Главная » Статьи » Методическая копилка » Русский язык и литература

Система работы по изучению творчества М. А. Шолохова.
Система работы по изучению творчества М. А. Шолохова.
Произведения Михаила Александровича Шолохова давно включены во все школьные программы. Книги этого писателя, признанного еще при жизни «классиком советской литературы», в течение нескольких десятилетий служили целям не только литературного образования, но и идейного воспитания старшеклассников. Сегодняшняя социокультурная ситуация диктует необходимость сконцентрировать внимание прежде всего на эстетическом и нравственном аспектах при изучении творчества писателя.
Центральным произведением М. А. Шолохова на уроках в выпускном классе в соответствии с большинством программ стал роман «Тихий Дон». Однако изучение романа я обязательно предваряю обращением к «Донским рассказам», которые, представляя самостоятельную ценность, вызывают интерес как шаги к созданию грандиозной эпопеи, ибо в них не только заложены новые типичные конфликты, которые будут развиты в романе, но и намечены присущие Шолохову средства создания характеров, черты его изобразительного и языкового мастерства.
На обзор «Донских рассказов» отвожу, как правило, 2 урока (за счёт уроков по теме «Русская литература 20 – 40-х годов»). Цель уроков - выявление шолоховской концепции Гражданской войны.
1 урок. Биография писателя. История и судьба донского казачества (доклады наиболее подготовленных учащихся). История создания «Донских рассказов». Сюжетная основа рассказов. Драматический раскол казачьего мира.
2-й урок. Острота и многогранность конфликтов. Психологизм шолоховских рассказов. Использование сказовой формы повествования. Художественные открытия Шолохова. Проблема авторской позиции. Гражданская война в понимании Шолохова.
К уроку прошу учащихся выборочно прочитать некоторые рассказы из цикла и предлагаю им ряд вопросов, которые позволяют глубже разобраться в содержании этих произведений.
Вопросы к рассказу «Родинка»:
1. В чём психологизм ситуации, лежащей в основе сюжета?
2. Как изображает Шолохов душевное состояние Николки в начале рассказа?
3. Какую роль играет портрет героя, его воспоминания о детстве, размышления перед
выступлением эскадрона?
4. Как раскрывается душевное состояние атамана?
5. Какую роль в его раскрытии играет пейзаж 3-й главы?
6. Каков центральный конфликт рассказа, в чем трагизм этого конфликта?
7. Какова, по-вашему, авторская позиция по отношению к Гражданской войне?
8. Как она выражена?
9. В чем смысл названия рассказа?
Вопросы к рассказу «Продкомиссар»:
1. Какую библейскую притчу напоминает сюжет рассказа «Продкомиссар»?
2. В чем отличие шолоховского сюжета от библейского?
3. О каких морально-этических сдвигах свидетельствует это отличие?
4. Какова позиция новой власти (областного продкомиссара, председателя ревтрибунала) по
отношению к казакам? Чем она объясняется?
5. Чья позиция в противостоянии отца и сына Бодягиных кажется вам более основательной?
6. Как относится продкомиссар Бодягин к сделанному им выбору?
7. В чем смысл двухчастной сюжетной композиции рассказа?
8. Как связаны между собой эпизоды казни отца и спасения ребенка?
9. Чем руководствуется Бодягин, спасая ребенка?
10. Как сталкиваются в рассказе социальное и общечеловеческое, христианское начало?
Вопросы к рассказу «Чужая кровь»:
1. Как воспринял дед Гаврила установление новой власти в станице?
2. Каковы причины неприятия героем новых порядков?
3. Как раскрывается в рассказе верность деда Гаврилы казачьим традициям?
4. Найдите в рассказе пейзажные зарисовки. Какие художественные приёмы использует писатель в изображении земли? Как эти описания связаны с характером главного героя рассказа?
5. Какое чувство является психологической доминантой образа Гаврилы?
6. Как проявляется в рассказе любовь Гаврилы и его жены к сыну?
7. Проанализируйте эпизод разговора деда Гаврилы с Прохором Лиховидовым. Как раскрывается в этом эпизоде психологическое состояние героя?
