Главная » Статьи » Методическая копилка » Начальные классы

Таблица умножения - без принуждения
(Обобщение опыта по изучению таблицы умножения и деления)

Проблема:

В учебной программе начальной школы есть много ключевых моментов, требующих обязательного запоминания информации. Одним из таких моментов является таблица умножения.

Объект:

Изучение таблицы умножения занимает важное и необходимое место в программе математики, поскольку в практической жизни каждого человека знание таблицы умножения просто необходимо. Однако известно, что усвоение таблиц умножения и деления представляет значительную трудность для детей. Часто запоминание таблиц превращается в зубрёжку.

Предмет исследования:

В данной работе я решила обобщить свой многолетний опыт по теме «Таблица умножения», который многие годы даёт очень хорошие результаты, потому что практически исключает зубрёжку. Методика так и называется «Таблица умножения без принуждения».

Достигнутый уровень процесса исследования:

Контрольные работы, срезы, тесты по изучению табличного умножения и деления дают очень высокие результаты: 100% выполнения, 89 % качества. Этой методикой пользуются не только мои коллеги-педагоги, но и учителя школ за пределами республики, дети родственников и знакомых, которые проживают в других городах.

Элементы новизны результатов:

Порядок подачи учебного материала по изучению таблицы умножения по моей методике осуществляется в полном соответствии с логикой учебного предмета и логикой учебного процесса. Такой порядок подачи материала согласуется с дидактическими закономерностями обучения и с психологическими закономерностями усвоения знаний детьми.

СТАРТ (Всё начинается с начала)

А начинаем мы изучать таблицу умножения уже в первую четверть 1 класса, когда знакомимся с числами первого десятка. Всё очень просто - закрепляя чётные числа, мы считаем до 10 в прямом и обратном порядке по два: 2, 4, 6, 8, 10, 8, 6, 4, 2. Когда изучаем числа второго десятка, счёт продолжается: 10, 12, 14, 16, 18, 20, 18, 16, 14, 12, 10. Это уже таблица умножения на 2. Наши руки и пальцы заменяют нам счётную машинку, мы часто играем в игру, которая так и называется «Счётная машинка».

ЛЕГКО И ПРОСТО

Затем по той же методике мы присчитываем уже по четыре (зная, что 2 + 2 = 4): 4, 8, 12, 16, 20, 16, 12, 8,4. То же самое происходит и со счётом по три: 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24, 27, 30, 27, 24, 21, 18, 15, 12, 9, 6, 3. Когда начнётся изучение чисел в пределах 100, учащиеся считают легко и свободно по 2 до 20, по 3 до 30, по 4 до 40 и обратно. «Счётная машинка» помогает нам в этом.

ВОЛШЕБНЫЕ ЛАДОШКИ

Таблицу умножения на 5 учащиеся усваивают очень быстро и легко. Во-первых, у них большой опыт и навык устного счёта. Во-вторых, часто в обучении помогает занимательный материал, потому что хорошо запоминается только то, что вызывает интерес. Предлагаю детям игру: «ПОСЧИТАЙ ЛАДОШКИ!» Встаём в круг и, выставляя по очереди вперёд ладошку (5 пальцев), считаем по пять: 5, 10, 15, 20, 25, 30, 35, 40, 45, 50, 45, 40, 35, 30, 25, 20, 15, 10, 5. Детям нравится эта игра.

МАЛЕНЬКИЕ ХИТРОСТИ

При изучении таблицы умножения, раскрываю маленькие «хитрости». Например, что при умножении 5 на чётные числа 2,4,6,8,10, получаются чётные числа, оканчивающиеся на 0.

(5Х 2,4,6,8,10 = …0) А при умножении 5 на нечётные числа 1,3,5,7,9, получаются нечётные числа, причём всегда оканчивающиеся на 5! (5 х 1,3,5,7,9 = …5)

ЧЕМ ДАЛЬШЕ, ТЕМ БОЛЬШЕ

В 1 классе я знакомлю детей с действиями умножения и деления, но только на наглядном уровне и с применением практических заданий. Считаем учеников в парах, когда идём в столовую или на экскурсию, раздаём карандаши по 2, тетради по 3, конфеты по 4 и так далее. Таким образом, когда во 2 классе начинаем изучать таблицу умножения, учащиеся практически уже понимают принцип умножения и деления. В этом мне помогает принцип опережающего обучения, он даёт хорошие результаты.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ

