Главная » Статьи » Методическая копилка » Начальные классы |
Авторская программа кружка "Художественное слово"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Определяйте значения слов… и вы избавите свет от половины его заблуждений. А. С. Пушкин Овладение словарным составом литературного языка является для обучающихся необходимым условием освоения ими языка, его грамматики и правописания. Вот почему работа над словом при обучении русскому языку заслуживает не меньшего к себе внимания, чем работа чисто грамматическая. В школьных программах по русскому языку для начальных классов придаётся большое значение лексической работе. Но в основном работа направлена не на сообщение теоретических основ, а на практические упражнения в связи с изучением грамматики и правописания. Восполнить этот недостаток я решила проведением внеклассной работы по русскому языку. Занятия в кружке "Занимательная лексика” побуждают детей узнавать нечто новое о русском языке, развивать самостоятельность обучающихся, и их творческие инициативы, позволяют выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения у каждого ребёнка. На всех занятиях моего кружка учащиеся выходят за рамки учебников, приобретают многие жизненные навыки - учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Еще одной из причин создания данной программы является возможность проводить специальную работу с детьми, мотивированными на изучение русского языка, с высоким уровнем интеллекта с целью стимулирования развития таких школьников, реализации их интеллектуальных и творческих способностей. Кружковая работа также преследует цель подготовки одарённых детей к олимпиадам по предмету. Занятие языком – трудное дело. Здесь необходим не только кропотливый труд, но и неподдельный интерес к языку. На уроках учитель располагает слишком малым временем, чтобы углубляться в тайны языка. А в классах, легко вызвать интерес к языку различными занимательными заданиями. Их множество по всем темам. Требуется лишь осуществить их правильный выбор с учётом возрастных особенностей детей и с целью углубления представлений детей о языке. В наше время, когда ребёнок больше времени проводит за компьютером, когда в общении детей господствует приниженный сленг, возникает серьёзная необходимость вызвать желание к владению именно литературным языком. В программу кружка я включила вопросы по всем разделам лексики, что объясняется и обилием вызывающего интерес у учащихся материала, и необходимостью воспитать у учащихся внимание к слову, вызвать желание разгадывать тайны языка. Занятия по фразеологии вызваны необходимостью обогатить речь учащихся; по этимологии - стремлением воспитать у учащихся интерес к разгадыванию тайн языка. Программа составлена мной с таким расчётом, чтобы выбранный материал способствовал закреплению знаний по основным разделам лексики русского языка, углублению знаний, обогащению словарного запаса учащихся, развитию смекалки, сообразительности, воспитанию языкового чутья. Способ усвоения знаний на моём кружке не репродуктивный, а преимущественно эвристический, исследовательский. Новое знание открывается ученику самостоятельно, в процессе наблюдений за словом. В ходе занятий ребята выполняют практические работы, готовят сказки, выступления, пословицы, поговорки, принимают участия в конкурсных программах, в проектной деятельности. В целях нормализации нагрузки учащихся усиления их познавательного интереса и творческой активности мной широко применяются занимательные игры типа кроссвордов, шарад, ребусов, широко практикуется постановка задач проблемного характера, используются игровые приемы и сюжеты, с помощью которых ученики становятся активными участниками определенно речевой ситуации. Во время обучения дети выполняют необычную и интересную творческую работу «Слово- дело великое», составляют своеобразную энциклопедию одного слова. Работая над этой энциклопедией, дети ощущают, как через родное слово в языке отражается духовная жизнь народа, наших предков, развивается речь ребёнка, идёт формирование читательской культуры, развивается эстетический вкус и значительно обогащается словарь учащихся этнокультуроведческой лексикой, расширяются жизненные позиции. Ребёнок наблюдает, как живёт слово в сказке, маленьком рассказе, повести, стихотворении, как слово может ранить, обидеть человека или, наоборот, сделать его счастливым. Ребята, работая над проектом, используют все типы словарей, справочную, энциклопедическую литературу. Работая над пословицами и поговорками, учатся оценивать поступки людей. . Цель и задачи программы Развитие личности младшего школьника, формирование познавательных способностей и эрудиции в соответствии с индивидуальными способностями и возможностями каждого ребенка, формирование интереса к изучению русского языка, выработка навыков исследовательской работы. Исходя из основной цели, я выделила частные задачи, которые решаются в процессе деятельности: 1. Обучающие: - формирование общеучебных умений и навыков, необходимых для работы со словом, текстом и книгой; - обучение умению точно и образно выражать свои мысли в устной и письменной речи, исследовать конкретные лексические понятия. 2. Развивающие: -развивать интерес к изучению тайн русского языка. - развивать все виды речевой деятельности школьника; - развивать коммуникативно-речевые умения; - литературно-творческие и актерские способности учащихся; - развивать воображение и фантазию. 