8. В чём своеобразие композиции диалога?
9. Какую роль играют авторские ремарки, портретные детали, жесты, мимика персонажей?
10. Как меняется настроение героев?
11. Каким образом создаётся ощущение драматической напряженности?
12. Каким авторским чувством проникнут финал эпизода?
13. Как повёл себя дед Гаврила в период продразвёрстки?
14. Что испытывает герой, увидев убитых продотрядников?
15. Какую роль в эпизоде играет портрет «белокурого»?
16. Как можно объяснить желание деда Гаврилы помочь своему недавнему врагу?
17. Как Шолохов изображает психологическое состояние Гаврилы и его жены в тот период, когда они выхаживают раненого продотрядника?
18. Сопоставьте пейзажные зарисовки: «Утро - бледная немочь ... » и «Расторопная весна уже турсучила Дон ... ». Как и почему меняется характер пейзажа?
19. Как и почему меняется отношение героя к красноармейцам?
20. Какую роль в рассказе играет повторяющееся слово «отец»?
21. Можно ли объяснить примирение Гаврилы с красными политическими причинами, принятием героем нового режима или этому можно найти иное объяснение?
22. В чём смысл финала рассказа?
23. Сопоставьте состояние духа Гаврилы в эпизоде, когда он узнаёт, что его родной сын погиб, с его состоянием в финале, когда он осознаёт, что и названый сын покидает его навсегда.
24. Сделайте вывод об авторской позиции в отношении Гражданской войны. Каков, по-вашему, нравственный идеал автора?
На изучение романа М. А. Шолохова «Тихий Дон» я отвожу 6 часов:
1 урок. «Тихий Дон» - роман-эпопея о всенародной трагедии. Духовный мир донского
казачества.
Для анализа предлагаю эпизод лугового покоса (книга 1, ч. 1. глава IX):
1. Каково настроение эпизода?
2. С помощью каких художественных средств оно создаётся?
3. Какую роль играют коллективный и индивидуальный портреты?
4. Как изображена земля в прочитанном эпизоде?
5. Какое чувство испытывают казаки от общения с землёй и друг с другом?
6. Какие литературные ассоциации вызывает у вас этот эпизод?
- Эпизод получения письма (кн. 1, ч. 3, гл. ХVII) и угрозы Пантелея Прокофьевича женить Григория (кн. 1, ч. 1, гл. Х):
1. На каких принципах строятся взаимоотношения в казачьей семье?
2. Какие этические нормы лежат в основе этих отношений?
3. Как и почему реагирует Григорий на угрозы отца?
4. Как в этом эпизоде раскрывается сходство характеров отца и сына Мелеховых?
5. Как поведёт себя Григорий, когда Пантелей Прокофьевич осуществит своё намерение женить его?
- Черты родового сходства в предыстории мелеховского рода (кн. 1, ч. 1, гл. 1).
- Связь с родным хутором, куренём (кн. 1, ч. 1., гл. ХII).
Вывод по уроку: земля и труд на ней, воинский долг, семья, хутор, курень - вот составляющие духовного мира казака, вот условия, которые сформировали характер Григория Мелехова.
2 урок. «Характер Григория Мелехова».
- Сцена лугового покоса (кн. 1, ч. 1, гл IX):
1. Какую роль в эпизоде играет изображение утёнка?
2. Какое чувство испытал Григорий, по неосторожности погубивший живое существо?
3. Как характеризует героя его состояние в этом эпизоде?
4. Почему в финале эпизода Григорий чувствует злобу?
- Переживания героя по поводу убийства австрийского солдата (кн. 1, ч. 3, гл. Х):
1. Как связаны между собой рассмотренные эпизоды?
2. Какие черты личности героя раскрываются в них?
3. Какую роль играют в диалоге братьев Мелеховых авторские ремарки? Как они раскрывают отношение героя к насилию?
4. Какие изменения произошли в портрете героя?
