Главная » Статьи » Методическая копилка » Русский язык и литература

Конспект урока в 6-м классе. Буквы Ч и Щ в суффиксе -чик (-щик
Цель урока: формировать умение правильно определять, какой суффикс необходимо писать в существительных: -чик или -щик. 
Задачи: Обучающие: научиться узнавать суффиксы -чик (-щик); правильно писать суффиксы -чик(-щик); устно рассуждать и письменно объяснять условия выбора букв ч и щ в суффиксах.
Развивающие: развивать орфографическую зоркость, умения сравнивать и рассуждать, обобщать, делать выводы; развивать творческие способности учащихся.
Воспитательные: вызвать интерес к изучаемой теме, пробудить у учащихся уважение и любовь к родному языку.
Тип урока: урок изучения нового материала с использованием деятельностного подхода.
Формы обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Методы: словесный, наглядно-иллюстративный, частично-поисковый

План урока:
I. Организационный момент.
– Вы обратили внимание на необычную запись на доске, чего здесь не хватает? (Нет темы урока).
– Оставьте свободную строчку в своих тетрадях. Тему урока вы попробуете сформулировать самостоятельно, и мы вместе ее запишем.
– Сегодня мы продолжаем работу с частью речи нам уже знакомой:
Я в языке одни предметы называю,
Запомните, друзья, – вот главный мой секрет:
Когда процесс и признак я обозначаю,
То их всегда представлю как предмет.
– Что это за часть речи? (Существительное)
– А начнем мы сегодня с орфоэпической разминки.
– Что изучает орфоэпия?
– Вступительное слово учителя:
Сегодня на уроке мы будем говорить о профессиях, а поможет нам морфема. Какая? Догадайтесь, прослушав стихотворение-загадку:
Маленький, но удаленький
Живет в слове, в его основе.
Слов значенье меняет в мгновенье.
Было море - стал моряк.
Была рыба - стал рыбак.
Был дом - стал домище.
Был топор - стал топорище.
Превратилась школа - в школьника.
Школьный двор - в седого дворника. (суффикс)
Зачитывается эпиграф к уроку.
Почему писатель дал такое наименование суффиксу?
Сам же он объясняет это таким образом: "Так мне явственнее, зримее, что ли, становится его поистине изумительная работа в языке: творить новые слова ".
Как могут быть связаны профессии и суффиксы?
II. Изучение новой темы Ученик у доски записывает слова под диктовку учителя: барабанщик, пулеметчик, резчик, красильщик.
– Какая морфема в словах вызывает затруднение в написании? (Суффикс)
– Почему? (Произношение и написание не совпадают)
– Выделите суффиксы в существительных.
– Кто уже сможет сформулировать тему урока? (записываем на доске).
– Чтобы правильно выбрать суффикс, необходимо знать правило. Мы попробуем его сформулировать сами.
Запись под диктовку у доски и в тетрадях:
Докладчик Мойщик
Советчик Стекольщик
Заказчик Каменщик
Переписчик Компьютерщик
Перебежчик Шарманщик
(выделить суффиксы)
– Что, по-вашему, является условием выбора орфограммы? (Согласная перед суффиксом, подчеркнуть в каждом слове)
Выписать: д-т, з-с, ж – -чик
Остальные – -щик
– Кто подскажет, как может звучать наше правило?
– Правильность ответа проверим в учебнике на стр. 102
– Ребята, кто догадался, какое значение придает суффикс -чик существительному? (Суффикс-чик придает существительному значение лица, причем мы можем догадаться и о профессии этого лица).
3. Словарная работа. Копировать, профессия, арматура, бетон, агент.
В слове копировать (снимать с чего-нибудь копию; внешне подражать кому-нибудь, передразнивать)ударение падает на второй слог. В слове агент (представитель какой-нибудь организации, обычно ходит, ездит по делам организации, фирмы, торговый агент,страховой агент) ударение падает на второй слог.
В слове профессия (род занятий, трудовой деятельности) пишутся две буквы "с”.
В слове бетон (строительный материал из смеси цемента с водой, песком и щебнем, твердеющий после укладки) после буквы "б”пишется "е”.
В слове арматура (железо, металлическая проволока) после буквы "м” пишется "а”.
Записывание словарных слов в тетрадях.
Как называют людей, занимающихся этим:
• работает в бане (банщик) - зап-е на доске;
• ремонтирует крыши (кровельщик);
• любит жаловаться (жалобщик);
• захватывает чужие территории (захватчик);
• советует, дает советы (советчик);
• читает доклад (докладчик);
• рассказывает что-то (рассказчик);
III. Физкультминутка
А) Гимнастика для глаз
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5.повторить 4-5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.
3. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабить глазные мышцы, посмотреть вдаль на счёт 1 – 6. Повторить 2-3 раза
Б) Для улучшения мозгового кровообращения
1. Исходное положение (и.п.) –сидя на стуле.
1 – голову наклонить вправо; 2 – и.п.; 3 – голову наклонить влево 4 – и.п.; 5 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать; 6 – и.п. (Повторить 3-4раза. Темп медленный).
2. И.п. – сидя, руки на поясе. 1 – поворот головы направо; 2 – и.п.: 3 – поворот головы налево;4 – и.п.( Повторить 4-5 paз. Темп медленный.)
3. Упражнение для мобилизации внимания (можно включить перед творческой работой)
И.п. – стоя, руки вдоль туловища. 1 – правую руку на пояс; 2 – левую руку на пояс; 3 – правую руку на плечо; 4 – левую руку на плечо; 5 – правую руку вверх; 6 – левую руку вверх; 7-8 – хлопки руками над головой; 9 – опус¬тить левую руку на плечо; 10 –правую руку на плечо; 11 – левую руку на пояс; 12 –правую руку на пояс; 13-14 – хлопки руками по бедрам.
IV. Закрепление 1. Выявление суффикса. «Четвертое лишнее»
Объездчик, разведчик, водопроводчик, фонарик (лишнее «фонарик», т.к. у него нет суффикса -чик).

