Главная » Статьи » Методическая копилка » Русский язык и литература |
Разработка урока в 5 классе на тему "Письмо"
Тема: Развитие речи . Письмо Цели урока: познакомить учащихся с историей возникновения письма, его видами; развитие практических навыков правильного оформления письма и конверта; совершенствование умения выделять обращение на письме и в речи; развитие умений различать стили речи, выражать приветствия, поздравления, свои мысли, чувства; воспитание внимательного, доброго отношения к близким и родным. Оборудование: учебник русского языка, словарь С. Ожегова, наглядный материал. Ход урока 1.Организационный момент (сообщение темы и цели урока) - Тема нашего урока: « Письмо». - Сегодня на уроке мы будем учиться писать письмо, правильно его оформлять. -Запишем в тетрадях дату, тему урока, эпиграф (на доске). 2. Слово учителя с элементами беседы -Ребята, с какой целью мы пишем письмо? - Чаще всего мы пишем письма близким, знакомым, родным, чтобы поделиться своими мыслями, чувствами, переживаниями. -Когда мы пишем письма? Для чего мы их пишем? - Через письма мы узнаем о жизни тех, кому пишем. В письмах мы советуем, желаем, убеждаем, спорим, рассказываем о своих делах. 3. Работа со словарем. - Ребята,обратимся к толковому словарю Ожегова, прочитаем определение письма, адреса. Письмо - написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь. С. И.Ожегов. - Письмо – одно из основных средств связи между людьми, учреждениями, организациями. 4. Изучение нового материала - Письма бывают разные: деловые, дружеские, поздравительные - Сегодня мы поговорим о личных письмах, правилах их написания, оформления. - Смотрим на экран. Прочитайте тексты. Скажите в чем их сходство и различие? Какой из этих текстов - письмо? 1 текст Трудно было оставаться дома первый зимний день. Мы всем классом ушли на лесные озера. В лесах было торжественно, светло и тихо. День как будто дремал. С пасмурного высокого неба изредка падали одинокие снежинки. Мы осторожно дышали на них, и они превращались в чистые капли воды. Мы бродили по лесам сумерек, обошли знакомые места. Стаи снегирей сидели на снежных рябинах. Мы сорвали несколько гроздьев красной рябины. Это была последняя память о лете, об осени. (По К.Г.Паустовскому.) 2 текст. Здравствуй , дорогой брат! Большое спасибо за письмо. Я тоже очень люблю зиму. Поэтому в первый же день зимы всем классом ушли на лесные озера. Как там было торжественно, светло и тихо. Мы специально дышали на падающие с неба снежинки. Они тут же превращались в чистые капли воды. А еще мы наблюдали за снегирями, сорвали несколько гроздьев красной рябины. Мне показалось, что мы всем классом в этот день простились с летом и осенью. Напиши мне, как ты провел первый зимний день. Запомнился ли он тебе? Мама и папа передают тебе привет. Ждем тебя в зимние каникулы. Обнимаю, твоя сестра Нина. 14 декабря 2012 года - 2 текст является письмом. - Подумайте , с чего начинаются письма. - Какие слова используются в качестве приветствия? -Можно ли письмо начинать сразу же с обращения? - Какими словами завершается письмо? -Где ставится дата и в каком порядке? дети отвечают на вопросы, опирась на второй текст – письмо. Теперь напишем план письма. План написания письма 1. Приветствие или обращение к тому, кому предназначено письмо. 2. Вступление: вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова, пожелания в его адрес. 3. Основная часть: изложение информации (рассказ), интересующий адресата. 4. Заключение: выражение уважения, любви, преданности, слова прощания. 5. Закрепление изученного материала. 1.Работа с учебником. 2. Анализ текста. А теперь, ребята, давайте обратимся к учебнику. Прочитаем отрывок из письма Василия Александровича Сухомлинского (упражнение) -К какому стилю речи относится текст? (разговорный) -Какие ещё есть стили? (повторение стилей языка) Разговорный стиль - делимся с кем-то своими мыслями, чувствами. -Основная мысль текста? - О чем этот текст? (ответы детей). Отец пишет письмо сыну. Он говорит о том, что запрещает сыну покупать транзистор. Объясняет тем, что транзисторы изгнали всех птиц и т.д. Нет ни тишины, ни музыки природы. Написание письма. - Давайте попробуем самостоятельно написать письмо. -У вас у каждого на столе схема с опорными словами. С чего бы вы начали писать маме? С приветствия, обращения. Работа у доски и в тетрадях. -Письмо мы написали. - Теперь что нужно сделать? Правильно, запечатать в конверт и подписать. - Что при этом надо помнить? Дети: Надо правильно оформить конверт. - Почему так важно правильно подписывать? Дети: Чтобы оно дошло до того, кому пишешь. -Правильно, чтобы не получилось, как в рассказе А.П.Чехова «Ванька» . -А что же там произошло? (краткий пересказ) - Как вы думаете, получил дедушка письмо? (ответы детей) -Нет. Почему? -Значит, очень важно не ошибиться в написании адреса. 3.Правильное оформление адреса. Посмотрите на экран. Перед вами образцы написания адресов отправителя и получателя письма (на мониторе). -Когда мы подписываем конверт, надо знать почтовые правила: 1. Писать грамотно, разборчиво, аккуратно. 2. Название города, поселка, областей, района и др. населенных пунктов в И.п. Ф.И.О. отправителя в И.п. Ф.И.О. получателя в Д.п. 3. Внизу пишется индекс предприятия связи (6 цифр - образец на конверте) -Давайте правильно подпишем Объяснение. -Сначала адрес отправителя. -Теперь адрес получателя. -Я не случайно написала свой адрес. А почему, вы узнаете позже. Сначала до конца оформим конверт - Итак, конверт мы подписали, чего не хватает? - Письма. - А письмо вы напишете дома. 6. Итог урока. - Понравился ли вам урок? - Что нового вы узнали? 7. Домашнее задание: написать письмо, вложить в конверт и подписать на моё имя, отправить по почте. | |
Категория: Русский язык и литература | Добавил: (28.02.2014) | | |
Просмотров: 648 |
Всего комментариев: 0 | |