Главная » Статьи » Методическая копилка » Начальные классы |
Нравственные качества героя в русской народной сказке «Заяц-хваста»
Цель урока: Знакомство с русской народной сказкой «Заяц-хваста». Задачи урока: 1. Образовательный аспект. Создать условия для формирования полноценного навыка чтения, умения самостоятельно работать с текстом, умения работать в статичной паре, в статичной группе (в группе постоянного состава. 2. Развивающий аспект. Создать условия для развития устной связной речи учащихся, умения анализировать художественное произведение, умения анализировать характер героя с опорой на план, умения давать героям оценку, умения воссоздавать прочитанное, умения раскрывать причинно-следственные связи. 3. Воспитательный аспект. Создать условия для привлечения внимания учащихся к главной идее сказки: добро всегда добром возвращается. Создать условия для воспитания храбрости, взаимопомощи через раскрытие глубокого нравственного понимания смысла произведения. Оборудование: компьютерная презентация, учебник, выставка книг, карточки описания героя, карточки с заданиями (игра «Бюро находок», досье), текст сказки, удостоверения для рефлексии. Ι Организационный момент. 1. Психологический настрой учащихся. – Доброе утро! Рады слышать мы звонок, Начинается урок! Интересно нам читать, Думать, спорить, размышлять! – Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. 2. Артикуляционная гимнастика. – Я предлагаю настроить речевой аппарат. Ать - ать - ать – много будем мы читать. Ания- ания – проверяем знания. Лю-лю-лю – сказки очень я люблю. Гу-гу-гу – всегда другу помогу. – Кто любит сказки? – Среди вас есть помощники? – А вы знаете, кто такие сыщики? – Чем занимаются сыщики? Слайд ΙΙ Актуализация знаний. – Проверим, кто из вас готов стать сыщиком? Проведём первое расследование. – Мне нужна ваша помощь. Игра «Бюро находок». – Внимательно прочитайте слова в каждом столбике. – Что могут обозначать эти слова? Л. Пантелеев «Две лягушки» сказка В.Горбовский «Розовый слон» стихотворение В.Чаплина «Мушка» рассказ Русский народ «Заяц-хваста» сказка – Установите соответствие между словами трёх столбиков. – Кто может выполнить это задание самостоятельно – приступайте к работе. А остальным поможет содержание в конце учебника. – Проверим, как вы справились с расследованием. – Вы хорошо справились с заданием, я принимаю вас в сыщики. карточки Слайд Учебник с. 189 Слайд ΙΙΙ Постановка учебной задачи. – Исключите уже изученные произведения и сформулируйте тему урока. – Русская народная сказка «Заяц-хваста». – В жизни нет такого предмета, природа которого не давала бы зацепки для сказки. Вот и заяц часто является героем сказок. Слайд IV Переход к теме. – Какие сказки с участием зайца вы знаете? «У страха глаза велики» р.н.с. «Заюшкина избушка» р.н.с. «Жалобы зайки» К.Д. Ушинский «Лиса и заяц» р.н.с. «Колобок» р.н.с. «Теремок» р.н.с. Загадка. Длинноухий очень ловко По утрам грызет морковку. Он от волка и лисы Быстро прячется в кусты. Кто такой он, этот серый, Что несется кувырком? Летом сер, зимою - белый, Он, скажите, вам знаком? – Что вам помогло отгадать загадку? – Что вы знаете о зайце? – Какой по характеру обычно бывает заяц? – Прочитайте слова и выберите те, которые присущи характеру зайца. Объясните свой выбор. (Жадный, весёлый, трусливый, сильный, смелый, ловкий, глупый, несчастный, осторожный, проворный, любопытный, неуклюжий). – Ну, что юные сыщики, вы готовы к новым испытаниям. – Иногда авторы меняют в своих произведениях привычный характер героя. – Сегодня мы прочитаем русскую народную сказку «Заяц-хваста» и проведём расследование. Соберём о зайце как можно больше информации. – Но прежде чем мы займёмся поиском, нам необходимо проверить свою физическую форму. Физкультминутка. Шагаем на носочках, чтобы нас никто не обнаружил. Тянемся, чтобы достать с верхней полки важный пакет. Спрятались в густую траву. Высоко подняв ноги, перешагиваем через ловушки. А теперь проверим, какие вы внимательные. Слайд Выставка книг Слайд Фото зайцев Доска Карточки V Решение учебной задачи. 1. Словарная работа. – В тексте встретятся слова, давайте уточним их значение. – Кто такой хваста? Хваста – тот, кто хвастается. Хвастовство – неумеренное восхваление своих достоинств. Крестьянин – сельский житель. Гумно – площадка для молотьбы сжатого хлеба. Кокорина – нижняя часть хвойного дерева. 2. Первичное чтение сказки учителем. 3. Анализ характера героя. – Где жил заяц? – Чем занимался? – С кем общался? – Почему хвастался заяц? ( Он хотел быть большим, сильным, чтобы его все боялись.) – Как он хвастался? Зачитайте. – Кто проучил зайца? –Как вы думаете, перестал он хвастать? –Какой поступок совершил герой сказки? –Как поблагодарила ворона зайца? Зачитайте. 4. Исследовательская работа. – Какой в этой сказке заяц? – Чтобы ответить на этот вопрос я предлагаю вновь поработать сыщиками. – Сейчас вы внимательно прочитаете сказку и составите досье на нашего зайца. – Что такое досье? (Сбор информации о ком-то или о чём-то.) – Будем собирать информацию на героя сказки по плану: Имя___________________________ Место жительства_______________ Время года_____________________ Внешний вид___________________ Друзья_________________________ Враги__________________________ Поступки_______________________ Характер (подчеркни нужный вариант): везучий, хвастливый, ленивый, честный, грубый, удачливый, храбрый, догадливый, добрый, злой, трусливый, болтливый, заботливый.) – Сказка перенесена из учебника на лист бумаги. Читая её, вы будете в тексте отмечать красным карандашом ответы и записывать их в досье. 5. Проверка результатов работы. – Какое досье у вас получилось? Зачитайте. – Какие черты характера осуждаются в сказке? (Хвастовство) – А какие поощряются? (Храбрость, взаимопомощь) – Для чего мы составили досье на героя? (Чтобы его лучше узнать и понять). Слайд Учебник (с. 51-52) Слайд Слайд Досье Текст сказки VI Итог урока. Рефлексия. – С каким литературным произведением мы познакомились сегодня? – Что вы можете сказать о герое этой сказки? – Какое важное открытие мы сделали, прочитав эту сказку? – К советам нужно прислушиваться. Доброе дело сделало зайца смелым. – Какая пословица наиболее удачно подходит к содержанию сказки? Одна голова хорошо, а две лучше. Сам погибай, а товарища выручай. Семеро одного не ждут. Добро всегда добром возвращается. – Какая пословица подходит к нашей работе на уроке. – Вы все хорошо поработали и за работу получаете удостоверения настоящих сыщиков. Удостоверение выдано настоящему сыщику _______________________________ 08.02.2011г. Учитель года 2011 – Вам необходимо раскрасить печать. Красным – отличная работа. Зелёным – успешная работа. – Поблагодарите друг друга за работу. Урок окончен. Всем спасибо за работу. Слайд Удостоверение | |
Категория: Начальные классы | Добавил: Lenochka70 (16.02.2014) | | |
Просмотров: 1563 |
Всего комментариев: 0 | |