Главная » Статьи » Методическая копилка » Разное

Режим дня
Желаю вам цвести, расти
Копить, крепить здоровье
Оно для дальнего пути-
Главнейшее условие
С.Я.Маршак

Именно правильно организованный режим дня является важнейшим условием, содействующим эффективному процессу совершенствования всех систем организма. Общеизвестно, что общее состояние организма человека - ведущий фактор работоспособности. На уровень работоспособности человека большое влияние оказывает утомление. Повышение работоспособности можно обеспечить упражнением ,тренировкой ,систематическим выполнением работы в определенных возрастных нормативных границах. Но более эффективно повышает работоспособность и способствует полноценному отдыху человека правильная организация всего режима суток-времени бодрствования и сна. Именно правильно организованный режим дня является важнейшим условием, содействующим эффективному процессу совершенствования всех систем организма. Режим человека в школьном возрасте своеобразен, он требует определенного подхода.
Если спросить каждого из вас: «Каков ваш режим?», многие ответят: «У меня его нет». А между тем режим имеет каждый, только у одних он правильный, а у других нет.
Совсем не обязательно, чтобы ваш день минута в минуту укладывался в рамках режима. Свой распорядок вы строите так, как удобнее и лучше для вас. Например, вставать вы можете без четверти семь или, наоборот, минут десять, пятнадцать восьмого, все зависит от того, далеко ли ваша школа. Соответственно ложиться спать на пол часа раньше или позже рекомендованного времени. Так же по времени может быть сдвинут обед, и ужин, и приготовление уроков.
Важно, чтобы за свой день вы успели все, что надо сделать: и не спеша позавтракать, вовремя прийти в школу, и погулять, и сделать уроки, и, конечно хорошо выспаться, так как недосыпание приводит к быстрому утомлению и впоследствии к переутомлению, при котором невозможно успешное обучении. Необходимо, чтобы все основные элементы режима выполнялись в одно и тоже время.
Почему так много говорят о режиме? Так ли это важно? Да, это очень важно. Режим – это определенный ритм, по которому вы живете: спите, занимаетесь в школе, обедаете, гуляете, учите уроки и т.д. А правильный режим дня- это такой распорядок, когда есть чередование труда и отдыха, работы умственной и физической, чередование неподвижного сидения за столом с какими- то играми, движениями.
При правильном режиме вы все успеваете сделать, у вас хорошее настроение, активное, бодрое состояние, вы меньше устаете, и дела ваши спорятся.
Есть такие школьники, у которых особенно беспорядочно проходит вторая часть дня. Обед у этих ребят длится часами, так как вместе с поглощением супа поглощается и фантастическая повесть. Что и говорить - от такой смеси хорошего мало!
Как облегчить себе подготовку уроков, как сделать, чтобы меньше тратилось времени, а задание выполнялось лучше? Вы скажете: «Все зависит от того, сколько задал учитель .» Но даже при одном и том же задании можно дольше засиживаться за уроками и уставать больше, а можно с меньшими затратами заканчивать день.
Когда вы садитесь за уроки? Вопрос этот не простой. Ведь как часто получается. После школы долго раскачиваетесь, прохлаждаетесь, заходите к приятелю, смотрите телевизор, а там глядишь - дело к ужину идет, больше тянуть некогда, и вы садитесь за учебники.
Но мозг ваш к этому времени уже утомлен, запоминается все с трудом. А тут ужин, разговоры, какая - нибудь передача. Все это отвлекает, мешает сосредоточиться. Но вы знаете, что нельзя идти в школу с подготовленными уроками. Вы делаете усилия, заставляете себя, читаете один и тот же текст по нескольку раз, а результат ничтожен.
Такое, наверное, испытал каждый из вас, а с некоторыми школьниками это происходит систематически. И действительно, в этом случае все против усилий: вы утомлены, вас отвлекают, а кроме того, мысль, что надо спешить, уже поздно, а вы не успеваете, огорчает вас и от этого работоспособность еще более ухудшается.
А если такой распорядок у вас ежедневно, то изо дня в день увеличивается усталость, ухудшается настроение, а успехов в школе все меньше. Так при каких же условиях надо садиться за уроки?
Во-первых, отдохнувшим, т.е. через 2-3 часа после школьных занятий. Тогда большую часть уроков, а может быть и все, вы будете успевать делать до ужина.
Во- вторых, создайте необходимую обстановку: освободите себе стол, аккуратно сложите книги, тетради- этим подготавливаете, настраиваете себя а деловой лад,- выключите радио, телевизор, магнитофон. Если у вас неотложная работа, например рисование, можно включит негромкую музыку. Однако, когда вам нужно сосредоточенно вникать в смысл задачи, учить формулировки или новый текст, любая музыка будет отвлекать, мешать.
Некоторые ребята, желая быстрее освободиться, учат уроки «залпом», не вставая из-за стола. Один учебник закрывают, другой открывают. А быстрее от этого не получится. Ваш мозг утомляется, и хотя подчас вы не ощущаете это сразу, но утомление скажется в том, что вы будете читать строчку несколько раз, не понимая ее смысла. Чтобы этого не происходило, необходимо после каждого урока минут на 5-10 устраивать перерыв, в перерыве надо встать, подвигаться, что-то сделать по дому.
Перерыв не должен быть слишком длительный. Так ваше домашнее задание растянется на весь остаток дня, и отдыха настоящего не будет.
Предлагаем вам примерный распорядок дня школьника, обучающегося в первую смену. Надо помнить, что не всегда можно полностью перенести рекомендуемые режимы дня к вашим конкретным условиям .
Примерный распорядок дня для школьников, которые учатся в первую смену
Пробуждение 07.00
Зарядка, 07.30-07.50
Дорога в школу 08.30-14.30
Дорога из школы домой 14.30-15.00
Обед 15.00-15.30
Прогулка на воздухе 15.30-17.00
Приготовление домашнего задания 17.00-20.00
Ужин, свободные занятия 20.00-21.30
Приготовление ко сну 21.30-22.00
Сон 22.00-07.00

Режим имеет не только оздоровительное, но и воспитательное значение. Строгое его соблюдение воспитывает такие качества, как дисциплинированность, аккуратность, организованность, целеустремленность. Режим позволяет использовать каждый час, каждую минуту своего времени, создавая благоприятные возможности для разносторонней и содержательной жизни. Вы никогда не должны забывать слова философа Сократа, что "Здоровье - не все, но все без здоровья - ничто".

Список литературы
1. Методическая газета для учителей начальной школы. Начальная школа.- Издательский дом «Первое сентября», 2011.-18с
2. Тихомирова Л.Ф.. Как сформировать у школьника здоровый образ жизни.- Ярославль, 2007.-64с
3. Цыганов Г.В., Шемуратов Ф.А., Зотова Ф.Р. Теория физической культуры. Для абитуриентов.,1999.-116с




Автор: ЕЛЕНА
Категория: Разное | Добавил: (13.04.2013) | Автор: ЕЛЕНА E
Просмотров: 512
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]