Главная » Статьи » Методическая копилка » Начальные классы

Урок русского языка во 2 классе
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Сармановская средняя общеобразовательная школа»
Сармановского муниципального района
Республики Татарстан


Русский язык. 2 класс

Тема: Научный и художественный текст.
Азбука вежливости. Как писать письмо. Поздравительная открытка к 8 Марта





Работу выполнила учитель начальных классов Гатина Г.Р.

2013г

Цели:
- познакомить учащихся со значением переписки в жизни людей, письмом как разновидностью текста, имеющего свою структуру и стилистические особенности; расширить исторические знания детей;
- познакомить с правилами и вежливыми формами переписки;
- совершенствовать навык письменного пересказа (обратить внимание детей на тему и основную мысль каждой части текста);
- развивать внимательное отношение к слову с точки зрения его смысла и орфографического написания;
- продолжить знакомить школьников с правилами написания поздравительной открытки.
Задачи:
– формирование регулятивных УУД (определение цели урока, анализ результатов, планировать алгоритм построения письма, выбирать слова-подсказки для личного письма по определенным темам, выбирать и объяснять выбор действия, развитие умения работать с толковым и орфографическим словарями, обогатить словарный запас учащихся );
– формирование познавательных УУД (интерес к новому учебному материалу, развитие умения учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, умение формулировать собственное мнение, работать с инструкциями учебника, использование просмотрового чтения, ориентировка на шрифтовые выделения в учебнике);
– формирование коммуникативных УУД (распределять работу в группе, толерантно выполнять совместную работу, учиться приходить к единому мнению).
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Форма работы: работа в группах.
Межпредметные связи: русский язык и окружающий мир.
Оборудование:
• учебник "Русский язык", ч.2, 2класс. Н.А.Чуракова;
• Рабочая тетрадь №2.
• компьютер с мультимедиапроектором;
• конверты с марками, карточки с письмом.
Ход урока
I.Организационный момент
II. Актуализация знаний. Сообщение темы и целей урока
- Сегодня мы познакомимся с разными видами писем, научимся заполнять конверт, узнаем о правилах написания письма.
- Почему мы ждем писем от близких нам людей, от родных? Мы ждем именно писем, а не звонков, не открыток? Ответ очевиден: письма помогают общаться душой. Не случайно существует и такое определение письма:
Слайд 2
«Письмо - это труд души, обращенный к другому человеку»!
- К сожалению, эта удивительная, благородная форма письма сегодня вытесняется другими. Мы звоним, шлем факсы, отправляем электронные письма. Общаемся? Да. Но очень по-деловому, подчас забывая, что письмо — это художественное произведение искусство слова.
- А чего не хватает коротким электронным сообщениям или мобильным звонкам? (Им не хватает теплоты, душевности, ведь когда читаешь письмо, словно разговариваешь с близким, тебе человеком.)
III. Словарная работа
Слайд 3
Конверт адрес индекс почтальон адресат
- Что это за слова?
- Когда мы их используем?
IV. Работа по теме урока
1. Исследовательская работа в группах.
- Скажите мне, пожалуйста, что вы знаете о письме? (Ответы учащихся)
Слайд 4
- Давайте обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова. (Дети самостоятельно работают со словарями. Письмо - написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь, кому-нибудь).
Слайд 5
- А знаете ли вы, что такое эпистолярный жанр? (Дети самостоятельно работают со словарем. Эпистолярный жанр – (от греч.epistole -письмо).
1. Относящийся к частной переписке, к письмам.
2. Имеющий форму письма, переписки.
- Познакомимся с историей российской почты.
Слайд 6
Колесо истории
Письма люди писали друг другу ещё издавна. Если мы захотим узнать об истории письма, то будем удивлены разнообразием форм, размерами посланий, и даже материалами, которые использовались в процессе написания: папирус, пергамент, глиняные дощечки, береста, черепки.
Слайд 7
История почты России насчитывает более тысячи лет. Русская почта является одной из старейших в Европе. В Киевской Руси в X веке существовал "повоз” — обязанность населения предоставлять лошадей "от стана к стану” для княжеских гонцов и слуг.
