Главная » Статьи » Методическая копилка » Русский язык и литература

Образ животного - кота в произведении «Солнечное пятно» Ю.И.Коваля.
Тема. Образ животного - кота в произведении «Солнечное пятно» Ю.И.Коваля.
Открытый урок по литературному чтению в 4 классе

Цели урока:
- развивать у детей литературный вкус, видение красоты слова и учить выражать свои чувства;
- формировать умения определять и анализировать композицию произведения, характеры и поступки героев;
- развивать у детей философское видение мира;
- воспитывать гуманное отношение ко всему живому.
Оборудование: учебник литературного чтения для 4 классов по Р.Х. Ягафаровой; макет радуги, телевизора и дерева, карточки.
Ход урока
I. Организационный момент:
Чтение отрывка стихотворения:
Не верю, что звери не говорят,
Что думать не могут певчие птицы,
Что только инстинкты у хитрой лисицы
И пчелы не знают, чего творят.
(Александр Яшин)

II. Постановка целей и задач урока.
- Урок начнем с улыбки. Итак, урок литературного творчества. Сегодня мы с вами будем думать, слушать, рассуждать и доказывать свою точку зрения. Как бы мы с вами сформулировали главную проблему нашего урока? (Главную проблему урока мы сформулируем словом ЖИЗНЬ). Перед вами план работы. По мере выполнения работы будем переворачивать карточки и увидим их цвета.
- Ребята, сейчас у нас урок литературного чтения. Какую тему мы с вами начали изучать? Правильно.
Тема: «Не верю, что звери не говорят»
- Ребята, а на самом ли деле животные говорят? ( Мы понимаем их по поступкам, по поведению, привязанностью к человеку).
- С каким произведением мы познакомились на предыдущем уроке? ( Рассказ «Солнечное пятно»)
- Кто его автор? (Юрий Иосифович Коваль)
Мы справились с первым этапом урока. Перевернем карточку (появляется красный цвет)

III. Проверка домашнего задания.
- Какое было домашнее задание? (Выразительно читать произведение)
- Покажите, как вы научились красиво читать?
Виды чтения:
● «птичий базар» (жужжащее чтение)
● чтение «разведка» (учитель начинает читать новые абзацы в тексте, дети должны на максимальной скорости найти это место и продолжить читать за учителем);
● чтение по ролям (разговор писателя с котом);
● чтение диктора (ученик салиться за макет телевизора и читает отрывок текста, который взволновал его душу)

- Молодцы, ребята! Вы хорошо подготовили домашнее задание. Можно перевернуть следующую карточку (появляется оранжевый цвет)

IV. Решение целей и задач урока.
А) Игра «Философский стол»
- Во все времена философы собирались вместе и рассуждали о жизни, пытались открыть законы, по которым должны жить люди. А теперь представьте себе, что все вы – философы. Ваша цель: поговорить о рассказе «Солнечное пятно» и выразить свои мысли.
-Понравился ли вам рассказ, о чем этот рассказ? (О дружбе кота и писателя, о взаимоотношениях.)
- Кто главные герои рассказа? О ком говорится в рассказе?
Человек – писатель. По каким словам можно определить это? Скрипучий труд - чтение отрывка, выброчоное чтение
-Еще чем занимается? – рисует
-Что мы узнаем об авторе? Он недавно приобрел дом, на какие средства? (работал ночами – надрывался)
-Как можно охарактеризовать человека? Какой он? (Он добрый, не жадный, милосердный, любит животных, трудолюбивый.)
-Кот какой? По цвету рыжий.
-Какими словами характеризирует его автор?
Он пират, бандит,
-Почему кот охотник? Он добывает себе пищу охотой.
Прочитайте эти слова.
- Как характеризирует глаза? Жуткие глаза, вполне бандитские. Изумруд и лазурь горели в нем.
- На какие слова реагирует кот? На слово птички.
- Какое сочетание звуков в слове «птички», по-твоему, волнует кота? Сочетание звуков «птич» словно чихание
- С чем сравнивается мурлыканье кота? С мотором.
- Как относится автор к своему герою?
- По каким словам можно догадаться об этом отношении?
Какими словами называет автор непогоду?
Пас- МУР
-Почему произведение называется «Солнечное пятно»?
- Что любят кошки? (тепло и уют)
Мы отлично поработали. Поэтому откроем карточку (появляется желтый цвет).

