Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1 с. Анучино
«Паутина пауков»
Автор-составитель
Самусенко З. Е. –
учитель начальных классов
высшей квалификационной
категории.
Занятие экологического кружка
Тема: «Паутина пауков»
Цель:
Формировать представление о том, что в природе нет неинтересных, ненужных животных. Рассказать о пауках, увлечь детей маленьким, но интересным «миром», в котором живут эти крошечные существа. Закрепить правила поведения в природе: «Не обрывайте паутину в лесу, не убивайте пауков».
Ход занятия
1. Мотивация
Учитель:
Прозвенел звонок весёлый
Все готовы? Всё готово?
Мы, сейчас, не отдыхаем,
Мы, работать начинаем.
2. Актуализация
Беседа
Учитель:
- Что такое природа?
Да, это реки, моря, озёра и пустыни, леса
и поля, солнце и небо, почва и воздух, и всё живое. И человек – тоже часть природы. И самая маленькая букашка – тоже часть природы.
Учитель:
- Для чего же человеку нужна природа?
Она кормит человека, одевает, обувает, даёт всё необходимое для жизни. И, пожалуй, главное, природа даёт человеку радость. Любуясь красотой природы, человек становится лучше и добрее. Природа учит человека мудрости.
Учитель:
- В «Книгу природы» поступила жалоба. Я прочитаю, а вы догадайтесь, от кого она (Учитель зачитывает письмо)
«Нас часто называет безобразными и ненужными. Хотя мы приносим большую пользу: поедаем вредных насекомых. Если в лесу попадется на лицо наша паутина - мы виноваты. А иногда люди рвут нашу паутину ради забавы. И приходится плести заново. Пожалуйста, не разрушайте наши творения».
- Догадались, о ком идёт речь? (о пауке).
Ученик читает стихотворение
«Диво дивное – паук –
Восемь ног и восемь рук.
Если надо наутёк –
Выручают восемь ног.
Сеть сплести за кругом круг –
Выручают восемь рук.
Если злится на кого – то,
Словно все кругом враги, -
Спину горбит, смотрит люто,
Значит, встал не с той ноги».
С. Я. Маршак.
3. Работа над темой
Показ изображения пауков
Учитель:
Пауки действительно приносят пользу. Они ловят в паутину вредных насекомых, которые поедают наши деревья, фрукты и овощи. Поэтому в лесу или в природе никогда не обрывайте паутину пауков и не убивайте их самих.
-Ребята, а вы хотите узнать, откуда появился паук? Тогда слушайте внимательно, я расскажу вам об этом старинную легенду.
Давным-давно, в чужой, далекой от нас стране которая называется Древняя Греция жила девушка, которая очень любила ткать т.е. плести из ниток ткани. Звали эту девушку Арахна. Она умела создавать такие красивые ткани, плела такие красивые узоры, что решилась вызвать на состязание, соревнование, саму богиню Афину, чтобы узнать, кто из них красивее сплетет узор.
Узоры, которые сплела Арахна были красивее и наряднее, чем у богини Афины. Тогда богиня разгневалась, рассердилась на девушку и превратила ее в паука, который вечно сидит и плетет паутину.
На греческом языке «Арах» значит «Паук». С тех пор и начали всех таких животных называть пауками.
- Учитель:
Паука часто люди считают ненужным, бесполезным. Но оказывается, это очень интересное и полезное животное.
Пауки совсем не страшные и приносят большую пользу. Ведь они уничтожают огромное количество вредных насекомых, особенно мух, которые разносят грязь и разные болезни.
4.Строение паука
- Учитель:
Вот, посмотрите, какого паука я хочу вам показать…
( демонстрационная картинка паука)
Этот паук называется паук – крестовик. Он назван так за рисунок в форме креста на спинке.
Паук – это не насекомое, а особый, отдельный вид животных.
Голова паука соединена с грудкой. Эта часть тела так и называется головогрудь.
(Закрепить индивидуальными и хоровыми ответами)
Большая часть тела паука называется брюшко (Закрепить)
На голове есть так называемые ногощупальца. (Закрепит индивидуальными и хоровыми ответами) Они нужны пауку для того, чтобы хватать пищу и заталкивать в рот. Это не ножки.
А ножки у паука длинные и находятся они все на грудке. Давайте все вместе посчитаем, сколько же ног у паука. (Посчитать и закрепить хоровыми и индивидуальными ответами)
Хотя у паука так много ног, ходит он плохо, а передвигаться ему помогает его паутина. Зацепит паучок паутину за веточку и ползет по ней вверх или вниз.
У паука 8 глаз, поэтому он может видеть все вокруг, не поворачивая голову. Сразу увидит, кого можно поймать в паутину.
Учитель:
- Ребята, а как вы думаете, откуда паук берет нить, чтобы плести свою паутину?
