Педагогический проект на тему:
«Развитие мотивации у пятиклассников
в процессе преподавания математики
через проблемно-поисковую технологию».
Работу выполнила:
Королёва Елена Олеговна, учитель математики
ГБОУ СОШ пос. Новый Кутулук м. р. Борский
пос. Новый Кутулук , 2014
Введение
В России создаются новые концепции и педагогические технологии, обновляется содержание образования и формы передачи знаний.
Традиционно реализуемая в школах позиция «учитель управляет, школьник исполняет» направлена только на отработку умения работать по образцам, алгоритмам. Очень остро стоит проблема утраты познавательного интереса учащихся к учению вообще и на уроках математики в частности, и, как следствие, происходит ухудшение успеваемости, пассивность учащихся и увеличивается тенденция потребления знаний в уже готовом виде из-за низкой сформированности исследовательских, креативных, информационно-технологических и коммуникативных умений.
Формирование мотивации учения – одна из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников социальных компетентностей, активной жизненной позиции. Необходимо найти эффективные способы решения возникших проблем становления, развития и социализации креативной личности, владеющей необходимыми универсальными учебными действиями. Актуальной становится проблема воспитания языковой личности, соблюдающей этические нормы общения и умеющей находить инновационные способы решения проблем.
Тема проекта: «Развитие мотивации у пятиклассников в процессе преподавания математики через проблемно-поисковую технологию».
Объект изменений: процесс формирования мотивации на уроках математики.
Предмет изменений: методы и технологии, применяемые на уроках математики по формированию мотивации.
Гипотеза исследования: самостоятельный поиск решения проблем учащимися способствует формированию устойчивой мотивации к учению.
Практическая значимость проекта заключается в его технологичности, возможности использования методов формирования устойчивой мотивации к учению по любым предметам.
Основная часть
Уточним понятийный аппарат, используемый в педагогическом проекте.
Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность.
Мотивы учения - система устойчивых побуждений, направленных на освоение, получение новых знаний и умений, определяющих позитивное отношение к учебе, а также ее предметную направленность и успешность.
Мотивация - совокупность мотивов, обусловливающих тот или иной поступок, включенный в учебную деятельность
Педагогические технологии - совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели.
Системно-деятельностный подход к построению образовательных стандартов – подход к построению стандартов второго поколения с ориентацией на итоговые результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов.
Универсальные учебные действия (УУД) - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Цель работы: Разработать педагогическую систему по формированию мотивации у пятиклассников в процессе обучения математики.
Задачи:
1. Анализ различных источников (литературы в области педагогики, психологии и методики преподавания) по проблеме формирования положительной мотивации на уроках математики с учётом возрастных особенностей пятиклассников.
2. Подбор эффективных методов и технологий по формированию мотивации у пятиклассников в процессе обучения математики.
3. Разработка индикаторов оценки результативности предложенной системы.
Целевая аудитория: обучающиеся 5 класса ГБОУ СОШ пос. Новый Кутулук;
Помощники: Незнамова Н.И., зам. директора по УВР; учителя-предметники, реализующие программы дополнительного образования в 5 классе; специалисты Борского психологического центра.
Сроки реализации проекта: февраль 2014 г. – июнь 2015 г.
Этапы реализации проекта:
1.Организационный этап (февраль - март 2014 г.):
-выявление приоритетных проблем;
- изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме;
- подбор диагностического инструментария и индикаторов результативности работы по формированию необходимых качеств;
-построение модели проекта.
2.Диагностический этап (апрель - май 2014 г.):
- анкетирование и вводное диагностирование учащихся 4 класса (будущих пятиклассников) с целью определения начального уровня развития мотивации личности к познанию и творчеству;
- отбор наиболее продуктивных методов и технологий для решения проблемы;
- разработка системы уроков по математике в 5 классе в соответствии с выбранными методами и технологиями;
- согласование работы всех служб и специалистов по реализации проекта.
