Главная » Статьи » Методическая копилка » Начальные классы

Урок русского языка День леса
Здравствуй, лес ! Прекрасный лес !
( интегрированный урок в 1-В классе
русский язык и окружающий мир )

Цели:
- закрепить навыки переноса слов, постановки ударения в словах, деления слова на слоги; совершенствовать умения отличать звук от буквы, осуществлять фонетический разбор слова.
- обобщить и углубить знания о животных и растениях лесной полосы.

Личностные УУД:
- проявление творческого отношения к процессу обучения;
- проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.

Познавательные УУД:
- совершенствовать умения переносить слова с одной строчки на другую с учетом особенностей слогов и изученных правил;
- практиковаться в навыках делить слова на слоги, обозначать ударный и безударные слоги;
- учить производить звукобуквенный анализ слова;
- формировать навыки составления предложений из заданных слов, устного текста из нескольких предложений;
- углубить и обобщить знания о животных и растениях леса.

Регулятивные УУД:
- работать по предложенному учителем плану, проговаривая последовательность действий;
- формулировать вопрос, проблему, затруднение, с которыми столкнулись;
- оценивать сложившуюся учебную ситуацию.

Коммуникативные УУД:
- оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание;
- сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим ход работы и ее результат, слушать мнение других;
- адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Оборудование:
у учащихся - «маршрутный» лист, канцелярские принадлежности;
у учителя - рисунки с изображениями растений и животных леса,
карточки со словарными словами,
загадки, кроссворд
Ход урока.

I. Орг. момент.
- Отгадайте загадку:
Весной веселит,
летом холодит,
осенью питает,
зимой согревает. (Лес)
- Сегодня наш урок русского языка посвящен лесу и его обитателям.

II. Каллиграфическая минутка.
- С какой буквы начинается слово «лес»?
- Давайте вспомним написание этой буквы и соединений её в слогах.
_____________________________________
______________________________
_____________________________________

III. Орфографическая минута.
- Я вам загадаю загадку, а вы отгадайте ее. И отгадку запишите в верхней части «маршрутного» листа. Каждое слово разделите на слоги, поставьте ударение. Укажите букву, которая может вызвать затруднения. Объясните написание.

Маленький мальчишка
В сером армячишке,
По дворам шныряет,
Крохи подбирает. (воробей)
Всю ночь летает -
Мышей добывает.
А станет светло -
Спать летит в дупло. (сова - совы)
Окраской - сероватая,
Повадкой - вороватая,
Крикунья хрипловатая -
Известная персона.
Кто она?.. (ворона)
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это?.. (соловей)

Все стрекочет и вертится,
Ей на месте не сидится,
Длиннохвоста, белобока
Вороватая ... (сорока)
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это... (снегири - снег)

- Чем объединены эти слова? (Называют птиц леса)
-Какое слово лишнее? («Соловей» – перелетная птица, остальные – зимующие. «Сова» - два слога, остальные по три слога)

IV. Физминутка.
Раз, два, три, четыре, пять,
(Дети разгибают по очереди все пальцы, сжатые в кулак.)
Вышли пальчики гулять. (Пальчики «шагают».)
Этот пальчик в лес пошел, (Разгибают по очереди, начиная с мизинца.)
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Ну а этот только ел —
оттого и потолстел.

V. Работа с предложением.
- Из слов составьте предложение. Запишите. Укажите грамматическую основу предложения. Выделите предлог. Укажите части речи каждого слова.
«Белочка, сосне, шишки, пушистая, грызла, на»

VI. Беседа о лесе и его обитателях.
- Вы нарисовали много картинок о лесных обитателях. Расскажите, кого вы изобразили.
Рассказ о животном ведите по плану:
1. Кто?
2. Описание. Внешние признаки.
3. Чем питается. Где живет.
4. Польза для людей.
(Дети рассказывают о животных леса, которых нарисовали)

VII. Работа со словами.
- Запишите слова – названия животных. На какой вопрос отвечают все эти слова? К какой части речи относятся? Разделите слова на слоги, поставьте ударение. Запишите транскрипцию слов. Сделайте звукобуквенный разбор.

VIII. Физминутка.

IX. Игры со словами.
1. Разгадайте кроссворд, вписав в него названия деревьев, растущих в лесу.
- Сколько слогов в каждом слове?
- Назовите слова, которые нельзя перенести с одной строки на другую.
- В каком слове звуков больше, чем букв? Почему?
- Какие буквы не обозначают звука?
- Какие буквы обозначают два звука? Когда?

2. Вырастите «словесное» дерево.
Корнем нашего дерева будет «лес».
На ветках дерева запишите слова с этим корнем. Как называются слова, имеющие общий смысл и одинаковый корень. (Однокоренные)
 Человек, охраняющий лес. (лесник)
 Прилагательное с корнем «лес» (лесной)
 Маленький лес (лесок)
 Редкий лес (перелесок)
 Машина, перевозящая спиленные деревья (лесовоз)
 «Дух» леса (лесовичок)

X. Развитие речи.
- С жителями леса происходят интересные события. Давайте придумаем сказку про Зайца и Снеговика. А поможет нам в этом серия картинок.

XI. Итоги урока. Рефлексия.
- Что понравилось на уроке? Что нового узнали?
- Оцените свою работу на уроке, нарисовав «тучку» или «солнышко».
Категория: Начальные классы | Добавил: Hellena (12.02.2014) | Автор: Карагодина Елена Валериевна E
Просмотров: 529
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]