Главная » Статьи » Методическая копилка » Математика: алгебра и геометрия |
Конспект урока по математике в 6 классе "Задачи на совместную работу"
К моменту проведения данного урока, пройдены темы ”Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями", ”Умножение и деление дробей". Для закрепления умения решать задачи на совместную работу, предлагаю в течение года задачи для самостоятельного решения устно или с записью. При этом для развития учащихся весьма полезны упражнения творческого характера: составление задач учащимися и их решение; преобразование данных задач и их решение; сравнение задач и их решение; сравнение решений задач. Включая такие упражнения, стараюсь соблюдать дифференцированный подход, учитывая разную степень готовности учащихся к их выполнению. Сначала идет подготовка к введению задач нового вида, которая сводится к выполнению специальных упражнений, предусмотренных в учебнике или составленных учителем. Далее идет ознакомление с решением задач нового вида. В дальнейшем ведется работа по совершенствованию умения решать задачи рассмотренного вида. Как правило, на этом этапе ученики решают задачи самостоятельно устно или с записью решения, при этом используют различные формы записи: отдельными действиями с пояснением в утвердительной форме или вопросительной форме, а также без пояснений, в виде выражения. Также эффективны различные упражнения творческого характера. Урок по теме: "Задачи на совместную работу" Цель урока: научить решать задачи на совместную работу. Задачи урока: 1) обучение учащихся решению текстовых задач; 2) усиление взаимосвязи математики с другими дисциплинами; 3) формирование умения строить математические модели; 4) показать прикладную значимость математики в практической деятельности; 5) повысить интерес учащихся к математике, повысить эффективность уроков математики. Ход урока. Терпенье и труд все перетрут. I. Актуализация опорных знаний. 1. Как сложить дроби с разными знаменателями? 2. Как привести дроби к наименьшему общему знаменателю? 3. Что означает черта дроби. 4. Замени частное дробью: 1 : 20 6 : 30 7 : 15 99 : 100 5. Попрыгунья Стрекоза половину красного лета спала, третью часть времени – танцевала, шестую часть – пела. Остальное время она решила посвятить подготовке к зиме. Какую часть Стрекоза готовилась к зиме? Из какого произведения и кто автор? Соответствует ли содержание басни ответу? 1- (1/2+1/3+1/6)=0. II. Постановка целей урока. - Мы продолжим работу по теме ″Действия над дробями″. И вновь "терпенье и труд " придут нам на помощь. Сегодня мы будем учиться решать задачи на совместную работу III. Изучение нового материала. Каждый день после уроков вы делаете уборку в классе. Вы предпочитаете выполнять эту работу в одиночестве или с друзьями? Когда человек работает не один, говорят, что люди выполняют совместную работу. Шестиклассник Петя придумал задачу на совместную работу про уборку класса: "Коля убирает кабинет за 20 мин, а Саша – за 30 мин. За сколько минут они уберут кабинет, работая вместе? На доске – краткая запись. (слайд1) Петя решил задачу так: 20+30=50(мин) Ответ: работая вместе, ребята уберут кабинет за 50 минут. Верно ли Петя решил задачу? Работая вместе, ребята быстрее или дольше будут убирать кабинет? В результате обсуждения выясняем, что времени при совместной работе потребуется меньше, т. е. Петя решил задачу неверно. (слайд 2) Вспомним этапы решения текстовых задач: (слайд 4) • анализ; • схематическая запись; • поиск способа решения; • Решение задачи: • проверка решения; • исследование задачи; • формулировка ответа; Решим задачу, предложенную Петей, изменив немного вопрос: "Какую часть кабинета уберут мальчики, работая вместе?” Проанализируем задачу: (слайд 5) За каждую минуту кабинет Петей убирается 1: 20 = часть кабинета, а Сашей 1:30= часть кабинета. А вместе они уберут + = = часть класса. Какую величину и почему обозначили единицей? Каждый раз оговаривается, что объем работы (выполненная работа) принимается за единицу. IV. Формирование умений и навыков. Перед учащимися задача1 и задача2. Прочитайте задачи и обсудите в парах. Обе задачи подходят к построенной схеме. 