3. Воспитательные: воспитание любви к языку; бережному обращению с ним; - воспитание уважительного отношения между членами коллекти¬ва в процессе совместной творческой деятельности; - воспитание эстетического вкуса, аккуратности I. Отличительные особенности программы Данная программа рассчитана на детей 8-9 лет. Срок ее реализации - 1 год. Форма организации - кружок. Курс рассчитан на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю Оптимальная численность группы – 15 человек. К специальным особенностям данной программы можно отнести принципы взаимосвязи между классными и внеклассными занятиями, научной углубленности, практической направленности, занимательности и индивидуального подхода к каждому. В основе создания данной программы лежат общедидактические принципы научности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности, преемственности и перспективности. Наряду с ними имеются еще такие принципы, которыми определяются, с одной стороны, содержание, с другой - формы, виды и методы проведения занятий. Основными из них являются следующие: 1. Принцип связи занятий, в рамках данной программы, с уроками русского языка. Сущность его заключается в том, что основой должны являться знания, полученные учащимися на уроках русского языка. Опираясь на эти знания, учитель совершенствует речевые навыки учащихся; 2. Принцип систематичности в подаче языкового материала. Этот принцип действует в тесной связи с предыдущим. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательностью его изучения на уроках. Такая взаимосвязь обеспечивает системность в усвоении материала и обеспечивает выработку речевых умений; 3. Принцип учета индивидуальных особенностей учащихся. Согласно этому принципу содержание работы должно определяться с учетом индивидуальных интересов школьников и способствовать развитию каждого ученика; 4. Принцип занимательности. Занимательность - является одним из основных условий пробуждения и поддержания интереса к внеклассной работе. Занимательность достигается главным образом путем использования материалов занимательной грамматики - игр, шарад, ребусов, загадок, а также путем привлечения средств наглядности - картин, слайдов, презентаций. Однако занимательность в данной программе не сводится к развлекательности. Занимательность - это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы учащихся, развивает у них любознательность. Для учащихся начальных классов занимательно то, что имеет практическое значение, т.е. приводит к практическому овладению русским языком; 5. Принцип разнообразия форм и видов работы. Интерес учащихся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового материала. Следует также подчеркнуть то обстоятельство, что данная программа предполагает, что в ходе изучения лексического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности: восприятие, внимание, формы мышления - наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Методы и формы организации Методы, которые я использую при организации занятий в рамках данной программы, отличаются от основных методов обучения не столько содержанием, сколько формой. Так мною широко используется и слово учителя, и беседа, и слово ученика. Однако все эти методы используются в непринужденной обстановке, что создает атмосферу большой заинтересованности в работе. Формы организации предусматривают внедрение современных педагогических технологий и содействуют эффективному развитию интеллекта, творческого потенциала и индивидуальных особенностей учащихся. Они разнообразны и отличаются: по способу подачи языкового материала (устные и письменные); по частоте проведения (систематические и эпизодические); по количеству участников (индивидуальные, групповые и массовые). Каждая из указанных форм имеет несколько видов, которые отличаются друг от друга методикой проведения, объемом используемого языкового материала, характером участия школьников в работе. Методы реализации программы частично-поисковый; «мозговой штурм»; дидактические игры; диалог; практическая работа Исследовательская деятельность. Проектная деятельность. логические упражнения (ребусы, кроссворды и т. д.). Формы проведения занятий: Коллективные и групповые занятия, викторины, олимпиады, экскурсии, утренники, театрализованные представления Теоретические и практические занятия. Защита проекта. II. Содержание программы Основные направления Дети на кружке подробно, в занимательной форме знакомятся с синонимами, антонимами, паронимами, архаизмами и другими понятиями. Большое внимание уделяется изучению фразеологизмов, пословиц, нахождению исторических родственников словарных слов. Дети узнают, откуда пришли названия известных им слов, с которыми они встречаются в повседневной жизни и на уроках. Содержание. 1.Как обходились без письма? Древние письмена. Как возникла письменность(1час) 2.Таинства лексики.(15часов) 3.Нормативные словари.(3часа) 4.Исторические родственники слов.(3часа) 5.Словарик этнокультурной лексики. Проектная деятельность.(3 часа) 6.Слово о словах.(7 часов) 7.