Главная » Статьи » Методическая копилка » Начальные классы |
Урок русского языка во 2 классе
Русский язык 2 класс Тема: Слово и формы этого слова. Родственные слова (3 часа. Время внутри темы учитель может перераспределить сам, исходя из конкретных ситуаций на уроках.) Цель: - научить детей определять и подбирать родственные слова, ставить слова в начальную форму; - научить учащихся определять, какое из двух слов дало жизнь другому. Задачи: – формирование регулятивных УУД (определение цели урока, анализ результатов); – формирование познавательных УУД (развитие умения работать с инструкциями учебника, использование просмотрового чтения, ориентировка на шрифтовые выделения в учебнике, закрепление умений различать формы слова и разные слов, нахождение родственных слов на основе общего корня); – формирование коммуникативных УУД (распределять работу между собой и соседом, осуществлять взаимопроверку выполненной работы). Тип урока: урок объяснения нового материала . Форма работы: работа в группах. Межпредметные связи: русский язык и окружающий мир. Оборудование: • учебник "Русский язык", ч.1, 2класс. Н.А.Чуракова; • Рабочая тетрадь №1. • рисунки предметов; • веер с гласными буквами; Ход урока I. Организационный момент Сообщение темы и задач урока. II. Звукобуквенная зарядка «Если буква заблудилась» Дети читают стихотворение Марины Дружининой. - Меня зовут ГРУША, - сказал мальчуган. - Хорошее имя! – одобрил Иван. - Какая буква заблудилась в слове груша? Произнесите прежнее и новое слово. Запишите эти слова звуками ([груша] [гр'иша]) - Сравните звуки в этих словах. Сколькими звуками отличается второе слово от первого? - Назовите эти звуки. Охарактеризуйте звуки [р] и [р']. - Какой буквой обозначаются на письме эти два звука? III. Чистописание Повторяем написание строчной буквы р: Рр рр ррр рррр ри ра ру ро рю рё IV. Словарная работа. (Во всех словарных словах обязательно есть буква р. Дети правильно пишут эту букву в соединении с другими буквами.) 1. Дети работают в парах. На доске рисунки предметов: • тетрадь; • портфель; • карандаш; • огурец; • морковь; • картофель. (Одни ученики записывают название предметов из левого столбика, другие– из правого столбика. Ставят ударение, подчеркивают непроверяемую безударную гласную букву. Затем – обмен тетрадями, взаимопроверка.) 2. Знакомство с новым словарным словом. - Отгадайте загадку: Он огромный, городской, Часто он с большой трубой. Здесь машины собирают Или нефть перегоняют. (Завод) - Произнесите это слово. Сколько слогов? На какой слог падает ударение? - В первом слоге, какой гласный звук слышим? ([а]) И буква пишется а. - А какой звук слышим на конце этого слова? ([т]) Какой это звук? (Дается характеристика.) - Проверочное слово – заводы. Записываем слово завод. V. Актуализация знаний Наблюдение за разными словами и их формами. Работа идет в парах. - Определяем окончания во всех словарных словах. - Почему вы решили, что это нулевые окончания? (Карандаша, карандашу, карандашом – в этих формах есть окончания, значит в слове карандаш – нулевое окончание.) Маша, определяя окончание у слова завод, так изменяла слово: заводы, нет завода, любуюсь заводом, думаю о заводе. - Это одно слово или разные слова? (Одно слово, но в разной форме.) Почему? (В этих словах одна и та же основа завод.) А Миша подобрал вот такие слова: заводской, заводик, заводище. Мише еще трудно ответить – это разные слова или это одно слово, но в разной форме. - А вы как думаете? VI. Работа по теме урока 1. Работа с дидактической иллюстрацией учебника, определение цели урока. - Открываем стр. 89. Рассматриваем рисунок. Какой страшный сон приснился Мише? Что он увидел во сне? (Рыбка, рыба, рыбешка, рыбища.) - Это разные слова или одно и тоже слово? Давайте разбираться. 