Главная » Статьи » Методическая копилка » Разное |
Статья "Из опыта работы с одарёнными детьми - вокалистами"
Из опыта работы с одарёнными детьми – вокалистами. Педагог дополнительного образования, учитель музыки МБОУ Кочетовская СОШ Мичуринский район, Тамбовская область Попова Лидия Викторовна Одним из аспектов национального проекта « Образование» является выявление, развитие и поддержка одарённых талантливых детей. Как среди музыкантов, так и среди музыкальных психологов широко распространены различные представления о том, что следует понимать под музыкальною одарённостью. Одна из точек зрения - подлинная одарённость проявляет себя через творческое мышление и творческие способности. Но, ни феноменальные способности, ни яркая неповторимая индивиду-альность сами по себе не определяют музыкальной одарённости, если её обладатель не заявил о себе выдающимися творческими результатами. Существуют три критерия оценки музыкальных способностей и одарённости. Первый из них – культурно-исторический. Суть его заключается в том, что в каждой культуре и в каждую историческую эпоху существуют определённые музыкальные предписания каждому конкретному возрасту развития ребёнка, подростка и даже взрослого. Одарённость выявляется на фоне этих условных предписаний. Второй критерий - возрастной или поколенческий. Изменяются условия жизни, развивается система образования, совершенствуются программы обучения, и в результате средний уровень возможностей нового поколения становится выше чем у предыдущего. Третий критерий - абсолютный. Для музыкантов истинная одарённость обнару-живает себя в своеобразии, свободе и продуктивности музыкального самопроявле-ния, в таинственном даре « уметь раньше, чем знать». Во многих детях от рождения заложен творческий потенциал, но выявление, а затем воспитание и развитие творчески одарённых детей процесс продолжительный (от 3 до 7 лет). Одним из методов выявления детей с музыкальными способностями является наблюдение. Свою работу по выявлению и развитию талантливых детей начинаю с первого года обучения по вокалу. На занятиях по вокалу при выполнении разных видов деятельности (пение, слушание и восприятие музыки, пластическое интонирование, игры - драматизации, ритмические упражнения), формируется комплекс способно-стей. Творческая активность воспитанников проявляется через углубление и развитие теоретического и практического материала, через создание благоприятной среды, а также воспитание культуры поведения, направленное на развитие эстетического и художественного вкуса. Целостную характеристику индивидуальных проявлений одарённости можно составить после разносторонних наблюдений за ребёнком в естественных условиях на занятиях по вокалу, а затем на занятиях хора. Хоровое и сольное пение является эффективным средством воспитания не только музыкального вкуса, но и инициати-вы, фантазии, творческих способностей детей, несёт в себе здоровьесберегающее начало. Ведь пение не самоцель - песня учит вникать в актуальные современные проблемы, общечеловеческие темы, учит думать и размышлять, что особенно необходимо в период становления личности, активизации творческих способностей. В каждом своем воспитаннике вижу личность со своей индивидуальностью, своим характером, своим внутренним миром. Систематически отслеживаю и веду учёт проявившихся способностей ребёнка. Это необходимо делать не только для его развития, но и для того, чтобы направить дарование в соответствующее русло, выбрать направление в сольном пении – эстрадный вокал, академический, или народное пение. Условия для развития одарённых детей: - использование современных образовательных технологий на занятии по вокалу; - индивидуальные образовательные маршруты; - отчётные концерты; - Интернет – ресурсы. Работа с одарёнными детьми ведётся по индивидуальным планам с перспективой на несколько лет и имеет личностно – ориентированную направленность. Вокально - хоровую работу провожу по адаптированной мною методике Н. А. Адулова по постановке певческого и разговорного дыхания, использую фонопедический метод В. В. Емельянова по развитию и тренингу голоса, методику вокально - хорового воспитания Г.А. Струве, Г.П. Стуловой, распевание с солистами - эстрадниками провожу по методике С. Риггза, секреты вокального мастерства (сольное пение) раскрываю по адаптированной методике Н.Б. Гонтаренко. В школе работает двух возрастная вокальная группа «Мелодия», кружок сольного пения и артистического мастерства для одарённых детей. В младшую группу принимаются все желающие, старшая группа - сформировавшийся коллектив, участник многочисленных концертных программ. Задачи вокальной группы «Мелодия»: - формирование устойчивого интереса к пению; - обучение выразительному пению; - развитие слуха и голоса детей; - развитие музыкальных способностей; - сохранение и укрепление психического здоровья детей; - духовно- нравственное воспитание. Вокально - хоровую форму работы я считаю ведущей на занятиях по вокалу и в кружковой деятельности. В процессе работы стараюсь добиваться: - пения естественным звуком без напряжения; - чистого интонирования; - умения слышать и оценивать правильное и неправильное пение; - петь без сопровождения, под фонограмму (-1), баян; - чувствовать и соблюдать в песне метроритм; - эмоционально исполнять соответствующие возрасту и вокальным возможностям песни в вокальной группе и индивидуально; - участие ребёнка в творческом создании образа песни, арии, романса. Творческая атмосфера на занятиях, репетициях, создание ситуации успеха позволяет ребёнку по - настоящему передать свои чувства и переживания, постичь тайны вокального искусства, для этого стараюсь проводить занятия живо и увлекательно. С солистами провожу систематическую работу по постановке голоса и певческого дыхания, также идёт работа над пластикой, артистичностью, образно-стью, эмоциональностью, выразительностью исполнения произведений. Большое внимание уделяю воспитанию в детях волевых качеств, высокой нравственной позиции, музыкального вкуса, воспитанию певческой культуры, культуры поведения на сцене – «быть настоящими артистами». Важную роль играет подбор репертуара. Песенный репертуар подбираю в зависимости от индивидуальности ученика, возраста. Репертуар должен быть доступным пониманию, должен расширять «интонационный багаж» учащихся, приучать их к восприятию современных, классических образов, гармонии и других средств музыкальной выразительности. Учитываю воспитательные задачи, вокально – технические возможности и интересы своих учеников. В работе стараюсь использовать малоизвестные школьной аудитории песни, фольклор, несложные произведения классики. В работе над развитием музыкальных способностей большое внимание уделяю распеванию и постановке голоса, развитию звуковысотного слуха, ладотонального слуха, чувство ритма, дикции, артикуляции, мимики, тембрового слуха, дыхания, чистоты интонации, артистичности. Благодаря регулярным, систематическим занятиям развиваются творческие способности детей и проявляются признаки одарённости. Только многолетние совместные усилия учителя, учеников, их родителей, помощи администрации школы дают свои высокие творческие результаты. Автор - Попова Лидия Викторовна, педагог дополнительного образования, учитель музыки МБОУ Кочетовская СОШ Мичуринский район, Тамбовская область | |
Категория: Разное | Добавил: мелодия (21.07.2013) | | |
Просмотров: 849 |
Всего комментариев: 0 | |