Главная » Статьи » Методическая копилка » Разное

Методологические основы современного урока.
Процесс обучения основывается на методической системе, компонентами которой являются цели, содержание методы , средства, формы обучения. Правильный метод обучения в современном уроке влияет на формирование мировоззрения учащегося и на развитие его способностей, воспитание потребностей. 
Самая распространенная классификация методов по источнику передачи и характеру воспитания информации: словесные, наглядные, практические. Однако эти классификации не отражают приемов обучения и потребностей ученика. 
Для формирования любых понятий в современной школе должен учитываться характер познавательной деятельности учащихся, а процесс обучения любому предмету должен базироваться на потребностях учащихся . 
Обучение учащихся элементами творческой деятельности ставится выше в современном уроке и оно возможно тогда, когда содержание учебного материала не является принципиально новым ,а логически продолжает ранее изученный или знакомый материал, когда проблемные ситуации, создаваемые на уроке , находятся в «зоне ближайшего развития» познавательных возможностей. В данном случае, у учащихся появляется стремление к самостоятельному поиску ответа. 
Развитие творческих способностей можно реализовать на уроке тогда, когда ученики по заданию учителя смогут самостоятельно выполнить определённые виды действий , которые подводят их к усвоению новых знаний. Эти знания затем осмысливаются и применяются на практике при выполнении тренировочных упражнениях. 
Каждому методу обучения соответствует определенный уровень познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский. 
Для реализации цели урока учитель намечает определение задачи ,которые должны быть согласованы с потребностями ученика. Например , если учитель ставит задачи : разъяснить материалы ,то у ученика к этому времени должны появиться потребность понять этот материал. 
Таким образом, методы обучения выбираются в зависимости от дидактических целей урока и от содержания проходимого материала: 
- объяснительно –иллюстративный метод информирует о новых элементах знаний тем; 
- репродуктивный метод формирует навыки отношений между элементами знаний; 
- проблемный метод ориентирует на осознанное усвоение, воспитывает определенный тип мышления; 
- проблемный , эвристический, исследовательский методы развивают творческие способности. 
При выборе методов обучения нужно учитывать цели урока, содержание учебного материала и реальные возможности учащихся. Методы могут меняться, сочетаться в различных вариантах. Эти сочетания методов зависят от контингента учащихся, от их подготовки , наличия у них знаний и умений из опорных тем, уровня умственного развития и самого учителя. 
Я думаю, на начальной стадии обучения ученик не должен терять интерес к познанию нового, неизвестного. Небольшой возраст не помеха детям в самостоятельной работе, в поисковой деятельности, в творчестве, чему я тоже выделяю особое значение. Как всем учителям , приходиться предлагать детям писать, рисовать, решать по образцу. Я не считаю, что это неправильно, но когда она преобладает над остальными видами работы , учение становиться тягостным. На уроках, когда применяю метод проблемного или частично–поискового характера у детей заметно появляется интерес , развивается самостоятельная логика мышления, которая позволяет детям строить умозаключения. Дети моего класса уже могут доказать что-то, высказывать свое мнение, делать выводы, обосновывать свои суждения и ,потихонечку, самостоятельно приобретать знания. Работа в группах или парах, которая выдвигает современный урок, приводит к большим успехам. 
Школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знание , но и умеет использовать их в жизни. 
Каждому учителю хочется иметь в классе думающих, отзывчивых, внимательных друг к другу и к окружающим учеников. 
Очень важным фактором успешного обучения является профессионализм учителя и знание им выбранной программы. Выбор программы делает учитель, который знает особенности и возможности своего конкретного класса. 
Я работаю по образовательной системе «Школа -2100», которая помогает развивать у учеников способность добиться своей цели, умение мыслить и действовать ,решать проблемы, воспитывая личностные качества. 
Современные социально–экономические условия требуют формирования творческой личности в процессе обучения и воспитания. 
В настоящее время большое количество детей младшего школьного возраста испытывают неустойчивые, дискомфортные состояния, испытывают трудности в общении с педагогами и сверстниками. Решение этих проблем видится в достижение школьниками комфорта. Комфорт–это удовлетворение от учебной деятельности, согласованности в общении с педагогами и сверстниками, интерес к учебе, реализация способностей и возможностей ученика. 
Комфортная среда сохраняет психофизиологическое здоровье учащихся, способствует легкой включенности в образовательную деятельность и успешной самореализации. У учеников отсутствует тревожность , снижается утомленность и они готовы активно реализовать себя , получая удовольствие от пребывания в школе. 
Действие педагога по конструированию комфортной среды заключается в обеспечении наиболее благоприятных условий для взаимодействия в том, чтобы дать возможность ребенку проявиться в полной мере как личность. 
Взаимодействие всех участников образовательного процесса внутри школы порождает особую педагогическую среду. 
Взаимодействие лучше построит на основе достижения , комфортных состояний субъектов и любви. А любовь к детям в школе рассматривается, как педагогическая категория. Без любви к ребенку нельзя воспитывать «гуманную думу в человеке». Ребенок становится счастливым, когда ощущает к себе доброе отношение (доверие, уважение, требовательность, чувство меры, справедливость, доброта). 
Все педагоги знают, что интерес наиболее часто испытываемая положительная эмоция. Он является важным видом мотивации в развитии навыков, знаний, интеллекта. Если ребенку интересно, он получает удовольствие. А учитель, создавая ситуацию успеха, обеспечивает самореализацию ребенка в каком-либо виде деятельности. 
К сожалению всем легко не дается организовать процесс обучения таким. Всех педагогов это должно подтолкнуть к тому, чтобы в нашей ежедневной работе постоянно присутствовали поощрение интеллекта учащихся, поддержка и помощь, справедливое оценивание. 
Состояние комфорта несет с собой чувство удовлетворения собственной деятельности, положительные мотивы, а ее продолжении ведет к индивидуальному росту каждого учащегося. 
Исходя выше сказанного, могу подтвердить, все, что я излагала, показывает , как я стараюсь создать комфортность для успешного развития моих учеников. Они чувствуют, как я к ним отношусь: справедливо оцениваю, стараюсь создать ситуацию успеха, поддерживаю их, развивая их. 
Мои ученики активно занимаются на уроках, уверенно обсуждают, выдвигают свои версии, решают проблемы, доказывают. С удовольствием общаются, им просто хорошо вместе. 
Мы должны знать современного ребенка, его интересы, потребности, увлечения, должны владеть современными методами. Только тогда результат работы будет положительным. 


Автор: Алимова Разина Хасановна, учитель начальных классов МБОУ "Лицей №4 г.Азнакаево"
Категория: Разное | Добавил: Domik (30.03.2013) | Автор: Алимова Разина Хасановна E
Просмотров: 617
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]