Главная » Статьи » Методическая копилка » Начальные классы

Урок русского языка в 1 классе по системе Эльконина-Давыдова. Тема:«Урок контроля. Орфограммы «жи-ши», «же-ше».
1 класс.
Русский язык.
Тема урока: «Урок контроля. Орфограммы «жи-ши», «же-ше».
Учитель: Обухова Инна Петровна, г.Заречный Пензенская область

I. Оценочный блок.

Содержание урока.
Дети уже знают орфограмму «жи-ши» в сильной позиции.
Оценить умение сопоставлять звуковую и буквенные записи слов с точки зрения правильности; оценить выполненное другими задание на изученную орфограмму.
Проконтролировать уровень сформированности у учащихся способа звукового анализа слов.

Деятельность учителя.
- Маша и Даша должны были записать слово «жил» звуками и буквами. Оцените работу девочек.
М.–[ ж и л ] Д.[ ж ы л ]

ж и л ж ы л

- Что помогло вам оценить работу девочек?
- Зачем я вам предложила выполнить такое задание?


Деятельность учеников.
Дети оценивают работу девочек: и у одной, и у другой есть ошибки. У Маши в транскрипции: в слове гласный звук [ы]; у Даши в буквенной записи: в сильной позиции после буквы Ж пишется И – орфограмма ЖИ.
Дети указывают на висящую на доске ранее изученную модель
[ ж ы ]
ж и
Дети называют цель данного упражнения: оценить правильность выполнения другими задания, чтобы самим не ошибаться.

Ожидаемый результат.
Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата; умение оценить результат на соответствие эталону; внесение необходимых корректив в способы действия и результаты.
Познавательные УУД: умение пользоваться моделью при оценке результата; определение целей с учетом конечного результата.

II. Исполнительный блок.

Содержание урока.
Проконтролировать умение делать звуковую и буквенную записи слов. Отрефлексировать орфограмму ЖИ-ШИ, ЖЕ-ШЕ.

Деятельность учителя.
- Молодцы! А сами умеете записывать слова звуками и буквами? Запишите слова:
(Учитель диктует, дети пишут звуками и буквами.)

[ ш ы н а ] [ у ж ы ]

ш и н а у ж и

[ ш э с т ] [ч' и ж ы]

ш е с т ч и ж и

[ у ж э ] [ э т а ж ы]

у ж е э т а ж и

[ п р у ж ы н а]

п р у ж и н а

[ м а ш ы н а ]

м а ш и н а
- Оцените работу друг друга. У кого были ошибки? Молодцы! Зачем такое задание я вам дала?

Деятельность учеников.
Дети объясняют написание, уточняя работу букв и выделяя орфограммы ЖИ-ШИ, ЖЕ-ШЕ в сильной позиции.
Дети формулируют цель задания: самоконтроль при написании звуковой и буквенной формы слова с орфограммами ЖИ-ШИ, ЖЕ-ШЕ в сильной позиции.

Ожидаемый результат.
Регулятивные УУД: внесение изменений в в результат своей деятельности, исходя из самооценки и оценки товарищами.
Познавательные УУД: моделирование в знаково-символическом виде, выделение существенных характеристик; определение целей с учетом конечного результата.

III. Диагностический блок.

1-ый уровень:
исполнительно-диагностический.

Содержание урока.
Проконтролировать умение различать в словах орфограммы жи-ши, же-ше.

Деятельность учителя.
- Выполните теперь другое задание: записать слова с орфограммой жи-ши в один столбик, с же-ше в другой столбик.
Учитель диктует: дыши, жест, жизнь, шептать, шейка, широкий, ушибы, шерстяной, живёт. Среди слов есть те, что не могут быть отнесены ни в один из столбиков, т.к. гласный звук после шипящего там в слабой позиции.
Учитель предлагает внести это существенное дополнение в модель: поставить жирный значок «ударение» на [ы] и букву И после шипящего.
- Зачем это задание?

Деятельность учеников.
Дети записывают слова в столбики, совещаясь в парах.
После проверки выясняется, что слова ш[ы]рстяной, ш[ы]птать некоторые записали в 1-й столбик, некоторые во 2-й, некоторые не записали эти слова совсем. После обсуждения выясняется, что правы третьи, т.к. гласный здесь в слабой позиции и орфограммы здесь нет. Это «ловушка».
Модель работает только под ударением.
Дети дополняют модель.Дети формулируют цель: существенный признак для орфограммы – это ударение.

2-ой уровень:
рефлексивно-диагностический.

Содержание урока.
Проверить умение придумывать задания с «Ловушкой» - провокацией.

Деятельность учителя.
- А сами можете придумать такое же задание? Пожалуйста, придумайте. Что вы должны помнить, когда будете придумывать?
- Проверьте правильность выполнения задания. Найдите «Ловушки».

Деятельность учеников.
Дети обсуждают в группах, придумывают задание, удерживая учебную задачу – наличие существенного признака.
Результаты:
1-ая группа:
Уши, жили, «Джип»
2-ая группа:
Пшено, шили, фашист
3-я группа:
Пушистый, жираф, пшик
4-ая группа:
Шишки, камыши, малыши.
В групповой работе обсуждается правильность выполнения задания по алгоритму: 2 слова с орфограммой, 1 слово с «ловушкой», где гласный после шипящего в слабой позиции.
Выясняется, что в 1-ой группе «Л» - уши; во 2-ой группе – пшено; в 3-ей группе – жираф; а 4-ая группа неверно выполнила задание: у них нет «ловушки».

3-ий уровень:
методико-диагностический.

Содержание урока.
Способствовать формированию действия моделирования при составлении алгоритма действия.

Деятельность учителя.
- Зачем такое задание вы выполняли?
Учитель фиксирует на доске алгоритм выполнения. Сильному классу можно дать задание самостоятельно записать алгоритм на листах в групповой работе.

Деятельность учеников.
Дети формулируют цель: чтобы самим не ошибаться.
Дети проговаривают алгоритм, учитель фиксирует на доске в знаковой форме.
1). 1 ст. - жи-ши, 2 ст. -же-ше.
2) Вспомнить слова с жи-ши, же-ше не под ударением.
3) Написать их вперемешку.
4) Сформулировать задание.

Ожидаемый результат.
Познавательные УУД: выделение существенных характеристик при определении места слов в столбиках; преобразование общей модели орфограммы; рефлексивный контроль при выполнении задания с «ловушкой»-провокацией; самостоятельное создание алгоритма действий; контроль по созданному алгоритму; оценка процесса и результатов действия.
Коммуникативные УУД: при работе в группах построение коммуникаций и учебного сотрудничества.

IV.Оценочный блок.

Содержание урока.
Выяснить понимание темы урока, оценить эффективность выбранной формы работы.

Деятельность учителя.
- Что нового узнали на уроке?
- Нужен ли был урок? Зачем?
- Чем понравилось на уроке заниматься?

Деятельность учеников.
Дети отмечают, что нового ничего не узнали, но урок был нужен для тренировки, чтобы не ошибаться при письме слов с орфограммами ЖИ-ШИ и ЖЕ-ШЕ.
Отмечают, что понравилось самим придумывать «ловушки».

Ожидаемый результат.
Регулятивные УУД: оценка результатов работы, осознание качества и уровня усвоения.



Автор:Обухова Инна Петровна, учитель начальных классов, МБОУ Гимназия №216 "Дидакт, г.Заречный, Пензенская область
Категория: Начальные классы | Добавил: (13.05.2013) | Автор: Обухова Инна Петровна
Просмотров: 1811
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]