Главная » Статьи » Методическая копилка » Начальные классы |
Парламентский урок по теме "Государственная символика"
Парламентский урок в 3-б классе "Государственная символика " Дата: 23.04.13 г. Тема: «Государственная символика» Цели урока. 1. Познакомить с государственной символикой России: флагом, гербом, гимном. 2. Расширить представления детей о стране, в которой они живут, о родном городе; воспитывать любовь к родному краю, Родине; 3. Воспитывать чувство гордости за свою Родину, чувство патриотизма. Оборудование. 1.Учебник «Моё отечество» 2.Карта России 3.Тетради на печатной основе. 4.Тексты гимна. 5.Лента времени. Ход и содержание урока. I. Организация начала урока. -Ребята, сегодня у нас необычный урок Окружающего мира, он называется парламентский урок. -Как вы понимаете слово «Парламент» ( Парламенты в странах принимают законы государства) -С 22 апреля в школах Татарстана проходят парламентские уроки, приуроченные ко Дню российского парламентаризма, который в этом году наша страна отметит впервые. Проведение таких уроков в Татарстане уже стало доброй традицией – проходят они на протяжении пяти лет. (Слайд 1 «Название урока») А тему урока вы попробуете назвать сами чуть позже. II. Актуализация знаний учащихся. - Откройте рабочую тетрадь с. . Найдите карту и обозначьте красным цветом границу Российской Федерации. -Кто покажет границу на карте у доски? -Возьмите карандаш и соедините линиями прилежащие государства и соответствующие флаги. -Что общего на иллюстрации у всех государств? (флаги) -Все эти страны называются независимыми. Как вы думаете почему? (У них есть собственные государственные символы) III. Сообщение темы и цели урока. -Чему будет посвящён сегодняшний урок?(Предположения детей) (Слайд «Государственная символика») IV. Знакомство с новым материалом. Учитель обобщает: -Действительно, каждое государство имеет свой флаг. -А вы знаете, как выглядит флаг Российской Федерации? (Предположения детей) (Слайд 2. «Флаг Российской Федерации») -Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос: верхняя - белого, средняя - синего, нижняя - красного цвета. -Издревле каждый цвет имел свое особое значение. -Что же означают цвета российского флага? (Предположения детей) -На Руси белый цвет означал мир, чистоту, правду; синий - небо, верность, веру; красный - смелость, доброту, честность, огонь и кровь. -Днем рождения бело-сине-красного флага считают 20 января 1705г. -Знаете ли вы, кто принял флаг именно таких цветов? (Пётр I) -Верно Царь Петр I принял указ. (Cлайд «Пётр 1») У К А З «Я, царь Всея Руси, ПЁТР I, Приказываю считать флаг России, Состоящих из горизонтальных полос: Белого, лазоревого и алого цвета – Официальным, национальным флагом Российской империи”. -Скажите, где можно увидеть государственные флаги? (Предположения детей) -Государственные флаги развеваются над теми зданиями, где работают главы государств, их поднимают в случае победы спортсменов на международных соревнованиях, в праздничные дни флагами украшают улицы городов и сел. В каждой стране гордятся своими государственными символами. -А какие еще государственные символы России вы знаете? (Если дети затрудняются ответить, то учитель напоминает про герб, гимн.) IV. Знакомство с новым материалом. -Многие флаги и гербы напоминают жителям независимых государств о страницах истории их страны. И нам сейчас предстоит отправиться в XV век, откуда берет начало история герба России". Работа с "лентой времени". -Откройте с. В рабочей тетраде и найдите "ленту времени", на которых вы будете отмечать даты. (На доске - увеличенный вариант, где работает один из учеников, комментируя свои действия.) - Отметьте на ленте времени текущий год. - Покажите какой-нибудь будущий год . - Сейчас мы отправимся в "прошлое". Куда будем двигаться? - Обозначим X век. - Год 1497. Какой это век? (XV.) Обозначим на "ленте времени". -В каком веке возникло Московское государство? - В XIV веке, в годы правления Великого князя Ивана Даниловича, внука Александра Невского, расширилось и укрепилось Московское княжество, и с этого времени стали московские князья главными среди других князей Руси. Так возникло новое Московское государство. -Кто