Главная » Статьи » Методическая копилка » Математика: алгебра и геометрия |
Современные технологические и методические аспекты преподавания математики в школе
Современные технологические и методические аспекты преподавания математики в школе В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Традиционные способы передачи информации уступают место использованию информационно-коммуникативным технологиям. В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре инновационных технологий, идей, школ, направлений. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у обучающихся, их активность на протяжении изучения всей темы. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и методических приёмов, которые бы активизировали мысль школьников, стимулировали их к самостоятельному приобретению знаний. Возникновение интереса к математике у значительного числа старшеклассников зависит в большей степени от осознания ими необходимости сдачи государственного экзамена, что дает дополнительные возможности при выборе профессии, не менее важны методики её преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Необходимо позаботиться о том, чтобы на уроке включать каждого ученика в деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательных потребностей – познавательные мотивы. К тому же в современных условиях важное значение приобрела проблема профессиональной подготовки специалистов, способных мыслить и действовать творчески, самостоятельно, нетрадиционно. За последние годы чётко обозначился переход на гуманистические способы обучения и воспитания детей. Одним из приоритетных способов разрешения этих вопросов – это разработка и внедрение новых педагогических технологий. При этом надо учитывать элементы адаптивности педагогической системы: содержание, цели, методы, формы организации познавательной деятельности обучающихся, и прогнозы соответствия результатов обучения требованиям гуманистической школы. Появление новых педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе требует от обучающегося его психологической готовности к новым способам обучения. Важно, чтобы при этом имела место ситуация, в которой обучающийся учится сам, а учитель осуществляет управление обучением. Немаловажная роль отводится информационным и телекоммуникационным технологиям, так как они позволяют решить проблему перехода от традиционной формы обучения, направленной на усвоение учеником фиксированной суммы знаний, к новой, где основной упор сделан на освоение способов деятельности. В понятие же «новое качество» образования вкладывается, прежде всего, способность самостоятельно учиться и добывать знания, ведь перед школой встала непростая задача: подготовить новых граждан к жизни в новом информационном обществе, подготовить их к продуктивной деятельности в новых экономических условиях. То есть происходит переход обучения на основу, которая ведет к саморазвитию личности. Инновационные педагогические технологии взаимосвязаны, и определяют дидактическую систему, устремленную на развитие таких ценностей как взаимопомощь, честность, открытость, доброжелательность. В современной модели образования важно развивать образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями. В отличие от традиционных технологий обучения, где основной целью урока является усвоение знаний, выработка умений и навыков, в обучении, построенном на основе педагогики сотрудничества – движущие силы учения это радость творчества, ощущение своего роста, совершенствование, приращение знаний, уверенности в себе. Идея модульного обучения не нова. Суть этой педагогической технологии достаточно полно изложена в работах И. В. Сенновского (1997)., П. А. Юцявичене (1989, 1990), Т. И. Шамовой (1994). Блочно-модульная технология развивает познавательную активность и самостоятельность обучающихся на уроке, повышает сознательное отношение к учебе. На первое место постепенно выходит стремление обучающегося к овладению важного для его дальнейшего обучения содержания предмета. Вторым этапом будет являться появление на уроках ситуации успеха, что способствует мотивации к обучению, а следовательно дальнейшей самореализации обучающегося. К каждому обучающемуся необходим дифференцированный подход по уровням сложности, В итоге ученик осваивает важный для него объем знаний. На каждом стадии урока используются разнообразные способы контроля: контроль со стороны учителя, в парной работе, самоконтроль. Все это содействует активизации обучающихся. Модульная технология позволяет экономить учебное время до 30 %, так как уроки разбивается на основные модули. Так в своей работе я использую понедельную блоково-модульную систему, основанную на чередовании алгебры и геометрии. У каждого из этих блоков своя четко заданная цель, свой вид самостоятельной или контрольной деятельности, требующий мобилизации знаний и умений. Блочно-модульное планирование - это итог развития в школе хорошо известных приемов работы классической системы образования, которая использовалась ранее. Ничего не разрушая, вновь создаваемая система хорошо сочетает прежде используемые дидактические принципы, рациональное сочетание индуктивного и дедуктивного подходов, общих и специальных умений и навыков самостоятельного труда обучающихся. Но при этом такое планирование создает ориентацию старшеклассников на самостоятельное добывание знаний и умений; в понедельном способе обучения, который будет использоваться в ВУЗах. Иными словами, переносится опыт занятий в высших учебных заведениях в школьное планирование, который основывается на организации учебного процесса в виде четко отлаженной последовательности уроков в строгих рамках недельного цикла. Все выше сказанное оптимизирует образование обучающихся в школе как в плане его вариативности, так и в плане гуманизации. Урок есть главное звено процесса обучения. Следовательно, весь процесс обучения сформировывается из отдельных звеньев-уроков, каждый из которых связан со всеми предыдущими в единую логическую структуру. Очень важно хорошо провести урок. Однако даже идеально проведенный урок не решает в должной мере задачи обучения; если он не является органическим звеном общей цепи данной темы, раздела, курса, цикла, всего учебно-воспитательного процесса. Как было ранее, и, по-видимому, становится сегодня еще более актуальным – руководящей основой дидактики пусть будет исследование и открытие метода, при котором школьники меньше бы учили, но при этом больше бы учились, в школах было бы меньше шума, одурения, напрасного труда, а больше радостей и основательного успеха. (Ян Амос Коменский). Пути увеличения результативности занятий ищут педагоги всех