Главная » Статьи » Методическая копилка » Русский язык и литература |
Урок литературы в 8 классе на тему «Образ матери в поэзии военных лет» (Сопоставительный анализ баллад А. Дементьева, М. Джалиля)
Тип урока: комбинированный. Вид урока: презентация с применением групповой формы работы. Использованные технологии: информационно- коммуникативные, развитие критического мышления через чтение и письмо, метод проектов. Деятельность учащихся: • развернутые ответы по опережающим заданиям • исполнение стихотворений (декламация, инсценирование, музыкальное сопровождение) • выбор и обоснование позиции • выполнение поисковых заданий • классификация дидактического материала Цели урока: • обучающие: познакомить с поэзией А.Дементьева, М.Джалиля; показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяет высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя; обучать сравнительному анализу произведений; • развивающие: развивать познавательные способности учащихся; коммуникативные и информационные компетенции: раскрывать творческий потенциал учащихся; • воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, способность к сопереживанию, создавать условия для становления мировоззренческой позиции учащихся. Методические приемы: групповая форма работы детей, чтение и анализ стихотворений, защита проекта, межпредметные связи (литературы, истории, информатики). АМО: ассоциативный ряд,работа в группах (пражский метод) самостоятельная работа с литературой Оборудование: медиапроектор Используемые ЦОР: мультимедийная презентация Предварительная работа: учащиеся распределяются на творческие группы, каждая из которых выполняет индивидуальное опережающее задание Опережающие задания для группы аналитиков(1и 2): 1.Подобрать эпиграф к теме урока и прокомментировать. 2.Представить стихотворение (декламация, инсценирование). 3.Дать анализ баллады (определить тему, идею, авторскую позицию и т.д.) 4.Определить принцип построения произведения. Опережающие задания для группы теоретиков(3): 1.Познакомить с творческой биографией поэтов. 2.Предоставить краткие сведения по истории создания стихотворений А.Дементьева «Баллада о матери» и М.Джалиля «Праздник матери» Ход урока. Инициация: На доске два плаката: на одном напечатано слово МИР, на другом- ВОЙНА. Ученики подбирают эпитеты к этим словам и записывают на плакате (работа в подгруппах) Объясняют свой выбор. I. Вступительное слово учителя. Сегодня мы с вами поговорим о двух известных поэтах русской и татарской литературы - Андрее Дементьеве и Мусе Джалиле. Их жизненный и творческий путь разный, но есть тема, которая объединила их творчество - это тема матерей военного лихолетья. Лирический образ матери в нашей литературе появился в начале прошлого века с С. Есенина в русской и М. Джалиля в татарской литературе. Но в поэзии военных лет этот образ изменился. Сегодня мы познакомимся с «Балладой о матери» А.Дементьева и балладой М.Джалиля «Праздник матери».(слайд1) II. Целеполагание. Познакомившись с произведениями, мы постараемся провести сравнительный анализ и найти то различие, которое внесла в образ матери война.(слайд2) III. Дома вы подобрали эпиграфы; строки каких поэтов и писателей кажутся вам более подходящими к теме нашего урока? (слайд3) 1 группа: Первой пулей на войне любой Поражают сердце материнское. Кто б ни выиграл последний бой, А страдает сердце материнское!.. К. Кулиев 2 группа: «Материнство – это и великая радость, и великое познание жизни. Отдача, но и воздаяние. Нет, наверное, на свете более святого смысла существования, чем растить рядом с собой достойного родного человека». (Ч. Айтматов) (Обсуждение подобранных эпиграфов) I. Выступления по опережающим заданиям. 1.Группа 3: знакомит класс с жизнью и творчеством А.Дементьева, историей создания баллады. (слайд4) 2.Группа1: декламирует с музыкальным сопровождением «Балладу о матери», проводит анализ произведения по плану. а).Тема: война и мать. У войны не женское лицо, поэтому баллада построена на противопоставлении образа матери с жестокостью войны. (слайд5) б).Авторская позиция: ожидание и терпение матери – первое, на что обращает внимание автор. В этих строках А. Дементьев объясняет силу матери ее верой, и тем, что это обобщенный образ – «потому что мать»: Но она все продолжает ждать, Потому что верит, потому что мать. Описание ужасов войны - фон для более яркого изображения чувств матери. Она видит своего сына на экране, и чувства матери вновь оживают, хотя она догадывается, что надежды уже не осталось. Мать у А. Дементьева – символ всех матерей, как и сын – символ доблести солдат, бессмертия их подвига в). Средства художественной выразительности: сравнения, метафоры усиливают впечатление и от страшной войны и помогают осветить образ матери. Например: Перед горькой памятью людской Разливалась ненависть рекой. Или: Все