Главная » Статьи » Методическая копилка » Разное

Семейное чтение как фактор развития культурно-нравственного потенциала школьника
Вот я уже дорос до лета,
Я прожил жней – не сосчитать.
Теперь я знаю: счастье – это
Приткнуться к маме и ЧИТАТЬ!

Михаил Яснов

В последние десятилетия для человечества в целом все более характерным становится рационализм, подразумевающий постепенную замену духовного, эмоционально-эстетического развития личности простой информированностью. Как следствие, растет и углубляется отчуждение членов общества от культурных ценностей и установок. Многие исследования свидетельствуют о том, что все меньшее количество людей, особенно молодых, углубленно интересуются художественной классической литературой и культурой вообще.
Известно, что чтение активизирует развитие человека сильнее, чем иные средства.
Чтение способствует формированию социально ценного человека, более развитого, причем воспитать такого человека можно только с самых молодых лет. Большую роль в этом процессе играет и систематическое его приобщение к семейному чтению, и здесь значение домашних библиотек невозможно переоценить. Именно благодаря им в семье имеется возможность воспитывать любовь к книге, формировать потребность в чтении как одной из главнейших в жизни человека.
Семейное чтение занимает особое место в развитии человека, так как находится у самых истоков формирования личности. Традиции семейного чтения уходят своими корнями в далекое прошлое – об этом свидетельствуют бесчисленные колыбельные, прибаутки, песенки, потешки, считалки, скороговорки, сказки, загадки, былины…
Чтение в России всегда считалось занятием достойным и полезным, его почитали как в крестьянских избах, так и в дворянских гостиных. Дети, вообще, приобщались к книге и слову благодаря рассказам, чтению вслух, домашним театрализованным представлениям.
Семейные вечера проходили бурно, оживленно, каждый, кто хотел – мог начать читать сам, роли могли меняться: никто не оставался в стороне, активное участие принимали все члены семьи. Это был великий процесс духовного сплочения семьи, сплетение тех незримых нитей духовной близости, которые посильнее всяких формальных связей и даже экономических интересов.
В последнее время возрастает интерес к возрождению традиций семейного чтения, так как концепция современного образования базируется на формировании различных обучающих и воспитывающих сред, и понимание сущности семейного чтения позволяет рассматривать его как своего рода развивающую среду.
Семейное чтение… от этих слов веет домашним уютом конца 19- начала 20 веков. Веранды, качели, чай для всех домочадцев одновременно, одним словом, для нас это герои Чехова, Тургенева, Островского… А мы живем в совсем ином мире, окружены другими вещами, думаем и делаем все гораздо быстрее, и нет времени остановиться, чтобы заглянуть в себя, в свой внутренний мир, который должен быть богаче, чем телевизор и компьютер. А богатой наша душа может стать от общения, общения с добрыми людьми, талантливыми спектаклями и конечно хорошей книгой.
Именно о книге, о любви к чтению, о семейных и школьных библиотеках мы и повели разговор на общешкольных родительских собраниях, в которых приняли участие более двухсот родителей учащихся начальных классов.
В течение одной четверти во всех классах проходили замеры результатов общеучебных умений: скорость чтения, скорость письма, скорость вычисления.
Вторым шагом, после замеров результатов ЗУН, стало анкетирование с целью выяснения причин низкого уровня техники чтения и поиска путей решения этой проблемы совместно с родителями. В анкетировании приняло участие 224 школьника: 113 учащихся за последние 3 месяца прочли по 3 книги по собственному желанию; читают, чтобы больше узнать – 96 человек; чтобы получить удовольствие от чтения – 73; а лидируют в списке книг, которые предпочитают ребята, детективы – 152 ответа. Книги они берут в районной (148 человек), школьной (89 человек) и семейных (135 человек) библиотеках. Всего лишь в 32 семьях читают вслух любимые произведения, 96 детей хотели бы читать вместе с родителями, а большинство (144 человека) рассказывают о прочитанном своим мамам и папам, бабушкам и дедушкам.