1. Задача. (слайд 7) Вини Пух съедает банку меда за 3 часа, а его друг Пятачок за 4 часа. За какое время они вдвоем "уработают" такую банку меда, если будут есть со своей обычной производительностью? (Дети предлагают решение задачи) Решение: Всю работу (съесть целую банку меда) примем за единицу (можно изобразить условие на рисунке). "Производительность" Вини Пуха - 1/3 банки в час. "Производительность" Пятачка - 1/4 банки в час. Общая "производительность" 1/3+1/4=7/12 банки в час. Если предположим, что всю работу, то есть съесть банку меда, они смогут за х часов. Вся работа будет равна производительности, умноженной на время ее выполнения. 1=7\12•х. Отсюда время совместного выполнения работы. 2.Задача. (слайд 9)Крокодил Гена, Чебурашка и старуха Шапокляк решили подготовить площадку, на которой они будут строить дом для друзей. Гена, работая один, может выполнить всю работу за 12 часов, Шапокляк – за 15 часов, а Чебурашка – за 20 часов. Какую часть работы каждый из них может выполнить за 1 час? Какую часть работы выполнят они вместе за 1 час. (После обсуждения оформляют решение задачи в виде таблицы) Решение: Всю работу примем за единицу (слайд 10). Вся работа Время Производительность Крокодил Гена 1 12ч 1\12 Чебурашка 1 20ч 1\20 Шапокляк 1 15ч 1\15 А сейчас пишем самостоятельную работу. V. Самостоятельная работа с последующей проверкой. (слайд 12) • Через первую трубу бассейн можно наполнить за 3 ч, а через вторую за 6 ч. Какую часть бассейна наполняют обе трубы за 1 ч совместной работы? • В каждый час первая труба наполняет 1\3 бассейна, а вторая - 1\6 бассейна. За сколько часов наполнится бассейн, если открыть две трубы. • Через первую трубу бассейн можно наполнить за 10 ч, а через вторую за 15ч. Какую часть бассейна наполнят трубы за 1 ч совместной работы. За сколько часов наполнится бассейн, если открыть обе трубы. • Две трубы наполняют бассейн в 600 литров. Одна труба наполняет за минуту 1\10 часть бассейна, а другая – 1\15 часть. За сколько минут будет наполнен весь бассейн. VI. Развитие творческих способностей учащихся. Учащимся предлагается самостоятельно составить задачу на работу и решить ее. Заслушивается несколько вариантов. VII. Итог урока (слайд 11) Какие задачи учились решать? Каким числом выражали неизвестный объем работы? Что было саамы легким? Что было самым трудным? Продолжите фразу: "Сегодня на уроке я понял, что…” Из 27 учеников 6 класса самостоятельную работу выполнили на ″5″ - 8 учеников (30%), на″4″ - 11 учеников (40%),, ″3″ - 8 учеников (30%). VIII. Домашнее задание. 1. Лошадь съедает воз сена за месяц, коза - за два, овца – за три месяца. За какое время они вместе съедят воз сена. 2. Швейный цех выпускает за смену 300 джинсовых курток или 600 джинсовых брюк. Сколько костюмов, состоящих из куртки и брюк, может выпустить за смену цех. 3. Один писец перепишет книгу из 42 страниц за 6 часов, а другой за 3 часа. За какое время писцы вместе перепишут всю книгу. 4. Две бригады построят дорогу в 6 км за 4 дня, первая бригада в одиночку построит дорогу за 6 дней. За сколько дней в одиночку построит дорогу вторая бригада. 5. Составить 2 задачи на совместную работу или движение. Автор: Газизова Гульсина Хайдаровна | |
Категория: Математика: алгебра и геометрия | Добавил: Хайдарамина (01.04.2013) | | |
Просмотров: 3282 |
Всего комментариев: 0 | |