3. Практический этап (сентябрь 2014 - март 2015 г.):
- апробация созданной модели в процессе преподавания математики в 5 классе ГБОУ СОШ пос. Новый Кутулук;
- внеурочная и внеклассная работа по математике с пятиклассниками, направленная на подготовку обучающихся к участию в математических конкурсах, олимпиадном движении и научно-практических конференциях;
- организация проектной деятельности пятиклассников по математике;
- дистанционное обучение школьников;
- расширение программ внеурочной деятельности;
-отслеживание успешности решения проблемы.
4. Аналитический этап (апрель - июнь 2015 г.):
- итоговое диагностирование по результатам реализации проекта;
- степень реализации проекта;
- анализ плюсов и минусов, корректировка проекта и системы уроков.
Ресурсное обеспечение процесса обучения математике в свете мотивации, заявленное в проекте, является достаточным для его реализации:
• кабинет математики снабжен ноутбуком, комплектами дидактических материалов для каждого раздела математики;
• в школе имеется 2 мультимедийных проектора; постоянный выход в Интернет;
• в кабинете в достаточном объеме дополнительная литература по математике (учебники, энциклопедии, учебно-познавательная, занимательная литература);
• у педагога есть электронные пособия по предмету, накапливаются обучающие компьютерные презентации, подготовленные учителем и учащимися.
Педагог-психолог из Борского психологического центра курирует школу.
Интеллектуальные ресурсы.
Автор имеет высшую квалификационную категорию, диплом Куйбышевского педагогического института и диплом с отличием Санкт-Петербургского института специальной педагогики и психологии.
В рамках повышения квалификации освоены следующие программы:
- Стимулирование творчества учащихся через развитие творческого потенциала учителя;
- Компетентностно-ориентированный подход к образованию;
- Информационно-коммуникативные технологии в образовательном процессе;
- Психолого-педагогические основы интегрированного обучения детей с разными возможностями;
- Обновление школьного курса математики: стохастическая линия;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: проектирование образовательного процесса по математике;
- Современные подходы и технологии в воспитательной деятельности ОУ;
- Основные направления региональной образовательной политики
в контексте модернизации российского образования.
1. Анализ различных источников по проблеме формирования положительной мотивации у пятиклассников на уроках математики с учётом возрастных особенностей.
Изучение научно-методической, психолого-педагогической литературы по данной теме, убеждает, что психологическое «изучение мотивации и ее формирование – это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной личности ученика» (А.К.Маркова). Мотивация выполняет важные функции в обучении: побуждает поведение, придает ему личностный смысл и значимость.
Многочисленные психологические исследования (П.Я.Гальперин и П.Голу, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, А.К.Маркова и др.) показали, что характер мотивации можно программировать через тип учения. Так, если содержание обучения строится не как готовое задание, а как система задач для учащихся, если ученики подводятся к самостоятельному обнаружению теоретических положений учебного курса, то у школьников складывается внутренняя, устойчивая, обобщенная мотивация к учению.
Переход в основную школу требует сформированности у младших школьников нового уровня развития мотивов учения (А. К. Маркова, И. В. Дубровина, К. Н. Поливанова), способности к целеполаганию и смыслообразованию в учебной деятельности (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов), компетентности в учебном сотрудничестве (Г. А. Цукерман), сформированности начальных форм формально-логического интеллекта. Новая внутренняя позиция учащегося направлена на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, овладение учебными действиями, включая контрольные и оценочные, инициативу в организации учебного сотрудничества.
Центральным новообразованием в личности подростка является возникновение у него чувства взрослости. Д. Б. Эльконин выделяет различные виды взрослости:
— социоморальную взрослость как участие в заботе о семье, дружеские отношения со взрослым, готовность к отстаиванию своих убеждений;
— взрослость в интеллектуальной деятельности как элементы самообразования;
— внешнюю взрослость — романтические отношения со сверстниками, взрослость во внешнем облике и манере поведения.
Общение со сверстниками становится ведущей деятельностью. Учебная деятельность приобретает черты саморазвития. В основной школе учащиеся начинают овладевать высшими формами мыслительной деятельности — теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. Подросток в отличие от младшего школьника создаёт различные гипотезы и проверяет их. Контролируемой становится речь. Расширение рефлексивной оценки собственных возможностей в сферу самосознания, — центральная линия развития личности в этом возрасте.