- Эпизод купания коня (кн. 1, ч. 1, гл. III):
1. Какие детали пейзажа раскрывают своеобразие мировосприятия героя?
2. Каковы языковые особенности данного фрагмента?
3. Какая черта духовного мира героя раскрывается в этом эпизоде?
- Сцена избиения Евгения Листницкого (кн. 1, ч. 3, гл. XXIV).
- Осмотр лошадей перед призывом на воинскую службу (кн. 1, ч. 2, гл. XXI).
- Григорий роняет «цыбарку» (кн. 1, ч. 3, гл. П).
Вывод по уроку: кровная связь с родной природой, любовь ко всему живому, страсть до буйства, обострённое чувство собственного достоинства - качества Григория Мелехова к началу Первой мировой войны.
3 урок. «Мировая война в изображении Шолохова». Сцены для анализа:
- Пейзаж, предваряющий военные эпизоды (кн. 1, ч. 3, гл. 1).
- Сцена мобилизации (кн. 1, ч. 3, гл. IV).
- Пейзаж, отражающий чувства Григория в первые месяцы войны (кн. 1, ч. 3, гл. Х).
- Позиция Чубатого и отношение к ней Григория (кн. 1, ч. 3, гл. ХII).
- Идеи Гаранжи (кн. 1, ч. 3, гл ХХIII).
4, 5 уроки. «Поиски правды Григорием Мелеховым. Гражданская война в романе». Эпизоды для анализа:
- Представление о казачьем долге (кн. 2., ч. 4, гл. IV).
- Одна из массовых сцен (по выбору) (гл. VIII, ХV, ХVII или XIX).
- Споры Григория с Извариным (кн. 2, ч. 5, гл. 11).
- Разговоры с Подтёлковым (кн. 2, ч. 5, гл. 11).
- Сцена расправы над чернецовцами (кн. 2, ч. 5, гл. ХII) .
- Переживания Григория после трагических событий (кн. 2, ч. 5, гл ХIII).
- Эпизод казни подтёлковцев (кн. 2, ч. 5. гл. ХХХ).
- Финал второй книги (кн. 2, ч. 5., гл. XXXI).
- Размежевание казачества (кн. 3, ч. 6, гл. 11 и ХХ, XXI).
- Участие Григория в казачьем восстании (кн. 3, ч. 6, гл. ХХVIII, ХХХV, ХХХVII, XLIV
6 урок. «Трагедия Григория Мелехова». (4 кн. романа, роль пейзажа, Григорий в отношениях с Натальей и Аксиньей).
После изучения романа «Тихий Дон» не могу не обратиться (обзорно) к роману «Поднятая целина». Для этого, опираясь на учащихся, прочитавших роман летом, провожу 2 урока, задача которых - помочь старшеклассникам самостоятельно осмыслить те проблемы, которые подняты автором в романе, ответить на те вопросы, которые возникают при его чтении.
1 урок: «Отражение противоречий коллективизации в романе «Поднятая целина». Анализ массовых сцен, связанных с раскулачиванием:
- Гл. IV (собрание). (Отношение к кулакам беднейшей части хутора. Драматизм,
конфликтность эпизода. Роль авторских ремарок).
- Гл VI. Раскулачивание Тита Бородина.
- Гл. VII. Фрол Дамасков (Рваный).
- Гл. VIII. Тит Бородин.
- Гл. IX. После раскулачивания. Собрание о вступлении в колхоз.
- Гл. XI. Раскулачивание Семёна Лапшинова (эпизод с гусыней).
- Гл. XVIII. Распределение кулацкой одежды.
- Ход дедом Щукарём (снимает напряжение, выводит из драматической ситуации).
2 урок: «Юмор в романе. Дед Щукарь» .
. Эпизоды для анализа:
- Щукарь при раскулачивании Тита Бородина (кн. 1, гл. VIII).
- Щукарь зарезал телушку (гл. ХV, ХVII).
- История с лошадью. Почему прозвали Щукарём (гл. XXXI).
- Щукарь во время покушения на Нагульнова (кн. 11, гл. 9).