V. Физкультминутка.
Кот Антипка жил у нас
(встали, руки на пояс)
Он вставал с лежанки в час
(потянулись, руки вверх)
В 2 на кухне крал колбаски
(Наклоны влево- вправо)
В 3 сметану ел из миски
(наклоны вперед, руки на пояс)
Он в 4 умывался
( наклоны головы к плечам влево, вправо)
В пять по коврику катился
(повороты влево - вправо)
В 6 играл с мышами в прятки
(хлопки спереди - сзади)
В 7 хитро щурил глазки
(приседание)
В 8 ел и слушал сказки
В 9 шел к лежанке спать,
(Прыжки на месте)
Потому что в 1час вставать
(шагаем на месте)
Открываем следующую карточку с зелёным цветом).

VI. Творческая лаборатория.
А) Объявляется конкурс ораторов.
Каждый человек должен научиться ставить себя на место другого, видеть мир глазами других, понимать его. Представьте себя котом, писателем и расскажите о себе.
Молодцы, ребята! Вы прекрасно справились с творческим заданием. Перевернем следующую карточку (открывается голубой цвет).

VII. Знакомство с литературным термином «эпитет».

А) Работа над формированием теоретического понятия
- С какими словами сочетается в рассказе прилагательное «рыжий»? Кот, сторона, пират.
А какой частью речи является слово «рыжий»? Каким членом предложения?
- Вот вы и раскрали секрет первый: Всякий эпитет – имя прилагательное, определение (опорный конспект записывается в тетради).
Так просто! – скажете вы. Но наше открытие тайны эпитета только начинается. Прилагательное – это подготовка эпитета, его репетиция. Откроем второй секрет.

Б) Лингвистический эксперимент. (Учимся создавать эпитеты)
- Записываем словосочетания:
Пиратский набег, рыжее … , огненный… , рыжая кошка , тёмные …. - Эти прилагательные не являются эпитетами. Ведь они имеют конкретное, предметное значение. Раскройте его.
- Пиратский набег – нападение пиратов, рыжая кошка – кошка, у которой цвет шерсти рыжий и т. д.
- Можно превратить эти прилагательные в эпитеты, придав им новый, неожиданный смысл. Подумайте, что для этого нужно сделать? (заменить существительное).

В) Совместное творчество.
Учащиеся предлагают свои варианты, учитель – свои. Пиратский цвет, рыжее пиратство, скрипучий застольный труд, огненный бандит, рыжая сторона, тёмные прыжки.
- Давайте разгадаем секрет второй. Любое ли прилагательное можно назвать эпитетом?
- Итак, мы открыли Секрет второй: Не всякое прилагательное – эпитет. Только то, которое употребляется в переносном значении.
(вывод заносится в опорный конспект)

- Откроем третий секрет. Какую роль играют эпитеты? Эпитет рисует выразительную картину, а также помогает передать мысли и чувства автора.
- Итак, что называется эпитетом?
Эпитет – прилагательное, художественное определение, дающее яркую, выразительную характеристику предмету.
Молодцы ребята! Вы прекрасно справились с работой над формированием теоретического понятия. (открывается синий цвет)

VIII. Подведение итогов урока.
- сделаем краткое обобщение урока, заполнив маленькую анкету (листочки на партах)
Напишите на листах:
1. Какой герой больше всего понравился?
2. Какое главное слово произведения?
Анализ анкет
(У большинства детей любимый герой кот, а главным словом произведения – доброта)
- Ребята, скажите, как называлась тема нашего урока? Почему мы так назвали наш урок? А сможет ли человек жить без природы? Почему?
- Да, у каждого, кто живёт на земле самое дорогое – жизнь. У каждого – единственная жизнь, разноцветная, похожая на радугу. Поэтому любую жизнь мы должны беречь и ценить. Одним словом, жизнь-это радуга. ( Открывается последняя карточка – фиолетовый цвет. Появляется рисунок радуги со всеми цветами).
IX. Задание на дом. Как вы думаете, что надо изменить в рассказе, чтобы он стал сказкой? Подготовьте свой вариант сказки (по желанию)

Использованный материал.
1. Голубева Елена Альбертовна. Урок+презентация по литературе по теме: "Тайны зимы. Эпитет". Сайт pedsovet.su.
2. Э.Г.Абрарова. Урок литературы в 4 классе. ж. «Начальная школа», 2003г., №12
3. Фарукшина Луиза Хазиевна. Урок литературного чтения в 4 классе на тему: «Друзья наши меньшие - четвероногие» по произведению Юрия Коваля «Солнечное пятно».
Категория: Русский язык и литература | Добавил: (09.11.2013) | Автор: Мирсаева Альбина Айратовна
Просмотров: 5429
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]