Итоговые занятия(2часа) Ожидаемые результаты учащихся Применение полученных знаний и умений в практической деятельности. Участие в школьных , районных, интернет- олимпиадах. Предполагаемые результаты. К концу года обучающиеся должны иметь представления: • об основных терминах, связанных с лексикой. знать: • откуда пришли к нам некоторые известные слова и выражения; • некоторые термины и понятия; • некоторые пословицы, поговорки, загадки; уметь: • правильно употреблять изученные слова в речи; • подбирать синонимы и антонимы; • различать слова-паронимы, омоформы, архаизмы и неологизмы Учащиеся получат возможность научиться: • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; • приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации. Дидактическое обеспечение программы: раздаточный материал для проведения игр; иллюстрированные материалы; раздаточный материал по развитию речи; дидактический материал по русскому языку, Подборка материалов: "Внеклассная работа по русскому языку ", "Занимательная грамматика", «Занимательное азбуковедение», школьные словари. Материально – техническое обеспечение программы. Занятия кружка проводятся в кабинете начальных классов и в библиотеке. Формы контроля: Оценивание учебных достижений на кружковых занятиях должно отличаться от привычной системы оценивания на уроках. Мною проводились следующие формы контроля: - сообщения и доклады (мини); - тестирование с использованием заданий конкурса «Русский Медвежонок» ,конкурс «ЭМУ» - творческий отчет (в любой форме по выбору учащихся); - различные упражнения в устной и письменной форме. - защита проекта. -олимпиады Также я активно использовала проведение рефлексии самими учащимися. Учащимся предлагалось оценить занятие в листе самоконтроля: После защиты проекта учащимся предлагалось сделать самооценку процесса и результатов собственной деятельности. 1.Что в твоём проекте удалось лучше всего? 2.Что для тебя было самым трудным в работе над проектом? 3.Какую пользу ты извлек (ла)для себя, работая над проектом? 4.Доволен (льна) ли ты презентацией своего проекта? 5.Хотел (а) бы ты, чтобы этот или похожий проект был повторен через какое-то время? Рефлексия (самооценка совместной работы) В ходе моего проекта я... Всегда Иногда Никогда Предлагал новые идеи и направления Определял цели, ставил задачи Ждал помощи от участников группы Принимал участие в совместной работе Задавал вопросы, искал факты, спрашивал разъяснения Помогал группе в выборе правильных решений Анализировал, обобщал точки зрения, делал выводы Находил и исправлял ошибки Оказывал помощь, откликался на работу других Преодолевал трудности, добивался достижения результата Осознавал ответственность за общее дело Стимулировал дискуссию, предлагая различные точки зрения Условные обозначения ++ + - Всегда Иногда Никогда Формы подведения итогов реализации программы Итоги реализации программы представлены двумя этапами. Первое - это тематический вечер «Тайны слова» - отчет о своей работе. Подготовка вечера делится на 4 этапа: выбор темы, собирание материалов, составление программы и подготовка отдельных номеров, защита проектов. При подготовке отчетного мероприятия участники кружка максимально самостоятельны. Я здесь - старший товарищ и режиссер-постановщик. Сама подготовка вечера подразумевает активную разностороннюю творческую и мыслительную деятельность. Дети демонстрируют свои знания, все, чему научились в течение года. На втором этапе проводилась олимпиада, где проверялись знания, уровень развития речи, грамматический кругозор, сообразительность и смекалка школьников. Олимпиада выявляет лучшего, т. е. ученика, который будет участвовать в районной олимпиаде по русскому языку. III. Учебно - тематический план . № Тема занятий Количество часов Дата проведения. 1. Как обходились без письма? Древние письмена. Как возникла письменность 1ч. 2. Лексическое значение слова 1ч. 3. Прямое и переносное значение слова 1ч. 4. Ударение меняет значение 1ч. 5. Пёстрое семейство синонимов 1ч. 6. «Слова-друзья», 1ч. 7. Великое противостояние антонимов 1ч. 8. Антонимы 1ч. 9. Слова-двойники. Омонимы. 1ч. 10. Омоформы, омофоны, омографы – виды омонимов 1ч. 11 Похожи, но не одинаковы. Паронимы 1ч. 12. Из глубины веков. Архаизмы 1ч. 13. Устойчивые сравнения 1ч. 14. Фразеологические сочетания. 1ч. 15. О чём рассказало слово?.(составляем эциклопедию одного слова) 1ч. 16. Исторические родственники .слов. 1ч. 17. Для чего нужно знать исторические корни словарных слов. 1ч. 18. Где «хранятся» слова? 1ч. 19. Нормативные словари. 1ч. 20. Твой словарик 1ч. 21. Составление словарика этнокультурной лексики «Русская изба»(проектная деятельность) 1ч. 22. Составление словарика этнокультурной лексики «Русская изба»(проектная деятельность) 1ч. 23. Презентация проекта. Словарик этнокультурной лексики «Русская изба» 1ч. 24. Шарада 1ч. 25. Поиграем в слова 1ч. 26. Откуда ты, имя? 1ч. 27. Растения – почему их так называют? 1ч. 28. «РАДУЖНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ СЛОВАРНЫХ СЛОВ. МИР РАСТЕНИЙ». (проектная деятельность) 1ч. 29. ПРЕЗЕНТАЦИЯ МЕЖПРЕДМЕТНОГО ПРОЕКТА «РАДУЖНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ СЛОВАРНЫХ СЛОВ. МИР РАСТЕНИЙ». 1ч. 30. Птицы и звери – почему их так называют? 1ч. 31. О том, что мы носим 1ч. 32. Что нужно школьнику. 1ч. 33. Итоговое занятие. Тематический вечер « Тайны слова». 