Главная » Статьи » Методическая копилка » Начальные классы

Парламентский урок по теме "Государственная символика"
Парламентский урок в 3-б классе
"Государственная символика "
Дата: 23.04.13 г.
Тема: «Государственная символика»
Цели урока.
1. Познакомить с государственной символикой России: флагом, гербом, гимном.
2. Расширить представления детей о стране, в которой они живут, о родном городе; воспитывать любовь к родному краю, Родине;
3. Воспитывать чувство гордости за свою Родину, чувство патриотизма.
Оборудование.
1.Учебник «Моё отечество»
2.Карта России
3.Тетради на печатной основе.
4.Тексты гимна.
5.Лента времени.

Ход и содержание урока.
I. Организация начала урока.
-Ребята, сегодня у нас необычный урок Окружающего мира, он называется парламентский урок.
-Как вы понимаете слово «Парламент»

( Парламенты в странах принимают законы государства)

-С 22 апреля в школах Татарстана проходят парламентские уроки, приуроченные ко Дню российского парламентаризма, который в этом году наша страна отметит впервые.
Проведение таких уроков в Татарстане уже стало доброй традицией – проходят они на протяжении пяти лет.

(Слайд 1 «Название урока»)

А тему урока вы попробуете назвать сами чуть позже.

II. Актуализация знаний учащихся.
- Откройте рабочую тетрадь с. . Найдите карту и обозначьте красным цветом границу Российской Федерации.
-Кто покажет границу на карте у доски?
-Возьмите карандаш и соедините линиями прилежащие государства и соответствующие флаги.
-Что общего на иллюстрации у всех государств?
(флаги)
-Все эти страны называются независимыми. Как вы думаете почему?
(У них есть собственные государственные символы)
III. Сообщение темы и цели урока.
-Чему будет посвящён сегодняшний урок?(Предположения детей)
(Слайд «Государственная символика»)

IV. Знакомство с новым материалом.

Учитель обобщает:
-Действительно, каждое государство имеет свой флаг.
-А вы знаете, как выглядит флаг Российской Федерации?
(Предположения детей)
(Слайд 2. «Флаг Российской Федерации»)
-Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос:
верхняя - белого, средняя - синего, нижняя - красного цвета.
-Издревле каждый цвет имел свое особое значение.
-Что же означают цвета российского флага?
(Предположения детей)

-На Руси белый цвет означал мир, чистоту, правду;
синий - небо, верность, веру;
красный - смелость, доброту, честность, огонь и кровь.
-Днем рождения бело-сине-красного флага считают 20 января 1705г.
-Знаете ли вы, кто принял флаг именно таких цветов?
(Пётр I)
-Верно Царь Петр I принял указ.
(Cлайд «Пётр 1»)
У К А З
«Я, царь Всея Руси, ПЁТР I,
Приказываю считать флаг России,
Состоящих из горизонтальных полос:
Белого, лазоревого и алого цвета –
Официальным, национальным флагом
Российской империи”.

-Скажите, где можно увидеть государственные флаги?
(Предположения детей)
-Государственные флаги развеваются над теми зданиями, где работают главы государств, их поднимают в случае победы спортсменов на международных соревнованиях, в праздничные дни флагами украшают улицы городов и сел. В каждой стране гордятся своими государственными символами.
-А какие еще государственные символы России вы знаете? (Если дети затрудняются ответить, то учитель напоминает про герб, гимн.)

IV. Знакомство с новым материалом.
-Многие флаги и гербы напоминают жителям независимых государств о страницах истории их страны. И нам сейчас предстоит отправиться в XV век, откуда берет начало история герба России".

Работа с "лентой времени".
-Откройте с. В рабочей тетраде и найдите "ленту времени", на которых вы будете отмечать даты.
(На доске - увеличенный вариант, где работает один из учеников, комментируя свои действия.)
- Отметьте на ленте времени текущий год.
- Покажите какой-нибудь будущий год .
- Сейчас мы отправимся в "прошлое". Куда будем двигаться?
- Обозначим X век.
- Год 1497. Какой это век? (XV.) Обозначим на "ленте времени".
-В каком веке возникло Московское государство?