- Злоключения Щукаря (кн. 11, гл. ХVIII, XIX).
- Щукарь после смерти Давыдова и Нагульнова (гл. XXIX).
И завершающие 2 урока по творчеству М. А. Шолохова посвящаю теме войны в его произведениях (за счёт часов в разделе «Великая Отечественная война в литературе 40-х годов и последующих лет»).
1 урок: «Шолохов-публицист. Рассказ «Наука ненависти» и роман «Они сражались за Родину».
2 урок: Рассказ «Судьба человека» (обобщение изученного в 9 классе).
Дома одиннадцатиклассники работают над сочинением на одну из предложенных тем.
Творчеству писателя-земляка посвящаю не только уроки, но и внеклассную работу.
На традиционном факультативе «Теория и практика сочинений разных жанров» (9- 11 классы) стараюсь развивать творческие способности детей, предлагая им поработать над «нелитературными» темами, например: «Путешествие по шолоховским местам», Портретный очерк «М. А. Шолохов», «Анализ фильма С. Бондарчука «Судьба человека».
Вот ряд вопросов для анализа отдельных, наиболее значимых эпизодов фильма:
- В каких тонах изображена мирная жизнь Андрея Соколова? Почему картины мирной жизни начинаются с эпизода строительства дома? Что сообщается об этом строительстве в рассказе? Почему краткую фразу Шолохова Бондарчук разворачивает в целый эпизод?
- Какова атмосфера последнего предвоенного эпизода картины? С помощью каких деталей она создается? Сопоставьте этот эпизод с эпизодом возвращения Соколова на родное пепелище.
-Проанализируйте эпизод расстрела пленных. Для чего вопреки литературному первоисточнику авторы фильма показывают среди расстреливаемых доктора?
- Эпизод побега. Каким образом создается динамичность сцены? Какую роль играет образ леса? Как изображено взаимодействие человека и природы?
- Объясните назначение ряда эпизодов фильма, которых нет в рассказе Шолохова. Для чего, на ваш взгляд, режиссер включает в фильм короткий эпизод в карцере?
- Какое место занимает в шолоховском тексте рассказ героя о работе в каменном карьере? Каково место соответствующего эпизода в фильме Бондарчука? Как раскрывается в этом эпизоде характер Соколова?
- Сцена с лагерфюрером Мюллером. Какую роль выполняет изобразительный ряд и музыкальный фон в эпизоде перехода Соколова через лагерный двор? Какой эффект создает своеобразный ракурс съемки (небо показано снизу через колючую проволоку)?
- Проследите за мимикой героев в эпизоде разговора в комендантской. Как меняется настроение Мюллера? Каким показан враг в этом эпизоде? Как раскрывает его характер интонация речи и жестикуляция? Почему режиссер строит эпизод преимущественно на крупных планах? Зачем даны крупные планы немецких офицеров, сидящих за столом? Какие оценки поведения Соколова выражают их лица? Как передает С. Бондарчук в этом эпизоде «достоинство и гордость» своего героя?

- Почему сцену в комендантской можно считать кульминационной в картине?

- Соколов и Ванюшка. Как произносит Соколов слова «неправды» в автомобиле? Что
выражает его интонация? Какими кинематографическими средствами раскрывают авторы фильма силу переживаний героя?

- Как выстраивает режиссёр начальный и финальный эпизоды фильма? Какую роль играют в них образы земли, неба, талой воды?
Безусловно, предлагаемая система изучения творчества Шолохова - это лишь один из многочисленных путей преподавания данной темы, который, однако, сможет оказать помощь учителю в его творческой работе.


Автор: Гаркушенко Валентина Алексеевна, преподаватель русского языка и литературы МБОУ СОШ №1 г. Гуково Ростовской области. 
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Суля (13.06.2013) | Автор: Гаркушенко Валентина Алексеевна
Просмотров: 6245 | Комментарии: 2
Всего комментариев: 2
2  
Спасибо за комментарий! smile

1  
Спасибо за интересный  материал! Попробую использовать в 11 классе  в новом учебном  году.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]