1ч. 34. Олимпиада 1ч. IV. Методическое обеспечение программы Конспекты занятий. Представляют несомненную практическую ценность для учителей, работающих в инновационном режиме. Методические рекомендации, подобранные к некоторым занятиям, помогут педагогу подробнее понять смысл занятия. Занятие № 14. Тема «Фразеологизмы» Цель: познакомить учащихся с фразеологизмами - устойчивыми выражениями, особыми речевыми оборотами. Задачи: - развивать речь учащихся, обогащать словарный запас; - формировать умения работать со словарем; - развивать мыслительные операции, внимание, память и творческий потенциал учащихся; - воспитывать любовь и уважение к родному языку. Ход занятия I. Актуализация знаний. 1. Разминка. Отвечайте сразу, не задумываясь. Ветвистая, зеленая, колючая - Большой, коричневый, косолапый - Новая, интересная, библиотечная - Белое, парное, коровье - Высокая, стройная, белоствольная - Круглое, душистое, антоновское - Красный, сочный, круглый - 2. Развиваем память. Прочитайте пары слов и постарайтесь их запомнить. Я буду говорить первое слово из пары, а вы должны вспомнить второе. Кукла - играть, курица - яйцо, ножницы - резать, лошадь - сани, бабочка - муха, гитара - музыкант, щетка - зубы, книга - учитель, снег - зима, корова - молоко. 3.Развиваем внимание. Возьмите лист бумаги и ручку. Я буду быстро читать слова. Ваша задача - записывать вторую букву каждого слова. Если все сделаете без ошибок, то сможете сформулировать тему сегодняшнего занятия. Африка, крыша, варежка, узор, герой, поле, клад, бок, игра, лист, Азия, смола, лыжи. II. Работа по теме занятия. 1. Введение в тему. Вы правильно догадались. Тема занятия - фразеологизмы - это особые обороты, устойчивые выражения, которые являются одним из лучших украшений речи. С одним только словом НОС их в языке более десяти: зарубить себе на носу, дальше своего носа, из-под самого носа, оставлять с носом, комар носа не подточит, задирать нос, повесить нос, крутить носом и т. д. Такие выражения нельзя перевести на другой язык. В них невозможно заменить одно слово другим. Так о небольшом количестве мы можем сказать КАПЛЯ В МОРЕ (но в океане), КОТ НАПЛАКАЛ (но не кошка). Фразеологические обороты не допускают также изменения порядка слов. Устойчивые сочетания слов в большинстве случаев близки по значению отдельному слову: ДЕРЖАТЬ ЯЗЫК ЗА ЗУБАМИ - молчать, СЛОМЯ ГОЛОВУ - стремительно, ЗА ТРИДЕВЯТЬ ЗЕМЕЛЬ - далеко, ВО ВЕСЬ ДУХ - быстро, МОРОЧИТЬ ГОЛОВУ - обманывать, ЧЕРЕЗ ЧАС ПО ЧАЙНОЙ ЛОЖКЕ - медленно, РУКОЙ ПОДАТЬ - близко и т. д. Приведенные ранее примеры показывают, что фразеологические обороты употребляются в переносном значении, хотя не все из них имеют такую особенность. Метафоричность значения делает фразеологические обороты весьма выразительным средством нашей речи, придает ей эмоциональную окраску, точность и яркость. 2. Знакомство с фразеологическими словарями. 3. Лексические упражнения и игры. * Вместо точек вставьте названия животных. Голоден, как … ; изворотлив, как … ; упрям, как … ; надут, как … ; мокрый, как …; нем, как … ; грязный, как …; колючий, как … * Определите, где выражение «ни пуха, ни пера» употреблено в переносном смысле. Рано утром мама - квочка Через час, едва живой, В класс отправила сыночка. Петушок идет домой. Говорила: «Не дерись, Ковыляет еле - еле Не дразнись, не петушись. Он со школьного двора, Поспеши, уже пора, А на нем и в самом деле Ну, ни пуха, ни пера!» Нет ни пуха, ни пера * «Доскажи словечко». Дружнее этих двух ребят Товарищ твой просит украдкой На свете не найдешь. Ответы списать из тетрадки. О них обычно говорят: Не надо! Ведь этим ты другу Водой … Окажешь … Мы исходили городок Фальшивят, путают слова, Буквально вдоль и поперек, Поют, кто в лес, кто … И так устали мы в дороге, Ребята слушать их не станут: Что еле … От этой песни уши … * Укажите сначала фразеологизмы со значением бездельничать, затем со значением обманывать и, наконец, со значением быстро. Запишите их в три колонки. Сломя голову, сидеть сложа руки, втирать очки, заправлять арапа, во все лопатки, лодыря корчить, бить баклуши, водить за нос, во весь дух, собак гонять, вводить в заблуждение, высунув язык, со всех ног. * Найдите фразеологизм и подходящее ему выражение. Составьте пары. 1. Много людей в тесном помещении. 1. Как рыба в воде. 2. Очень быстро бежать. 2. Как сельдей в бочке. 3. Рухнуть всем телом. 3. Бежать как стрела. 4. Проливной дождь, ливень. 4. Повалиться как сноп. 5. Непринужденно себя чувствовать. 5. Льет как из ведра. 6. Быть в постоянных хлопотах. 6. Сидеть как на иголках. 7. Беспокоиться, волноваться. 7. Вертеться как белка в колесе. III. Подведение итогов. Вам понравилось занятие? Как называются особые обороты, устойчивые выражения? Для чего мы их употребляем в речи? Какие фразеологизмы вы услышали впервые? IV. Домашнее задание. Найти в фразеологическом словаре как можно больше устойчивых оборотов со словами: голова, нос, глаз, ухо, зуб, язык, рука, ноги. Занятие№15 Тема: О чём рассказало слово?.(составляем эциклопедию одного слова) Цель: познакомить учащихся с проектной деятельностью по составлению энциклопедии словарного слова «лопата» Задачи: - развивать речь учащихся, обогащать словарный запас; - формировать умения работать со словарями - развивать мыслительные операции, внимание, память и творческий потенциал учащихся; - воспитывать любовь и уважение к родному языку. : . Учитель.