Главная » Статьи » Методическая копилка » Разное

НЕАДЕКВАТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЁНКА, ПРИНЦИПЫ И ПРИЁМЫ ОБЩЕНИЯ С НИМ
НЕАДЕКВАТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЁНКА, ПРИНЦИПЫ И ПРИЁМЫ ОБЩЕНИЯ С НИМ

Практическая деятельность многолетней работы с детьми показывает, что молодые педагоги, родители детей порой находятся в растерянности, когда ребенок начинает вести себя неадекватно. Обычно, таких детей называют непослушными и неуспешными. Родителями движет желание разобраться, почему их ребенок неадекватно себя ведет, почему с ним не хотят дружить другие дети, почему одни агрессивны, а другие – замкнуты, у одних преобладает избыточная эмоциональность, а у других снижена самооценка. Чем неуспешные дети отличаются от других? Чем раньше мы ответим на этот вопрос, тем эффективнее будет коррекционная работа с ребенком.
Бессмысленно учить ребенка считать и писать, если у ребенка не сформирована усидчивость, внимание, работоспособность, представление об уровнях пространства, если он не умеет переносить звуковую информацию в символы, не совершает переход из времени в пространство. Детский мозг развивается неравномерно, а следовательно его функции также развиваются неравномерно. Мы часто говорим, что ребенок плохо нас понимает, имеет проблемы с восприятием информации. Однако это не проблемы ребенка. Дети имеют право что-то не понимать. Это – ситуация для взрослых, именно они должны найти способ организации среды обучения для этих детей, так как среда развивает и определяет самого человека.
Отличительной чертой неуспешных детей является эмоциональная неустойчивость, поэтому, в первую очередь необходимо начать работу по нормализации психических функций ребенка, а затем планировать процесс обучения.
Встречая ребенка с неадекватным поведением, молодой педагог порой теряется, не знает, что делать с ним, не может дать рекомендации и родителям по воспитанию. Проблемы неуспешного ребенка никогда не сумеют решить лишь один специалист. Например, гиперактивный ребенок может иметь какое-то заболевание, но установить его диагноз учитель не может. В процессе же коррекции учитель станет главным действующим лицом, а врач и психолог должны стать его консультантами.
Каждый учитель должен уметь различать детей
- С задержкой в психическом развитии.
- Искаженным (дисгармоничным) развитием.
- С психологическими проблемами на фоне соматических заболеваний.
Только правильная организация системы наблюдения за детьми может дать достоверный прогноз, кто из ребят будет иметь проблемы в обучении и социальной адаптации, знать причины неадекватного поведения ребенка, принципы и приемы общения с ним, позволит учителю, родителю, формировать новые отношения к своему ребенку, улучшить качество его личности, нормализовать обстановку в школе, классе, семье.
Неврозы у детей и подростков - самый распространенный вид нервно¬психической патологии. Неврозы проявляются в виде повторяющихся движений, подергиваний, сосания пальцев, карандашей, обкусывания ногтей и тп. Более выраженными невротическими симптомами являются заикание, тики, энурез, бессоница. В юношеском возрасте характерны навязчивые мысли и страхи, тревожно-депрессивный фон настроения.
Первоначально неврозы представляют эмоциональное расстройство, возникающее преимущественно в условиях нарушенных отношений в семье, прежде всего с матерью, которая обычно является наиболее близким для ребенка лицом в первые годы его жизни. Не меньшую роль в последующие годы играют отношения с отцом, если он не способен своевременно разрешить личностные проблемы развития своих детей.
Принципы общения с нервозным ребенком:
1. Психотерапия - ведущий метод лечения неврозов.
2. Семейная психотерапия рассматривается как метод восстановления функционального единства семьи посредством нормализации отношений и психического здоровья ее членов.
3. Коррекция отношений между родителями.
4. Спокойная речь, умение выслушивать ребенка.
5. Внушение ребенку о его индивидуальности.
6. Метод подбадривания - совместная деятельность ребенка и взрослого.
7. Правильная организация досуга и четкое соблюдение режима дня.
Конфликтный ребенок - это ребенок, который вступает в разногласия с окружающими его людьми.
Детские ссоры, с ними встречается в жизни каждый учитель и родитель.
Существует много факторов, которые вызывают ссоры и способствуют развитию конфликтности. Драка - хороший способ привлечь к себе внимание и показать своё превосходство над другими. Есть дети, которые постоянно «ищут» себе неприятности. Они специально провоцируют других на конфликт, а в итоге сами оказываются жертвой конфликта. Конфликтное поведение ребёнка является тем сигналом педагогу и родителю, который нельзя пропустить.
Принципы общения.
1. Взрослые сами должны изменить свое поведение.
2. Не обсуждать в присутствии ребенка проблемы его поведения.
3. Пресекайте попытки ребенка провоцировать ссоры.
4. Не стремитесь прекратить ссору, обвиняя другого ребенка в возникновении конфликта и защищая своего.