Интерес представляют данные исследования изменения мотивации современных российских подростков. У них снижена мотивация, связанная с настоящим — школьной жизнью, и выражена мотивация, связанная с будущей взрослой жизнью. Школа в сознании современных подростков обесценивается, выступая лишь как ступенька в будущее. В мотивационной сфере всё более выражена потребительская мотивация.
На первом этапе (11-13 лет, 5-7 классы) открывается возможность самостоятельной постановки учащимся новых учебных задач и целей.
На втором этапе (13-15 лет, 8-9 и 10 классы) происходит развитие способности учащегося к проектированию собственной учебной деятельности и опробование ролей учителя, умельца, консультанта, эксперта. В ходе реализации учебно-исследовательских и социальных проектов происходит освоение учащимися средств планирования и прогнозирования результатов проекта; овладение коммуникативными средствами и способами организации сотрудничества.
Эта форма предполагает организацию «своих проектных групп» и разработку норм взаимодействия внутри их. Ключевым условием их деятельности является переход подростка от принятия статуса «Я — взрослый» к позиции «Я ответственен за результаты своей группы». Это требует изменения формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества — от классно-урочной к лабораторно-семинарской и к лекционно-лабораторной исследовательской. В настоящее время классификация видов деятельности и их понятийное описание создано в российской методологической школе (Г.П.Цедровицкий, А.А.Дергач, О.С.Анисимов и др)
2. Подбор эффективных методов и технологий по формированию мотивации к пятиклассников в процессе обучения математики.
Основой построения курса математики 5 класса являются идеи развивающего обучения. Основной технологией развивающего обучения является проблемно-поисковая. Основной целью развивающего обучения является формирование теоретического мышления, новые понятия и алгоритмы вводятся с опорой на принцип наглядности. В курсе математики 5 класса опора на наглядность реализуется в первую очередь при изучении обыкновенных дробей, а также при обучении решению текстовых задач с использованием графических моделей (схем).
При введении ряда понятий или изучении свойств объектов учащимся предлагается рассмотреть рисунок, описать его, ответить на поставленные вопросы. Это формирует личность, способную воспринимать и анализировать информацию.
В Программе по математике предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных: на развитие интеллекта, на приобретение практических навыков, на приобретение умений проводить рассуждения, доказательства.
Последовательность деятельностных шагов называют технологией деятельностного подхода. Этапы урока по этой технологии: мотивация (самоопределение) к учебной деятельности; актуализация затруднения в пробном действии; постановка проблемы; построение проекта выхода из затруднения; реализация построенного проекта; первичное закрепление с проговариванием во внешней речи; самостоятельная работа с самопроверкой по эталону; включение в систему знаний и повторение; рефлексия учебной деятельности.
Выделены четыре главных условия успешности проблемного обучения: мотивация, способная вызвать интерес к проблеме; посильная работа с возникающими на каждом этапе проблемами; значимость информации, получаемой при решении проблемы, для обучаемого; диалогическое доброжелательное общение педагога с учащимися, внимание ко всем мыслям, гипотезам учащимися.
В отечественной педагогике различают три основные формы проблемного обучения: проблемное изложение учебного материала в лекции; частичнопоисковая деятельность в эксперименте; самостоятельная исследовательская деятельность, когда учащиеся самостоятельно формулируют проблему и решают ее.
Успешность решения проблемной ситуации зависит от способности по-разному использовать данную информацию в быстром темпе. Эта способность называется креативностью. Проводя групповые занятия с учащимися на уроках математики, учитель имеет возможность использовать такие формы подачи материала, которые стимулируют развитие основных качеств креативности (беглость, гибкость, оригинальность мысли, разработанность идей).
Для развития мотивации на уроках математики можно применять: специально подобранные задания: “Цепочка”, “Энциклопедия”, “Математические сказки”, “Символика”, “Животные на плоскости” и др.; различные задачи на аналогию, на предположение, на движение, задачи на части, на разрезание, на проценты, задачи, решаемые “с конца”, задачи на отыскание закономерностей; занимательные задачи, задачи-головоломки, задачи на смекалку.
