Главная » Статьи » Методическая копилка » Начальные классы |
Урок по окружающему миру"О птицах зимой" в 1 классе
Тема урока: «О птицах зимой» Цель: разъяснить понятия: кочующие и перелетные птицы; развивать речь учащихся; воспитывать бережное отношение к птицам. Оборудование: телеграмма с текстом, Красная книга, иллюстрации с птицами, записи звуков птиц, «Песня про птиц». Ход урока. 1. Организация класса. 2. Проверка домашнего задания. -На прошлых уроках мы познакомились с домашними и дикими животными, а также насекомыми. - Кто сможет назвать и показать диких животных? -кто сможет показать насекомых? 3. Сообщение темы и цели урока. - Начинаем урок «Окружающий мир». - На имя нашего класса получена телеграмма. ( читаем телеграмму) «Вылетаем. Встречайте нас в парке. Гости с севера». -Как вы думаете, кто это к нам спешит в гости? ( птицы) - И тема нашего урока «О птицах зимой». На уроке мы поговорим о птицах и познакомимся с перелетными, зимующими, кочующими птицами и узнаем, кто нам прислал телеграмму. 4.Работа над новым материалом. -Каких птиц мы видим осенью у себя во дворе? ( ворону, воробьев,, дятла, галку, голубя) - Сейчас зима, но мы видим с ветки на ветку перелетают воробьи, голуби. А где-то на дереве примостилась любопытная ворона. Могли ли они прислать нам телеграмму? (Нет, они никуда не улетают). Эти птицы даже в сильные морозы могут добывать себе пищу, подлетая к жилью человека. Голуби, воробьи, вороны, галки, дятлы- это зимующие птицы. - А могли ли прислать телеграмму кукушка с ласточкой, скворцы. Ведь их сейчас нет. А где же они? ( Они не могли прислать, ведь они улетели в теплые края). -А почему они улетели? -Разве у нас им было плохо? ( им стало холодно). - На юг улетают те птицы, которые питаются насекомыми, а с наступлением холодов насекомые прячутся под кору деревьев, в щели домов и появятся теперь только весной. Птицы, которые с наступлением холодов улетают на юг, называются перелетными. - А каких же птиц ждать в гости? Кто же мог прислать телеграмму? Оказывается, с севера прилетели такие птицы как синицы, снегири, свиристелки, чечетки. Они прилетели к нам зимовать и отправятся дальше с наступлением весны. Север, откуда они прилетают к нам зимовать, очень суровый и наша зима для них очень теплая. Этих птиц называют кочующими. Откройте учебники на странице… -Назовите, каких птиц можно увидеть летом в парке, на речке? - Назовите зимующих птиц. -Назовите птиц, которые прилетели к нам с севера. Как мы их называем? ( кочующими). -Эти птицы зимой находят себе корм, они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры деревьев, питаются почками, плодами и семенами лиственных деревьев. Но все же эти птицы нередко зимой голодают. «Птицы зимой» Морозы жестокие в этом году… Тревожно за яблоньку в нашем саду. Тревожно за Жучку; в ее конуре Такой же морозище, как на дворе, Но больше всего беспокойно за птиц. За наших воробышек, галок, синиц: Ведь очень холодно в воздухе им, Поможем ли мы беззащитным таким? Поможем! Их надо кормить, и тогда Им будет легко пережить холода. -Птиц зимой необходимо подкармливать, так как во время снегопадов и в сильные морозы им трудно находить корм. В такую погоду много птиц погибает от голода. Поэтому озябшие воробьи, вороны, галки, синицы жмутся к жилью человека, словно знают, что мы не оставим их в беде в лютую зимнюю стужу. --Выучим стихотворение: В холодные дни В зимние вьюги. Мы вас не забудем, родные пичуги. -Чтобы не забывать птиц, нужно в каждом дворе иметь кормушку. Кормушки надо развешивать в местах, спокойных для птицю Птицы- наши друзья. Стихотворение «Наши друзья» Каждый день, когда встаем Мы с братишкою вдвоем, Взяв крупы и хлебных крошек, На крыльцо бежим скорей, Много ласковых, хороших Прилетает к нам друзей! На кормушке сидя, птицы Чистят клювики свои Тут щеглы, чижи, синицы И проныры - воробьи. Ждут нас также терпеливо И красавцы снегири. Все привыкли- не пугливы, Хоть руками их бери! Хлебные крошки, зерно, семена дыни, тыквы, арбузов – спасут наших друзей. Прилетая на кормушку, птицы осматривают деревья и поедают вредителей растений, оказывая помощь людям. -Сейчас откроем учебники на стр. 76 Прочитаем, кто обедал в птичьей столовой. Физкультминутка . Мы шагаем, мы шагаем, Руки выше поднимаем, Голову не опускаем, Дышим ровно, глубоко Вдруг мы видим: у куста Выпал птенчик из гнезда Тихо птенчика берем И назад в дупло кладем. Стихотворение «Покормите птиц зимой». Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Не богаты их корма: Горсть зерна нужна Горсть одна- И не страшна будет им зима. Столько гибнет их - не счесть Видеть тяжело, А ведь в нашем сердце есть И для них тепло. Разве можно забывать, улететь могли, А остались зимовать Заодно с людьми. Приучите птиц в мороз К своему окну, чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну! -Первого января 1964 года в нашей стране вступил в действие «Закон об охране животного мира». Он взял под свою защиту не только зверей и птиц, но также рыб и насекомых. Редкие и исчезающие птицы занесены в Красную книгу.В Красную книгу занесено уже 295 видов птиц. Эта книга запрещает наносить птицам вред. (демонстрация Красной книги» Охраняется Красною книгой Столько редких животных и птиц, Чтобы выжил простор многоликий Ради света грядущих зарниц. Чтоб пустыни нагрянуть не смели, чтобы души не стали пусты. Охраняются птицы Охраняются звери, Охраняются даже цветы. - Красная книга запрещает наносить птицам вред. Давайте же будем беречь окружающих нас птиц, чтобы войдя в лес, парк, огород, мы могли услышать их голоса, их пение. ( включить запись с голосами птиц) -А теперь поиграем в игру «Прилетели птицы» Если я называю птицу – надо помахать руками, если насекомых, то нужно положить голову набок , показав, что насекомое зимой отдыхает. -Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи. Прилетели птицы: голуби, синицы, галки , воробьи, пчелы, муравьи. Прилетели птицы: голуби, синицы, галки, воробьи, вороны, снегири, чечетки и скворцы. -какие все молодцы! -А теперь отгадайте, какие птицы встречаются зимой? 1.Чернокрылый, красногрудый И зимой найдет приют: Не боится он простуды- С первым снегом тут как тут. (снегирь) 2.Непоседа пестрая Птица длиннохвостая Птица говорливая, Самая болтливая. ( сорока) 3.Кто в беретке ярко-красной В черной курточке атласной. На меня он не глядит, Все стучит, стучит, стучит. ( дятел) 3. Носит серенький жилет Но у крыльев - черный цвет Видишь, кружат 20 пар И кричат кар -кар-кар! ( ворона) 5.Итог урока. - Сегодня мы познакомились с перелетными, зимующими и кочующими птицами. И сейчас я проверю, как вы усвоили материал. -Какие птицы относятся к зимующим? -Назовите перелетных птиц? -Какие птицы прилетают к нам зимовать, а затем с наступлением весны отправляются дальше? Как называют этих птиц? - Птицы дороги нам не только приносимой ими большой пользой, но и являются украшением нашей обширной чудесной Родины. Слушаем песню «Про птиц» Автор: Кашина Наталья Михайловна, учитель начальных классов МБОУ "Марфинская СОШ" Володарского района Астраханской области | |
Категория: Начальные классы | Добавил: летишка (24.04.2013) | | |
Просмотров: 823 |
Всего комментариев: 0 | |