Об итогах анкетирования, о результатах техники чтения, о поддержании интереса к чтению, о формировании семейной библиотеки и пошел разговор на родительских собраниях – это стало следующим шагом в работе школы над данной проблемой.
В собрании приняли участие: завучи, учителя, школьный библиотекарь. Ученики 4-х классов обсуждали рассказы писателя-юбиляра Д.Н.Мамина-Сибиряка из цикла «Аленушкины сказки». Ребята работали в творческих группах: одни рассказали о жизни и творчестве Д.Н.Мамина-Сибиряка, другие провели викторину, третьи инсценировали фрагменты сказок писателя. Это был наш первый опыт совместной работы на пути к повышению читательской активности детей. Но чтение текста для многих оказалось непростым делом. Плохо развита устная речь, минимальный словарный запас у многих учащихся. Цель собрания: поговорить о совместных действиях семьи и школы об оказании помощи каждому ребенку в работе с книгой.
Совместные семейные чтения любимых, а потом и необходимых книг, с последующим обсуждением, с рисунками-иллюстрациями к сказкам, былинам, которые можно сделать всей семьей – эти и другие приемы несложны, но реальны. А главное – ребенок чувствует теплое плечо мамы, добрую руку папы и понимает, что он любим, а объединила семью – книга. Родители познакомились с подробным анализом анкетирования учащихся каждой параллели. Ребята осознают, что их сверстники мало читают, практически не читают классическую литературу, мало интересуются современными отечественными и западными писателями, не пользуются спросом и исторические романы. А на собраниях разговор пошел о формировании семейной библиотеки. Специально для родителей была подготовлена презентация о книгах-друзьях, о книгах – задушевных собеседниках, о книгах, неоправданно забытых, но имеющих большое воспитательное значение для нравственного становления личности. Ведь самая важная проблема – это проблема выбора. Научить ребенка читать – только полдела, главное, привить ему вкус и интерес к чтению, помочь найти ту литературу, которая действительно обогатит его внутренний мир. Поэтому очень многое зависит от семьи. То, что в ней происходит, закладывается на всю жизнь.
Русский философ Иван Ильин с благоговением вспоминает библиотеку своего отца, из которой ему давали читать практически все. Мальчик не мог дотянуться только до верхних полок, где стояли Плутарх, Платон, Сократ… Он очень хотел прочитать книги, но получил их только тогда, когда созрел. Это – одно из главных воспоминаний всей его жизни.
Интерес к книге закладывается именно в детстве, и именно родители обладают возможностью вызвать у ребенка этот интерес, и даже такой, что книга и чтение станет неотъемлемой частью его жизни. Книга должна стать для ребенка не просто банальным инструментом получения знаний. К ней нужно формировать именно интерес как к необходимому источнику получения знаний и удовольствия. Только тогда чтение книги станет важной частью жизни человека, а телевидение и Интернет – просто дополнительным источником получения знаний.
Мало читающий ребёнок отстает в учебе не потому, что не хочет учиться, а потому, что не успевает прочитать и понять и тем более осмыслить ту или иную задачу, параграф; постепенно отставание возрастает, материал не усваивается, успеваемость и интерес к учебе снижаются.
Главный вид трудовой деятельности детей – это учеба. А чтение – это интеллектуальный труд, который они должны полюбить. А мы – педагоги и библиотекари вместе с родителями должны сделать для этого все возможное.
Очень хочется верить, что все наши усилия приведут к конкретным результатам. И они были, эти первые результаты: слова благодарности родителей, когда они уходили после собрания, заинтересованность ребят, когда они заполняли анкеты.
«Дом, в котором нет книг, подобен телу, лишенному души», - говорил Цицерон. Наполним душами наш школьный и семейные дома, вернем уют домашнего чтения в наш скоростной 21 век.


Автор: Шафигуллина Наиля Наилевна, библиотекарь МБОУ "СОШ № 3 п.г.т.Кукмор" Кукморского муниципального района Республики Татарстан
Категория: Разное | Добавил: Наиля (28.02.2013) | Автор: Шафигуллина Наиля Наилевна E
Просмотров: 757
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]