Главная » Статьи » Методическая копилка » Русский язык и литература

Феерия А.Грина"Алые паруса"-как сказка о воплощенной в жизнь мечте.
КОНСПЕКТ УРОКА
По литературе в 6 классе
Тема:
« Феерия А.Грина «Алые паруса»- сказка о воплощенной в жизнь мечте», урок №3
1. Цель урока: обобщить и систематизировать представления учащихся о характерах героев повести , подвести итог изучению повести

2. Задачи:
- обучающие: познакомить с жанром феерии, учить
Соотносить художественное произведение и его интерпретацию в изобразительном искусстве и кинофильме, совершенствовать навыки анализа литературного текста, характеристики литературного героя.
- развивающие:
развивать умение устанавливать причинно-следственные связи при решении проблемных задач;
развивать речь, творческое воображение;
-воспитательные: формировать ценностные ориентиры, представления о нравственности
10. Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений.
11. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная работа учащихся.
12. Необходимое техническое оборудование: компьютеры, проектор, экран, выход в Интернет.
13. Структура и ход урока
I.Организационный момент
-Здравствуйте, ребята! Все готовы к уроку? Хорошо, присаживайтесь.
Чтобы мы с вами настроились на нужную волну урока, я предлагаю вам послушать музыку, окунуться в удивительный мир звуков.
( включаю музыку «Шум моря»)
- Ребята, что вы услышали? Какие звуки?
-Именно сегодня мы с вами окунемся в удивительный и сказочный мир А.Грина.
-На нашем уроке мы подведём итог изучению повести А.Грина «Алые паруса», обобщим и систематизируем наши представления о героях этой повести.
II. Актуализация знаний и их коррекция
На предшествующих уроках мы познакомились с творчеством А.Грина-писателя-романтика, считавшего «что лучше жить неуловимыми пленительными снами, чем грязью с мусором каждого дня». Мы совершили путешествие по карте Гринландии, созданной творческим воображением писателя, остановились в деревушке Каперне, где живет маленькая мечтательница Ассоль.
Дома вы должны были подготовить рассказ об Ассоль.
ЭОР:- Рассмотрите иллюстрацию С.Бродского «Ассоль»
.Какие черты личности Ассоль удалось художнику воплотить в картине?
Такой ли вы увидели Ассоль, когда читали произведение?

(чтение характеристики Ассоль)
Вывод:Ассоль, ребята, живет в мире жестоких грубых людей, не умеющих любить. Не способных поверить в сказку. - А есть ли в повести герой, близкий Ассоль, способный понять её?
(Да и это Грей)
ЭОР:Обратите внимание на иллюстрацию С.Бродского «Ассоль и Грей».
-Что общего в героях?
-Случайна ли встреча Ассоль и Грея? Что общего у этих героев?
(Нет, это родство душ привело к тому, что герой смог осуществить мечту Ассоль, сделать фантазию реальностью)

( Думаю, что Ассоль и Грей встретились неслучайно. Потому что Ассоль очень долго ждала своего принца, свою любовь. Свое счастье. Грей, в свою очередь, странствовал и искал избранницу. И нашел в ней Ассоль. Эта встреча была назначена самой судьбой).

Учитель: Встреча Ассоль и Грея была неизбежна, потому что их судьбы в детстве очень похожи, они понимают, любят все живое на земле, близки к природе, добры и бескорыстны, оба верят в мечту. Встреча не была случайной: Грей сделал все, чтобы эта встреча состоялась и была именно такой, о какой мечтала Ассоль

III.Повторение и анализ основных фактов,событий и явлений
-А сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы теста, вспомнить как произошла встреча Ассоль и Грея. Как дальше развивались события?

ЭОР- Тест.
Обсуждение результатов теста, подведение итогов.
IV.Обобщение и систематизация понятий
ЭОР- Учебная статья.
-Прочитайте учебную статью, подводящую итог нашему изучению повести А.Грина. Грин определяет жанр своего произведения как феерия.
Прочитайте определение жанра. Разве есть в повести сказочное, волшебное, чудесное?
- Докажите, что ничего волшебного в появлении алых парусов не было.
(Все «чудо» совершил Грэй: он выбрал нужную материю и приказал сшить паруса; гл.4.)
Вывод : Герои повести сами творят чудо. Грей осуществляет мечту Ассоль. Ассоль верила в мечту и осталась верной ей.
Работа с учебником.
-Найдите в тексте слова Грея о том. Как можно творить чудеса своими руками.
( чтение текста) "Чудеса надо делать своими руками. Если душа человека жаждет чуда - сделай ему это чудо. Новая душа будет у Него, и новая у тебя!"

V.Перенос приобретенных знаний в новые условия
-Как вы поняли эти слова? Напишите сочинение –миниатюру «Как я понимаю слова Артура Грея о том, что «чудеса надо делать своими руками»
(работа в тетрадях)
Зачитывают несколько сочинений.
Оценка и поощрение интересных, самостоятельных работ.
-Итак, Грей творит чудо своими руками- осуществляет мечту Ассоль.
- Как в Каперне отнеслись к появлению алых парусов?
Давайте посмотрим Фрагмент из к\ф «Алые паруса» (1961)режиссера А.Птушко «Жители Каперны встречают «Секрет»

VI.Подведение итогов урока, рефлексия
- Нужна ли волшебная палочка, чтобы сотворить чудо?
-Символом чего являются алые паруса? (символом мечты и любви, исполнения желания)
"Алые паруса" Грина олицетворяют волшебную силу человеческой мечты. Плыть в жизни под алым парусом - значит ставить перед собой высокие цели, мечтать, стремиться осуществить задуманное.

Ребята нужно верить в чудеса,
Когда-нибудь весенним утром ранним
Над океаном алые взметнутся паруса,
И скрипка пропоёт над океаном.

VII.Постановка домашнего задания
Предлагает домашнее задание по выбору: 1. Придумать продолжение повести А.Грина (например, «Мир Каперны после описанных событий»)
2. Рассуждение «Нужны ли нам сегодня «Алые паруса»?
«Чему может научить феерия «Алые паруса»?




Автор: Баймагамбетова Марина Зулхарнаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ "Марфинская СОШ" Володарского района Астраханской области
Категория: Русский язык и литература | Добавил: (20.03.2013) | Автор: Баймагамбетова Марина Зулхарнаевна E
Просмотров: 4567
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]