Главная » Статьи » Методическая копилка » Разное |
Выступление учителя – логопеда ГБСКОУ «Азнакаевской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида» Калимуллиной Лейсен Ф
Зональный семинар для учителей начальных классов и логопедов коррекционных школ VIII вида по проблеме «Коррекционная работа по развитию речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью» Дети с нарушениями речи – это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они проявляется в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи. Основной признак тяжелого нарушения речи – резко выраженная ограниченность средств речевого общения при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Дети, страдающие такими нарушениями, обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Внятность и четкость речи зависят от многих факторов, и в первую очередь от состояния и подвижности артикуляционного аппарата. Неправильное строение артикуляционного аппарата, неразвитость, вялость мышц языка, нижней челюсти, мягкого неба, губ и как следствие их недостаточная подвижность нередко являются причиной плохого произношения. Наиболее активно участвует в образовании слов язык. От его положения, от того, какую форму он принимает (распластанный и образует желоб, кончик языка сужен и касается верхних резцов и т.п.), зависит правильное произношение большинства звуков русского языка. Чистота призношения обеспечивается, прежде всего, за счет правильного произношения согласных звуков. Овладение происходит в течение нескольких лет. Сначала дети усваивают наиболее простые в артикуляционном отношении звуки: гласные (и то не все, а в основном звуки а, у, и); согласные: м, п, б, к, г и др. На следующем этапе дети овладевают звуками ы, э, х, твердыми свистящими (с,з), звуком ль. И в последнюю очередь дети усваивают звуки, требующие более сложной работы артикуляционного аппарата, - это звук ц, группа шипящих звуков (ш, ж, ч, щ), звуки л, рь, р. Своевременное и правильное овладение ими зависит от многих факторов. Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своеобразный вдох и последующей плавный выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот. Следующим важным моментом в развитии речи является развитый фонематический слух, т.е. умение отличать речевые звуки (фонемы) от других. Это дает возможность различать близкие по звучанию слова: мал-мял, рак-лак, дом-том. Дети, имеющие нарушения речи являются объектом внимания логопеда, который проводит индивидуальные и подгрупповые занятия по коррекции звукопроизношения, развитию словарного запаса, грамматического строя речи. Нарушения речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью выражаются в том, что он не может четко дифференцировать группы звуков: звонкие и глухие, мягкие и твердые, свистящие и шипящие и т.д. Большая часть учащихся приходит в школу с явными (значительными и незначительными) дефектами речи, особенно с нарушением звуковой стороны речи, например: 1) из-за несформированности всей системы звуков дети опускают звук, заменяют его другим, например «фыфка» (шишка); 2) все звуки сформированы, но в речи смешиваются, например «цаска» (чашка); 3) неправильно сформированы отдельные звуки, поэтому они звучат искаженно, например «байкон» (балкон), «гыба» (рыба). Эти недостатки чаще всего обусловлены тем, что ребенок не различает на слух некоторые звуки (чаще шипящие, долгие и др.); у него не сформировались некоторые движения органов произношения (прежде всего губ, языка); родители, балуя детей, сами способствуют сюсюканью, искажение речи. В процессе работы над произношением важное значение имеют слух и фонематическое восприятие; моторика речевого аппарата, т.е. подвижность органов речи - языка, губ, мягкого неба, нижней челюсти. Прежде чем приступить к работе по развитию правильного произношения, необходимо обследовать речь детей. Желательно включить в обследование и такие графы: смешение звуков, здесь же отметить заикание; темп речи (замедленный, спокойный, торопливый); голос (звонкий, тихий, крикливый); звукопроизношение (правильное, затеняет, искажает: картавое, межзубное, носовое). Учителю нужно наглядно показать детям артикуляционные движения губ, языка. Но сухое объяснение артикуляции малодоходчиво, скучно детям, поэтому необходимо включать в логопедическую работу игровой материал. Звуки преподносить детям в виде разных «песенок», которые поет Веселый язычок. Каждая песенка связана с определенным конкретным образом: звука а – с комаром, звук ж – с жуком, звук ш – с сердитым гусем, звук р – с мотором машины и т.