Это развивает интуицию, творчество, способность отказаться от ложного пути.
Источники формирования мотивации на уроках математики:
- содержание учебного материала: новизна, практическая значимость, историзм, современные достижения науки;
- организация учебной деятельности: проблемное обучение, практические и творческие работы, специальные приемы учителя.
Необходима внеурочная работа с одаренными учащимися по подготовке к олимпиадам, декадам предмета, научно-исследовательской работе детьми. [Приложение 1. Программа курса «Математическое конструирование» в рамках внеурочной деятельности]
Мотивация учебной деятельности - этап, присущий всем урокам.
На мотивационном этапе можно использовать следующий материал:
1. Исторические задачи, легенды, сведения из истории по данной теме.
2. Решение межпредметных задач с практическим содержанием.
3. Проведение исследовательских и практических работ с использованием моделей, чертежей, таблиц и т.п.
4. Решение задач, требующих расширения знаний по теме.
5. Математические фокусы, задачи занимательного характера.
При подборе материала для мотивации темы урока надо учитывать в каком классе будет проводиться урок. Интересный материал можно оформлять на карточках, которые систематизировать по классам и темам.
Учебный год можно начинать с «мотивационного урока»: сочинение на тему «Почему мне лично нужна или не нужна математика» с последующим обсуждением.
На уроках математики можно использовать ряд упражнений и педагогических приёмов, позволяющих формировать мотивацию у детей с разными возможностями обучения [Приложение 2]. Эти упражнения могут быть использованы и на других предметах.
Познавательный интерес - это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Формирование интереса предмету происходит по следующей схеме:
1 стадия – удивление и любопытство: объект - не содержание, а внешние моменты, форма урока, наглядность или исторический материал.
2 стадия – от любопытства к любознательности: проблемная ситуация, совместное решение, самостоятельная работа с самооценкой, творческие задания.
3 стадия – от любознательности к устойчивому интересу. Ученик понимает структуру материала. Интересное преподавание приводит к интересному учению.
Здесь изложены только некоторые вопросы, касающиеся развития мотивации учащихся, имеющих разные возможности обучения, на уроках математики.
Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит, 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%. Близкие к приведенным данные, были получены также американскими и российскими исследователями.
3. Разработка индикаторов оценки результативности предложенной системы.
Внутренними психолого-педагогическими компонентами мотивации, по определению И.Ф.Харламова, являются мотивационный, когнитивный, эмоциональный, поведенческий и волевой компоненты.
Исходя из этого можно подобрать срезовые диагностики для оценки эффективности построенной модели проекта по формированию указанных качеств. (по Сборнику инструктивно-методических материалов «Методики изучения эффективности воспитательной деятельности в школе / составитель Ю.М. Тамошин – Самара: РЦМО, 2002):
1. Методика «Изучение мотивов участия школьников в деятельности» (по Л.В. Байбородовой). Цель диагностики: Выявление мотивов учащихся в деятельности (престижные, личностные, коллективистские).
2. Методика диагностики уровня творческой активности учащихся (по М.И. Рожкову, Ю.С. Тюнникову, Б.С. Алишеву, Л.А. Воловичу). Цель диагностики: Провести сравнительный анализ изменений в сформированности у учащихся творческой активности: чувство новизны, критичность, способность преобразовывать структуру объекта, направленность на творчество, самооценка.
3. Методика изучения социальной направленности обучающегося (по В.М. Миниярову). Цель диагностики: изучение нравственной и социальной направленности обучающихся (созидательная, коммуникативная, эгоистическая).
4. Методика диагностики эмоционального отношения к учению (модификация опросника Ч.Д. Спилберга, выполненная А.Д. Андреевой).
5. Система контрольных работ. Проверка и оценивание контрольных работ, ориентированных на формирование индивидуальной траектории развития учащихся.
Каждая контрольная работа состоит из двух частей – обязательной и дополнительной.
Задания обязательной части относятся к базовому уровню. Задания дополнительной части относятся к двум разным уровням: программному и творческому (максимальному, креативному).
