Главная » Статьи » Методическая копилка » Начальные классы |
Урок русского языка в 1 классе по системе Эльконина-Давыдова. Тема:«Урок контроля. Орфограммы «жи-ши», «же-ше».
1 класс. Русский язык. Тема урока: «Урок контроля. Орфограммы «жи-ши», «же-ше». Учитель: Обухова Инна Петровна, г.Заречный Пензенская область I. Оценочный блок. Содержание урока. Дети уже знают орфограмму «жи-ши» в сильной позиции. Оценить умение сопоставлять звуковую и буквенные записи слов с точки зрения правильности; оценить выполненное другими задание на изученную орфограмму. Проконтролировать уровень сформированности у учащихся способа звукового анализа слов. Деятельность учителя. - Маша и Даша должны были записать слово «жил» звуками и буквами. Оцените работу девочек. М.–[ ж и л ] Д.[ ж ы л ] ж и л ж ы л - Что помогло вам оценить работу девочек? - Зачем я вам предложила выполнить такое задание? Деятельность учеников. Дети оценивают работу девочек: и у одной, и у другой есть ошибки. У Маши в транскрипции: в слове гласный звук [ы]; у Даши в буквенной записи: в сильной позиции после буквы Ж пишется И – орфограмма ЖИ. Дети указывают на висящую на доске ранее изученную модель [ ж ы ] ж и Дети называют цель данного упражнения: оценить правильность выполнения другими задания, чтобы самим не ошибаться. Ожидаемый результат. Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата; умение оценить результат на соответствие эталону; внесение необходимых корректив в способы действия и результаты. Познавательные УУД: умение пользоваться моделью при оценке результата; определение целей с учетом конечного результата. II. Исполнительный блок. Содержание урока. Проконтролировать умение делать звуковую и буквенную записи слов. Отрефлексировать орфограмму ЖИ-ШИ, ЖЕ-ШЕ. Деятельность учителя. - Молодцы! А сами умеете записывать слова звуками и буквами? Запишите слова: (Учитель диктует, дети пишут звуками и буквами.) [ ш ы н а ] [ у ж ы ] ш и н а у ж и [ ш э с т ] [ч' и ж ы] ш е с т ч и ж и [ у ж э ] [ э т а ж ы] у ж е э т а ж и [ п р у ж ы н а] п р у ж и н а [ м а ш ы н а ] м а ш и н а - Оцените работу друг друга. У кого были ошибки? Молодцы! Зачем такое задание я вам дала? Деятельность учеников. Дети объясняют написание, уточняя работу букв и выделяя орфограммы ЖИ-ШИ, ЖЕ-ШЕ в сильной позиции. Дети формулируют цель задания: самоконтроль при написании звуковой и буквенной формы слова с орфограммами ЖИ-ШИ, ЖЕ-ШЕ в сильной позиции. Ожидаемый результат. Регулятивные УУД: внесение изменений в в результат своей деятельности, исходя из самооценки и оценки товарищами. Познавательные УУД: моделирование в знаково-символическом виде, выделение существенных характеристик; определение целей с учетом конечного результата. III. Диагностический блок. 1-ый уровень: исполнительно-диагностический. Содержание урока. Проконтролировать умение различать в словах орфограммы жи-ши, же-ше. Деятельность учителя. - Выполните теперь другое задание: записать слова с орфограммой жи-ши в один столбик, с же-ше в другой столбик. Учитель диктует: дыши, жест, жизнь, шептать, шейка, широкий, ушибы, шерстяной, живёт. Среди слов есть те, что не могут быть отнесены ни в один из столбиков, т.к. гласный звук после шипящего там в слабой позиции. Учитель предлагает внести это существенное дополнение в модель: поставить жирный значок «ударение» на [ы] и букву И после шипящего. - Зачем это задание? Деятельность учеников. Дети записывают слова в столбики, совещаясь в парах. После проверки выясняется, что слова ш[ы]рстяной, ш[ы]птать некоторые записали в 1-й столбик, некоторые во 2-й, некоторые не записали эти слова совсем. После обсуждения выясняется, что правы третьи, т.к. гласный здесь в слабой позиции и орфограммы здесь нет. Это «ловушка». Модель работает только под ударением. Дети дополняют модель.Дети формулируют цель: существенный признак для орфограммы – это ударение. 2-ой уровень: рефлексивно-диагностический. Содержание урока. Проверить умение придумывать задания с «Ловушкой» - провокацией. Деятельность учителя. - А сами можете придумать такое же задание? Пожалуйста, придумайте. Что вы должны помнить, когда будете придумывать? - Проверьте правильность выполнения задания. Найдите «Ловушки». Деятельность учеников. Дети обсуждают в группах, придумывают задание, удерживая учебную задачу – наличие существенного признака. Результаты: 1-ая группа: Уши, жили, «Джип» 2-ая группа: Пшено, шили, фашист 3-я группа: Пушистый, жираф, пшик 4-ая группа: Шишки, камыши, малыши. В групповой работе обсуждается правильность выполнения задания по алгоритму: 2 слова с орфограммой, 1 слово с «ловушкой», где гласный после шипящего в слабой позиции. Выясняется, что в 1-ой группе «Л» - уши; во 2-ой группе – пшено; в 3-ей группе – жираф; а 4-ая группа неверно выполнила задание: у них нет «ловушки». 3-ий уровень: методико-диагностический. Содержание урока. Способствовать формированию действия моделирования при составлении алгоритма действия. Деятельность учителя. - Зачем такое задание вы выполняли? Учитель фиксирует на доске алгоритм выполнения. Сильному классу можно дать задание самостоятельно записать алгоритм на листах в групповой работе. Деятельность учеников. Дети формулируют цель: чтобы самим не ошибаться. Дети проговаривают алгоритм, учитель фиксирует на доске в знаковой форме. 1). 1 ст. - жи-ши, 2 ст. -же-ше. 2) Вспомнить слова с жи-ши, же-ше не под ударением. 3) Написать их вперемешку. 4) Сформулировать задание. Ожидаемый результат. Познавательные УУД: выделение существенных характеристик при определении места слов в столбиках; преобразование общей модели орфограммы; рефлексивный контроль при выполнении задания с «ловушкой»-провокацией; самостоятельное создание алгоритма действий; контроль по созданному алгоритму; оценка процесса и результатов действия. Коммуникативные УУД: при работе в группах построение коммуникаций и учебного сотрудничества. IV.Оценочный блок. Содержание урока. Выяснить понимание темы урока, оценить эффективность выбранной формы работы. Деятельность учителя. - Что нового узнали на уроке? - Нужен ли был урок? Зачем? - Чем понравилось на уроке заниматься? Деятельность учеников. Дети отмечают, что нового ничего не узнали, но урок был нужен для тренировки, чтобы не ошибаться при письме слов с орфограммами ЖИ-ШИ и ЖЕ-ШЕ. Отмечают, что понравилось самим придумывать «ловушки». Ожидаемый результат. Регулятивные УУД: оценка результатов работы, осознание качества и уровня усвоения. Автор:Обухова Инна Петровна, учитель начальных классов, МБОУ Гимназия №216 "Дидакт, г.Заречный, Пензенская область | |
Категория: Начальные классы | Добавил: (13.05.2013) | | |
Просмотров: 1811 |
Всего комментариев: 0 | |