Главная » Статьи » Методическая копилка » Начальные классы

Урок русского языка во 2 классе
Русский язык
2 класс

Тема: Слово и формы этого слова. Родственные слова

(3 часа. Время внутри темы учитель может перераспределить сам,
исходя из конкретных ситуаций на уроках.)
Цель:
- научить детей определять и подбирать родственные слова, ставить слова в начальную форму;
- научить учащихся определять, какое из двух слов дало жизнь другому.
Задачи:
– формирование регулятивных УУД (определение цели урока, анализ результатов);
– формирование познавательных УУД (развитие умения работать с инструкциями учебника, использование просмотрового чтения, ориентировка на шрифтовые выделения в учебнике, закрепление умений различать формы слова и разные слов, нахождение родственных слов на основе общего корня);
– формирование коммуникативных УУД (распределять работу между собой и соседом, осуществлять взаимопроверку выполненной работы).
Тип урока: урок объяснения нового материала .
Форма работы: работа в группах.
Межпредметные связи: русский язык и окружающий мир.
Оборудование:
• учебник "Русский язык", ч.1, 2класс. Н.А.Чуракова;
• Рабочая тетрадь №1.
• рисунки предметов;
• веер с гласными буквами;

Ход урока
I. Организационный момент
Сообщение темы и задач урока.
II. Звукобуквенная зарядка «Если буква заблудилась»
Дети читают стихотворение Марины Дружининой.
- Меня зовут ГРУША, - сказал мальчуган.
- Хорошее имя! – одобрил Иван.
- Какая буква заблудилась в слове груша? Произнесите прежнее и новое слово. Запишите эти слова звуками ([груша] [гр'иша])
- Сравните звуки в этих словах. Сколькими звуками отличается второе слово от первого?
- Назовите эти звуки. Охарактеризуйте звуки [р] и [р'].
- Какой буквой обозначаются на письме эти два звука?
III. Чистописание
Повторяем написание строчной буквы р:
Рр рр ррр рррр
ри ра ру ро рю рё
IV. Словарная работа.
(Во всех словарных словах обязательно есть буква р. Дети правильно пишут эту букву в соединении с другими буквами.)
1. Дети работают в парах. На доске рисунки предметов:

• тетрадь;
• портфель;
• карандаш;
• огурец;
• морковь;
• картофель.