стран. В настоящем времени чётко наметился подход к гуманистическим способам обучения и воспитания детей. Однако в обучении в школьной программе все чаще выявляются противоречия между обязательными всеобщими формами обучения и индивидуальными способами учебно-познавательной деятельности каждого ученика. При этом необходимо разделение образования от единообразия содержания учебного процесса, что дают новые внедряемые технологи обучения, которые находятся на границе между преобладающим объяснительно-иллюстративным способом преподавания и деятельностным характером обучения. Одним из важных направлений решения этих проблем можно считать уровень коррекции всех элементов существующей педагогической системы: целей, содержания, методов, средств, форм организации познавательной деятельности учащихся к требованиям адаптивной гуманистической школы. Четко обозначенный сегодня в нашей стране переход школы от авторитарной (традиционной) педагогики к гуманистической опирается на несколько стадий: - поиск и применение личностно-ориентированных технологий обучения, обеспечивающих развитие каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями, а зачастую и возможностями; - далее переход обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности, с учетом того, что процесс обучения - процесс двухсторонний. Для успеха обучения требуется не только высокое качество работы учителя, но и активная деятельность обучающихся, желание самостоятельно получать знания, их интерес к обучению. Для этого необходимо строить организацию и методику урока так, чтобы широко вовлекать обучающихся в самостоятельную творческую деятельность по усвоению новых знаний и успешному применению их на практике. Повседневная жизнь постоянно нас убеждает, что, несмотря на огромный объем информации и обилие умений и навыков, которыми овладевают обучающиеся, они совершенно беспомощны в их применении в реальной жизни. Поэтому в образовании ведутся поиски новых эффективных приемов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний на практике. В моей работе преподавания математики - метод подачи материала укрупненными единицами (однородными по предмету блоками) является основным. Основой каждого блока является опорный конспект, при составлении которого учитываются следующими принципами: 1) научное изложение вопроса, предполагающие максимальное использование математической символики и логики; 2) краткость при изложении теоретического материала; 3) наглядность, предполагающая использование рисунков, чертежей, схем, диаграмм, заимствованных из учебников и подсказанных собственным опытом; 4) обязательно продуманные по важности и количеству уроки с применением компьютерных технологий; 5) выделение главного, основного цветом или шрифтом; 6) при составлении конспектов осуществляется логическая связь и последовательность перехода от данного конспекта к другому. Модульное обучение преследует цель - формирование у детей навыка самообразования и совершенствования технологии общения, ведь весь этот процесс строится на основе самостоятельного осознания, освоения, усвоения и присвоения изложенного материала. Использование блочно-модульной технологии обучения математике дает возможность: больше внимания уделять основным понятиям предметов; материал выступает не отдельной единицей, а в качестве выделенного из большей основной структурной единицы. Технологию обучения математики я строю на создании блоков. Каждый блок обладает качествами системности и целостности, устойчивостью к сохранению во времени и быстрым проявлением в памяти. Блок имеет следующую структуру: модуль теоретического материала; модуль закрепления и расширения знаний теории; модуль практического применения; модуль-консультация; модуль предварительного контроля; модуль контроля. Пример планирования понедельного блока при изучении темы «Исследование тригонометрических функций» 10 класс. 1. Исследование тригонометрических функций 2. Исследование тригонометрических функций. Построение графиков тригонометрических функций 3. Гармонические колебания 4. Построение графиков и исследование по графику с применением ИКТ 5. Практическая работа по теме «Функция» с применением ИКТ 6.Контрольная работа № 3 по теме «Свойства и графики тригонометрических функций». Модуль теоретического материала. Изложение теоретического материала начинается с постановки проблемной задачи приводятся исторические справки. Основой данного модуля являются лекция. Блоковая система подачи материала позволяет изучать объект или материал в целом, не дробя его как при обычной линейной методике обучения. Особое значение уделяется созданию алгоритмов решения задач и систематизации основных типов задач. Применение алгоритмов позволяет обучающимся самим решать стандартные задачи на последующих этапах. Модуль закрепления и расширения знаний теории. В модуле происходит углубление и расширение теоретического материала, решение нестандартных задач. Модуль практического применения. На данном уроке осуществляется связь с другими предметами. Приводятся примеры из жизни и собственного опыта. Огромную роль в этом модуле играют урок, который предполагает восприятие, осмысление и обобщение отдельных фактов. В результате у обучающихся формируются основные понятия, категории и системы, ведущие к овладению все более сложной системы знаний, усвоению основных теорий той или иной темы. Модуль-консультация. Наиболее благоприятны условия в этом модуле проведение нестандартных уроков, таких как урок с применением информационно компьютерных технологий, урок-консультация, урок-соревнование и т. д. Основная задача - это ликвидация пробелов в знаниях обучающихся. Модуль предварительного контроля. На данном этапе проводятся различные самостоятельные, практические работы, текущий контроль, контроль выполнения домашних заданий. Ранняя диагностика пробелов в знаниях учащихся с целью предупреждений отставаний и неуспеваемости отдельных обучающихся. Модуль контроля. Проводится систематический учет знаний и умений обучающихся в виде итогового контроля, который реализуется при выполнении тестов, тематических контрольных работ и зачетов. Развиваемая сегодня в школе технология модульного обучения совмещает проблемный подход и творческое отношение обучаемого к процессу обучения и комплексную работу над изучением теории и практики. Ее использование позволяет сформировать у обучающихся прочные, осознанные знания и умения, развивает познавательные способности и создает условия для самореализации личности каждого ученика. | |
Категория: Математика: алгебра и геометрия | Добавил: dom-1072 (02.05.2014) | | |
Просмотров: 712 |
Всего комментариев: 0 | |