Главная » Статьи » Методическая копилка » Русский язык и литература |
Урок развития речи "Описание внешности человека" 7 класс
Урок развития речи с применением современных образовательных технологий. Открытый урок «Описание внешности человека».7 класс. Актуальность: Давайте присмотримся к нашим детям, когда они разговаривают друг с другом на переменах. Излишняя жестикуляция, бегающие, маловыразительные, не умеющие сосредоточиться глаза и непременно громкий голос, как будто каждый хочет перекричать весь мир. С болью и сердцем замечаешь, что редко кто из ребят способен заметить печальные глаза одноклассника или побледневшее лицо учителя… Мы разучились смотреть друг другу в глаза… Поэтому очень важным является разговор о внешности человека на уроках развития речи, который поможет формировать у учащихся наблюдательность и внимание к окружающим их людям, замечать слёзы в глазах бабушки и преждевременные морщины на лице мамы. Учитель должен научить ребят через внешность постигать внутренний мир человека, его характер и настроение, находить главное (неповторимое!) в облике конкретной личности и описывать свои наблюдения. Тип урока: урок развития речи. Цели. Образовательные: • Познакомить учащихся с различными способами описания внешности человека. • Подготовить учащихся к самостоятельному сочинению-описанию внешности человека. • Научить ребят через внешность постигать внутренний мир человека, его характер и настроение, находить главное в облике конкретной личности и описывать свои наблюдения. Развивающие: • Развивать речь учащихся, умение быстро находить речевые и логические ошибки, умение выражать свои мысли; учить делать выводы. • Развивать мышление, память, внимательное отношение к слову, культуру речи. Воспитательные: • Воспитывать ответственность за грамотную речь и письмо, активность, самостоятельность и интерес к предмету. • Формировать у учащихся навыки взаимодействия и сотрудничества. Формы и методы: фронтальная и групповая работа; беседа; практический; иллюстративный; интеллектуальный; творческий. Оборудование к уроку: мультимедийный проектор, авторская презентация, «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия» 7 класс, репродукции картин русских и советских художников. Эпиграф: …что есть красота И почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде? Н. Заболоцкий. Ход урока. I. Организационный момент. Объявление темы урока, целей и мотивации учебной деятельности. - Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами на уроке развития речи познакомимся с различными способами описания внешности человека, научимся через внешность постигать внутренний мир человека, его характер и настроение, находить главное (неповторимое!) в облике конкретной личности и описывать свои наблюдения. Также научимся исправлять речевые ошибки, допущенные при описании внешности человека. II. Проверка домашнего задания. - Но прежде, чем приступить к изучению новой темы, мы с вами проверим домашнее задание. Учащиеся называют пословицы и поговорки, в которых говорится об описании внешности человека. Улыбка на лице, что солнце в окне. Красота лица – в красоте характера. Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож. Коль очи светятся, душа чиста. Не родись красивой, а родись счастливой. Красота завянет, счастье не обманет. Красота приглядится, а ум пригодится. На зеркало неча пенять, коли рожа крива. Без осанки и конь – корова. Коса – девичья краса. Строгие глаза – не гроза. Что в сердце варится, на лице не утаится. По когтям да по зубам зверей знать, а человека по глазам видать. Не гонись за красотой, а гонись за разумом. Не время волос белит, а кручина. По одёжке встречают, по уму провожают. Добрая душа лучше красоты. Красота человека – в его сердце. У тех, кто способен краснеть, не может быть чёрного сердца. Вырос с каланчу, а проку ничуть. Глаза - это зеркало души. III. Подготовка к сочинению-описанию внешности человека. - Видите, ребята, как много вы нашли пословиц и поговорок. Давайте запишем в тетрадь последнее высказывание Глаза – это зеркало души. - Как вы понимаете это высказывание? (Глаза – это самая выразительная деталь на лице). - Послушайте отрывок из рассказа М. Шолохова «Судьба человека»: «Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе…Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника». - Интересуют ли автора цвет и форма глаз? (Нет, автор обращает наше внимание на выражение глаз. Прочитав только этот отрывок, ещё ничего не зная о судьбе героя, можно догадываться о тех испытаниях, которые выпали на его долю и навсегда лишили его радости жизни, забрали у него огонь сердца и умертвили глаза). - А теперь обратите внимание на доску. Здесь вы видите репродукции картин русских и советских художников: И. Е. Репин, «Девочка-рыбачка»; В. Г. Перов, «Тройка»; Н. П. Богданов-Бельский, «Дети на