Главная » Статьи » Методическая копилка » Русский язык и литература

Разработка урока в 5 классе на тему "Письмо"
Тема: Развитие речи . Письмо
Цели урока: познакомить учащихся с историей возникновения письма, его видами; развитие практических навыков правильного оформления письма и конверта; совершенствование умения выделять обращение на письме и в речи; развитие умений различать стили речи, выражать приветствия, поздравления, свои мысли, чувства; воспитание внимательного, доброго отношения к близким и родным.
Оборудование: учебник русского языка, словарь С. Ожегова, наглядный материал.
Ход урока
1.Организационный момент (сообщение темы и цели урока)
- Тема нашего урока: « Письмо».
- Сегодня на уроке мы будем учиться писать письмо, правильно его
оформлять.
-Запишем в тетрадях дату, тему урока, эпиграф (на доске).

2. Слово учителя с элементами беседы

-Ребята, с какой целью мы пишем письмо?
- Чаще всего мы пишем письма близким, знакомым, родным, чтобы поделиться своими мыслями, чувствами, переживаниями.

-Когда мы пишем письма? Для чего мы их пишем?
- Через письма мы узнаем о жизни тех, кому пишем. В письмах мы советуем, желаем, убеждаем, спорим, рассказываем о своих делах.

3. Работа со словарем.

- Ребята,обратимся к толковому словарю Ожегова, прочитаем определение письма, адреса. Письмо - написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь. С. И.Ожегов.
- Письмо – одно из основных средств связи между людьми, учреждениями, организациями.

4. Изучение нового материала
- Письма бывают разные: деловые, дружеские, поздравительные

- Сегодня мы поговорим о личных письмах, правилах их написания, оформления.

- Смотрим на экран. Прочитайте тексты. Скажите в чем их сходство и различие? Какой из этих текстов - письмо?
1 текст
Трудно было оставаться дома первый зимний день. Мы всем классом ушли на лесные озера. В лесах было торжественно, светло и тихо. День как будто дремал. С пасмурного высокого неба изредка падали одинокие снежинки. Мы осторожно дышали на них, и они превращались в чистые капли воды. Мы бродили по лесам сумерек, обошли знакомые места. Стаи снегирей сидели на снежных рябинах.
Мы сорвали несколько гроздьев красной рябины. Это была последняя память о лете, об осени. (По К.Г.Паустовскому.)
2 текст.
Здравствуй , дорогой брат!
Большое спасибо за письмо. Я тоже очень люблю зиму. Поэтому в первый же день зимы всем классом ушли на лесные озера. Как там было торжественно, светло и тихо.
Мы специально дышали на падающие с неба снежинки. Они тут же превращались в чистые капли воды. А еще мы наблюдали за снегирями, сорвали несколько гроздьев красной рябины. Мне показалось, что мы всем классом в этот день простились с летом и осенью.
Напиши мне, как ты провел первый зимний день. Запомнился ли он тебе?
Мама и папа передают тебе привет. Ждем тебя в зимние каникулы.

Обнимаю, твоя сестра Нина.
14 декабря 2012 года

- 2 текст является письмом.
- Подумайте , с чего начинаются письма.
- Какие слова используются в качестве приветствия?
-Можно ли письмо начинать сразу же с обращения?
- Какими словами завершается письмо?
-Где ставится дата и в каком порядке?
дети отвечают на вопросы, опирась на второй текст – письмо.
Теперь напишем план письма.
План написания письма
1. Приветствие или обращение к тому, кому предназначено письмо.
2. Вступление: вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова, пожелания в его адрес.
3. Основная часть: изложение информации (рассказ), интересующий адресата.
4. Заключение: выражение уважения, любви, преданности, слова прощания.
5. Закрепление изученного материала.
1.Работа с учебником.
2. Анализ текста.
А теперь, ребята, давайте обратимся к учебнику. Прочитаем отрывок из письма
Василия Александровича Сухомлинского (упражнение)

-К какому стилю речи относится текст? (разговорный)

-Какие ещё есть стили? (повторение стилей языка)

Разговорный стиль - делимся с кем-то своими мыслями, чувствами.

-Основная мысль текста?

- О чем этот текст? (ответы детей). Отец пишет письмо сыну. Он говорит о том, что запрещает сыну покупать транзистор. Объясняет тем, что транзисторы изгнали всех птиц и т.д. Нет ни тишины, ни музыки природы.
Написание письма.

- Давайте попробуем самостоятельно написать письмо.
-У вас у каждого на столе схема с опорными словами. С чего бы вы начали писать маме? С приветствия, обращения.

Работа у доски и в тетрадях.

-Письмо мы написали.

- Теперь что нужно сделать? Правильно, запечатать в конверт и подписать.

- Что при этом надо помнить?

Дети: Надо правильно оформить конверт.

- Почему так важно правильно подписывать?

Дети: Чтобы оно дошло до того, кому пишешь.

-Правильно, чтобы не получилось, как в рассказе А.П.Чехова «Ванька» .

-А что же там произошло? (краткий пересказ)

- Как вы думаете, получил дедушка письмо? (ответы детей)

-Нет. Почему?

-Значит, очень важно не ошибиться в написании адреса.

3.Правильное оформление адреса.

Посмотрите на экран. Перед вами образцы написания адресов отправителя и получателя письма (на мониторе).

-Когда мы подписываем конверт, надо знать почтовые правила:

1. Писать грамотно, разборчиво, аккуратно.

2. Название города, поселка, областей, района и др. населенных пунктов в И.п.

Ф.И.О. отправителя в И.п.

Ф.И.О. получателя в Д.п.

3. Внизу пишется индекс предприятия связи (6 цифр - образец на конверте)

-Давайте правильно подпишем

Объяснение.

-Сначала адрес отправителя.

-Теперь адрес получателя.

-Я не случайно написала свой адрес. А почему, вы узнаете позже.

Сначала до конца оформим конверт

- Итак, конверт мы подписали, чего не хватает? - Письма.

- А письмо вы напишете дома.

6. Итог урока.
- Понравился ли вам урок?
- Что нового вы узнали?

7. Домашнее задание: написать письмо, вложить в конверт и подписать на моё имя, отправить по почте.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: (28.02.2014) | Автор: Ашрафзянова Гульзар Алисовна
Просмотров: 1219
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]