Главная » Статьи » Методическая копилка » Начальные классы

Урок по окружающему миру"О птицах зимой" в 1 классе
Тема урока: «О птицах зимой»

Цель: разъяснить понятия: кочующие и перелетные птицы;
развивать речь учащихся;
воспитывать бережное отношение к птицам.

Оборудование: телеграмма с текстом, Красная книга, иллюстрации с птицами, записи звуков птиц, «Песня про птиц».

Ход урока.
1. Организация класса.
2. Проверка домашнего задания.
-На прошлых уроках мы познакомились с домашними и дикими животными, а также насекомыми.
- Кто сможет назвать и показать диких животных?
-кто сможет показать насекомых?
3. Сообщение темы и цели урока.
- Начинаем урок «Окружающий мир».
- На имя нашего класса получена телеграмма.
( читаем телеграмму)
«Вылетаем. Встречайте нас в парке. Гости с севера».
-Как вы думаете, кто это к нам спешит в гости? ( птицы)
- И тема нашего урока «О птицах зимой».
На уроке мы поговорим о птицах и познакомимся с перелетными, зимующими, кочующими птицами и узнаем, кто нам прислал телеграмму.

4.Работа над новым материалом.
-Каких птиц мы видим осенью у себя во дворе? ( ворону, воробьев,, дятла, галку, голубя)
- Сейчас зима, но мы видим с ветки на ветку перелетают воробьи, голуби. А где-то на дереве примостилась любопытная ворона. Могли ли они прислать нам телеграмму?
(Нет, они никуда не улетают).
Эти птицы даже в сильные морозы могут добывать себе пищу, подлетая к жилью человека. Голуби, воробьи, вороны, галки, дятлы- это зимующие птицы.
- А могли ли прислать телеграмму кукушка с ласточкой, скворцы. Ведь их сейчас нет. А где же они?
( Они не могли прислать, ведь они улетели в теплые края).
-А почему они улетели?
-Разве у нас им было плохо?
( им стало холодно).
- На юг улетают те птицы, которые питаются насекомыми, а с наступлением холодов насекомые прячутся под кору деревьев, в щели домов и появятся теперь только весной.
Птицы, которые с наступлением холодов улетают на юг, называются перелетными.
- А каких же птиц ждать в гости? Кто же мог прислать телеграмму?
Оказывается, с севера прилетели такие птицы как синицы, снегири, свиристелки, чечетки.
Они прилетели к нам зимовать и отправятся дальше с наступлением весны.
Север, откуда они прилетают к нам зимовать, очень суровый и наша зима для них очень теплая. Этих птиц называют кочующими.
Откройте учебники на странице…
-Назовите, каких птиц можно увидеть летом в парке, на речке?
- Назовите зимующих птиц.
-Назовите птиц, которые прилетели к нам с севера. Как мы их называем? ( кочующими).
-Эти птицы зимой находят себе корм, они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры деревьев, питаются почками, плодами и семенами лиственных деревьев. Но все же эти птицы нередко зимой голодают.
«Птицы зимой»
Морозы жестокие в этом году…
Тревожно за яблоньку в нашем саду.
Тревожно за Жучку; в ее конуре
Такой же морозище, как на дворе,
Но больше всего беспокойно за птиц.
За наших воробышек, галок, синиц:
Ведь очень холодно в воздухе им,
Поможем ли мы беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить, и тогда
Им будет легко пережить холода.

-Птиц зимой необходимо подкармливать, так как во время снегопадов и в сильные морозы им трудно находить корм.
В такую погоду много птиц погибает от голода. Поэтому озябшие воробьи, вороны, галки, синицы жмутся к жилью человека, словно знают, что мы не оставим их в беде в лютую зимнюю стужу.

--Выучим стихотворение:
В холодные дни
В зимние вьюги.
Мы вас не забудем, родные пичуги.