уроке»; А. М. Герасимов, «Портрет дочери»; В. А. Тропинин, «Голова мальчика»; Решетников «Опять двойка!» и др. Рассматривая эту галерею, определите выражение глаз героев и запишите эпитеты в тетрадь. (Бегающие, искромётные; потухшие; прищуренные; скорбные; большие, похожие на каштаны; светлые, добрые; широко расставленные, удивлённые; правдивые; печальные, задумчивые и т. д.). - Молодцы! Ребята, мне очень понравилась пословица, найденная Сашей к уроку, давайте запишем её в тетрадь Девушка без голоса, что пшеница без колоса. - Как вы понимаете эту народную мудрость? (Описание человека не будет полным без упоминания о его голосе. Мы теряем свою привлекательность, если говорим невыразительно, тускло). В качестве примера прозвучала песня в исполнении Анны Герман, чей удивительный голос так гармонически сочетался с мягкими, нежными чертами лица, доброй согревающей улыбкой и задумчивыми, глубокими глазами. - Ребята, к сожалению, часто описывая внешность человека, вы ничего не говорите об улыбке. Давайте запишем слова Л. Н. Толстого: «Улыбка скажет о человеке всё. Добр или зол, умён или нет, красив ли – всё покажет». Доброжелательное, озарённое ласковой улыбкой лицо всегда располагает к себе, поднимает настроение, снимает усталость. До сих пор люди замирают перед картиной Леонардо да Винчи «Джаконда». Звучит стихотворение М. Лисянского «Улыбка Джаконды». - А как вы понимаете слова Н. Заболоцкого, взятые в качестве эпиграфа к уроку? (Я считаю, что не всегда внешность человека передаёт его внутренний мир, иногда она обманчива и надо быть очень наблюдательным, чтобы не ошибиться в людях, суметь разглядеть истинные душевные качества. Вот об этом стихотворение Э. Асадова «Трусиха»). Звучит стихотворение. IV. Физминутка. V. Подготовка к сочинению-описанию внешности человека с использованием диска "Уроки русского языка Кирилла и Мефодия», раздел «Уроки развития речи», урок №42. - В этой части урока вы познакомитесь с разными способами описания внешности человека. (На диске приводится статья из энциклопедии «Способы описания внешности человека», учащиеся знакомятся с её содержанием). Описывать внешность человека в жизни приходится довольно часто. Существуют три основных способа описания внешности человека, каждый из которых применим в соответствующей ситуации. Первый способ. Прочитайте это объявление на стене отделения милиции, в котором внешность человека описана очень подробно, таким образом, чтобы любой мог без ошибки узнать опасного преступника: «Разыскивается мужчина, на вид 35 лет, рост 175 см., волосы чёрные, вьющиеся, носит усы и бороду, глаза серые, нос прямой. Одевается обычно в тёмный костюм. Особые приметы: когда волнуется, плохо проговаривает звук (р), шрам на правой ноге ниже колена. Возможно, преступник вооружён. Такое подробное описание в криминалистике (науке, изучающей секреты раскрытия преступлений) называется словесным портретом. Он составляется по специальным правилам и в работе милиции может оказаться иногда даже полезнее фотографий. Там кроме цвета волос, одежды, роста, указываются особые приметы: акцент и особенности произношения отдельных звуков, характерные жесты, походка и многое другое, что помогает найти преступника. Второй способ. Например, вы по телефону договариваетесь о встрече с человеком, который вас никогда не видел и которого вы тоже никогда не видели. Условившись о месте и времени (предположим, это будет выход из станции метро «Спортивная» в 5 часов вечера), необходимо договориться, как вы узнаете друг друга. Но подробно рассказывать о себе в соответствии с правилами составления словесного портрета в такой ситуации вовсе не обязательно. Достаточно указать одну или две выразительные детали, по которым человека легко узнать в толпе. Например, собеседник сообщит вам, что ходит в очках и собирается отправиться на встречу в серой куртке. Этих признаков совершенно достаточно, чтобы найти друг друга среди сотен выходящих из метро в это время дня. Третий способ. Итак, первые два способа помогают найти конкретного человека среди многих других. Первый очень подробен и точен, второй краток. Но существует ещё один вариант описания внешности человека, использующийся очень часто, но по которому найти конкретного человека среди других людей совершенно невозможно. Дело в том, что он используется для создания образов литературных персонажей. Ещё в древнегреческом театре актёры, изображавшие коварных злодеев, надевали рыжие парики. Рыжие волосы символизировали огонь, знойное солнце, разрушение, и зрители сразу понимали, что ничего хорошего ждать от такого героя не следует. Если в романе XIX века мы читаем о молодом человеке, у которого бледное лицо и «кудри чёрные до плеч», это, прежде всего, означает, что он романтик.. Так описывались избранные люди, живущие возвышенными чувствами и испытывающие тайные страдания. Ну