- В XIV веке, в годы правления Великого князя Ивана Даниловича, внука Александра Невского, расширилось и укрепилось Московское княжество, и с этого времени стали московские князья главными среди других князей Руси. Так возникло новое Московское государство.
-Кто был первым его правителем?
(Слайд «Иван III»)
- Его первый правитель Иван III Васильевич стал именовать себя Великим государем всея Руси. И во все концы страны расходились указы Великого государя, скрепленные печатью.
(Слайд «Печать Ивана III)
-На одной ее стороне был изображен герб Московского государства.
-Как вы понимаете слово герб?
-Герб - это изображение, которое в условной форме показывает исторические традиции государства или города. Гербы появились очень давно. Их изображение были найдены на медалях, монетах и печатях древних государств и городов

-Рассмотрите герб современной России, России сегодняшнего дня. Какие его элементы напоминают печать Ивана III?" (Достаточно, если дети выделят "орла" и "всадника".)
(Слайд «Герб России»)
-О гербе Российской Федерации нам расскажет Николаева Дарья.
- Двуглавый орел - это символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры, символ непобедимости и силы.
Две головы орла напоминают об исторической судьбе России, соединяющей Восток и Запад. Корона на голове орла – символ законности, означающий, что страна живет по законам чести и справедливости.
В одной лапе орла скипетр – символ власти, а в другой лапе – золотой шар, который называют "держава”.
А грудь орла защищена щитом с изображением святого Георгия, Георгия Победоносца. Святой Георгий с давних времен был наиболее почитаем на Руси. Его считали заступником человека, ограждающим его от сил зла, бесстрашно вступающим в борьбу с самой грозной и темной силой.
-Нашему российскому гербу более 500 лет.
-Где мы сейчас можем увидеть герб России?
(на партах монеты)

-Какой ещё есть символ государства? (гимн)
-Другим высшим символом государства является гимн.
-Что такое гимн?
-Гимн - торжественное музыкальное произведение.
-Гимн современной России принят в 2000 г. Посмотрите на авторов гимна. Музыку написал Александр Васильевич Александров, а слова - поэт Сергей Владимирович Михалков.
(Слайд «Авторы гимна Российской Федерации»)
-Перед вами текст гимна. Прочитайте его про себя.
-Где можно услышать гимн? (на параде победы, во время спортивных соревнований)
-Как исполняется гимн?
-При исполнении гимна люди всегда встают, так они проявляют уважение к государству, чей гимн звучит. И мы с вами сейчас встанем и исполним гимн нашей Родины.
( Все встают и обязательно под аудиозапись исполняют гимн)

-В какой республике мы живём? (Татарстан)
Давным – давно, около миллиона лет тому назад, на нашей земле поселились люди. Наши предки занимались земледелием, охотой, рыбной ловлей, разводили скот. Тысячу лет тому назад у слияния двух великих рек - Волги и Камы возникло государство Волжская Булгария.
(Слайд «Волжская Булгария»)
Булгары торговали с Русью, другими странами, имели свою письменность, чеканили монеты, возделывали пшеницу, строили города. У них были развиты искусство, культура, образование, наука. Булгария была богатой, процветающей страной.
(Слайд «Занятия Булгар»)
Но осенью 1236 года большая беда постигла Булгарское государство. Монгольские полчища захватили Булгарию. Храбро и упорно сражались булгары, защищая свою Родину. Но силы были неравные. Волжская Булгария вошла в состав Золотой Орды, а после её распада возникло новое государство – Казанское ханство.
(Слайд)
Жителей этого ханства с тали называть казанскими татарами.
(Слайд)
Народ этот был трудолюбивый, талантливый, гостеприимный. На берегу реки Казанки был построен город-крепость Казань. Казанские татары занимались земледелием, торговлей, ткачеством, резьбой по дереву и камню, ювелирным искусством, строили красивые дома и мечети. Казанское ханство стало богатым, процветающим государством.