был первым его правителем? (Слайд «Иван III») - Его первый правитель Иван III Васильевич стал именовать себя Великим государем всея Руси. И во все концы страны расходились указы Великого государя, скрепленные печатью. (Слайд «Печать Ивана III) -На одной ее стороне был изображен герб Московского государства. -Как вы понимаете слово герб? -Герб - это изображение, которое в условной форме показывает исторические традиции государства или города. Гербы появились очень давно. Их изображение были найдены на медалях, монетах и печатях древних государств и городов -Рассмотрите герб современной России, России сегодняшнего дня. Какие его элементы напоминают печать Ивана III?" (Достаточно, если дети выделят "орла" и "всадника".) (Слайд «Герб России») -О гербе Российской Федерации нам расскажет Николаева Дарья. - Двуглавый орел - это символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры, символ непобедимости и силы. Две головы орла напоминают об исторической судьбе России, соединяющей Восток и Запад. Корона на голове орла – символ законности, означающий, что страна живет по законам чести и справедливости. В одной лапе орла скипетр – символ власти, а в другой лапе – золотой шар, который называют "держава”. А грудь орла защищена щитом с изображением святого Георгия, Георгия Победоносца. Святой Георгий с давних времен был наиболее почитаем на Руси. Его считали заступником человека, ограждающим его от сил зла, бесстрашно вступающим в борьбу с самой грозной и темной силой. -Нашему российскому гербу более 500 лет. -Где мы сейчас можем увидеть герб России? (на партах монеты) -Какой ещё есть символ государства? (гимн) -Другим высшим символом государства является гимн. -Что такое гимн? -Гимн - торжественное музыкальное произведение. -Гимн современной России принят в 2000 г. Посмотрите на авторов гимна. Музыку написал Александр Васильевич Александров, а слова - поэт Сергей Владимирович Михалков. (Слайд «Авторы гимна Российской Федерации») -Перед вами текст гимна. Прочитайте его про себя. -Где можно услышать гимн? (на параде победы, во время спортивных соревнований) -Как исполняется гимн? -При исполнении гимна люди всегда встают, так они проявляют уважение к государству, чей гимн звучит. И мы с вами сейчас встанем и исполним гимн нашей Родины. ( Все встают и обязательно под аудиозапись исполняют гимн) -В какой республике мы живём? (Татарстан) Давным – давно, около миллиона лет тому назад, на нашей земле поселились люди. Наши предки занимались земледелием, охотой, рыбной ловлей, разводили скот. Тысячу лет тому назад у слияния двух великих рек - Волги и Камы возникло государство Волжская Булгария. (Слайд «Волжская Булгария») Булгары торговали с Русью, другими странами, имели свою письменность, чеканили монеты, возделывали пшеницу, строили города. У них были развиты искусство, культура, образование, наука. Булгария была богатой, процветающей страной. (Слайд «Занятия Булгар») Но осенью 1236 года большая беда постигла Булгарское государство. Монгольские полчища захватили Булгарию. Храбро и упорно сражались булгары, защищая свою Родину. Но силы были неравные. Волжская Булгария вошла в состав Золотой Орды, а после её распада возникло новое государство – Казанское ханство. (Слайд) Жителей этого ханства с тали называть казанскими татарами. (Слайд) Народ этот был трудолюбивый, талантливый, гостеприимный. На берегу реки Казанки был построен город-крепость Казань. Казанские татары занимались земледелием, торговлей, ткачеством, резьбой по дереву и камню, ювелирным искусством, строили красивые дома и мечети. Казанское ханство стало богатым, процветающим государством. В 1552году русский царь Иван Грозный после 40 дней осады захватил Казань. Казанское ханство было присоединено к Русскому государству. С этого времени история Казани неразрывно связана с Россией. 27 мая 1920 года была образована Татарская Автономная Советская Социалистическая Республика. (Слайд) -В Татарстане проживают люди многих национальностей: татары, русские, якуты, чуваши и др. - Что их объединяет? – это общая территория, законы и символы. -Какие государственные символы Татарстана?