а если в художественном тексте встречается персонаж, у которого разные глаза, причём один из которых зелёный, то на следующих страницах вы узнаете о чём-то страшном и необычном, возможно, о том, что этот человек имеет отношение к нечистой силе. В литературном портрете черты внешности являются не только наружным признаком персонажа, но и служат выражению его внутренней сущности. - Для закрепления материала попробуйте, выполняя упражнение №1, определить, какие черты человеческого качества скрываются за деталями литературного портрета. Игра «Какие черты человеческого качества скрываются за деталями литературного портрета?» Цель игры: формировать у учащихся наблюдательность и внимание к окружающим их людям. Описание игры. Называются детали литературного портрета: • Носки на ногах разного цвета – (рассеянность). • Узкий лоб и большие уши – (глупость). • Длинные и тонкие пальцы – (музыкальность). • Широкая улыбка – (доброта). • Взгляд перескакивает с одного предмета на другой – (страх). • Высоко поднятая голова и громкий голос – (самоуверенность). • Длинная седая борода – (мудрость). Учащиеся называют черту человеческого характера из семи предложенных. Если учащиеся затрудняются в выборе той или иной черты характера, то можно выполнить это упражнение ещё раз, но уже с подсказками. - Итак, в этой части урока вы познакомились с разными способами описания внешности человека. Назовите три основных способа описания внешности человека. ( Первый – самый подробный и точный – называется словесным портретом и используется в криминалистике. Второй способ краткий, его суть заключается в указании одной-двух ярких деталей, по которым можно легко отличить человека в толпе. Третий способ используется в художественной литературе, где внешние признаки персонажа служат в первую очередь для описания его внутренних качеств). - На занятиях по литературе мы познакомились с понятием портрет литературного героя. Давайте вспомним, что такое литературный портрет? (Портрет (франц.) – изображение в художественном произведении внешности человека, его лица, фигуры, одежды, манеры двигаться и т. д.). - Для чего портрет вводится в художественное произведение? (Портрет помогает увидеть внешность литературного героя, понять его переживания, особенности характера, представить его положение в обществе. В портрете проявляется отношение автора к своему герою). - Давайте вспомним, портрет какого литературного героя описан в отрывке. Через медиа-проектор показываются слайды с изображением литературного героя. Учащиеся должны сказать: кто описан, кем, в каком произведении? Что помогло им «отгадать» героя? 1. Слайд: "Это был мальчик лет десяти, больше меня, худощавый и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Тёмные волосы лохматились над чёрными задумчивыми глазами…» (Это портрет Валека из повести Короленко «Дети подземелья»). - Какие элементы внешней характеристики использованы Короленко? (Мы узнали о цвете глаз, волос, об одежде мальчика). - О чём ещё говорит нам его портрет? (Одновременно мы узнали о том, что это бедный мальчик, чувствуется, что за ним нет материнского ухода (грязная рубашонка, волосы лохматились…), о том, что он уже испытал много горя (задумчивые глаза). - Можно ли по этому описанию судить об отношении автора к своему герою? (Сравнение «тонкий, как тростинка», эпитет «задумчивые глаза», использование слов с ласкательными суффиксами (рубашонка, штанишки) – всё это выражает сочувствие автора своему герою). Учащиеся просматривают следующие слайды и отвечают на вопросы: - Какие элементы внешности использованы автором при описании героев? - Что сразу бросается в глаза? 2. Слайд: "Женщина эта, необычайно прекрасная, была вся изо льда, из ослепительного, сверкающего льда!.. Глаза её сияли, как звёзды, но в них не было ни тепла, ни мира…». (Х. К. Андерсен «Снежная королева»). 3. Слайд: И вдруг его не узнал: Был он как будто прежний, Спокойный и молодой, Всё те же глаза мальчишки, Но только… совсем седой. (К. Симонов. «Сын артиллериста»). 4. Слайд: "В то же мгновение в просвете мелькнула ещё одна тень. Все обернулись и расступились. И перед Женькой встал высокий темноволосый мальчуган в синей безрукавке, на груди которой была вышита красная звезда…». (А. Гайдар «Тимур и его команда»). 5. Слайд: Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит; А сама-то величава, Выступает, будто пава; А как речь-то говорит, Словно реченька журчит. (А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»). 6. Слайд: ...