(Одни ученики записывают название предметов из левого столбика, другие– из правого столбика. Ставят ударение, подчеркивают непроверяемую безударную гласную букву. Затем – обмен тетрадями, взаимопроверка.)
2. Знакомство с новым словарным словом.
- Отгадайте загадку:
Он огромный, городской,
Часто он с большой трубой.
Здесь машины собирают
Или нефть перегоняют. (Завод)
- Произнесите это слово. Сколько слогов? На какой слог падает ударение?
- В первом слоге, какой гласный звук слышим? ([а]) И буква пишется а.
- А какой звук слышим на конце этого слова? ([т]) Какой это звук? (Дается характеристика.)
- Проверочное слово – заводы. Записываем слово завод.
V. Актуализация знаний
Наблюдение за разными словами и их формами. Работа идет в парах.
- Определяем окончания во всех словарных словах.
- Почему вы решили, что это нулевые окончания? (Карандаша, карандашу, карандашом – в этих формах есть окончания, значит в слове карандаш – нулевое окончание.)
Маша, определяя окончание у слова завод, так изменяла слово: заводы, нет завода, любуюсь заводом, думаю о заводе.
- Это одно слово или разные слова? (Одно слово, но в разной форме.) Почему? (В этих словах одна и та же основа завод.)
А Миша подобрал вот такие слова: заводской, заводик, заводище.
Мише еще трудно ответить – это разные слова или это одно слово, но в разной форме.
- А вы как думаете?
VI. Работа по теме урока
1. Работа с дидактической иллюстрацией учебника, определение цели урока.
- Открываем стр. 89. Рассматриваем рисунок. Какой страшный сон приснился Мише? Что он увидел во сне? (Рыбка, рыба, рыбешка, рыбища.)
- Это разные слова или одно и тоже слово? Давайте разбираться.
2. Наблюдения за словами. Участие в диалоге Волшебницы и Миши: Сравнение слов СТУЛ и СТОЛ.
Устная работа по учебнику вновь посвящена проблеме разведения разных слов (которые могут быть не родственными, а могут быть родственными).
Работу по вопросам учебника (С. 90 – 91) можно провести в парах (если класс подготовленный).
Дети должны осознавать, почему же это разные слова: они обозначают разные предметы. А вот слова СТОЛ и СТОЛИК – разные НЕ ПОТОМУ, что они обозначают разные предметы, а потому, что у них разные основы. Можно обратить внимание школьников на то, что во второе слово входит часть, которой нет у первого, – часть -ик-. Школьники должны понять, что же затрудняет и Мишу, и многих из них: слова СТОЛ и СТУЛ означают совершенно разные предметы, а слова СТОЛ и СТОЛИК – сходные предметы. Более того, эти два последних слова имеют общую часть, которая одинаково пишется. Именно поэтому можно подумать, что это вовсе не разные слова, а формы одного слова. Вот что затрудняет Мишу.
Далее те же самые наблюдения проводятся при сравнении слов ДОМ и ИЗБА (как совершенно разные, означающие разные предметы) и ИЗБА и ИЗБУШКА – как разные слова, но имеющие общую часть. Таким образом, понятие родственных слов должно становиться все более и более осознанным.
3. Упражнение в нахождении родственных слов. Работа в парах.
Выполнение упражнения 61 (выполнить его сразу письменно детям поможет то, что часть слов отмечена выделением жирным шрифтом).
В первом варианте формы одного слова не выделены, формы другого выделены, и это позволит детям выполнить задание с подсказкой правильно. То же самое – во втором варианте этого же задания.
Вывод. Какие слова являются родственными?
VII. Физкультминутка
VIII. Продолжение работы по теме урока
1. Учитель: Посмотрим плакат Мыши, который еще раз объясняет, что такое родственные слова (С. 91).
Предлагает найти в нем те пояснения, которые не учел Миша.
(Это объяснение сделано немного другими словами, в иной последовательности, чем на стр. 86. Хорошо, чтобы все обобщения, которые располагаются на плакатах, не заучивались, но понимались детьми. Важно, чтобы для каждого детского сознания нашлись тот особый поворот и те примеры, которые подействуют именно на это сознание).
2. Самостоятельная работа.
Цель упражнения 62 – учить определять родственные слова, учить ставить слова в начальную форму; пропедевтика словообразования: учить определять, какое из двух слов дало жизнь другому. В этом упражнении дети должны определить, что именно существительное АРБУЗ дало жизнь прилагательному АРБУЗНЫЙ
IX. Закрепление изученного материала
1. Цель упражнения 63 – учить подбирать родственные слова к данному слову; пропедевтика словообразования.
В этом упражнении дети парами записывают существительные и родственные им прилагательные: рыба – рыбный, лес – лесной, вода – водный, простор – просторный, газета – газетный.
2. Упражнение 64, с.92.:
На велосипеде двухколесном
Можно съездить
Даже на Луну:
Посмотреть на лунные вулканы,
Лунную послушать тишину.
Если хочешь
До Луны добраться,
Вот велосипед –
Учись кататься.
(Р. Сеф)
- Выпиши выделенные слова, рядом запиши начальную форму.
- Сколько здесь разных слов? Запиши формы первого слова, а потом формы второго слова.
3. Упражнение 65 – устно.
Синий-синий василек,
Ты любимый мой цветок!
Кто синее василька?
Задремавшая река
Глубь небесной бирюзы?
Или спинка стрекозы?
Нет, о нет же... Всех синей
Глазки девочки моей.
Пропадает у реки,
Где стрекозы так легки, -
И глаза её, ей-ей,
С каждым годом всё синей.
(С. Черный)
- Найди строчки с подчеркнутыми словами; слова, выделенные жирным шрифтом; слова на цветном фоне.
- Это разные слова или разные формы одного слова?
4. Волшебница прислала вам письмо. Она просит выполнить задания, которые находятся в этом конверте. (Учитель достает из конверта задания).
1) Сравни слова: Лес, лесной, лесник, лесок, леска, лесничий, лестница.
Выпишите из них родственные слова, выделите общую часть. Какие слова лишние?
2) В предложении «Арбуз лежит на столе» нужно найти основу предложения и назвать неглавное слово. Поставьте его в начальную форму.
- Стол и на столе – это разные слова или одно слово, но в разной форме?
- А слово стол и столовая? Это, какие слова?

X. Итог урока.
Обобщение.
- Вернемся, ребята, к словам, которые подобрал Миша к слову завод. Это разные слова? Почему? А Мишин сон? Какие это слова?
- Молодцы, ребята!
- О чем мы говорили сегодня на уроке?
- Что же такое родственные слова?
- Что было трудным на уроке?
-что понравилось на уроке?
- Кто доволен своей работой?

Домашнее задание: Упражнение 35 в Рабочей тетради.




Автор: Гатина Гульназ Рафисовна, учитель начальных классов МБОУ "Сарманогвская СОШ" Сармановского муниципального района Республики Татарстан
Категория: Начальные классы | Добавил: ГГР (21.05.2013) | Автор: Гатина Гульназ Рафисовна
Просмотров: 2455
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]