Главная » Статьи » Методическая копилка » Разное

Отечественные системы и технологии музыкального воспитания и образования.
Конспект урока.

Тема: Отечественные системы и технологии музыкального воспитания и образования.

Конспект урока.
Тема: Знакомство с длительностями.
Цель: Научить ученика понимать и различать длительности.
Ход урока:
1. Проверка домашнего задания;
2. Знакомство с целыми, половинными и восьмыми длительностями;
3. Закрепление пройденного материала;
4. Запись задания для самостоятельной работы дома.


Знакомство учащегося с длительностями.
В течение урока педагогу необходимо познакомить ученика с целыми, половинными и восьмыми длительностями. На наглядном примере объяснить их продолжительность, научить ученика безошибочно различать длительности. При изучении материала ученик должен погрузиться в атмосферу творчества и сам предлагать варианты подтекстовки пьес.

Целая нота.
Измеряется четырьмя условными единицами времени – следовательно, равна четырем секундам. Она изображается не закрашенным овалом. В учебной практике целесообразно использовать метод отсчитывания.

Счет: 1и, 2и, 3и, 4и
Эта нотка белая,
Её имя – ЦЕЛАЯ.
И она звучит так важно,
Очень длинно и протяжно.



Половинная нота.
Её длительность вдвое короче длительности целой ноты – будет измеряться «раз и, два и». Половинная нота изображается овальным кружком с прибавлением вертикальной палочки (штиля):

Счет: 1и, 2и.
Нотку делим посрединке –
Получаем половинки.
Нотка ПОЛОВИННАЯ –
Тоже нота длинная.

Познакомимся с этой длительностью на примере пьесы:

Для лучшего понимания протяженности ноты, и быстрого схватывания ритма, вместе с учеником можно придумать к песне "У кота" слова, например:

У ко - та, у ко - та, шуб – ка о - чень хо - ро - ша!

В данном случае половинная выпадает на слоги «та», «ша».
По методике Кирюшина В.В., можно придумать другие слова, где бы половинная обозначалась слогом «гу»:

На лу - гу, на лу - гу, мы гу - ля - ем на лу - гу.

Четвертная нота.
Длительность четвертной ноты вдвое короче половинной ноты, то есть равна одной единице отсчета, - значит, на счет «раз и, два и, три и, четыре и» будут приходиться четыре четвертные ноты. Четвертная нота изображается овальным зачерненным кружком с прибавлением вертикальной палочки (штиля):

Счет: 1и
Разрезаем половинки,
На две чёрных четвертинки.
И всего мы получили
Ноток ЧЕТВЕРТНЫХ – четыре.
Нотный пример:

Возможные варианты подтекстовки песни, в которой фраза состоит из восьмых, а в последних тактах фраз четвертные:

Все о-реш-ки бе-ре-гу, их мне-нуж-но мно-го, я де-ти-шек на-кор-млю и о-пять в до-ро-гу.
Восьмая нота.
Длительность восьмой ноты вдвое короче длительности четвертной ноты – следовательно, на каждую единицу счета будет приходиться по две восьмые ноты, а на счет «раз и, два и, три и, четыре и» - восемь восьмых нот. Изображение восьмой ноты аналогично изображению четвертной, но к штилю добавляется один хвостик.

Делим дальше четвертушки –
Получаем мы ВОСЬМУШКИ.
Тоже нотки чёрные –
Быстрые, проворные.
Их крючочками мы отметим,
Чтоб не путать тех и этих.

Нотный пример:
"СПИ, МАЛЫШ"

Вариант подтекстовки:


Ма-лень-кий сы - но-чек спит, ти-хо, ти-хо он со-пит, ви-дит он цвет -ны-е сны, о-чень доб-ры –е о-ни.

Подтекстовка по методике Кирюшина В.В.

Ди-ли, ди-ли, ди-ли, ди, мой ма-лышь ско-рей ус-ни, ди-ли, ди-ли, ди-ли, ди, и смот-ри цвет-ны-е сны.

Если несколько восьмых нот объединяются в группу, то вместо хвостиков (флажков) пишутся вязки (черта, соединяющая концы штилей соседних нот), восьмые могут объединяться по три ноты под одно ребро. Их называют – триоли. Для лучшего понимания этого ритмического рисунка, можно также использовать подтекстовку:
3

Ма - шень - ка;
Ка - тень - ка.


Задание для самостоятельной работы:
1. Придумать ритмический рисунок на четыре такта, в размере 2/4 четвертными и восьмыми длительностями.
2. Подписать длительности в нотном примере и придумать подтекстовку (русская народная песня "Картошка")

Использованные интернет-ресурсы:
1. www.chudesnayastrana.ru/index.htm
2. http://6strun.de/



Автор: Мицкевич Надежда Олеговна 
Категория: Разное | Добавил: Naddik (03.08.2013) | Автор: Мицкевич Надежда Олеговна E
Просмотров: 692
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]