Главная » Статьи » Методическая копилка » Русский язык и литература |
Образ животного - кота в произведении «Солнечное пятно» Ю.И.Коваля.
Тема. Образ животного - кота в произведении «Солнечное пятно» Ю.И.Коваля. Открытый урок по литературному чтению в 4 классе Цели урока: - развивать у детей литературный вкус, видение красоты слова и учить выражать свои чувства; - формировать умения определять и анализировать композицию произведения, характеры и поступки героев; - развивать у детей философское видение мира; - воспитывать гуманное отношение ко всему живому. Оборудование: учебник литературного чтения для 4 классов по Р.Х. Ягафаровой; макет радуги, телевизора и дерева, карточки. Ход урока I. Организационный момент: Чтение отрывка стихотворения: Не верю, что звери не говорят, Что думать не могут певчие птицы, Что только инстинкты у хитрой лисицы И пчелы не знают, чего творят. (Александр Яшин) II. Постановка целей и задач урока. - Урок начнем с улыбки. Итак, урок литературного творчества. Сегодня мы с вами будем думать, слушать, рассуждать и доказывать свою точку зрения. Как бы мы с вами сформулировали главную проблему нашего урока? (Главную проблему урока мы сформулируем словом ЖИЗНЬ). Перед вами план работы. По мере выполнения работы будем переворачивать карточки и увидим их цвета. - Ребята, сейчас у нас урок литературного чтения. Какую тему мы с вами начали изучать? Правильно. Тема: «Не верю, что звери не говорят» - Ребята, а на самом ли деле животные говорят? ( Мы понимаем их по поступкам, по поведению, привязанностью к человеку). - С каким произведением мы познакомились на предыдущем уроке? ( Рассказ «Солнечное пятно») - Кто его автор? (Юрий Иосифович Коваль) Мы справились с первым этапом урока. Перевернем карточку (появляется красный цвет) III. Проверка домашнего задания. - Какое было домашнее задание? (Выразительно читать произведение) - Покажите, как вы научились красиво читать? Виды чтения: ● «птичий базар» (жужжащее чтение) ● чтение «разведка» (учитель начинает читать новые абзацы в тексте, дети должны на максимальной скорости найти это место и продолжить читать за учителем); ● чтение по ролям (разговор писателя с котом); ● чтение диктора (ученик салиться за макет телевизора и читает отрывок текста, который взволновал его душу) - Молодцы, ребята! Вы хорошо подготовили домашнее задание. Можно перевернуть следующую карточку (появляется оранжевый цвет) IV. Решение целей и задач урока. А) Игра «Философский стол» - Во все времена философы собирались вместе и рассуждали о жизни, пытались открыть законы, по которым должны жить люди. А теперь представьте себе, что все вы – философы. Ваша цель: поговорить о рассказе «Солнечное пятно» и выразить свои мысли. -Понравился ли вам рассказ, о чем этот рассказ? (О дружбе кота и писателя, о взаимоотношениях.) - Кто главные герои рассказа? О ком говорится в рассказе? Человек – писатель. По каким словам можно определить это? Скрипучий труд - чтение отрывка, выброчоное чтение -Еще чем занимается? – рисует -Что мы узнаем об авторе? Он недавно приобрел дом, на какие средства? (работал ночами – надрывался) -Как можно охарактеризовать человека? Какой он? (Он добрый, не жадный, милосердный, любит животных, трудолюбивый.) -Кот какой? По цвету рыжий. -Какими словами характеризирует его автор? Он пират, бандит, -Почему кот охотник? Он добывает себе пищу охотой. Прочитайте эти слова. - Как характеризирует глаза? Жуткие глаза, вполне бандитские. Изумруд и лазурь горели в нем. - На какие слова реагирует кот? На слово птички. - Какое сочетание звуков в слове «птички», по-твоему, волнует кота? Сочетание звуков «птич» словно чихание - С чем сравнивается мурлыканье кота? С мотором. - Как относится автор к своему герою? - По каким словам можно догадаться об этом отношении? Какими словами называет автор непогоду? Пас- МУР -Почему произведение называется «Солнечное пятно»? - Что любят кошки? (тепло и уют) Мы отлично поработали. Поэтому откроем карточку (появляется желтый цвет). V. Физкультминутка. Кот Антипка жил у нас (встали, руки на пояс) Он вставал с лежанки в час (потянулись, руки вверх) В 2 на кухне крал колбаски (Наклоны влево- вправо) В 3 сметану ел из миски (наклоны вперед, руки на пояс) Он в 4 умывался ( наклоны головы к плечам влево, вправо) В пять по коврику катился (повороты влево - вправо) В 6 играл с мышами в прятки (хлопки спереди - сзади) В 7 хитро щурил глазки (приседание) В 8 ел и слушал сказки В 9 шел к лежанке спать, (Прыжки на месте) Потому что в 1час вставать (шагаем на месте) Открываем следующую карточку с зелёным цветом). VI. Творческая лаборатория. А) Объявляется конкурс ораторов. Каждый человек должен научиться ставить себя на место другого, видеть мир глазами других, понимать его. Представьте себя котом, писателем и расскажите о себе. Молодцы, ребята! Вы прекрасно справились с творческим заданием. Перевернем следующую карточку (открывается голубой цвет). VII. Знакомство с литературным термином «эпитет». А) Работа над формированием теоретического понятия - С какими словами сочетается в рассказе прилагательное «рыжий»? Кот, сторона, пират. А какой частью речи является слово «рыжий»? Каким членом предложения? - Вот вы и раскрали секрет первый: Всякий эпитет – имя прилагательное, определение (опорный конспект записывается в тетради). Так просто! – скажете вы. Но наше открытие тайны эпитета только начинается. Прилагательное – это подготовка эпитета, его репетиция. Откроем второй секрет. Б) Лингвистический эксперимент. (Учимся создавать эпитеты) - Записываем словосочетания: Пиратский набег, рыжее … , огненный… , рыжая кошка , тёмные …. - Эти прилагательные не являются эпитетами. Ведь они имеют конкретное, предметное значение. Раскройте его. - Пиратский набег – нападение пиратов, рыжая кошка – кошка, у которой цвет шерсти рыжий и т. д. - Можно превратить эти прилагательные в эпитеты, придав им новый, неожиданный смысл. Подумайте, что для этого нужно сделать? (заменить существительное). В) Совместное творчество. Учащиеся предлагают свои варианты, учитель – свои. Пиратский цвет, рыжее пиратство, скрипучий застольный труд, огненный бандит, рыжая сторона, тёмные прыжки. - Давайте разгадаем секрет второй. Любое ли прилагательное можно назвать эпитетом? - Итак, мы открыли Секрет второй: Не всякое прилагательное – эпитет. Только то, которое употребляется в переносном значении. (вывод заносится в опорный конспект) - Откроем третий секрет. Какую роль играют эпитеты? Эпитет рисует выразительную картину, а также помогает передать мысли и чувства автора. - Итак, что называется эпитетом? Эпитет – прилагательное, художественное определение, дающее яркую, выразительную характеристику предмету. Молодцы ребята! Вы прекрасно справились с работой над формированием теоретического понятия. (открывается синий цвет) VIII. Подведение итогов урока. - сделаем краткое обобщение урока, заполнив маленькую анкету (листочки на партах) Напишите на листах: 1. Какой герой больше всего понравился? 2. Какое главное слово произведения? Анализ анкет (У большинства детей любимый герой кот, а главным словом произведения – доброта) - Ребята, скажите, как называлась тема нашего урока? Почему мы так назвали наш урок? А сможет ли человек жить без природы? Почему? - Да, у каждого, кто живёт на земле самое дорогое – жизнь. У каждого – единственная жизнь, разноцветная, похожая на радугу. Поэтому любую жизнь мы должны беречь и ценить. Одним словом, жизнь-это радуга. ( Открывается последняя карточка – фиолетовый цвет. Появляется рисунок радуги со всеми цветами). IX. Задание на дом. Как вы думаете, что надо изменить в рассказе, чтобы он стал сказкой? Подготовьте свой вариант сказки (по желанию) Использованный материал. 1. Голубева Елена Альбертовна. Урок+презентация по литературе по теме: "Тайны зимы. Эпитет". Сайт pedsovet.su. 2. Э.Г.Абрарова. Урок литературы в 4 классе. ж. «Начальная школа», 2003г., №12 3. Фарукшина Луиза Хазиевна. Урок литературного чтения в 4 классе на тему: «Друзья наши меньшие - четвероногие» по произведению Юрия Коваля «Солнечное пятно». | |
Категория: Русский язык и литература | Добавил: (09.11.2013) | | |
Просмотров: 5429 |
Всего комментариев: 0 | |