д. Подготовительные упражнения и ознакомление с артикуляцией звуков можно давать в форме сказок о Веселом Язычке, где полость рта называется домиком язычка, кончик языка – хвостиком, твердое небо – потолком, нижние зубы – крылечком, верхние зубы – дверькой, а выдыхаемая струя воздуха – ветерком. Важно, чтобы работа проводилась не только фронтально, но и индивидуально, постоянно велся учет изменений в речи детей. Чтобы выработать хорошую дикцию у ребенка, обеспечить четкое и благозвучное произношение, мы предлагаем вам уделить внимание играм для развития речевого дыхания и фонематического слуха. Следует, играя с ребенком, правильно произносить звуки в слове, обращая внимание малыша на правильное произношение. Игра способствует поддержанию интереса детей к занятиям, повышает эмоциональный фон и положительную мотивацию. Эффективность организации занятий с учениками в игровой форме подтверждена многими психолого-педагогическими исследователями. В своей работе я очень часто использую различные игры и упражнения по развитию речи детей младшего школьного возраста. Игры и упражнения используются как на групповых занятиях, так и индивидуально. Приведем несколько примеров использования игровых методов: ЖИРАФ И МЫШОНОК Цель: формирование речевого дыхания и правильного звукопроизношения. Ход игры: Ребенок стоит выпрямившись, затем встает на колени, поднимает руки вверх, тянется и смотрит на руки – вдох («У жирафа рост большой...»). Приседает, обхватив руками колени и опустив голову, - выдох, с произношением звука ш-ш-ш («У мышонка – маленький). Потом ребенок идет и одновременно произносит: Наш жираф пошел домой Вместе с мышкой серенькой. У жирафа рост большой, У мышонка – маленький (повторить 6-8 раз). ЗВУКИ ПО КРУГУ Цель: развитие фонематического слуха, распознавание звуков в контексте слова и определение их места в названии предмета. Материал: коробка с маленькими предметами или карточками с изображенными на них предметами, расположенными так, чтобы при их назывании в них слышался отрабатываемый звук; коврик, 6 коробок: 3 – зеленых, 3 – синих. Ход игры: В игре принимают участие несколько детей. Дети сидят по кругу. В центре круга на коврике лежит коробка с предметами и 6 коробок (зеленые- для мягких звуков, синие- для твердых звуков). на коробках наклеены буквы: н- начало слова, с- середина слова, к- конец слова. Дети по очереди входят в круг и выбирают в коробке одну из игрушек (карточек). Затем, по просьбе ведущего, каждый из детей встает, четко произносит название своей игрушки (карточки с изображением предмета) и определяет, где он слышит звук, который назвал ведущий: в конце, в середине, в начале слова. Затем определяет его мягкость или твердость и кладет игрушку (карточку) в соответствующую коробочку. ВОДИЧКА Цель: развитие речевого дыхания (произнесение звука на одном выдохе, протяжно), формирование правильного произношения звука С. Материал: кран с водой, картинка с изображением умывающихся детей. Ход игры: Взрослый открывает кран с водой и обращает внимание ребенка на то, как «поет» текущая из крана вода (с-с-с). Затем показывает картинку с изображением умывающихся детей и читает потешку: Водичка, водичка, Умой мое личико, Чтобы глазки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок! Взрослый вместе с ребенком повторяет потешку 3-4 раза и в заключение игры предлагает ему «спеть» песенку водички. Ребенок поет «длинную песенку», т.е. произносит звук С протяжно. КАПИТАНЫ Цель: развитие умения сочетать произнесение звука с началом выдоха, чередование длительного, плавного и сильного выдоха; развитие умения длительно произносить звук Ф на одном выдохе и многократно произносить звук П (п-п-п) на одном выдохе; активизация мышц губ. Материал: таз с водой и бумажные кораблики. Ход игры: На маленьком столе стоит таз с водой, где плавает бумажный кораблик. Ребенок сидит на стульчике и дует на кораблик, произнося звук Ф или П. Взрослый поясняет ребенку, что, для того чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы как для произнесения звука Ф. Можно дуть просто – вытягивая губы трубочкой, но не надувая щеки. Кораблик при ровном «ветре» двигается плавно и уверенно плывет к цели. «Но вот налетает порывистый ветер, - говорит взрослый, - он дует неровно: п-п-п. Ребенок повторяет и стремится пригнать кораблик к определенному месту. Взрослый следит за тем, чтобы при произнесении звука Ф ребенок не надувал щеки; звук П произносил на одном выдохе 2-3 раза и тоже не надувал при этом щеки. Заканчивая игру, ребенок и взрослый вместе поют: Ветер, ветерок, Натяни парусок! Кораблик гони До Волги-реки! ЧАСИКИ Цель: формирование навыка правильной артикуляции языка, зубов, мышц челюстно-лицевой области в стадии отправного толчка при глотании. Ход игры: Ведущий говорит: «У часов есть стрелки, которые все время ходят по кругу. При этом часовая стрелка движется очень медленно, минутная – побыстрее, а секундная – бежит очень быстро. Вот и наш язычок должен научиться ходить по кругу, как стрелки часов. Для этого необходимо открыть рот и языком по внутренним стенкам верхней и нижней губы делать круговые движения слева направо и наоборот». Дети делают упражнения по команде: «Как часовая стрелка – медленнее; как минутная – быстрее; как секундная – еще быстрее». Ведущему необходимо следить. чтобы рот был открыт, а нижняя челюсть оставалась неподвижной. РАБОТА НАД СОГЛАСНЫМ ЗВУКОМ р, рь. 1. Артикуляция звука - Язычок сидел в своем домике. Ему очень хотелось научиться петь песенку. Он улыбнулся, показал все зубки (показ учителем. повтор детьми), широко открыл домик, включил голос, быстро подбросил хвостик к верхней дверке и пустил холодный ветерок. Язычок запел «р-р-р» и почувствовал, что у него задрожал хвостик (показ). Язычок подставил бумажку и снова запел: «р-р-р». Споем песенку самолета: «р-р-р»! 2. Узнавание звука в словах. Педагог называет слова или показывает картинки. а дети узнают слова со звуками р, рь, поднимают руки или хлопают, а затем хором проговаривают эти слова. 3. Шутки-чистоговорки. Ра-ря-ря – синие моря; ро-рю-рю – репу я варю; арь-арь-арь – новый букварь; ри-ри-ри – горят фонари; ре-ре-ре – санки на горе; орь-орь-орь – у Андрюши корь; Ра-ра-ра – высокая гора; ро-ро-ро – новое перо; ру-ру-ру – коза грызет кору; ры-ры-ры – летят комары; ор-ор-ор – у Ромы топор и т.д. 4. Скороговорки. Шел Егор через двор, нес топор чинить забор. Проворонила ворона вороненка. Привет Пров Егору во двор дров гору. На горе, на горке горько ревет Егорка. ВЕСЕЛЫЙ ПОПУГАЙЧИК Цель: развитие звуко-фонематического анализа, формирование чувства ритма, развитие способности звукоподражания. Ход игры: Ведущий проговаривает слоговые ряды с отстукиванием или отхлопыванием каждого слога . Ребенку говорят: «Ты – веселый попугайчик, а попугайчики повторяют каждое слово. Сможешь ли ты повторить за мной и отстукать ребром ладони каждое слово? Будь внимателен». Ребенок и ведущий сидят друг против друга за столом. По команде ребенок начинает отстукивать и повторять слоги: а) одинаковые – Ра-ра-ра; б) со сменой темпа (медленно-быстро) – Ра-ра-ра-ра – Ра-ра-ра-ра – Ра-ра-ра-ра – Ра-ра-ра-ра – Ра-ра-ра-ра – Ра-ра-ра-ра; в) с наращиванием ряда – па - па-па – па-па-па – па-па-па-па – папа-па-па-па. Необходимо следить за достижением координации голоса и движений. ОТБОЙНЫЙ МОЛОТОК Цель: формирование навыка правильной артикуляции челюстей, зубов, мышц челюстно-лицевой области в стадии отправного толчка при глотании. Ход игры: Ведущий говорит: «Вы, наверное, видели отбойные молотки: ими работают шахтеры и дорожные рабочие вскрывают асфальт. Сейчас мы попробуем подражать этому молотку. Для этого нужно долго-долго произносить звук Д-Д-Д-Д-Д-Д. Затем дети пытаются проделать это упражнение в течение 3-4-х минут. Таким образом, игра для школьников младшего возраста – основной вид деятельности. Через игру ребенок осваивает предметный мир, знакомится с различными действиями, осваивает разнообразные роли. Детей во время игр обязательно нужно поощрять – маленькими призами (наклейками, яркими жетонами, маленькими игрушками). Можно сказать, что игра – это работа ребенка. Речь – это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих – ребенок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Окружающие должны помочь ребенку в формировании правильной, четкой речи. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливо звучащую, на примере которой формируется его собственная речь. Задача логопеда совместно с родителями убедить ребенка в том, что речь можно исправить, можно помочь ребенку стать таким, как и все. Важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия не должны быть скучными уроками, а интересной игрой. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Аксенова А.К. Обучение русскому языку во вспомогательной школе. М., 1998. 2. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей системным недоразвитием речи. М., 2007. 3. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М. Владос., 1999. 4. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. М.П., 1985. 5. Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы М., 1977. 6. Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательной школы. М., 1997. Автор: Калимуллина Лейсен Фанисовна, ГБСКОУ «Азнакаевской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида» п г.т. Уруссу, 2011 год | |
Категория: Разное | Добавил: Leisen (01.03.2013) | | |
Просмотров: 706 |
Всего комментариев: 0 | |