Главная » Статьи » Методическая копилка » Математика: алгебра и геометрия

Урок по геометрии в 8 классе по теме "Многоугольники"
Урок в 8 классе по теме: «Многоугольники»
Тип урока – урок изучения и закрепления нового материала
Цели урока:
 Ввести понятие многоугольника и его элементов, научится определять вид многоугольника, вычислять сумму углов многоугольника.
 Развивать логическое мышление, воспитывать интерес к геометрии, чувство товарищества и взаимопонимания.
Краткое описание хода урока.
I. Организационный этап (3 минуты).
На экране слайд 1. Учитель формулирует тему и цель урока, знакомит учащихся коротко с планом урока, они записывают в тетради число, тему урока. Поясняется, что во время урока можно использовать учебник п.39, 40, 41.
II. Изучение нового материала (18 минут).
Учитель: Сегодня мы начинаем изучение фигур, которые называются многоугольники. Попробуйте сформулировать определение. Что же это такое многоугольник?
Учащиеся предлагают свои формулировки. После обсуждения приходят к следующим определениям:
Многоуго́льником называется геометрическая фигура, состоящая из n (n больше или равно 3) точек плоскости, не лежащих на одной прямой и попарно соединённых непересекающимися отрезками. Многоугольник-это замкнутая ломаная линия с непересекающимися звеньями. На экране слайд 2.
На экране слайд 3.
Учитель: Посмотрите на фигуры на слайде и скажите, какие из них не являются многоугольниками.
Ученики отвечают, поясняя свой ответ.
На экране слайд 4.
Учитель: Любой многоугольник разделяет плоскость на две области –внутреннюю и внешнюю.
На экране слайд 5.
Учитель: Чем отличаются многоугольники на слайде?
Ученики отвечают, поясняя свой ответ.
На экране слайд 6.
Учитель: Многоугольники делятся на два вида - выпуклые и невыпуклые. Прочитайте определение выпуклого многоугольника. Какой из данных многоугольников является выпуклым? Начертите в тетради свой выпуклый и невыпуклый многоугольники, заштрихуйте его внутреннюю область.
На экране слайд 7.
Учитель: Рассмотрим ABCDEFG-многоугольник. A,B,C,D,E,F,G - вершины многоугольника. Назовите стороны многоугольника.
Ученики отвечают.
На экране слайд 8..
Учитель: Стороны называются смежными, если они имеют одну общую точку. Стороны несмежные не имеют общих точек. Назовите смежные стороны многоугольника ABCDEFG.
Ученики отвечают.
Учитель: Какие вершины называются соседними? Если затрудняетесь, то можете дальше обратиться к учебнику.
Ученик: Соседними называют вершины, лежащие на одной стороне.
На экране слайд 9.
Учитель: Что такое диагональ многоугольника? Попробуйте дать определение.
Ученик: Диагональ – это отрезок, соединяющий две несоседние вершины.
На экране слайд 10.
Учитель: Сформулируйте определение периметра многоугольника.
Ученик: Периметром называется сумма длин всех сторон многоугольника.
Учитель: Решаем №366 у доски. (х+х-0,3+х-0,4+х-0,5=8
х=2,3; Ответ: 2,3; 2; 1,9; 1,8)

Физкультминутка:
А теперь, ребята, встали. Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад. Повернулись вправо, влево, потянулись до предела. Тихо сели, вновь за дело.

Учитель: Геометрия - одна из самых древнейших наук, она возникла очень давно, еще до нашей эры. Мы знаем, что в переводе с греческого слово «геометрия» означает «землемерие» («гео»-по-гречески земля, «метрео»-мерить). Такое название объясняется тем, что зарождение геометрии было связано с различными измерительными работами, которые приходилось выполнять при разметке земельных участков, проведении дорог, строительстве зданий и других сооружений. В результате этой деятельности появились и постепенно накапливались различные правила, связанные с геометрическими измерениями и построениями.
Мы с вами сейчас окажемся в роли тех, кто выводил практическим путем эти правила. Каждая пара получает по пятиугольнику (вырезанному из бумаги). Ваша задача: Найти сумму углов этой фигуры. Можно для этого взять подручные инструменты (карандаш, линейку, ножницы)
Учащиеся: пытаются решить задачу, но требуют транспортир.
Учитель объясняет, что эта задача легко решается без транспортира. Если учащиеся не могут догадаться, то учитель подсказывает, что многоугольник надо разрезать на простые фигуры, сумма углов которых нам известна.
Учащиеся: записывают свои ответы на бумаге, комментируют решение.
На экране слайд 11.
Сумма углов 5 угольника 180°∙ (5-2)=540°
На экране слайд 12,13,14,15.
Учитель: Формула для суммы углов n-угольника:180°∙ (n-2). Эта формула есть и в учебнике. Её надо запомнить и уметь использовать при решении задач.
III. Закрепление материала. Решение задач(10 минут).
Учитель: №365(а). У доски решает ученик.

№365(а).
Дано:
n-угольник,
α=90°,
Найти n.
Решение:
90n=(n-2)180
90n=180n-360
360=180n-90n
360=90n
n=4

Ответ: 4 стороны.
Учащиеся решают в своих тетрадях №365(в), советуются, помогают друг другу.
После того, как основная масса учащихся справилась с заданием на экране появляется слайд 16 с решением задачи для самопроверки.
№365(в).
Дано:
n-угольник,
α=120°,
Найти n.
Решение:
120n=(n-2)180
120n=180n-360
360=180n-120n
360=60n
n=6
Ответ: 6 сторон.
IV. Самостоятельная работа (10 минут).
На экране слайд 17.
Учитель: Вам предлагается тестовая работа на проверку знаний, полученных на уроке. Приложение 1
Учитель: проверим ответы. На экране слайд18. Количество правильных ответов в работе дают вам право на получение оценки за урок. На слайде критерии оценок. На экране слайд19. Поднимите руку, кто получил 5? МОЛОДЦЫ! Кто получил 4? Хорошо!
V. Домашнее задание. (1 минута) п.39, 40, 41, №365(б, г), 367, 369 Слайд 20.
VI. Итоги урока. (3 минуты). Учитель подводит итог урока. Слайд 21.

Приложение 1
Первый вариант.
1. Выбрать из предложенных многоугольников те, которые не являются выпуклыми.

2. Через каждую вершину выпуклого многоугольника проходит четыре диагонали. Найти число сторон многоугольника.
а) 7;
б) 5;
в) 6;
г) 8.
3. Чему равна сумма внутренних углов выпуклого семиугольника?
а) 1080°;
б) 720°;
в) 900;
г) 540.
4. Сколько сторон имеет выпуклый многоугольник, каждый угол которого равен 108?
а) 5;
б) 7;
в) 10;
г) 6.

Второй вариант.
1. Выбрать из предложенных многоугольников те, которые являются выпуклыми.

2. Через каждую вершину выпуклого многоугольника проходит пять диагоналей. Найти число сторон многоугольника.
а) 10;
б) 8;
в) 6;
г) 7
3. Чему равна сумма внутренних углов выпуклого десятиугольника?
а) 1620°;
б) 1260°;
в) 1080°;
г) 1440°.
4. Сколько углов имеет выпуклый многоугольника, каждый угол которого равен 135°?
а) 6;
б) 12;
в) 8;
г) 10.



Автор: Антонова Наталья Александровна, учитель математики первой кв. категории МБОУ "СОШ №166" Советского района г. Казани. 
Категория: Математика: алгебра и геометрия | Добавил: Антошка (27.02.2013) | Автор: Антонова Наталья Александровна E
Просмотров: 5001
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]