-О чём может рассказать слово? -Вот в руках у меня ручка. Как вы думаете, почему её так назвали? - А «окно» почему так называется? - Отгадайте загадку. - Очень жарко! Я взяла - Да и зонтик сорвала- - И под зонтиком зелёным - В лес по ягоды пошла. - Дети. Лопух Учитель Есть ли связь между словами «лопух» и «лопата»? - Есть ли ещё исторические родственники у словарного слова лопата? - Можно ли среди них найти проверочное слово для безударной гласной «о»? - 2. И так, сейчас вы , работая способом творческого проектирования, должны будете ответить на эти вопросы и создать своеобразную энциклопедию словарного слова «лопата». Работать будете по группам. Для успешного выполнения задания - исследования вам предлагается такой план: - Для первой группы. - 1.Слово….и его лексическое значение( в толковом словаре). 2.История происхождения слова( в этимологическом словаре). 3.Слово….во фразеологических оборотах. Для второй группы. Слово …и слова( сочетания)-рифмы. .Слово и «слова- родственники» ( ИСТОРИЧЕСКИЕ, СОВРЕМЕННЫЕ). Слово….в русском фольклоре. Для третьей группы. Слово…в речевом творчестве(собственные стихи или стихи- пятистрочия-синквейн. Слово в образной таблице-ассоциации. Слово в стихах –опорах или стихах-подсказках. - (Синквейн- это стихотворение из 5 строк.Слово происходит от французского «пять».Стихотворение строится по правилам: - 1- строка- тема или предмет(одно существительное) - 2- строка- описание предмета( два прилагательных). - 3- строка- описание действия( три глагола) - 4- строка- фраза из четырёх слов, выражающая отношение к предмету. - 5- строка-синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета( одно слово). - ПРИМЕР: - Пётр 1 - Умный, целеустремлённый. - Учил, строил, реформировал. - Развивал флот, науку и культуру. - Дипломат - Вашу работу будет оценивать жюри по таким номинациям: «Самый интересный проект», «Самый оригинальный проект», «Самый красочный проект». - 3. РАБОТА В ГРУППАХ. 4. ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ 5.РЕФЛЕКССИЯ. Методический комментарий. Работая над этой энциклопедией, дети используют все типы словарей, справочную, энциклопедическую литературу. Работая над пословицами и поговорками , учатся оценивать поступки людей. А главное, совершенно иной становится учебная деятельность детей. Это уже не репродуктивная, а творческая деятельность, в ней есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания. Работы детей .Энциклопедия слова «лопата» 1 группа. 1.Слово….и его лексическое значение( в толковом словаре). Лопата – ручное орудие для копания, сгребания с рукояткой и широким плоским отточенным концом. 2.История происхождения слова( в этимологическом словаре). Обратимся к этимологическому словарю. В старину существовало слово «лоп», обозначающее « плоское расширение, лист». От этого слова образованы такие слова, как лопух, лопасть, лопоухий, лопата. Лопух – большой лист, из которого можно сделать шапку зонтик, чтобы укрыться от солнца. Лопата, лопасть имеют, так же как лопух, широкую поверхность. Слово лопоухий означает «имеющий большие оттопыренные уши», поэтому собаку с такими ушами зовут лопоухой. Название состоит из двух корней: лоп- и ух-о 3.Слово….во фразеологических оборотах. 1.Борода лопатой. 2.Положить на лопатки. 3.Гребёт деньги лопатой. 4. Бежать во все лопатки. - 2 группа. Слово …и слова( сочетания)-рифмы. Лопата деревянная, железная, большая, маленькая, детская лопатка, турбинная лопатка. Широкая кость в верхней части спины- лопатка. Лопата-горбата. Лопата- бородата. Лопата мохната. .Слово и «слова- родственники» ( ИСТОРИЧЕСКИЕ, СОВРЕМЕННЫЕ). Исторические- лопух, лопасть, лопоухий. Однокоренные слова- лопатка, лопаточка, лопатный, лопаточный, лопатить (перебрасывать лопатой). Слово….в русском фольклоре. Загадка. Рядом с дворником шагаю Убираться помогаю. Много снега уберу. Так я дворнику служу. ПОСЛОВИЦА. Мужик богатый Гребёт деньги лопатой. СКОРОГОВОРКА. Дворник лопатой весь снег перелопатил. 3 группа. Слово…в речевом творчестве(собственные стихи или стихи- пятистрочия-синквейн. Стихи- пятистрочия. Лопата. Деревянная, железная. Сгребает, копает, роет. Ручное орудие для копания. Трудяга. Слово…в образной таблице-ассоциации. ЛОПАТА ЛОМ + парта – МР = лопата. Речевое творчество. В огороде вырос громадный лопух. Я взял лопату и срубил его. Листья лопуха съел лопоухий кролик. Он своими широкими лапами, похожими на лопасти ветряной мельницы, быстро сгрёб их в свою клетку. Слово в стихах –опорах или стихах-подсказках. СТИХИ- ОПОРЫ. «Земля – то жестковата»,- Промолвила лопата. Мы это слово не держим в секрете, С буковкой «о» оно пишется, дети. Занятие№23 Тема: «Используем средства языка при общении». Презентация группового проекта. Словарик этнокультурной лексики «Русская изба». Последовательность выполнения проекта. 1-этап. Мотивационный. Детям была предложена необычная творческая работа «Слово – дело великое»- составить своеобразный словарик этнокультурной лексики «Русская изба». Обсудили, чем будет отличаться наш словарик от известных словарей. Определили по каким темам можно распределить слова в словарике. Какие разделы, рубрики могут в нём быть. Уместно ли будет привести краткое толкование слов (лексическое значение, этимология), примеры из речи литературных персонажей, использование этих слов в пословицах, загадках, потешках, сказках. 2-этап. Планирующий. Подготовительный. Дети решили, что словарик этнокультуроведческой лексики « РУССКАЯ ИЗБА» будет активно -деятельностного типа. Будет создан способом творческого проектирования. Это живая занимательная книжка для детей, вступающих на путь лингвистических открытий. Тема проекта «Словарик этнокультурной лексики «Русская изба». Цель проекта: Рассмотреть тематическую группу лексики «Русская изба», как этнокультуроведческую, показать её роль в этнокультуроведческом образовании. Выделить в ней разделы: 1. Дом и мир вокруг дома.