2. Игра «Кто я такой?» (ученик у доски)

– Работник, занимающийся разноской, доставкой чего-нибудь? (Разносчик)
– Человек, выписывающий газету или любое другое периодическое издание? (Подписчик)
– Рабочий, специалист по кирпичной каменной кладке.(Каменщик)
– Рабочий, специалист по типографскому набору. (Наборщик)
– Работник, ведущий учёт кого-нибудь, чего-нибудь. (Учётчик).
(Если появились затруднения со словом наборщик, можно посмотреть определение слова в Толковом словаре) НАБО́РЩИК, -а, м. Рабочий, специалист по типографскому набору.
Составьте 3-4 предложения, используя любые из записанных слов (сильным можно предложить составить текст)
№244
245
247
248
3. Еще одно задание на внимание. – Чтобы проверить, насколько внимательно вы изучили правило о суффиксах -чик,-щик, определите: соответствует ли указанному правилу написание данных слов?
1. Рубчик, рукавчик, тюльпанчик.
2. Ключик, кирпичик, кузнечик.
3. Самоварчик, трамвайчик, барабанчик.
4. Фонарщик, барабанщик, наборщик.
(Не во всех рядах слов существительные содержат суффиксы -чик и -щик: во втором ряду существителен имеют уменьшительно-ласкательный суффикс -ик, а в первой и третьей группах слов суффикс –чик придает словам значение маленького предмета. Только существительные четвертой группы соответствуют изученному сегодня правилу).
4. Комментированное письмо:
1. Барабанщики яростно колотили в барабаны.
2. Побывав у заказчиков, Саша зашел на минутку к сестре.
3.. По колеблющимся мосткам сновали грузчики.
4. Рабочие передавали сменщикам станки.
5. Жестянщики работали на глазах всей улицы.
6. Резко сигналили шофёры, покрикивали возчики, сновали грузчики в форменных фуражках.
СНОВА́ТЬ, - торопливо двигаться туда и сюда. Народ снуёт по улице.
II. СНОВА́ТЬ, сную, снуёшь; несов., что (спец.). Подготовлять основы для тканья. С. пряжу. Сновальная машина.
V. Творческое задание
Ребята в течение пяти – семи минут должны составить небольшой текст с использованием слов с суффиксами -чик, -щик на тему "Мир профессий”
Прослушивание 2-3 текстов.
VI. Итог урока:
– Над какой орфографической проблемой мы сегодня работали?
– Для чего надо знать значения суффиксов?
– Какую роль играют в языке суффиксы?
Рефлексия - Что по вашему вам было легко узнать, а где были затрудения?
- Понравился ли вам урок?
VII. Оценки.
VIII. Домашнее задание: П. 44. Упр. 249.Подготовиться к словарному диктанту
Карточка №1
1. Определите морфемный состав слов.
Переплётчик, докладчик, гардеробщик, сварщик, переписчик, резчик, стекольщик, перебежчик.
2. Определите, после каких букв пишется суффикс ЧИК, а когда ЩИК.
3. Какое значение придаёт суффикс данным словам.
Карточка 2.
1. Выделите в словах суффикс.
1) Ключик, кирпичик, кузнечик.2) Самоварчик, трамвайчик, барабанчик.3) Фонарщик, грузчик, барабанщик, лётчик.
Во всех ли рядах существительные содержат суффиксы –чик-, -щик-?
Какое значение придают словам суффиксы существительных в первой, второй группах слов?
А в третьей?
2. Сделайте вывод: какое лексические значение имеют слова, в которых происходит чередование согласных Ч, Щ в суффиксе.
Карточка 3. Подберите устно к этим выражениям по смыслу слово с суффиксом –чик-, -щик-.
1.Самолёт вёл опытный пилот.
2.Игравший на ударном инструменте ушёл в другую группу.
3.Все подписавшиеся будут получать газету.
4.Инициатором драки был Серёжа.
5.Смазывающий колёса закончил свою работу.
6.Папа Карло по профессии был…
Карточка 4.
1.Запишите слова, вставляя недостающие буквы.
Развед..ик, объезд..ик, водопровод..ик, атом..ик, проход..ик, доклад..ик.Смаз..ик, воз..ик, рез..ик, груз..ик.
Разнос..ик, перепис..ик, заправ..ик
2. Обозначьте орфограмму (выделите суффикс и подчеркните букву).
От данных слов образуйте существительные с суффиксом –чик-, -щик-. Запишите их в два столбика.
Обход, заправить, заказать, перебежать, погрузить, объезд, обкатать, подписать, атом, проход, перевод.
3. Составьте объявление с перечнем профессий, по которым требуются рабочие на предприятиях нашего города. Обозначьте морфемы в существительных.




Автор: Ахметханова Алсу Хамитовна
Категория: Русский язык и литература | Добавил: (12.05.2013) | Автор: Ахметханова Алсу Хамитовна E
Просмотров: 2317
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]