В 1552году русский царь Иван Грозный после 40 дней осады захватил Казань. Казанское ханство было присоединено к Русскому государству. С этого времени история Казани неразрывно связана с Россией.
27 мая 1920 года была образована Татарская Автономная Советская Социалистическая Республика.
(Слайд)

-В Татарстане проживают люди многих национальностей: татары, русские, якуты, чуваши и др.
- Что их объединяет? – это общая территория, законы и символы.
-Какие государственные символы Татарстана?( флаг, герб, гимн)
- Государственный флаг Татарстана является символом, он подымается, вывешивается в тех же случаях, что и флаг России и согласно законам, если на них смотреть флаг России вывешивается слева, а татарский справа.
-Что означают цвета государственного флага Республики Татарстан?
(Слайд «Флаг Татарстана»)
-Цвета Государственного флага Республики Татарстан означают: зеленый – зелень весны, возрождение; белый – цвет чистоты; красный – зрелость, энергия, сила, жизнь.
-Что представляет собой герб республики Татарстан?
(Слайд «Герб Татарстна»)
-О гербе Татарстана нам Расскажет Тихонова дарья
- Государственный герб Республики Татарстан представляет собой следующее; центральный образ герба – крылатый барс – в древности божество плодородия, покровитель детей. В гербе Республики Татарстан барс – покровитель граждан республики и ее народа. Барс изображен на фоне красного диска солнца.
Солнце – в древности главное божество многих народов. Красное солнце на гербе Татарстана означает доброе знамение, успех, счастье, жизнь. На левом боку барса – круглый щит, означающий правовую, экономическую, силовую защищенность граждан Республики Татарстан. Цветок астры с четным количеством лепестков символизирует вечный источник жизни, долголетие, пожелание долголетия.
Приподнятая правая передняя лапа барса –начало движения (дела) "шагом правой ноги", доброе начало движения Татарстана по пути обновления.
Острые зубы и когти барса означают его способность постоять за себя и за тех, кому он покровительствует, кого защищает.
Популярный татарский растительный орнамент и цветок тюльпана олицетворяют пробуждение весенней природы и символизируют возрождение Татарстана.
Три золотых круга охватывают герб на трех уровнях. Они выражают идею единства, бесконечности и высшего совершенства. Герб Республики Татарстан утверждает такие общечеловеческие, нравственные ценности, как добро, справедливость, благополучие граждан, дружба между народами, мир и прогресс.
-Какой ещё символ есть у Татарстана?
-Так же как и Россия, Татарстан имеет свой гимн Проявление публичного неуважения и оскорбления Государственного гимна влечет ответственность в установленном законе порядке.
Гимн РТ написал выдающийся татарский композитор Рустем Яхин.
(Слайд «Автор гимна Татарстана»)
-До этого года гимн Татарстана был без слов. 21 февраля 2013 года Парламент Татарстана единогласно утвердил текст Гимна Республики Татарстан.
Звучит гимн, все встают.




-Как вы думаете, а у нашего города есть символы?
-Посмотрите на герб Нижнекамска и Нижнекамского района.

(Слайд «Герб Нижнекамска»)
-Как по вашему, что изображено на гербе?
ГЕРБ НИЖНЕКАМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Герб Нижнекамского муниципального района

Обоснование символики:
В гербе Нижнекамска показана река Кама, давшая название городу. Кама - самый крупный приток Волги. Река отражена серебряными волнами и переменой цвета синий-жёлтый-зелёный.
Силуэт сосны и солнце символизируют благоприятные природ¬ные условия для жизни в данном регионе.
Летящие птицы также символизирует духовный подъём, энер¬гию и созидание.
Серебро - чистота родниковой воды, совершенство, благород¬ство, взаимопонимание.
Золото - символ урожая, богатства, стабильности, уважения и интеллекта.
Лазоревый (голубой, синий) цвет символизирует честь, славу, преданность, истину.
Зелёный цвет - символ природы, здоровья и жизненного рост

(Слайд «Флаг Нижнекамска»)
ФЛАГ НИЖНЕКАМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Флаг Нижнекамского муниципального района Республики Та¬тарстан со¬ставлен на основании герба Нижнекамского муниципального района

Вы познакомились с символами России и Татарстана. Надругательство над любым из символов, влечёт за собой ответственность согласно законам. Все мы их должны знать и почитать, поскольку они зримо воплощают (вне зависимости происхождения, истории) прежде всего Родину, в которой мы все живем.
Итог урока.
-Ещё раз посмотрим на слайды и вспомним, о чём мы говорили на уроке?




Автор: Рамазанова Татьяна Викторовна, учитель начальных классов МБОУ "Лицей№14" г. Нижнекамск, Республика Татарстан
Категория: Начальные классы | Добавил: (15.05.2013) | Автор: Рамазанова Татьяна Викторовна E
Просмотров: 761
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]