2. Наблюдения за словами. Участие в диалоге Волшебницы и Миши: Сравнение слов СТУЛ и СТОЛ. Устная работа по учебнику вновь посвящена проблеме разведения разных слов (которые могут быть не родственными, а могут быть родственными). Работу по вопросам учебника (С. 90 – 91) можно провести в парах (если класс подготовленный). Дети должны осознавать, почему же это разные слова: они обозначают разные предметы. А вот слова СТОЛ и СТОЛИК – разные НЕ ПОТОМУ, что они обозначают разные предметы, а потому, что у них разные основы. Можно обратить внимание школьников на то, что во второе слово входит часть, которой нет у первого, – часть -ик-. Школьники должны понять, что же затрудняет и Мишу, и многих из них: слова СТОЛ и СТУЛ означают совершенно разные предметы, а слова СТОЛ и СТОЛИК – сходные предметы. Более того, эти два последних слова имеют общую часть, которая одинаково пишется. Именно поэтому можно подумать, что это вовсе не разные слова, а формы одного слова. Вот что затрудняет Мишу. Далее те же самые наблюдения проводятся при сравнении слов ДОМ и ИЗБА (как совершенно разные, означающие разные предметы) и ИЗБА и ИЗБУШКА – как разные слова, но имеющие общую часть. Таким образом, понятие родственных слов должно становиться все более и более осознанным. 3. Упражнение в нахождении родственных слов. Работа в парах. Выполнение упражнения 61 (выполнить его сразу письменно детям поможет то, что часть слов отмечена выделением жирным шрифтом). В первом варианте формы одного слова не выделены, формы другого выделены, и это позволит детям выполнить задание с подсказкой правильно. То же самое – во втором варианте этого же задания. Вывод. Какие слова являются родственными? VII. Физкультминутка VIII. Продолжение работы по теме урока 1. Учитель: Посмотрим плакат Мыши, который еще раз объясняет, что такое родственные слова (С. 91). Предлагает найти в нем те пояснения, которые не учел Миша. (Это объяснение сделано немного другими словами, в иной последовательности, чем на стр. 86. Хорошо, чтобы все обобщения, которые располагаются на плакатах, не заучивались, но понимались детьми. Важно, чтобы для каждого детского сознания нашлись тот особый поворот и те примеры, которые подействуют именно на это сознание). 2. Самостоятельная работа. Цель упражнения 62 – учить определять родственные слова, учить ставить слова в начальную форму; пропедевтика словообразования: учить определять, какое из двух слов дало жизнь другому. В этом упражнении дети должны определить, что именно существительное АРБУЗ дало жизнь прилагательному АРБУЗНЫЙ IX. Закрепление изученного материала 1. Цель упражнения 63 – учить подбирать родственные слова к данному слову; пропедевтика словообразования. В этом упражнении дети парами записывают существительные и родственные им прилагательные: рыба – рыбный, лес – лесной, вода – водный, простор – просторный, газета – газетный. 2. Упражнение 64, с.92.: На велосипеде двухколесном Можно съездить Даже на Луну: Посмотреть на лунные вулканы, Лунную послушать тишину. Если хочешь До Луны добраться, Вот велосипед – Учись кататься. (Р. Сеф) - Выпиши выделенные слова, рядом запиши начальную форму. - Сколько здесь разных слов? Запиши формы первого слова, а потом формы второго слова. 3. Упражнение 65 – устно. Синий-синий василек, Ты любимый мой цветок! Кто синее василька? Задремавшая река Глубь небесной бирюзы? Или спинка стрекозы? Нет, о нет же... Всех синей Глазки девочки моей. Пропадает у реки, Где стрекозы так легки, - И глаза её, ей-ей, С каждым годом всё синей. (С. Черный) - Найди строчки с подчеркнутыми словами; слова, выделенные жирным шрифтом; слова на цветном фоне. - Это разные слова или разные формы одного слова? 4. Волшебница прислала вам письмо. Она просит выполнить задания, которые находятся в этом конверте. (Учитель достает из конверта задания). 1) Сравни слова: Лес, лесной, лесник, лесок, леска, лесничий, лестница. Выпишите из них родственные слова, выделите общую часть. Какие слова лишние? 2) В предложении «Арбуз лежит на столе» нужно найти основу предложения и назвать неглавное слово. Поставьте его в начальную форму. - Стол и на столе – это разные слова или одно слово, но в разной форме? - А слово стол и столовая? Это, какие слова? X. Итог урока. Обобщение. - Вернемся, ребята, к словам, которые подобрал Миша к слову завод. Это разные слова? Почему? А Мишин сон? Какие это слова? - Молодцы, ребята! - О чем мы говорили сегодня на уроке? - Что же такое родственные слова? - Что было трудным на уроке? -что понравилось на уроке? - Кто доволен своей работой? Домашнее задание: Упражнение 35 в Рабочей тетради. Автор: Гатина Гульназ Рафисовна, учитель начальных классов МБОУ "Сарманогвская СОШ" Сармановского муниципального района Республики Татарстан | |
Категория: Начальные классы | Добавил: ГГР (21.05.2013) | | |
Просмотров: 2455 |
Всего комментариев: 0 | |