Последующая история русской почты связана с ямами — почтовыми станциями, учрежденными вXIII веке. К XV—XVI векам почтовая связь установилась по всей стране. Расстояние между станциями составляло 40—100 вёрст. Для крестьян и посадских людей существовала тягловая повинность возить гонцов и посыльных.
В XVI веке царские грамоты, приказы, а иногда и частные письма развозили из одного пункта в другой гонцы — нарочные. Им поручалась доставка обыкновенно одной грамоты или одного письма. Ямщики развозили как грамоты, так и кладь и людей.
2. Формирование умения писать письма
- Назовите слова, без которых не обходится ни одно письмо: (Здравствуйте — живите и будьте здоровы. До свидания до скорого свидания.)
Слайд 8
План письма
Подпись.
Заключение.
Приветствие и обращение.
Дата.
Изложение того, что хочешь написать, и вопросы о том, о чем хочешь узнать.
- В каком порядке вы расположите эти части текста вашего будущего письма? Поработайте в группах.
Сегодня вы будете учиться писать письма личного характера, для этого мы разделимся на группы. (Класс делится на четыре группы. Каждая группа получает задание, алгоритм написания письма, опорные слова, правила.)
Слайд 9
Алгоритм написания письма
1. Приветствие или обращение — имя того, кому предназначено письмо («Здравствуйте...»).
2. Основная часть — изложение информации, интересующей адресата.
3. Заключение - выражение уважения, любви, преданности, формула прощания.
4. Подпись.
5. Дата.
Cлайд 10
Задание для 1 группы
- Напишите письмо-поздравление учителю. Опорные слова
Дорогая, уважаемая...
Поздравляем...
От всей души, от всего сердца...
Сердечно благодарим...
Желаем...
Адрес: РТ Сармановский район село Сарманово, улица Ленина, 1Б, 423350
Задание для 2 группы
- Напишите письмо, в котором вы просите друга приехать к вам на каникулы. Опорные слова
У меня к Вам (к тебе)
большая просьба…
Очень прошу Вас (тебя)…
С приветом…
Заранее благодарен…
Адрес: Москва, ул. Профсоюзная, д. 50, 117997
Задание для 3 группы
- Напишите другу письмо-рассказ о делах в классе. Опорные слова
Дорогой друг (имя)...
Хочу рассказать тебе о...
Мы очень скучаем без тебя...
Напиши нам о...
С нетерпением ждем ответа...
Адрес: РТ Сармановский район село Сарманово, улица Ленина, 1Б, 423350
Задание для 4 группы
- Напишите дедушке письмо с благодарностью за присланный подарок. Опорные слова
От всего сердца…
От всей души…
Я очень благодарен…
Большое спасибо…
Благодарю тебя за то, что
Адрес: Москва, ул. Профсоюзная, д. 50, 117997
3. Разработка и оформление групповых проектов
Cлайд 11,12
- Познакомимся с историей появления конверта.
Cлайд 13
- Что нужно знать, чтобы письмо дошло до адресата?
Cлайд 14
(На партах лежат заранее заготовленные листы. Самостоятельная работа детей в группах - 15 мин. Звучит спокойная музыка.)
- А теперь достаньте конверты, мы попробуем их правильно заполнить.
(Образец заполнения конверта на доске.)
От кого: учеников 2 «В» класса
Откуда: РТ Сармановский район село Сарманово, улица Ленина, 1Б,
Индекс: 423350
Кому: Волшебнице
Анишит Йокоповне
Куда: Москва,
ул. Профсоюзная, д. 50
Индекс: 117997
V. Физкультминутка
VI. Закрепление изученного материала
Слайд 15,16
- Ребята, как вы думаете, зачем люди пишут друг другу? Почему в наш век письмам нет цены? Какие виды писем вам известны? Уточните свой ответ с помощью схемы? (Для того, чтобы сообщить что-то, поздравить, извиниться, поделиться чувствами, впечатлениями, поблагодарить и т. д.)
Слайд 17
VI. Подведение итогов урока (рефлексия).
- Чем мы занимались на уроке?
- Какие слова обязательно должны быть в письме?
- Какие трудности были?
- Задача урока выполнена?
- Кто доволен своей работой на уроке?
Домашнее задание
Тетрадь для самостоятельной работы № 2: нарисовать поздравительную открытку к 8 Марта. Подписать ее для мамы бабушки (с. 79).
Список использованной литературы и ресурсов.
1. В.И. Даль. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка. М.: Астрель, 2005. –348 с.: ил.
2. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1997. -944 стр.
3. www.ru.wikipedia.org




Автор: Гатина Гульназ Рафисовна
Категория: Начальные классы | Добавил: ГГР (17.05.2013) | Автор: Гатина Гульназ Рафисовна E
Просмотров: 2175
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]