К необходимому уровню относятся задания, позволяющие выяснить, насколько ученик овладел знаниями на уровне стандарта. К программному уровню относятся задания, позволяющие отследить, насколько ученик овладел знаниями на уровне программы. Наконец, к творческому уровню относятся задания креативного характера, позволяющие определить, насколько ученик может самостоятельно применять имеющиеся у него знания в нестандартной ситуации, в необычных обстоятельствах, не описанных подробно в учебниках и не отработанных на занятиях.
Таким образом, за каждую контрольную работу может быть выставлено от одной до трёх отметок, в зависимости от того, сколько уровней из трёх (необходимый, программный, творческий) смог пройти учащийся (за каждый уровень выставляется отдельная отметка). При этом обязательной является только одна отметка – за обязательную часть контрольной работы, состоящую из заданий базового (необходимого) уровня.
Результаты выполнения заданий программного и творческого уровней оцениваются только в том случае, если они выполнены полностью и только положительной отметкой, причём эта отметка выставляется в журнал только по желанию учащегося. Если задания одного из этих уровней выполнены неправильно, ошибки фиксируются, но пишется фраза «без отметки».
Предполагаемые результаты:
1. Успешность формирования базовых компетенций, в том числе умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения практических расчетных задач.
2. Устойчивая внутренняя мотивация к изучению предмета.
3. Положительная динамика в развитии когнитивного компонента (чувство новизны, критичность, способность преобразовывать структуру объекта, направленность на творчество, самооценка).
4. Правильный вектор поведенческой и волевой компоненты в сторону созидательной направленности от коммуникативной и эгоистической.
5. Нормальное эмоциональное отношение к обучению с высоким уровнем познавательной активности на фоне снижения уровня тревожности и гнева.
9. Рост числа учащихся, участвующих и побеждающих в олимпиадах, научно-практических конференциях и конкурсах по предмету разного уровня.
Список использованных источников и литературы
(включая Интернет-ресурсы)
1. Асмолов А.Г., Карабанова О.А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. Система заданий. – М.: Просвещение, 2010.
2. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 – №4
3. Введение ФГОС общего образования по математике математики [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gimc.ru/node/370
4. Виват, математика! Занимательные задания и упражнения. 5 класс / автор- сост. Н.Е. Кордина / Волгоград : Учитель, 2011
5. Зубарева И.И. Математика. 5 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учеждений/ И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2013
6. Зубарева, И.И.: Математика – 5-6 классы: Методическое пособие для учителя / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. - М.: Мнемозина, 2008
7. Зубарева, И.И. Математика – 5: Самостоятельные работы / И.И. Зубарева, М.С. Мильштейн, М.Н. Шанцева. - М.: Мнемозина, 2011
8. Ковалев, В.В. Креативность мышления на уроках математики [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://book.ru/view/284390
9. Колечко А.К., Энциклопедия педагогических технологий, С.-Пб, 2012
10. Маркова А.К., Маттис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2009
11. Маркина Т.А. Об особенностях содержания учебного материала в мотивации учения при обучении математике математики [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://den-za-dnem.ru/school.php?item=120
12. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по математике / Дорофеев Г.В., Кузнецова Г.М. и др. – М.: Дрофа, 2012
13. Оценка уровня обученности учащихся основной школы по математике /Басис Л.Б. и др. – Самара, РЦМО: Изд-во СИПКРО, 2012
14. Об особенностях введения ФГОС основного общего образования математики [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://prosvpress.ru/2012/04/fgos-oo
15. Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы: проект. – 3-е изд., перераб. Стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011
16. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. Стандарты второго поколения. — М.: Просвещение, 2011
17. Разноуровневые дидактические материалы по математике. 5 кл. / Миндюк М.Б.и др.-М.: Генжер, 2012
18. ФГОС, математика [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://npavlovsksoh.ucoz.org
19.
20. Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2010
21. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. Стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011
22. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации математики [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://standart.edu.ru/doc.aspx?DocId=10688
23. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 математики [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588
Приложение
Упражнения и педагогические приёмы по формированию мотивации.
