Главная » Статьи » Методическая копилка » Русский язык и литература |
Состав слова. Способы образования слов.
Тема: Состав слова. Способы образования слов в русском языке. Класс: 6 класс Тип урока: урок изучения нового материала Цель: Знакомство с основными способами образования слов в русском языке. Задачи урока: Обучающая: ознакомить учащихся со способами образования слов в русском языке, научить определять способ образования слова; Развивающая: вырабатывать навык построения словообразовательной цепочки; Развивать речь, аналитическое мышление, память, внимание, воображение, творческие способности; развивать умения и навыки учащихся. Воспитательная: Воспитывать интерес к предмету, аккуратность воспитание мотивов учения , положительного отношения к знаниям. Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Формы учебной деятельности: фронтальная, работа с учебником, индивидуальная работа, исследовательская работа. Методы обучения: исследовательский, словесный, наглядный Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация, карточки с заданиями . Структура урока: I. Организационный момент II. Лингвистическая разминка III. Актуализация знаний IV. Изучение нового материала V. Закрепление нового материала. VI. Подведение итогов урока. Ход урока. I.Организационный момент Вступительное слово учителя, задающего эмоциональный настрой: Друзья мои! Я очень рада Войти в приветливый ваш класс И для меня уже награда Внимание ваших умных глаз. - Здравствуйте, дорогие ребята! Я желаю вам хорошего настроения. Тема нашего урока: Состав слова и способы образования слов в русском языке. Слайд 1 Сегодня мы с вами познакомимся с различными способами образования слов и вы должны будете принять активное участие в нашей исследовательской работе и научиться определять способ образования слова, а также строить словообразовательные цепочки. Запишите в тетрадях сегодняшнее число, тему урока и слова классная работа. (Запись на доске числа и названия темы урока) II. Лингвистическая разминка. Фонетика: в каких словах количество букв совпадает с количеством звуков? Копьё, йогурт, маяк, талия, ёмкость, здание (ответ: копьё, йогурт, ёмкость)Слайд 3-4 III.Актуализация знаний 1.Проверка домашнего задания. Проверка проходит устно. Проверяется не только наличие выполненного домашнего задания у всех учеников, но и правильность его выполнения. Особое внимание нужно уделяется орфографической грамотности. 3. Фронтальный опрос. Повторение пройденного материала. Слайд 5-6 -Ребята, давайте вспомним основные понятия, касающиеся темы «Состав слова». - Что такое морфема? (значимая часть слова.) -Какие морфемы вы знаете? (Приставка, корень, суффикс, окончание.) -Что такое приставка? Для чего она нужна? (Приставка- это значимая часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов.) -Что такое суффикс? Для чего он служит? (Суффикс- это значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.) -Что такое суффикс? Для чего он служит? (Корень – это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.) -Что такое окончание? Для чего оно служит? (Окончание-это значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов с словосочетании и предложении. Слайд 3 IV.Изучение нового материала 1. Лаборатория словообразования. Инсценировка Слово «дом». Надоело так жить: быть все время ДОМОМ. Хочется разнообразия. Стать, что ли, снова маленьким. Но как? Словообразователь. Не грустите, обратитесь за помощью к суффиксам. Суффикс «-ик-». Если хотите, я помогу вам в этом. (Становится рядом.) Слово «дом» (размышяя). ... или больше? Суффикс «-ище-». Тогда уменьшительным здесь не место. Делать большим – это по моей части. (Становится на место -ик-.) Слово «дом» (обрадовавшись). Вот это да! Настоящее волшебство: захочу стать маленьким – стану, захочу быть большим – буду! Спасибо вам, Словообразователь. Словообразователь. Это не меня благодарить надо, а ваших помощников. (Все уходят.) 3.Исследовательская работа. – Почему словообразователь назвал суффиксы помощниками? – Сегодня на уроке мы узнаем об основных способах образования слов. (На натянутую на доске нить учитель прикрепляет карточку со словом лес.) – Какой суффикс нужно добавить, чтобы сделать лес маленьким? (Присоединяет карточку с суффиксом -ок-.) – Такой способ словообразования называется суффиксальным. Запишите в тетрадь схему и название этого способа. – Какую приставку нужно добавить, чтобы из маленького леса сделать редкий лес, соединяющий лесные массивы? (Присоединяет карточку с приставкой пере-.) – Как называется этот способ? Запишите схему и название способа. В это время учитель вешает карточки с корнем -един- и окончанием -ый. – Можно ли образовать от этого прилагательного глагол суффиксальным способом? Почему? (Учитель присоединяет карточки с приставкой со-, суффиксами -я-, -ть-.) – Прочитайте из учебника название этого способа образования слов. Запишите схему и название. – Почему в слове бессуффиксный две С? – Как вы понимаете значение этого слова? (Учитель вешает на нитку карточки с приставкой о-, корнем -смотр-, суффиксами -е-, -ть-.) – Образуйте от этого слова другое бессуффиксным способом. – Могут ли окончания участвовать в словообразовании? Обоснуйте свой ответ. – Перечислите 4 морфемных способа образования слов. Итак, в зависимости от того, какие средства используются для образования новых слов, слова можно распределить на две группы: 1) слова, образованные морфологическим способом (с помощью различных морфем); 2) слова, образованные неморфологическим способом (без помощи морфем). Слайд 7 2. Показ презентации. Комментарий учителя. Морфологический способ. 1. Аффиксация (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный). Слайд 8 2. Неморфологический способ). Слайд 9 1. Морфолого-синтаксический (способ перехода одной части речи в другую 2. Сложение (сложение слов, сложение основ с помощью соединительной гласной, сложение + суффиксация, сложение сокращённых основ). Лексико-синтаксический (сращение). 3. Лексико-семантический (распад многозначного слова на омонимы). В словообразовании конкретных частей речи наиболее распространёнными являются те или иные способы. Так, в словообразовании имён существительных преобладают приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный способы и способ сложения. Имена прилагательные чаще образуются приставочным и суффиксальным способами. Глаголы чаще образуются приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным способами. Бессуффиксным способом образуются только существительные от глаголов и прилагательных. V. Закрепление нового материала. 1.Работа с учебником. Выполнение устных и письменных упражнений. 1.Выполнение упражнения по учебнику Доску делят на две части . В один столбик выписывают слова, образованные приставочно-суффиксальным способом, в другой-остальными способами. Ученики по цепочке выходят к доске и по одному слову записывают в нужный столбик, обозначая в записанных словах части, с помощью которых они образованы. 2.Выполнение упражнения по учебнику Учащиеся выполнят упражнение самостоятельно, потом учитель осуществляет проверку. За это упражнение можно поставить оценки. Физкультминутка Вышла мышка как-то раз (ходьба на месте) Поглядеть ,который час (повороты в разные стороны, пальцы «трубочкой» перед глазами) Раз, два, три, четыре (хлопки над головой в ладони) Мышки дернули за гири.(руки вверх и приседание с опусканием рук) Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой) Убежали мышки вон.(бег на месте) Слайд 10 2. Самостоятельная работа c индивидуальными карточками – Образуйте от этих глаголов слова без суффиксальным способом: бегать, поджигать, восходить. – Запишите 3–4 существительных, образованных без суффиксальным способом. Составьте с ними предложения. -Постройте словообразовательные цепочки к следующим словам: цветочный ,верхневолжский Образец выполнения задания: цветочный-образовано от слова цветок путем присоединения суффикса-чн-, следовательно, слово цветочный образовано суффиксальным способом. Учащимся раздаются карточки с индивидуальными заданиями – Определите, как образованы следующие слова, поставив напротив каждого соответствующий номер: 1 – приставочный способ 2 – суффиксальный способ 3 – приставочно-суффиксальный способ 4 – сложение (основ или целых слов) 5 – сложение сокращенных основ 6 – переход одной части речи в другую летчик парашютистка электровоз малодоступный престранный ЦБ турпоход птицефабрика учительская МГУ привстать сотрудник кресло-кровать сбербанк VI. Подведение итогов урока. Домашнее задание. Работа с сигнальными карточками. Учитель говорит тезисы. Учащиеся поднимают красную карточку, если не согласны с тезисом, зеленую – если согласны. 1. Есть четыре морфемных способа образования слов. 2. Слово ручной образовано суффиксальным способом. 3. Слово бег образовано бесприставочным способом. 4. Слово побежать образовано приставочно-суффиксальным способом. 5. Слово лесной образовано от слова лес. Рефлексия: спасибо за урок, за ваше активное участие, мне хотелось бы услышать ваши ответы на вопросы: • удовлетворены ли вы результатами своей работы на уроке? • согласны ли вы со всеми выводами или у вас есть сомнения? • что для вас было самым интересным? • достигли ли вы своей цели на уроке? • хотели бы вы продолжить исследование? Домашнее задание: подготовить основу для таблицы «Морфемные способы образования слов»; подготовить карточку для одноклассника, включив в нее 12 слов, образованных разными способами. | |
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Гулечка1593 (13.09.2013) | | |
Просмотров: 1830 |
Всего комментариев: 0 | |