а вот вереница Вдоль щели внимательных глаз! Всё серые, карие, синие глазки- Смешались, как в поле цветы. В них столько покоя, свободы и ласки, В них столько святой доброты! (Н. Некрасов «Крестьянские дети»). Вывод делают учащиеся: - Таким образом, портрет помогает увидеть внешность литературного героя, понять его переживания, особенности характера. В портрете проявляется отношение автора к своему герою. VI. Редактирование текста: исправление речевых ошибок. - Ребята, на этом этапе урока вы должны научиться находить и исправлять речевые ошибки, допущенные при описании внешности человека. Из семи предложений, записанных на доске, вам нужно найти два предложения с ошибками и записать их в исправленном виде. 1. «На пороге стоял маленький коренастый человечек в жёлтой клетчатой рубашке и голубых штанишках. 2. Сразу бросались в глаза его озорные глаза. 3. Добродушная улыбка озаряла лицо. 4. Возраста он был неопределённого, но точно не мальчик и не старик. 5. Волосы и руки, держащие в карманах были растрёпаны. 6. На животе сияла огромная не то пуговица, не то кнопка. 7. Когда он повернулся, стало видно лопасти небольшого пропеллера, укреплённого у него за спиной. Учащиеся нашли и объяснили ошибки, а потом записали в тетрадь предложения в исправленном виде. 2. «Я сразу заметил его озорные глаза», «Нельзя было не заметить его озорных глаз» и т. д.; 5. «Волосы его были растрёпаны, руки он держал в карманах». - Для закрепления этой части урока выполните задание для самоконтроля. VII. Самостоятельная работа. - Прочитайте текст и ответьте на вопросы: 1. Когда наш герой вылез из воды, вид его был поистине плачевный. 2. Рубашка, новое, недавно сшитое, была разорвана. 3. С пропитанной водой одежды текла вода. 4. Лицо его было грязное, с колпачка свисали листья кувшинок. 5. Из кармана, громко квакая, пыталась выбраться лягушка. 6. Деревянные башмачки были наполнены чёрной, илистой жижей. 7. Человечек крепко держал в руке золотой ключик, потому что глаза его были полны гордости и торжества. - Как звали маленького человечка? (Буратино) - В каком предложении допущена логическая ошибка? (7) - В каком предложении одно слово повторяется дважды? (3) - В каком предложении прилагательное и причастие неправильно согласуются в роде с существительным? (2) - Замечательно. Все хорошо справились с заданием. Теперь выполним творческую работу. Представьте себе, что нас просят помочь составить словесный портрет девочки. Что из предложенного текста надо оставить? В чём главный недостаток текста? Она маленькая, худенькая. Светлые, кудрявые волосы. Глаза задумчивые, голубые. На ней белые гольфы, голубые босоножки, платье в красную клеточку. Она любит долго спать, есть мороженое «эскимо». Увлекается коллекционированием марок. Любит петь весёлые песни. Над левой бровью шрам. Дружит с девочкой Машей. У неё есть кошка Мурка. - Главный недостаток этого текста – непоследовательность описания внешности. Поэтому, я думаю, нужен план. - Молодец! В тетрадях учащиеся записывают план: 1. Основная мысль описания (замысел). 2. Что во внешности выделяется для раскрытия замысла (компоненты внешности). 3. Яркие, незабываемые портретные детали. 4. Языковые средства, использованные для описания. VIII. Работа в группах. - План поможет вам и в дальнейшей работе. Сейчас мы поделимся на четыре группы по желанию. Каждая получает карточку. На карточках – красочные фотографии и индивидуальные задания с учётом интересов и склонностей ребят. Например: 1. Лена – гимнастка. Сегодня у неё ответственные соревнования. Только что она закончила своё выступление на бревне. А что скажут судьи? Опиши выражение лица девочки. Какие у неё глаза? О чём она думает? Какие строчки можно было бы подписать под фотографией? 2. Максим. Он уже совсем взрослый. Он любит ходить на прогулку сам. Сколько интересного вокруг! Опиши выражение лица Максима, когда он увидел кузнечика. Подбери такие слова, которые помогли бы понять его настроение. Своё описание озаглавь. Употребляй слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. 3. Юра. Он не слушал объяснения учителя. А когда его спросили правило, то… Опиши выражение лица мальчика, его настроение. Какие слова помогут нам понять его душевное состояние? Своё описание озаглавь. 4. Настенька. Она с дедушкой пришла на могилу Неизвестного солдата. Опиши выражение лица девочки, подбери такие слова, которые позволили бы понять её душевное состояние? О чём она думает? IX. Выступление групп (2-3 мин. каждой). X. Подведение итогов урока. Рефлексия. - Вы сегодня замечательно поработали на уроке, и мы многое успели сделать. Вам понравился сегодняшний урок? Узнали ли вы для себя или о себе что-то новое? XI. Оценки за урок. XII. Домашнее задание. В качестве домашнего задания сильным учащимся предлагается написать сочинение-миниатюру (на основе личных наблюдений) «Мой друг (подруга) в минуту радости (гнева)», а слабым - «Мой друг (подруга). Автор: Широкорад Наталья Евгеньевна, учитель русского языка и литературы высшей категории. ГБОУ СОШ "ОЦ" с. Кротовка м.р. Кинель-Черкасский Самарской области | |
Категория: Русский язык и литература | Добавил: (27.03.2013) | | |
Просмотров: 11861 |
Всего комментариев: 0 | |