1. “Линия времени”. Начертить на доске линию с этапами изучения темы, формами контроля; проговорить о самых важных периодах, вместе найти уроки, на которых можно “передохнуть”. “Линия времени” позволяет детям увидеть, что нужно знать и уметь для успешного усвоения каждой последующей темы.
2. Метафоры. Метафоры обогащают модель мира, воздействуют на оба полушария, активизируют мышление и память, задействуют глубинные структуры психики. Метафоры ценны тем, что каждый для себя берёт из их содержания то, что необходимо, понимает её по-своему.
3. Предложить на уроке поговорить о свойствах, например, памяти, и на примерах изучаемой темы учиться эффективным приёмам запоминания.
4. Один из вариантов рефлексии по предмету: Это я знал уже давно - Это я узнал недавно – Это я узнаю скоро – это я хочу узнать.
5. Одна из составляющих мотивации – умение ставить цель. Проводить опросники в начале или в конце четверти: Какую отметку ты бы хотел иметь по предмету за I четверть? Что тебе нужно сделать, чтобы это было так? Чья помощь и в какой форме тебе нужна? Иногда предполагаемые итоговые отметки ребята выставляют карандашом сразу в дневник.
6. Создание ситуации успеха. Приучать во время фронтального опроса отвечать, начиная словами: “Я знаю, что…”. Уверенность учеников в своей математической компетенции растёт.
7. Освобождение от домашнего задания, зачёта и других форм контроля – сильное мотивирующее средство. Заблаговременно вывешивать на стенд информацию о критериях оценивания результатов изучения темы и оговаривать, что нужно сделать.
8. В старших классах практиковать “Защитный лист”. Перед каждым уроком на столе лежит этот Лист, куда каждый ученик без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Этот приём позволяет переложить ответственность за процесс обучения на самих учеников.
9. Оценка – не отметка. Отмечать вслух или жестом каждый успех ученика. Главная цель оценки – стимулировать познание. Детям нужен Успех.
10. Кредит доверия. В некоторых случаях ставить отметку “в кредит”. Важно дать понять ученику, что в него верят.
11. Образовательная стратегия. – Что ты делал, чтобы написать эту работу на “5”?
– Как ты готовился к контрольной работе, что позволило тебе написать её хорошо?
Подобные рассказы помогают делиться успешными обучающими стратегиями.
12. Закрепление правил в игре с мячом. Закрепление происходит быстрее (когда бросают мяч, сознание занято контролем за движениями и ловлей мячика). Сразу понятно, кто как освоил тему.
13. Упражнения на развития визуального, аудиального и кинестетического восприятия. Подбирать их в зависимости от предстоящего урока, упражнения типа: Что ты видел, слышал, чувствовал, когда шёл в школу; когда выполнял домашнее задание по математике и т.д.
14. В начале урока: Сядьте те, кто доволен своей домашней работой. Что тебя огорчило? Чем ты недоволен? Поднимите правую руку те, кто хочет сегодня решать без ошибок… Поднимите левую руку те, кто хочет сегодня отвечать у доски…
15. “Да-нетка” Например, загадать какую-то формулу, определение, понятие из изученных на уроке. Задавая вопросы, ребята должны угадать. Отвечать могу только “да-нет”. Вопросы, как правило, содержат в себе знание свойств формулы или сведений о понятии.
16. “Оратор”. За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.
17. “Автор”. Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили эту тему? Как бы вы объяснили необходимость изучения этой темы? Если бы вы были художником-иллюстратором, как бы вы проиллюстрировали эту тему? И т.д.
18. Очень важно не только записать на доске тему урока, но и вызвать у детей эмоциональный отклик. Что вы уже знаете об этой теме? Подберите слова об этом или на эту тему…. Вот видите! В вашей памяти уже это хранится! Значит, это нужно!
19. “Профи” Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?
20. “Суд над темой ” вместо обобщающего урока. Возможность ещё раз рассказать об этапах её изучения, с помощью прокурора и адвоката выделить сильные и слабые стороны в освоении классом материалов по теме. |