( флаг, герб, гимн) - Государственный флаг Татарстана является символом, он подымается, вывешивается в тех же случаях, что и флаг России и согласно законам, если на них смотреть флаг России вывешивается слева, а татарский справа. -Что означают цвета государственного флага Республики Татарстан? (Слайд «Флаг Татарстана») -Цвета Государственного флага Республики Татарстан означают: зеленый – зелень весны, возрождение; белый – цвет чистоты; красный – зрелость, энергия, сила, жизнь. -Что представляет собой герб республики Татарстан? (Слайд «Герб Татарстна») -О гербе Татарстана нам Расскажет Тихонова дарья - Государственный герб Республики Татарстан представляет собой следующее; центральный образ герба – крылатый барс – в древности божество плодородия, покровитель детей. В гербе Республики Татарстан барс – покровитель граждан республики и ее народа. Барс изображен на фоне красного диска солнца. Солнце – в древности главное божество многих народов. Красное солнце на гербе Татарстана означает доброе знамение, успех, счастье, жизнь. На левом боку барса – круглый щит, означающий правовую, экономическую, силовую защищенность граждан Республики Татарстан. Цветок астры с четным количеством лепестков символизирует вечный источник жизни, долголетие, пожелание долголетия. Приподнятая правая передняя лапа барса –начало движения (дела) "шагом правой ноги", доброе начало движения Татарстана по пути обновления. Острые зубы и когти барса означают его способность постоять за себя и за тех, кому он покровительствует, кого защищает. Популярный татарский растительный орнамент и цветок тюльпана олицетворяют пробуждение весенней природы и символизируют возрождение Татарстана. Три золотых круга охватывают герб на трех уровнях. Они выражают идею единства, бесконечности и высшего совершенства. Герб Республики Татарстан утверждает такие общечеловеческие, нравственные ценности, как добро, справедливость, благополучие граждан, дружба между народами, мир и прогресс. -Какой ещё символ есть у Татарстана? -Так же как и Россия, Татарстан имеет свой гимн Проявление публичного неуважения и оскорбления Государственного гимна влечет ответственность в установленном законе порядке. Гимн РТ написал выдающийся татарский композитор Рустем Яхин. (Слайд «Автор гимна Татарстана») -До этого года гимн Татарстана был без слов. 21 февраля 2013 года Парламент Татарстана единогласно утвердил текст Гимна Республики Татарстан. Звучит гимн, все встают. -Как вы думаете, а у нашего города есть символы? -Посмотрите на герб Нижнекамска и Нижнекамского района. (Слайд «Герб Нижнекамска») -Как по вашему, что изображено на гербе? ГЕРБ НИЖНЕКАМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН Герб Нижнекамского муниципального района Обоснование символики: В гербе Нижнекамска показана река Кама, давшая название городу. Кама - самый крупный приток Волги. Река отражена серебряными волнами и переменой цвета синий-жёлтый-зелёный. Силуэт сосны и солнце символизируют благоприятные природ¬ные условия для жизни в данном регионе. Летящие птицы также символизирует духовный подъём, энер¬гию и созидание. Серебро - чистота родниковой воды, совершенство, благород¬ство, взаимопонимание. Золото - символ урожая, богатства, стабильности, уважения и интеллекта. Лазоревый (голубой, синий) цвет символизирует честь, славу, преданность, истину. Зелёный цвет - символ природы, здоровья и жизненного рост (Слайд «Флаг Нижнекамска») ФЛАГ НИЖНЕКАМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН Флаг Нижнекамского муниципального района Республики Та¬тарстан со¬ставлен на основании герба Нижнекамского муниципального района Вы познакомились с символами России и Татарстана. Надругательство над любым из символов, влечёт за собой ответственность согласно законам. Все мы их должны знать и почитать, поскольку они зримо воплощают (вне зависимости происхождения, истории) прежде всего Родину, в которой мы все живем. Итог урока. -Ещё раз посмотрим на слайды и вспомним, о чём мы говорили на уроке? Автор: Рамазанова Татьяна Викторовна, учитель начальных классов МБОУ "Лицей№14" г. Нижнекамск, Республика Татарстан | |
Категория: Начальные классы | Добавил: (15.05.2013) | | |
Просмотров: 761 |
Всего комментариев: 0 | |