Главная » Статьи » Методическая копилка » Разное |
Формирование здоровьесберегающей среды в системе начального образования
Проблема здоровья детей сегодня стоит настолько остро, что мы вправе поставить вопрос: «Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение?» Несомненно, что успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в первый класс. Неуклонный рост объема знаний, которыми нужно овладеть в школе, овладеть ими не механически, а осмысленно, без труда для здоровья, основывающихся на физиологических возможностях растущего организма. Наука сегодня свидетельствует, что резерв сил и способностей человеческого организма значительно больше, чем они реализуются. Значит, для педагога важно найти пусковой механизм к неиспользованным резервам, научиться пользоваться ими в целях повышения работоспособности детей, укрепления их здоровья. Основными задачами нашего педагогического коллектива являются: - исследование и оценка состояния здоровья детей в процессе учебной деятельности; - формирование установки на здоровый образ жизни; - сохранение и укрепление здоровья детей через приобщение к здоровому образу жизни. Каждый урок должен быть приятным для ребенка, поэтому при планировании и проведении любого урока, учитель должен помнить заповедь: «Не навреди!». Именно поэтому реализация валеологического пространства требует значительных усилий. Организационно-педагогические условия проведения образовательного процесса, как и технология работы учителя на уроке, составляет сердцевину здоровьесберегающих образовательных технологий. Важная составная часть здоровьесберегающей работы школы – это рациональная организация урока. От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия мышечного напряжения, я провожу физкультминутки, примерно через 15-20 минут от начала урока. В состав упражнений для физкультминуток я включаю: - упражнения по формированию осанки, - упражнения для укрепления мышц рук и ног, - укрепление зрения, - потягивания, - массаж области груди, лица, рук и ног, - релаксационные упражнения для мимики лица. Физкультминутки провожу, учитывая специфику предмета, используя музыкальное сопровождение, с элементами психогимнастики и самомассажа, помогающими восстановить работоспособность. Обязательное условие эффективного проведения физминуток – положительный эмоциональный фон. Поэтому внимательно слежу за психологическим климатом на уроке. Также на уроках присутствуют такие оздоровительный моменты, как: минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. Не следует забывать, что на состояние здоровья большое влияние оказывают эмоциональные разрядки: шутка, улыбка, музыкальная минутка, небольшое стихотворение. В целях углубления компетенций по здоровьесбережению, я использую: - утреннюю зарядку за 10 минут до начала уроков; - элементарные движения во время занятий (потягивание вперед, назад, вверх, в сторону); - подвижные игры; - «минутки покоя»; - пальчиковую гимнастику. Заботиться о здоровье наших учащихся мы продолжаем и на переменах. Наиболее эффективны перемены, в основу которых положены подвижные игры. Активный отдых на перемене благоприятно отражается на состоянии и самочувствии учеников, которые лучше воспринимают материал. После третьего урока, на перемене, все учащиеся начальной школы выходят на улицу дышать свежим воздухом, а кабинеты в это время проветриваются. Но если погода не позволяет этого сделать – то в рекреации начальной школы есть спортивный уголок, где ученики с удовольствием выполняют физические упражнения, благодаря которым у ребят сохраняется хорошее настроение и бодрость духа на целый день. В работе с детьми по сохранению и укреплению их здоровья, также активно использую нетрадиционное оборудование: - коврик из пуговиц (используется для профилактики плоскостопия); - дорожка здоровья (используется для профилактики опорно-двигательного аппарата; дорожка состоит из цветных квадратов размером 30см*30 см, на каждом нарисована стопа); - математический коврик (используется для прыжков; на коврике нашиты цифры и геометрические фигуры); - зонтик здоровья (знакомит детей с полезными и вредными продуктами, учит бережному отношению к своему здоровью; состоит из картинок, которые прикрепляются на липучках к зонтику, в зависимости от темы картинки могут меняться). Здоровьесберегающие технологии используются и во внеурочное время. Регулярно проводятся соревнования и спортивные праздники среди учащихся 1-4 классов, активно привлекая при этом родителей. «Веселые старты», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Путешествие на поезде здоровья» - вот неполный список мероприятий, которые проводятся с целью пропаганды физической культуры, здорового образа жизни и организации досуга родителей и детей. Система использования представленных выше методов и приемов, способствующих здоровьесбережению детей, дает свои положительные результаты, тем самым доказывая, что школа – это не только учителя и одноклассники, но и то, что школа – территория здоровья. Автор: Прудникова Светлана Николаевна, учитель начальных классов МОУ "Ленинская СОШ с УИОП" Таврического района Омской области | |
Категория: Разное | Добавил: Светланик (10.08.2013) | | |
Просмотров: 503 |
Всего комментариев: 0 | |