Главная » Статьи » Методическая копилка » Начальные классы

Конспект урока по русскому языку для учащихся 3 класса на тему: «Соединительные гласные О и Е в сложных словах»
Цель: повторить словообразование; 
учить составлению и записи сложных слов при помощи соединительных гласных – о, – е;
уяснить, какая буква пишется в сложных словах между корнями,
развитие орфографической зоркости, памяти, внимания;
воспитывать интерес к процессу познания.
Оборудование: учебник "Русский язык” 3 класс (авт. Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева), карточки с заданиями.

Ход урока
I. Организационный момент
II. Создание психологической комфортности на уроке
Что пожалел, – потерял безвозвратно,
Все – не твое, все пришло ниоткуда.
Все, что отдал, – приобрел многократно.
В этом и тайна, в этом и чудо.
– Ребята, а вам хочется делиться чем-нибудь друг с другом в школе, на занятиях? (Да.)
– Что вы можете "отдать” другим? (Знания; жизненный опыт, хорошее настроение, радость.)
Как здорово, что, отдавая кусочек своей души, мы приобретаем во много раз больше. В этом действительно есть непостижимая тайна.
Давайте возьмемся за руки и передадим всю теплоту наших сердец друг другу, мысленно пожелаем себе и всем, кто рядом, любви, радости и удачи.
III. Актуализация опорных знаний
1. На доске записаны слова:
Чемоданчик, деревенька, языковед, пригород, молоковоз, перелетные.
-Ребята, подумайте над значением каждого слова и скажите, как образованы эти слова? ( При помощи приставки – пригород, при помощи суффиксов – чемоданчик, деревенька, при помощи приставки и суффикса — перелётные и способом сложения двух корней – языковед, молоковоз).
-Запишите в тетради только сложные слова, подберите к ним однокоренные слова и выделите корни.
языковед молоковоз язык ведать молоко возить молочный
-Назовите словарные слова, которые есть в составе этих сложных слов (молоко, язык).
На доске появляется табличка:
Знаю
IV. Постановка проблемного вопроса.
-Что же такое сложные слова?
-Если взять два корня, то всегда ли этого достаточно, чтобы появилось сложное слово? Я возьму корень –лёд- и корень –руб-.
Получилось ли новое слово? ( Нет.)
-Что же нам надо решить, узнать? ( Как соединить два корня, чтобы получилось сложное слово.)
На доске появляется табличка: Хочу знать
– Что вы хотели бы узнать сегодня на уроке?
(Учащиеся ставят учебную задачу на уроке.)
Физминутка.
Улучшает мыслительную деятельность, синхронизирует работу полушарий, способствует улучшению запоминания, повышает устойчивость внимания, облегчает процесс письма.
"Ухо-нос”
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук "с точностью до наоборот”.
VI. "Открытие” нового знания
1.Выполнение Упр.125 на с.89 (Слова записаны на доске)
полотёр пылесос
скороварка мореход
долгоносик пешеход
глазомер лежебока
водохлёб птицелов
-Подумайте, что обозначают эти слова? Спишите. Выделите корни.
-Какие же буквы соединяют два корня в сложные слова?
Подчеркните эти буквы.
-Прочитайте, в каких словах буква О является буквой соединительного гласного? А в каких буква Е?
Рубрика "Давай подумаем”.
-А вы обратили внимание в каких словах пишут соединительную О, а в каких Е?
Вывод: Если первый корень оканчивается на твёрдый согласный – пиши "О”.
Если первый корень оканчивается на мягкий согласный – пиши "Е”.
После "ж, ш, ц” — пиши соединительную "Е”.
На доске появляется опорная таблица.
Гимнастика для глаз.
Глазки видят все вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть, все дано,.127
Где окно и где крыльцо.
Обведу я снова круг,
Посмотрю на мир вокруг.
VII. Закрепление. Тренировочные упражнения
1) Работа с учебником. Упр.126, с. 90.
-Это упражнение мы должны выполнить, пользуясь алгоритмом.
-Составление алгоритма:
1. Прочитай слово.
2.Сложное ли оно? ( ДА!)
3.Найди первый корень.
4.Если на конце тв. согл.- пиши О.
Если на конце мяг.согл., ж, ш, ц-пиши Е
5.Запиши слово.
-Выполнение Упр.126. с комментированием.
2. Игра «Разбери путаницу»
пылеход пылесос
вертосос вертолёт
ледокат ледокол
водокол водовоз
морелёт мореход
самовоз самокат
3) Игра " Верите ли вы”.
– Если вы согласны с моим утверждением, поднимите правую руку, если нет – левую.
– Верите ли вы, что приставка служит для образования новых слов?
– Верите ли вы, что если слово тигрёнок образовано при помощи суффикса?
– Верите ли вы, что слово самосвал образовано способом сложения?
– Верите ли вы, что слово ледокол образовано при помощи приставки и суффикса?
– Верите ли вы, что соединительные гласные в сложных словах обозначаются буквами – а и – и?
– Верите ли вы, что соединительные гласные в сложных словах обозначаются буквами – о и – е?
VII. Подведение итогов.
На доске появляется табличка: Узнал
Что нового узнали на уроке?
– Какой вид работы понравился больше всего?
– В каком виде работы испытывали трудности?
VIII. Домашнее задание
с.89. Правило, с.90 Упр127.
Карточка №1
Задание: выписать слова с соединительной О, выделить корни и подчеркнуть соединительную гласную.
Звер…лов, сам…лёт, камн…пад, пыл…сос, сорок…ножка, мор…ход, птиц…ферма, мыш…ловка, птиц…лов, вод…провод, пар…возик, лед…кол, вод…ём.
Карточка №2
Задание: выписать слова с соединительной Е, выделить корни и подчеркнуть соединительную гласную.
Камн…пад, вод…ём, мыш…ловка, вод…лаз, птиц…ферма, вод…хранилище, пыл…сос, верт…лёт, мор…ход, птиц…лов, звезд…пад, лед…кол
Карточка №3
Назови одним словом:
Человек, который разводит сад — …………. Человек, который ловит птиц — ……………………. Падение камней — …………………. Человек, который рубит лес — ………………….Человек, который разводит пчёл — …………………..Падение листьев — ………………
Выделить корни. Подчеркнуть соединительную гласную.
Карточка №4
Задание. Из данных групп слов составьте предложения, запишите в таком порядке, чтобы получился рассказ.
Сильный, вдруг, начался, снегопад.
На, сидели, рыболовы, реке.
Два, не, дня, прекращался, снегопад.
Прилетели, на, вертолёты, рыболовы, помощь.
Найти сложные слова, обозначить корни и соединительные гласные.



Автор: Сайфутдинова Лариса Юрьевна, учитель начальных классов Альметьевская школа-интернат VI вида Г. Альметьевска РТ 
Категория: Начальные классы | Добавил: анилоп (07.03.2013) | Автор: Сайфутдинова Лариса Юрьевна E
Просмотров: 2338
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]