индивидуальные занятия;
- в самостоятельной деятельности детей, как в дошкольном учреждении, так и дома в семье.
Для коррекционной работы с детьми я составила программу занятий по тестопластике, разработала цели и задачи на год.
Программа обучения рассчитана на 32 часа. Занятия проводятся 1раз в неделю.

9. Результативность.
Дети должны знать:
- виды и назначение изделий из солёного теста;
- необходимые инструменты и материалы;
- основные этапы изготовления изделий;
- основные приёмы лепки, технологию выполнения;
- композиционные основы построения изделия;
- правила безопасности работы во время изготовления изделий.
Дети должны уметь:
- изготовлять шаблоны, подбирать формочки для вырезания;
- использовать инструменты для работы;
- изготовлять отдельные детали;
- соединять детали в готовое изделие;
- составлять композицию из отдельных элементов;
- гармонично сочетать цвета;
- выполнять правила безопасности работы;
- организовывать рабочее место;
- определять качество готового изделия.


Список используемой литературы

1. Развиваем мелкую моторику у детей. Ермакова И.А. – Спб: ИД «Литера», 2008 г.
2. Ладушки. Пальчиковые игры для малышей. О.И.Крупенчук. – Спб: ИД «Литера», 2005 г.
3. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. – М: ООО «ГНОМ-ПРЕСС», 1998 г.
4. Страна пальчиковых игр: идей для развития мелкой моторики. А.Д.Диченскова – Ростов Н./Д: Феникс, 2008 г.
5. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. С.Е.Гаврина, Н.Л.Крутявина, И.Г. Топоркова. Ярославль. «Академия развития», 2001 г.
6. Развиваем руку ребёнка, готовим её к рисованию и письму. Г.В.Беззубцева, Т.Н.Андриевская. М: Издательство «Гном и Д», 2004 г.
7. Играем пальчиками – развиваем речь. С.Шанина, А.Гаврилова. дом XXI век. Рипол Классик. М., 2011 г.
8. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. В.С.Горичева, М.И.Нагибина. Ярославль. «Академия развития», 1998 г.
9. Азбука солёного теста. О.Чибрикова. Москва.: Эксмо, 2008 г.
10. Солёное тесто. Г.Н.Чаянова. Москва: «Дрофа-Плюс», 2009 г.
11. Солёное тесто. И.Хинанова. Москва6 «Аст-Пресс», 2010 г.
12. Лепим «Колобок». А.Белова. М: Эксмо, 2007 г.
13. Федосова Н.А. Готовим ребёнка к письму. Дошкольное воспитание – 1996 – №4



Приложение 1 «Тематический план»

Тема Форма занятия Количество часов
1. «Без рук, без ног, а дышит» теория 1
2. Экскурсия в пекарню теория 1
3. Основные этапы изготовления изделий, материалы и инструменты практика 1
4. Панно «Фрукты» практика 4
5. Панно «Ежи» практика 3
6. «Игрушечная еда» практика 2
7. «Ёлочные украшения» практика 2
8. Панно «Ромашки» (на пластинке) практика 3

9. Подарок для мамы (на диске) практика 5
10. Картины из теста «по замыслу» и оформление выставки. практика 8
11. Панно «Клубники» практика 2
Всего – 32 часа
Теория –3 часа
Практика 29 часов



Приложение 2 «Содержание программы»
Тема Цели и задачи
1. «Без рук, без ног, а дышит»
(1 час)  Сформировать представление детей о тестопластике;
 Познакомить с материалами и инструментами, необходимыми для работы, с правилами безопасности, видами и назначением солёного теста;
 Воспитывать в детях любознательность;
 Развивать у детей вербальную память
 Корригировать грамматический строй речи через игру «подбери признак к словам» (тесто – твердое, солёное, белое и т.д.)
2. Экскурсия в пекарню
(1 час)  Продолжать знакомить детей с разными видами теста, из каких продуктов готовят съедобное тесто;
 Познакомить с машинами, облегчающими труд пекарю;
 Воспитывать в детях культуру поведения навыков;
 Продолжать развивать у детей устойчивую память;
 Обогащать словарь детей новыми словами (сито, миксер, разделочная машина, хлебопечка и т.д.)
3. Основные этапы изготовления изделий, материалы и инструменты
(1 час)  Познакомить детей с приготовлением теста и его основным рецептом, как окрашивать тесто в разные цвета, как сушить;
 Продолжать развивать у детей устойчивую память, связную речь.
4. Панно «Фрукты» (4 часа)  Учить детей составлять композицию из фруктов, вырезать листья для панно по готовым трафаретам, лепить яблоки, груши, сливы, арбуз;
 Воспитывать аккуратность и безопасность в работе;
 Развивать у детей устойчивую память, мелкую моторику рук через лепку фруктов;
 Корригирование связной речи через составление описательных рассказов о своей работе.
5. Панно «Ежи»
(3 часа)  Учить детей составлять композицию панно «Ежи», лепить ежей, используя в качестве иголок спички;
 Воспитывать аккуратность в работе и доводить начатое дело до конца;
 Развивать у детей творческое воображение, мелкую моторику рук, корригировать связную речь, автоматизация звука «ж».
6. «Игрушечная еда»
(2 часа)  Учить детей лепить «еду» для творческих игр: пельмени, плюшки, пирожки, помидоры, огурцы, клубнику и др.;
 Закрепить приёмы прямолинейного и кругового раскатывания, прощипывания, скручивания, оттягивания;
 Развивать воображение, формировать умение планировать свою работу;
 Воспитывать аккуратность;
 Корригировать связную речь и мелкую моторику пальцев рук.
7. «Ёлочные украшения»
(2 часа)  Закрепить умение лепить новогодние игрушки, используя для этого трафареты, разные формочки, используя стеку;
 Повышать сенсорную чувствительность, развивать воображение, общую ручную умелость;
 Корригировать связную речь;
 Автоматизировать шипящие и свистящие звуки.
8. Панно «Ромашки» (на пластинке)
(3 часа)  Учить детей создавать букет цветов ромашек в вазе;
 Продолжать усвоение техники рельефной лепки;
 Создавать уплощенные фигуры цветов, украшать налепами и контррельефными рисунками;
 Формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его;
 Развивать у детей воображение, мелкую моторику пальцев рук;
 Корригирование связной речи;
 Автоматизация у детей звуков «л» и «р».
9. Подарок для мамы (на диске)
(5 часов)  Учить детей сравнивать разные способы изображения, передавать полуобъёмные изображения, использовать стеку для отделки формы;
 Продолжать освоение рельефной лепки;
 Развивать воображение, общую ручную умелость, мелкую моторику;
 Корригирование связной речи.
10. Картины из теста «по замыслу» и оформление выставки для родителей
(8 часов)  Побуждать детей задумывать сюжет своей картины и учить передавать его в лепке, используя для этого знакомые приемы и способы лепки;
 Развивать воображение, формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его;
 Корригировать связную речь, звуковую сторону речи.
11. Панно «Клубники»
(2 часа)  Продолжать учить лепить из солёного теста ягоды, листья и цветы клубники и создавать из них общую композицию;
 Закреплять ранее полученные приёмы лепки;
 Повышать сенсорную чувствительность;
 Развивать умение предвидеть результат и достигать его;
 Воспитывать в детях эстетический вкус, развивать мелкую моторику рук;
 Корригировать связную речь и звуковую культуру речи.
Категория: Разное | Добавил: qawsed (25.03.2014) | Автор: Павлова Валентина Михайловна
Просмотров: 1998
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]