(Ответы детей)
Учитель:
- У паука на брюшке есть специальные бугорки с отверстиями. Из них выделяется жидкость, которая на воздухе сразу становится твердой и превращается в тоненькую нить. Из этой нити паук и плетет свою паутину – ловушку для насекомых.
Для чего нужна пауку нить?
•Некоторые виды пауков ткут из неё «пелёнки» для откладываемых яиц. А когда паучки выводятся, паутина становится гнездом.
•Иногда нить служит лестницей для спуска и подъёма. Или самолётиком – ветер подхватит паутину с паучком и переносит в другое место.
•Но главное – из нити паук плетёт сеть – ловушку для насекомых.
Паутина может показаться брошенной. Паука в ней нет, но это не так, на самом деле он притаился и ждёт, когда в сеть попадётся добыча. Пауки обладают совершенной маскирующей окраской. О том, что в сеть кто – то попал, паук узнаёт по дрожанию сигнальной нити, которая тянется от середины паутины к месту засады. Выбраться из сети не удаётся никому, так как нити смазаны клейким веществом.
ФИЗМИНУТКА
На музыкальную мелодию «Песня о паучке»
5. Сравнение паука и насекомого
(Представлены изображения паука и насекомых)
Учитель:
- Посмотрите внимательно, подумайте, что у них есть общего?
Чем они отличаются друг от друга?.
(Дети сравнивают и отвечают. Учитель обобщает их ответы)
В далеких, жарких странах есть большие пауки, которые могут укусить человека и даже убить своим ядом. А в наших лесах и парках живут не опасные, не страшные пауки, а наоборот, очень даже полезные. Поэтому, ребята, если вы в лесу увидели паука, не надо его обижать, не надо обрывать его паутину. Ведь паук делает полезное дело: уничтожает насекомых – вредителей.
6. Рисование паучка
Сеть плетет за кругом круг
Раз кружок, два кружок.
Учитель:
- В природе встречается огромное разнообразие пауков: паук - крестовик, паук - птицеед и т. д. (учитель обращает внимание детей на иллюстрации) Они поражают нас своей загадочностью. Обратите внимание, как ловко и быстро плетут паутину пауки.
- Паук в углу повесил сеть,
Он очень любит повисеть,
И сети вяжет прочно.
Имеет восемь ног паук.
А может, лап.
А может, рук.
Но восемь - это точно.
- Учитель
Сегодня мы нарисуем паука в паутине
(Учитель заранее готовит листы бумаги с изображением паутины. Задача детей - нарисовать паучка в паутине.)
(Дети выполняют работу под музыку, учитель оказывает индивидуальную помощь советом или показом)
Учитель:
- Ребята, посмотрите на рисунки (дети рассматривают работы и обмениваются впечатлениями). Какие необычные получились паучки: веселые и грустные, ловкие и даже паучки-сони. Молодцы!
- Только помните, дети, берегите природу. И жучков и паучков! Ведь нужны все на свете!
7. Рефлексия
Ученик читает стихотворение
«Диво дивное – паук –
Восемь ног и восемь рук.
Если надо наутёк –
Выручают восемь ног.
Сеть сплести за кругом круг –
Выручают восемь рук.
Если злится на кого – то,
Словно все кругом враги, -
Спину горбит, смотрит люто,
Значит, встал не с той ноги».
С. Я. Маршак.
- Учитель :
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников –
Злых и свирепых.
Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мёд
И кто делает яд.
Если мы с кем-то
Не очень дружны,
Мы всё-таки очень
Друг другу нужны!
А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется!
Все-все,
На свете нужны,
И это все
ПАУЧОК
Сплел однажды паутинку паучок
И повесил паутинку на сучок.
- Ква! – воскликнул Лягушонок.
- Ну и сеть!
Просто любо, просто дорого смотреть!
Паучок, паучок, дай мне сеточки клочок.
Я хотел бы, паучок, смастерить себе сачок.
Щёлкнул Аист длинным клювом:
- Щёлк! да щёлк!
Фи, да мастер!
Паутинка – чистый шёлк!
Паучок, паучок, дай мне сеточки клочок.
Всем известно – я рыбак.
Без сетей нельзя никак.
Шла Ежиха тихо листьями шурша,
И сказала: - Паутинка хороша!
Паучок, паучок, дай мне сеточки клочок.
Я грибы нашла в лесу,
Как домой их донесу?
Паучка хвалила Совушка-Сова:
- О тебе повсюду добрая молва.
Паучок, паучок, дай мне сеточки клочок.
Нужен мне гамак для сна:
Ведь моя кровать – сосна.
Оглянулся Паучок, а в уголке
только ниточка осталась на сучке.
Стал жучков он, разных бабочек скликать
Через ниточку-веревочку скакать!
Пригодилась паутинка для добра.
Тут и сказочку кончать пришла пора.
Ю. Любимцева |