Главная » Статьи » Методическая копилка » Начальные классы

Конспект урока по русскому языку 2 класс по теме: "Корень как часть слова. Родственные слова».
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 68
города Белореченска

КОНСПЕКТ
Урока русского языка во 2 классе на тему:
«Корень как часть слова. Родственные слова».

Учитель нач. классов МБОУ СОШ № 68:
Ульянова Наталья Олеговна
Тема: Корень как часть слова. Родственные слова.
Класс: 2
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Цель: научить выделять и характеризовать корень как главную, обязательную часть слова, познакомить с понятиями «корень», «родственные слова».

Задачи:
Образовательные:
Развивающие: формирование умения анализировать звучащую речь; формирование опыта работы с учебником; развитие речи, мышления, воображения;
Воспитывающие: воспитывать навыки самостоятельной работы, умения работать в парах.
Планируемые результаты
Личностные:
- Проявление творческого отношения к процессу обучения;
- Проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.
Метапредметные
Познавательные:
Умение:
-выделять и характеризовать корень как главную, обязательную часть слова ;
- перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- обобщать полученную информацию;
- давать оценку своим действиям, оценивать результат;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные
Умение:
- работать по предложенному учителем плану, проговаривая последовательность действий;
- формулировать вопрос, проблему, затруднение, с которыми столкнулись учащиеся; оценивать сложившуюся учебную ситуацию.
Коммуникативные
Умение:
- оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание;
- сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим ход работы и ее результат, слушать мнение других;
- адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
Предметные
- усвоение понятий «корень», «однокоренные слова»;
Межпредметные связи
Окружающий мир, литературное чтение
Оборудование:
- рабочая тетрадь;
- учебник С.В.Иванов «Русский язык» 2 класс. – М.: Издательский центр «Ветана-Граф», 2011
- компьютер учителя;
- мультимедийный проектор
Ресурсы:
- мультимедийная презентация к уроку.
Технологии на уроке:
-ведущая – технология сотрудничества на основе системно - деятельностного подхода;
-информационно-коммуникационная;
- здоровьесберегающая.

Ход урока:
1.Мотивация учебной деятельности учащихся.
Вот книжки на столе, а вот тетрадки,
Не хочется играть сегодня в «прятки»,
И некогда дуть на корабль бумажный-
Сегодня у ребят урок уж очень важный.
2.Актуализация знаний.
Словарно-орфографическая работа.
Капуста, берёза, ромашки, ягода.
Составьте предложение с одним из этих слов и запишите его.
3.Изучение нового материала. Проблемная ситуация.
Слова как дом состоят из кирпичиков, сегодня мы познакомимся с одним из них. Он очень важен.
1) Даны слова: дом, домище, домик, домовой.
Одинаковое ли значение этих слов? Что их объединяет? Можно ли сказать, что дом, домик и домище - это формы одного и того же слова?
2) стр. 81 упр.1
Построение проекта выхода из затруднения.
Вывод: чтобы правильно выделить корень, нужно подобрать как можно больше родственных слов и посмотреть, какая часть в них является общей.
План действий:
1. Произнеси слово.
2. Подобрать как можно больше родственных слов.
3. Посмотреть, какая часть в них является общей – это и есть корень.

3) Подобрать родственные слова. (Хлеб, вода, лес.)

4.Работа в парах. стр.82 упр.2
(В тексте найти слова с одинаковым корнем. Выписать их и выделить корень. Какие из слов родственные, а какие - формы одного и того же слова? )
5.Физкультминутка
Руки в стороны держите,
Раз, два, раз, два!
Друг на друга посмотрите,
Раз, два, раз, два!
Опустили руки вниз, И на место все садись!
Отдых наш - физкультминутка.
Занимай свои места:
Шаг на месте - левой, правой,
Раз и два, раз и два!
Прямо спину все держите,
Раз, два, раз, два!
И под ноги не смотрите
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Учитель предлагает учащимся выполнить самостоятельную работу на карточке.
- На парте у каждого лежат карточки с красной меткой. Возьмите их. Прочитайте задание и выполните, применяя алгоритм и новое правило.
Учащиеся работают самостоятельно, после чего они берут карточку с зеленой меткой и осуществляют самоконтроль по готовому образцу. Проверяйте каждое слово по образцу. В том месте, где выделили корень правильно поставьте плюс, сколько всего плюсов у вас получилось? Оцените работу по следующим критериям на обратной стороне образца. Учащиеся оценивают свою работу по критериям. Проанализируйте место и причину ошибки

7. Включение в систему знаний и повторение.
Работа по группам.
Далее учитель может использовать текст заданий на изученную тему.
Задание: выделить корень, найти лишнее слово.
1 группа
Лиса, лисица, лисий, лист, лисёнок.
2 группа
Желток, жёлтый, железо, желтизна.
3 группа
Вода, водяной, водитель, подводник.
4 группа
Весёлый, веселье, радость, веселиться.

- Проверим. Кто объяснит выполнение заданий? Проверка проходит фронтально
- Молодцы! Вы хорошо поработали и правильно применили при выполнении упраж¬нений полученные знания.
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- С каким затруднением на уроке вы столкнулись?
- Какую цель ставили на уроке?
- Достигли цели?
- Что такое «корень» слова?
- Какие слова называются «родственными»?
- Оцените свою работу с помощью яблони мудрости. Если вы уверены, что самостоя¬тельно можете выделять и характеризовать корень - повесьте красное яблочко. Если у вас есть сомнения - желтое. Если вы думаете, что эти задания у вас большие затруднения - зеленое.
Учащиеся вешают яблоки разного цвета.
- Ребята, посмотрите на яблоньку. Сколько красных спелых яблок на ней появилось! Вы хорошо поработали!
9. Дом. задание.
Категория: Начальные классы | Добавил: Наталья69 (08.01.2014) | Автор: УльяноваНаталья Олеговна E
Просмотров: 2479
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]