«Опустись ведро низёхонько…» 2. В доме.«Родители трудолюбивы, так и дети не ленивы». 3. У печки – матушки. Задачи, реализуемые при работе над проектом: 1.Совершенствовать детские учебные взаимодействия. 2.Стимулировать познавательный интерес учащихся, их творческое мышление и воображение. 3.Воспитывать уважительное отношение к традициям народа, любви к природе, почитания её законов. 4.Воспитывать через систему этнокультуроведческих понятий духовно- богатую, нравственно – ориентированную личность. 5.Формировать умение самостоятельно искать пути решения проблемы. 3- этап. Информационно- оперативный. На этом этапе дети делятся на группы. Каждая группа будет оформлять один из разделов «Словарика». Роли: редактор, составители «Словарика», художники, изготовители(издатели). 4- этап.ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА. УЧИТЕЛЬ. Ребята, с помощью какого средства языка « всему название дано»? Дети. С помощью слова. Учитель. Решим анаграмму. ЕЛИКСАК. Это слово обозначает – весь словарный запас русского языка. Дети. Лексика. Учитель.Что значит узнать лексическое значение слова? Ученик. Определить его смысловое значение. Учитель. Но не всегда мы знаем лексическое значение. А что же нам поможет? Ученик. На помощь нам придут толковые словари, в которых определено значение слов. 4. Учитель. Ребята, в течение двух недель вы исследовали тематическую группу лексики «Русская изба», как этнокультуроведческую, при этом вам приходилось обращаться к разным словарям. Сегодня мы подведем итог вашей творческой деятельности. Жюри будет оценивать ваши проекты по номинациям: «Самый научный проект», «Самый красочный проект», «Самый оригинальный проект». И так, вам слово, ребята. Дети: Тема проекта «Словарик этнокультурной лексики «Русская изба». Цель проекта: Рассмотреть тематическую группу лексики «Русская изба», как этнокультуроведческую, показать её роль в этнокультуроведческом образовании. Финальный продукт проектной деятельности : Словарик этнокультурной лексики «Русская изба». Разделы «Словарика»: 1.В доме.«Родители трудолюбивы, так и дети не ленивы». 2.У печки – матушки. 3.Дом и мир вокруг дома.«Опустись ведро низёхонько…» Наш групповой проект составлен на основе индивидуальных проектов, над которыми мы работали,используя следующую схему- план. Схема-план исследования. 1.Слово-и его лексическое значение.(В толковом словаре) 2.История происхождения слова ( в этимологическом словаре.) 3.Слово и слова родственники ( однокоренные) 4. Слово в произведениях русского народного творчества.(Загадка, закличка, пословица, поговорка.) 5.Слово в произведениях поэтов, писателей. 6.Слово в детском речевом творчестве (собственные стихи, загадки, синквейн и т. д.) Дети. .Наш «Словарик» предназначен для широкого круга читателей, для всех, кто интересуется богатством русского языка, историей нашей страны, кто почитает традиции народа. Словарный состав русского языка непрерывно меняется: одни слова исчезают, появляются другие. Отмирание слов вызвано самой жизнью. Если уходит из жизни какой- нибудь предмет (например ушат, лохань и другие) , вместе с ним уходит и слово. Такие слова называются историзмами. Не секрет, что правильно употреблять и понимать историзмы в речи представляет значительную трудность. Поэтому наш «Словарик» мы старались создать, как живую, занимательную книжку. Пользуясь ей, дети узнают точное значение слова, его этимологию (происхождение), а также выполнят ряд игровых упражнений развивающего характера. Сюда вошли ребусы, анаграммы, слова- шифровки, кроссворды со словами тематической группы « Русская изба». Учитель. Я даю слово ребятам 1 группы. Мы представляем Раздел «Словарика»- «КТО ЛЮБИТ ТРУДИТЬСЯ, ТОМУ БЕЗ ДЕЛА НЕ СИДИТСЯ». МЫ исследовали слова, связанные с трудом наших предков: КУДЕЛЬ, ПРЯЛКА, ВЕРЕТЕНО, ЛАПТИ, РУШНИК. Дима. Много знаний мы почерпнули, работая с народными частушками,пословицами.(слайд). С Покрова пряхи по ночам засиживаются. Покров — время начала посиделок. Юля. «Прясть собирались все девки вместе по понедельникам, средам и пятницам. Девки собираются и прядут при лучинах до полночи, и кавалеры тут же, и родители уже не следят, потому как они работают». Парни нередко тоже приходили с работой — лапти плели, вили веревки, «а кто просто сидел рядом с девушкой и крутил ногой самопряху». Слово «кудель» в моём речевом творчестве: Солнце светит – лён растёт- Большую пользу он несёт. Он ранним летом зацветёт, А человек всё соберёт. Из льна ведь делают кудель, Она нужна нам каждый день. Ткачихи ковры и полотенца из кудели ткут, А в голове смелые идеи плывут. Ковры узорчатые яркие, полотенца пушистые, жаркие. Юбки ворсистые, рубахи цветистые. ЛИАНА. А я, исследуя слово «ЛАПТИ», нашла в разных источниках много загадок, их мы включили в наш раздел.