-Чтобы не забывать птиц, нужно в каждом дворе иметь кормушку. Кормушки надо развешивать в местах, спокойных для птицю Птицы- наши друзья.
Стихотворение «Наши друзья»

Каждый день, когда встаем
Мы с братишкою вдвоем,
Взяв крупы и хлебных крошек,
На крыльцо бежим скорей,
Много ласковых, хороших
Прилетает к нам друзей!
На кормушке сидя, птицы
Чистят клювики свои
Тут щеглы, чижи, синицы
И проныры - воробьи.
Ждут нас также терпеливо
И красавцы снегири.
Все привыкли- не пугливы,
Хоть руками их бери!

Хлебные крошки, зерно, семена дыни, тыквы, арбузов – спасут наших друзей.
Прилетая на кормушку, птицы осматривают деревья и поедают вредителей растений, оказывая помощь людям.
-Сейчас откроем учебники на стр. 76
Прочитаем, кто обедал в птичьей столовой.

Физкультминутка .
Мы шагаем, мы шагаем,
Руки выше поднимаем,
Голову не опускаем,
Дышим ровно, глубоко
Вдруг мы видим: у куста
Выпал птенчик из гнезда
Тихо птенчика берем
И назад в дупло кладем.

Стихотворение «Покормите птиц зимой».
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма:
Горсть зерна нужна
Горсть одна-
И не страшна будет им зима.
Столько гибнет их - не счесть
Видеть тяжело,
А ведь в нашем сердце есть
И для них тепло.
Разве можно забывать, улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну, чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!

-Первого января 1964 года в нашей стране вступил в действие «Закон об охране животного мира». Он взял под свою защиту не только зверей и птиц, но также рыб и насекомых.
Редкие и исчезающие птицы занесены в Красную книгу.В Красную книгу занесено уже 295 видов птиц. Эта книга запрещает наносить птицам вред. (демонстрация Красной книги»

Охраняется Красною книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели, чтобы души не стали пусты.
Охраняются птицы
Охраняются звери,
Охраняются даже цветы.

- Красная книга запрещает наносить птицам вред. Давайте же будем беречь окружающих нас птиц, чтобы войдя в лес, парк, огород, мы могли услышать их голоса, их пение.

( включить запись с голосами птиц)

-А теперь поиграем в игру «Прилетели птицы»
Если я называю птицу – надо помахать руками, если насекомых, то нужно положить голову набок , показав, что насекомое зимой отдыхает.
-Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.
Прилетели птицы: голуби, синицы, галки , воробьи, пчелы, муравьи.
Прилетели птицы: голуби, синицы, галки, воробьи, вороны, снегири, чечетки и скворцы.

-какие все молодцы!
-А теперь отгадайте, какие птицы встречаются зимой?
1.Чернокрылый, красногрудый
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды-
С первым снегом тут как тут.
(снегирь)
2.Непоседа пестрая
Птица длиннохвостая
Птица говорливая,
Самая болтливая.
( сорока)
3.Кто в беретке ярко-красной
В черной курточке атласной.
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит.
( дятел)
3. Носит серенький жилет
Но у крыльев - черный цвет
Видишь, кружат 20 пар
И кричат кар -кар-кар!
( ворона)

5.Итог урока.
- Сегодня мы познакомились с перелетными, зимующими и кочующими птицами. И сейчас я проверю, как вы усвоили материал.
-Какие птицы относятся к зимующим?
-Назовите перелетных птиц?
-Какие птицы прилетают к нам зимовать, а затем с наступлением весны отправляются дальше? Как называют этих птиц?
- Птицы дороги нам не только приносимой ими большой пользой, но и являются украшением нашей обширной чудесной Родины.

Слушаем песню «Про птиц»




Автор: Кашина Наталья Михайловна, учитель начальных классов МБОУ "Марфинская СОШ" Володарского района Астраханской области
Категория: Начальные классы | Добавил: летишка (24.04.2013) | Автор: Кашина Наталья Михайловна E
Просмотров: 823
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]