Главная » Статьи » Методическая копилка » Начальные классы |
Обобщение опыта по теме: Организация родительского всеобуча.
Обобщение опыта по теме: Организация родительского всеобуча. Введение. Наверняка, каждый педагог проводящий родительские собрания, задавался вопросом о том, какими они должны быть в идеале. Каковы их возможности в вырастании партнёрских отношений с родителями? С одной стороны, это одна из форм педагогического просвещения родителей и взаимодействия школы и семьи. Действительно, родители все реже приходят в школу « просто так», а на собрании находят ответы на волнующие их вопросы воспитания детей; имеют возможность понять, в чём состоят причины возникающих проблем, упредить возможные и предсказуемые трудности, заявить о своём мнении. А школа, в свою очередь, получает возможность оценить ситуации в семьях. С другой стороны, родительское собрание можно рассматривать как орган, обеспечивающий реализацию определенного законом права родителей на участие в управлении школой. На собрании формируются и через его посредство предъявляются педагогическому коллективу позиции родителей по ключевым направлениям школы. Для выстраивания партнерских отношений с родителями, следует отходить от привычных родительских собраний и наполнять их иным содержанием. На обсуждение необходимо выносить тот вопрос, который важен в данный момент этому классному коллективу, а не просто ученикам младшего школьного возраста данного возраста вообще. Родительский всеобуч как форма партнерства школы и семьи. Родительские собрания являются, чуть ли не единственным источником информации для педагогического коллективов об образовательных запросах родителей: степени их удовлетворения условиями пребывания детей в школе, качеством предоставляемых образовательных услуг. Дискуссии, обмены мнениями, опросы, диагностика в рамках собраний дают возможность выявить наиболее востребованные для обсуждения проблемы, связанные с конкретными затруднениями родителей в практике семейного воспитания. Какие же задачи можно решать средствами родительского всеобуча, в чём состоят его функции? Рассмотрим основные функций родительского всеобуча. Информационная функция. Реализация этой функции предполагает, прежде всего, просвещение родителей по организации учебного процесса в школе и организацию различных выставок для родителей ( образцов учебной продукции учащихся, заданий на олимпиадах, примерных заданий на выпускных или вступительных экзаменах в вуз). Эта функция обеспечивает информирование родителей о формах аттестации учащихся и критериях их оценивания, об объемах, способов выполнения и содержания домашних заданий, о требованиях к ведению тетрадей и оформлению зачётных работ по предметам. Просветительская функция родительского всеобуча состоит в вооружении родителей актуальной для них информацией. Реализация этой функции предполагает использование таких форм как семинары, педагогические практикумы, конференции, круглые столы. Дискуссии участников. Обучающая функция родительского всеобуча состоит в отработке практических навыков родителей по: оказанию помощи ребёнку в освоении образовательных программ, эффективному общению с ребёнком и защите его прав в различных ситуациях. Реализация этой функции предполагает: на первом этапе – просвещение по востребованной участниками проблеме, на втором этапе – тренинги, деловые игры. Консультационная функция родительского всеобуча реализуется как методическое и психологическое консультирование. Эта функция удовлетворяет потребность участников в разрешении индивидуальных затруднений, нередко носящий экстренный, чрезвычайный характер, и предполагающих не только информационную, но и эмоциональную поддержку родителей. Важнейшее условие консультирования - диалог, равноправное участие в разрешении ситуации, отсутствие упреков и назиданий в адрес родителей. Профилактическая функция состоит в предупреждении ожидаемых и предсказуемых трудностей семейного воспитания, связанных с кризисами взросления детей. Опасностью приобщения к вредным привычкам, профессиональным выбором, подготовкой к экзаменам, снижением учебной мотивации, здоровьем детей. Координационная функция родительского всеобуча состоит в объединении и регулировании действий всех участников образовательного процесса. Как осуществить подготовку родительского всеобуча, каким принципам и правилам необходимо следовать? Подготовка и проведение родительского всеобуча - процесс достаточно трудный, но одновременно творческий и продуктивный как для педагогов, так и для других участников. Рассмотрим подготовку родительского всеобуча по этапам. Первый этап. Выбор темы родительского всеобуча. Тема собрания должна быть сформулирована кратко, но ёмко, должна быть актуальной и понятной для родителей и вписываться в логику предыдущих встреч с ними. Очень важно выявлять востребованные родителями темы методом опросов, анкетирования, личных бесед. Всегда вызывают интерес участников темы неоднозначные, по которым позиции родителей обычно расходятся, например: « Наказание ребёнка : необходимость или…?» , « Что значит любить ребёнка?». Выявление предпочтений родителей в отношении тематики родительских собраний следует проводить в конце предшествующего учебного года. Второй этап. Выбор формы проведения родительского собрания и разработка «сценария». Родительский всеобуч можно проводить в традиционной и нетрадиционной форме. К первой группе можно отнести лекции, беседы, вечера