ждала, вот-вот сейчас в окно Посреди тревожной тишины Постучится сын ее с войны. А. Дементьев умело использует экспрессивные возможности. Неожиданный кадр из документального кино становится кульминацией баллады: Мать узнала сына в тот же миг, И зашелся материнский крик: – Алексей, Алешенька! Сынок! – Словно сын ее услышать мог. Алеша – обобщенный образ солдата – героя, который бежит в атаку. Атака – удел смелых, и он останется в памяти, всегда бегущим на врага: Кадр сменился. Сын остался жить. Просит мать о сыне повторить. И опять в атаку он бежит. И для матери образ Алеши вновь оживает: Жив-здоров, не ранен, не убит – Дома все ей чудилось кино... Кульминация стихотворения приходится на последние строки баллады, в которых мать смотрит в окно, ожидая сына. Война кончилась, но люди и память остались, и пока будет жить хоть одна мать не вернувшегося с фронта солдата, война будет еще не закончена. Она будет продолжать жить в памяти и надежде матери – в этом основная идея баллады: И на что надеется она? Много лет, как кончилась война. Много лет, как все пришли назад, Кроме мертвых, что в земле лежат. г).Стихотворный размер: стихотворение написано хореем, и выдержанный ритм стиха словно походит на атаку, в которую идет Алексей. Печаль матери передается через описание ее голоса, ее слов, и внутреннего мира. д).Вывод: в балладе А. Дементьева мы видим обобщенный образ матери, которая продолжает ждать сына и жить надеждой на его возвращении. Такой же символичностью отличается и образ сына – Алеши. (слайд 6) 3.Группа 3: знакомит класс с жизнью и творчеством М.Джалиля, историей создания баллады (слайд7) 4.Группа2: музыкальная инсценировка баллады «Праздник матери», анализ произведения по плану. а).Тема баллады: война и мать. (слайд 8) б). Авторская позиция: чувство оптимизма и вера в будущее. в).Средства художественной выразительности: развернутые метафоры и повторы, сравнения (дети – птицы),повторяется рефрен, прозвучавший в самом начале стихотворения: «Трех детей, как птенцов, Я пустила летать... Расскажите мне всё, Я их старая мать...» Ярко выражен образ птиц как вестников свободы. «Ты вернулся, мой свет, Сокол ласковый мой». Здесь есть национальный образ, когда мать слепнет от горя. Но с появлением младшего сына она прозрела. г). Стихотворный размер: анапест. д).Вывод:У Мусы Джалиля – мать счастливая, прозревшая, потому что очень хотела видеть своего сына. Баллада-песня М. Джалиля не описывает реальных событий, имеет фантастические черты (слайд 9) Обобщение материала. Итог урока. (слайд 10) При сопоставлении этих баллад, и при анализе образа матери в них, необходимо учитывать, что все они написаны по одной тематике: война и матери. Во всех идет описание Великой Отечественной войны. Наиболее абстрактный образ выражен в балладе М. Джалиля. Здесь речь идет о любой войне, и нет точного указания ни дат, ни врага. Баллада А. Дементьева отличается своей сжатостью. Здесь описывается всего лишь деревенский эпизод, в котором сельчане видят не вернувшегося с войны Алешу. Поэтому образ матери здесь также приобретает конкретные черты. Но в то же время единственный эпизод помогает поэту воссоздать настоящий символ матери солдата, которая никогда не перестанет верить в возвращение сына. Образ матери А. Дементьева отличается тем, что через него становится понятным страдания всех остальных матерей. И именно это обобщение отличает короткую балладу А. Дементьева. Здесь же поэт создает обобщенный символ бессмертного солдата в образе Алеши. В этом отношении баллада «Праздник матери» М. Джалиля отличается абстрактностью. Мы не знаем имен героев произведения, не знаем, на какой войне они были. И здесь жанровое своеобразие баллады М. Джалиля приближается к песне. Кроме того, если короткое стихотворение А. Дементьева построено полностью на реальном материале и живыми образами, то баллада-песня М. Джалиля имеет и фантастические черты. Юноша приезжает домой на коне, мать прозрела, потому что очень хотела видеть своего сына. Выделяем доминирующие чувства и мысли: Все проанализированные баллады, несмотря на различия, схожи в том, что во всех произведениях речь идет о потере любимых на войне. Оба произведения проникнуты чувством оптимизма. У А. Дементьева – вера в бессмертие, у М. Джалиля – вера в то, что младший сын справится с делами и не посрамит память старших. Во всех трех произведениях главной героиней является мать. У А. Дементьева это обобщенный образ матери, которая верит в бессмертие своего сына. У М. Джалиля – это счастливая мать. Домашнее задание: написать сочинение – миниатюру на тему «Читая строки о войне». Автор:Ковылова Галина Васильевна Источник: http://C:\Users\Ковылова ГВ\Desktop\ВСЕ МОИ КУРСЫ\АМО\конкурс АМО | |
Категория: Русский язык и литература | Добавил: rteacher (09.04.2013) | | |
Просмотров: 1886 |
Всего комментариев: 0 | |