Я ещё раз убедилась, как богат наш русский язык , сколько образных сравнений использует народ, описывая только одно слово лапти. Это и дырявые корыта, и два котика- четыре хвостика, два боровка, четыре хвоста. Я попробовала сочинить свои стихи про лапти. Давным- давно на свете Про туфли и не знали. Простые люди в прошлом Носили только лапти. Лапти- лопоточки, Белые носочки. Лёгкие, удобные, Лапти скороходные. Про вас мы не забыли. Спасибо, лапти вам. Лапотки плетёные- Обувь немудрёная. Но зато народная И душе угодная. Работая с земледельчиским календарём «Круглый год», я узнала много народных традиций, поверий, легенд, связанных с русскими лаптями. Вот некоторые из них: Во многих местах раньше особенно уважали старые, изношенные лапти, которые считали верным средством от сглаза. Учитель. Я даю слово ребятам 2 группы. ДЕТИ: ( Ильназ) Мы представляем раздел: «В доме.У печки- матушки. Мы исследовали слова: изба,печка, кочерга, ухват,полати. Алёна. Исследуя слово «изба»и «печка» , мы узнали, что оказывается у этих двух разных по смыслу слов имеется общий исторический корень. На Руси дом называли избой. От слова «истопа» появилось слово «истьба», а потом «изба». В каждой избе была печь. Она занимала главное место в доме. Её топили. Отсюда появилось слово «истопа». Печь – подтопок – истопа – истьба – изба. (Слайд). Ильназ: Топили печь дровами, а чтобы они хорошо горели, их перемешивали кочергой. Это железный прут для перемешивания углей, согнутый на конце. Из этимологического словаря я узнал, что у слово «кочерга»- происхождение неясно.Возможно образовано оно с помощью суффикса – га от слова коряга(суковатое дерево), известного в диалектах и представляющего собой видоизменения, общеслов. Регина: А мне понравилась творческая работа. Я составила рассказ по пословицам: Сейчас ребята нашей группы его проинсценируют. СЦЕНКА «НА УРОКЕ». ВЕДУЩИЙ(Вова). Вера Павловна стала объяснять про корень слова, а Алёша Строкин,_ ученик 4а класса, не сводил глаз с окна. А там серый дождь пошёл, Витя Галочкин со всех ног побежал домой, мокрые троллейбусы едут, люди идут с мокрыми зонтиками. Алёша смотрел, смотрел в окно, а потом начал носом клевать. УЧИТЕЛЬНИЦА(Маша). Алёша, в чём дело? Почему ты не слушаешь? ВЕДУЩИЙ: Вздрогнул от неожиданности Алёша, смотрит на Веру Павловну и молчит. УЧИТЕЛЬНИЦА: Ты что язык проглотил? Найди , пожалуйста, корень в слове «печка»? АЛЁША:(Артём). Корень…, печка?… УЧИТЕЛЬНИЦА: Да, что с тобой ?У тебя что-то, мой друг, язык заплетается. АЛЁША:(радостно) А у печки нет корней. УЧИТЕЛЬНИЦА: Как нет корня? Что называется корнем? АЛЁША: Корень- это то, на чём деревья держатся. ВЕДУЩИЙ: Все засмеялись, А Алёша покраснел, как рак и голову повесил. УЧИТЕЛЬНИЦА: Да, мой друг,плохи у тебя дела. Запомни: « Хочешь есть калачи,не лежи на печи». АЛЁША:(радостно) Я всё понял: «На полатях лежать, так и хлеба не видать» Учитель : Назовите фразеологизмы, которые Регина включила в свой рассказ. Учитель. Я даю слово ребятам 3 группы. Ученик.(Владик). А вы знаете, ребята, какая птица раньше на Руси всю деревню поила? Дети. Колодец- журавель. Дети. Мы представляем последний раздел словарика. Мы работали со словами: Колодец, ушат, лохань, рукомойник, самовар. Ученик..Марина. Я исследовала слово «КОЛОДЕЦ». Некоторые слова уходят из языка совсем, другие оставляют после себя слова, от которых они образовались. У этих слов есть общий исторический корень. Есть ли среди исторических родственников проверочное слово для непроверяемой безударной гласной в словарных словах? Сейчас я постараюсь ответить на этот вопрос в своём проекте- исследовании. Марина. ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ВОПРОС: « Имеется ли историческое родство между словами колодец, колокольчик, колобок, кольчуга»? ГИПОТЕЗА: Все эти слова имеют общий исторический корень в значение «круглое» Вопросы исследования. 1.Каково лексическое значение этих слов? 2. Откуда пришли к нам эти слова? 3. Есть ли у них ещё исторические родственники? 4. Есть ли среди исторических родственников проверочное слово для безударных гласных в слове колокольчик? 5. Какие однокоренные слова есть в современном русском языке у слова колодец? 6. Слово колодец в моём речевом творчестве. Доказательство гипотезы. 1. Лексическое значение слов. 1. КОЛОДЕЦ. Первоначально родник, обложенный колодой, выдолбленной из круглого бревна. КОЛОКОЛЬЧИК. (многозначное слово) 1.Маленький круглый колокол, преимущественно подвешиваемый к упряжи, к дуге. 2. Звонок в форме маленького колокола для подачи различных сигналов. 3. Травянистое растение с лиловыми или тёмно- голубыми цветками, по форме похожими на маленькие колокола. КОЛОБОК. Небольшой круглый хлебец. КОЛЬЧУГА. Старинный воинский доспех в виде рубашки из круглых металлических колец. 2. Откуда слово пришло? Колодец- глубокая узкая яма, одетая срубом или камнем, а иногда и цельной, дуплистой колодой. КОЛОКОЛЬЧИК. Происходит от латинского слова колокол, по форме венчика, круга. В народе издревле любили этот цветок, о чём говорят ласковые названия , которыми наделяли его в разных местностях: пичужницы, чоботки, звоночки, синельки. И по народному поверью , звенят лишь раз в году- в волшебную ночь накануне праздника Ивана Купалы. КОЛОБОК. Исконно русское слово, производное от КОЛОБ- круглый хлебец с уменьшительно ласкательным суффиксом. КОЛЬЧУГА. Как вид защитной одежды пришло от немцев. Буквально – состоящая из металлических круглых колец. 3.Исторические родственники . КОЛОДА. Общеславянское слово. Что- либо расколотое; «чурбак» или « что- либо выдолбленное из круглого бревна». . 4.Исторические родственники- проверочные слова для безударных гласных в слове колокольчик. КОЛОКОЛ.-толстенный круглый колпак с развесистым раструбом. Околица- ограда, плетень –вокруг деревни. 