вопросов и ответов. Встречи со специалистами различных профилей. Основными составляющими элементами указанной формы являются: объявление цели проведения, выступление, ответы на вопросы участников, принятие решений и рекомендаций. Ко второй группе можно отнести: семинары - практикумы, деловые игры, диспуты, дискуссии, творческие конкурсы, различные праздники, дни семьи в школе. Третий этап. Поиск информации по теме. Это трудоёмкий, достаточно затратный по времени прочес, от тщательности которого во многом зависит успех родительского всеобуча. Важно , чтобы информация была адаптирована к уровню понимания участников, насыщена фактами, цифрами, примерами из практики семейного воспитания и позициями учёных. Весьма желательно информацию сопроводить наглядной иллюстрацией : графиками, диаграммами, видеофрагментами, аудиозаписями. Четвёртый этап. Определение круга участников . В традиционном варианте участники родительского всеобуча – родители, классный руководитель, иногда учителя - предметниками и представители администрации. Этот круг можно расширить за счёт включения специалистов различных профилей, представителей общественных организаций. Пятый этап. Подготовка текстов приглашений и диагностических методик. Тексты приглашений не должны быть формальными, представленными сухими строками « официоза» В них следует указать тему перечислить обсуждаемые позиции, над которыми следует подумать. Шестой этап. Выработка правил , которым будет следовать организатор. Например, коротко сформулированные, они могут звучать так: Уважайте. Доверяйте .Помогайте. Учитесь. Благодарите. Объясняйте. Спрашивайте. Седьмой этап. Организационное обеспечение родительского всеобуча. Действия организаторов на этом этапе включает в себя: оформление аудитории наглядность ( тема; обсуждаемые вопросы; аналитическая информация представленная в виде графиков, схем , диаграмм); подготовку раздаточного материала участникам. Очень важно продумать время встречи с родителями, которое устроит всех. Восьмой этап. Проведение родительского всеобуча. В данном этапе сконцентрированы все выше перечисленные этапы. Главное при проведении родительских собраний не делить на « плохих» и «хороших» учеников, тем самым вводить в неловкость и беспомощность родителей. Идя на родительское собрание, их участники искренне надеются на квалифицированную помощь в воспитании своих детей, а слышат иногда общие рассуждения и упреки . Следует в качестве логического итога родительского всеобуча вручать родителям рекомендации, советы, памятки, которые они обычно с большой благодарностью принимают. Девятый этап. Обсуждение результатов. Классный руководитель, организатор оценивает эффективность проведения родительского всеобуча, опираясь на свои ощущения и мнения родителей. И сколько бы таких собраний не провел классный руководитель в своей жизни, каждое новое - экзамен на профессионализм и понимание глубинного смысла учительской профессии. Приложения. 1.Объявления к родительским собраниям. Дорогие мамы и папы! Мы знаем , что вы очень любите наши школьные праздники. ( Дата, место, время) вас ждет потрясающий интеллектуальный марафон семейных команд! Заранее спасибо за то, что отложите самые срочные дела и разделите наш долгожданный праздник. Мы вас любим! Уважаемые ( имя отчество родителей)! Наверняка, Вы не раз задавались вопросом : « Наказание ребёнка: необходимость или…?» Собрание на эту тему состоится ( дата, место, время). Будем признательны Вам за интересные примеры из практики воспитания, мы, в свою очередь, готовим для Вас типичные и очень поучительные ситуации и « Памятки» До встречи в рамках заинтересованного диалога 2. Правила проведения родительского всеобуча. • Никогда не упрекайте родителей, не посещающих собрание, это не способствует их желанию встречаться с вами чаще. Всегда искренне радуйтесь их появлению в классе. • Обязательно называйте родителей по имени и отчеству. • На собрании старайтесь говорить о проблеме, а не о конкретном ребёнке, А вот хвалите – персонально и обязательно всех. • Обязательно полезно проанализировать, чего достигли школьники с момента вашей последней встречи с родителями, а в чём им так и не удалось поднять планку. • Старайтесь не критиковать действия коллег, соблюдайте профессиональную этику, даже если у вас иная точка зрения. • При необходимости попросите родителей об оказании какой – нибудь помощи, подробно объясните, почему вы не можете обойтись без неё. • Не полагайтесь на слухи. Говорите только о достоверных фактах, не поощряйте ябедничество. • Заканчивая собрание , спросите себя: оправдались ли мои ожидания? С каким чувством родители уходят домой? 3.План проведения родительских собраний. Тема: « Культурные ценности семьи и их значение для ребенка» Форма проведения: беседа с участием специалистов. Цель: определение позиции родителей в отношении значимости культурных ценностей в формировании познавательных и нравственных качеств личности. Задачи: 1. Уяснение сущности понятия « культурные ценности семьи» 2. Рассмотрение влияния культурных ценностей семьи на развитие ребенка. Вопросы для обсуждения: 1.Культурные традиции семьи. 2.Самейное чтение. 3.Влияние культурных ценностей семьи на познавательное и духовное развитие ребёнка. 4.Обмен семейным опытом формирования культурных ценностей Рекомендуемая литература. | |
Категория: Начальные классы | Добавил: sofa8983 (11.09.2013) | | |
Просмотров: 676 |
Всего комментариев: 0 | |