5. Объективно разбирайтесь в причинах конфликтных ситуаций.
6. Старайтесь вместе с ребенком находить способы выхода из конфликтных ситуаций.
7. Не всегда вмешивайтесь в ссору детей. Дети часто находят общий язык.
8. Вмешивайтесь только в том случае, когда ваш ребенок бывает явной «жертвой» конфликта.
Гипервозбудимые дети - примета сегодняшнего дня. Это дети, хуже концентрирующие внимание и более подвижны, склонны к резким переменам настроения, чрезмерному проявлению эмоций, невнимательны, с нарушением координации движения и затруднениями в учебе. Этот ребенок постоянно и бесцельно двигается, хватает и бросает предметы, раскачивает ногами, размахивает руками, гримасничает, безостановочно болтает, много фантазирует.
Эмоциональные нарушения проявляются в виде всплесков. Этим детям постоянно приходят в голову какие-то идеи, часто самые невероятные.
Плохая успеваемость объясняется тем, что этим детям трудно фиксировать свое внимание на одном предмете. Гипервозбудимому школьнику трудно организовать себя, поэтому он вечно что-то не успевает и отвлекается на постороннее. Особенно туго у них с абстрактным мышлением, с трудом даются рассуждения о времени и пространстве.
Принципы общения и способы помощи.
1. Создание для ребенка спокойной атмосферы в школе и дома.
2. Соблюдение строгого распорядка дня.
3. Организация дружбы ребенка со сверстниками со спокойным характером.
4. Организация правильного питания.
5. Обучение в классе с наполняемостью не более 15 учеников, продолжительностью урока - 35 минут, занятие за отдельной партой.
Беспокойный ребенок - это ребенок с особо эмоциональным реагированием на все происходящее вокруг. Ребенок, у которого наблюдается ярко выраженная обидчивость, смена настроения (то слезы, то смех). Этот ребенок не научился управлять своими эмоциями в определенной ситуации. Ребенок стремится привлечь к себе внимание неадекватными способами. Взрослые не всегда выбирают правильный такт поведения. Они начинают ругать ребенка за «истерики», «кривляния», не разбираясь в причинах странного поведения. Порой ребенок без причины становится молчаливым и замкнутым. Он постепенно отдаляется от родных и близких.
Принципы общения с беспокойным ребенком
1. Изменение взаимоотношений в семье.
2. Своим поведением показывайте ребенку пример: сдерживайте свои эмоции. Ведь он подражает вам в своем поведении.
3. Уделяйте ребенку достаточно внимания, пусть он никогда не чувствует себя забытым.
4. Избегайте крайностей: что можно и чего нельзя делать ребенку
5. Не надо потакать ребенку, изменяя свои требования.
Замкнутый ребёнок - необщительный, скрытный, не хочет вступать в контакт, не знает как общаться. Замкнутость ребенка обычно имеет в раннем возрасте такие проявления, как беспокойство, эмоциональная неустойчивость, общий сниженный фон настроения; ухудшение аппетита и нарушение сна из - за малейших изменений в укладе жизни (переезд на дачу, поездка в гости и т. д.). Для этих детей характерны также страх перед чужими людьми, долго не проходящее беспокойство и скованность в незнакомой обстановке.
Такой ребенок сильно привязан к матери и очень болезненно переносит даже непродолжительное ее отсутствие.
Принципы общения с замкнутым ребенком
1. Стремитесь сами стать для ребенка примером эффективно общающегося человека.
2. Подчеркивайте преимущества и полезность общения.
3. Расширяйте круг общения вашего ребенка, приводите его в новые места и знакомьте с новыми людьми.
4. Если вы заметили, что, несмотря на ваши усилия, ребенок становится все более замкнутым и отстраненным, обратитесь за консультацией к психологу, который профессионально поможет решить эту проблему.
Агрессивный ребенок - это ребенок с особым эмоциональным реагированием на все происходящее вокруг, с ярко выраженной обидчивостью, со сменой настроения (то слезы, то смех), не научившийся управлять своими эмоциями в определенной ситуации.
Агрессивный ребёнок- это ребёнок со специфической формой действий, характеризующихся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому человеку или группе лиц, которым субъект стремиться причинить ущерб.
Принципы общения с агрессивным ребенком.
1. Умение слушать, слышать ребенка.
2. Показывайте ребенку личный пример эффективного поведения.
3. Дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессивность, перенести её на другие объекты. 4. Любите, цените своего ребенка, принимайте его таким, какой он есть.
5. Ищите причину агрессии и устраняйте её.
6. Во время вспышки агрессии пытайтесь перенести внимание на другой объект.
Данные рекомендации, подобранные в методическом пособии помогут правильно организовать индивидуальную работу с ребёнком, помочь в разрешении конфликтных ситуаций, правильно построить взаимоотношение учителя с его учеником, родителя с ребёнком. «Знать ребёнка-это та самая точка, где соприкасаются теория и практика педагогики»- писал В.А.Сухомлинский.



Автор: Ибрагимова Ольга Ивановна
Категория: Разное | Добавил: 123456 (15.05.2013) | Автор: Ибрагимова Ольга Ивановна E
Просмотров: 1634
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]