5.В современном русском языке активно употребляются следующие однокоренные слова у слова « колодец» -колода, подколодная, колодезный, колодезник(человек, промышляющий рытьём колодцев). 6. МОЁ ТВОРЧЕСТВО. Коромысло. Коромысло новое С крючками на концах. Его мне сделал дедушка, Я удивилась: «Ах»! Теперь пойду я с вёдрами К колодцу у реки. И принесу их полные Колодезной воды. Доказательство гипотезы. Слова КОЛОДЕЦ,КОЛОКОЛЬЧИК, КОЛОБОК, КОЛЬЧУГА объединяет их общий исторический корень –КОЛО- в значение «круглое» Зная исторический корень, можно найти проверочное слово для непроверяемой безударной гласной. КОЛОДЕЦ- кОлокол,околица. ГИПОТЕЗА ДОКАЗАНА. Ученик. Вадим. А я узнал, что слова наушники, которые я часто надеваю себе на уши, и ушат тоже объединяет общий исторический родственник-УХО. УШАТ-согласно словаря Даля-Это обручная посудина для носки вдвоём воды с ушами, с проёмами в двух супротивных клёпах. Исследуя слово,я нашёл с ним 2 фразеологических оборота:. 1. Ушат холодной воды вылить- на кого- неприятно поразить, отрезвить. 2. Ушат грязи вылить на кого- оклеветать, оскорбить. В своей творческой работе с исследуемым мною словом я дал краткое толкование поговорки. Радуга ушат воды выпила. Был ясный солнечный день. И вдруг неожиданно небо стало хмуриться. Загромыхали раскаты грома. Через несколько минут полил такой сильный дождь, что по улицам быстро понеслись потоки мутной воды. Поднявшийся сильный ветер, быстро унёс тучу, и через несколько минут также ярко, как и раньше, засветило солнышко. А вдалеке над лесом я увидел разноцветную радугу. Все цвета у радуги были сочные, насыщенные. Я смотрел на неё и не мог оторвать взгляда. Подошла мама и сказала:«Радуга ушат воды выпила». Да, а ведь и на самом деле такая яркая радуга бывает только после ливневого дождя. «Радуга ушат воды выпила». Да, а ведь и на самом деле такая яркая радуга бывает только после ливневого дождя. (слайд) Учитель. Может ли быть слово без корней? Дети. Учитель. Бескорневой язык- это беда. Лишая наш язык родных корней, мы обрываем нити с нашей историей. . Вместо того, чтобы назвать несчастных, обездоленных людей, как раньше их называли на Руси,-бездомными, бродягами, мы их называем- бомжами, словом, у которого нет русских корней. Или попечителя, благодетеля- называем заморским словом- спонсор. ЗАПОМНИТЕ: БУДУЧИ ЛИШЕНО РУССКИХ КОРНЕЙ, СЛОВО ЛИШАЕТСЯ СМЫСЛА, ДЕЙСТВУЮЩЕГО НА ДУШУ ЧЕЛОВЕКА! 6.Рефлексия. Учитель: Ребята, сегодня на уроке вы представили презентацию своего проекта, мы сделали экспертизу некоторых заданий из «Словарика», а сейчас вам нужно будет сделать самооценку процесса и результатов собственной деятельности. 1.Что в твоём проекте удалось лучше всего? 2.Что для тебя было самым трудным в работе над проектом? 3.Какую пользу ты извлек (ла)для себя, работая над проектом? 4.Доволен (льна) ли ты презентацией своего проекта? 5.Хотел (а) бы ты, чтобы этот или похожий проект был повторен через какое-то время? Учитель: Сейчас я передаю слово жюри, которое оценивало ваш групповой проект. Жюри. Вручают группам медали «Самый оригинальный проект», «Cамый научный проект», «Самый дружный проект». V. Список литературы Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;Москва.»Просвещение»2010год. 1.Е. М. Елизарова. К ТАЙНАМ СЛОВА. Занимательная лексика Кружковая работа по русскому языку, .занятия в группе продленного дня 4 класс. Издательство «Учитель» г. Волгоград, 2007г. 2..Г. В. Бобровская. Активизация словаря младшего школьника. // Начальная школа – 2003 г. – №4 3. Т. М. Вижанкова. Развитие устной монологической речи. // Начальная школа – 1991 г. №2 4. О. М. Степанова. Упражнения для устранения речевых ошибок. // Начальная школа – 1994 г. – №6 5. М. Р. Львов. Культура речи. Школьные проблемы. // Начальная школа – 2002 г. – №1 6. М. Н. Григорьева. Учимся сочинять загадки. // Начальная школа – 2003 г. – №4 7. Н.В.Иванова « Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе». ( ж. «Начальная школа» № 2, 2004г). 8.. Т.П.Королева « Работа с пословицами». ( ж. « Начальная школа» № 7, 2000г.) 9. Г.М.Ставская « Работа с фразеологизмами в системе развития речи и общего развития учащихся ( ж. « Начальная школа» № 12, 2000г) 10. Е.А.Быстрова « Краткий фразеологический словарь русского языка ( Санкт-Петербург, Просвещение, 1994г.) 11.Д. Чечель. Исследовательские проекты в практике обучения Журнал «Практика административной работы в школе», № 6, 2003 12.В.Митяш. Проектная деятельность младших школьников. Москва, 2004. 13.И. Савенков, Методика организации игр-исследований с младшими школьниками. Журнал «Практика административной работы в школе», № 4, 2004. 14..Пропп « Морфология сказки» ( М;2000) 15.Родари « Грамматика фантазии» ( М;2001) 16..Казанский « Игры в самих себя» ( М;1999г.) 17. Белицкая Н. Г., Орг А. О. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2 - 4 классы. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 128с. 18. Виды внеклассной работы по русскому языку / Составитель М. М. Морозова. - М.: Просвещение, 1968. - 273с. 19. Волина В. В. Веселая грамматика. - М.: Знание, 1995. - 336с. 20. Готовимся к олимпиаде по русскому языку / Составитель И. В. Мукашова. - Волгоград: Экстремум, 2006. - 184с. Автор: Шайхутдинова Фирая Галимзяновна | |
Категория: Начальные классы | Добавил: (20.05.2013) | | |
Просмотров: 4338 |
Всего комментариев: 0 | |