Таблица умножения запоминается без особых сложностей в песне: рифма всплывает сама собой, когда вдруг забыл правильный ответ. Музыка – это особый элемент разрядки, эмоционального всплеска, отдыха и в то же время элемент учебного процесса, позволяющий легче, быстрее, с желанием, улыбкой и без принуждения усвоить или повторить определённый учебный материал. Прочность запоминания материала основывается на эмоциональной памяти. Непроизвольное запоминание в песне ключевых образовательных моментов делает процесс обучения доступнее каждому. Запоминание и воспроизведение материала происходит автоматически, без особых усилий, без постановки перед собой специальной учебной задачи. И контрольным моментом для таблицы умножения как раз является известная песенка «Дважды два-четыре»: «Дважды два- четыре, дважды два- четыре, это всем известно в целом мире», «Пятью пять – двадцать пять – совершенно верно!», «Шестью шесть – прошу учесть – непременно тридцать шесть» и так далее. Совсем недавно в интернете я познакомилась с методикой учителя начальных классов из Костромской области Карповой С.Н. Обрадовалась, увидев, что и она использует методы музыкального запоминания. Причём, она сочинила свои песенки, при помощи которых изучает не только таблицу умножения, но и правила русского языка. Мне очень хочется найти её, познакомиться, поделиться своим опытом и перенять её.

УДИВИТЕЛЬНАЯ ДЕВЯТКА

Особый случай – умножение на 9. В обучении, как я уже говорила, важно применять занимательный материал для того, чтобы заинтересовать учащихся. Так, например, при изучении умножения и деления на 9 я применяю два шуточных приёма.

ПЕРВЫЙ ПРИЁМ. Рассказываю ученикам сказку. Лодырь сдавал зачёт по таблице умножения на 9, которую не выучил. Пришёл, сел, написал столбиком число 9 и стал приписывать к ним числа от 1 до 9 (1):

1) 9 х 1= 2) 9 х 1= 9 3) 9 х 1=9

9 х 2= 9 х 2= 1 9 х 2=18

9 х 3= 9 х 3= 2 9 х 3=27

9 х 4= 9 х 4= 3 9 х 4=36

9 х 5= 9 х 5= 4 9 х 5=45

9 х 6= 9 х 6= 5 9 х 6=54

9 х 7= 9 х 7= 6 9 х 7=63

9 х 8= 9 х 8= 7 9 х 8=72

9 х 9= 9 х 9= 8 9 х 9=81

2) Вздохнул, начал рассуждать: 9 х 1 – я знаю, будет 9, а дальше - ничего не знаю. Решил посчитать, сколько же он случаев умножения не знает. Считает и пишет: 1, 2, 3, 4, 5,6,7,8 (2) Когда написал 8, думает: Много как я не знаю, ну-ка, ещё посчитаю, может, меньше не знаю, проверить надо! И снова числа от 1 до 8 пишет, только снизу считает (3). Тут учитель стал собирать листочки с ответами. А на следующий день Лодырь вдруг узнал, что получил отметку «5»! Но дома он так перепугался, что ничего не знает и получит «2», что выучил всю таблицу умножения! Как же так получилось? А посмотрите, какие ответы получились у Лодыря! Правильно? Вот такая история!

ВТОРОЙ ПРИЁМ.

Опять нам помогает наша личная «Счётная машинка». Две руки держим перед собой. Начинаем рассказывать таблицу умножения на 9. Зажимаем слева первый палец- 9х1- справа осталось 9 пальцев – 9 х 1= 9. 9 х 2- зажимаем второй слева палец. Количество пальцев слева зажатого пальца-(1)- это число десятков, а справа- (8) -число единиц. 9 х 2 = 18. Проверьте: 9 х 3 = 27, 9 х 4= 36, , 9 х 5 = 45, 9 х 6 = 54, 9 х 7= 63, 9 х 8 = 72, 9 х 9 = 81, 9 х 10 = 90. Дети с интересом проверяют свои ответы по таблице, напечатанной в учебнике.

А если серьёзно, то есть ещё один ПРИЁМ. Основан он на десятичном счислении, которым люди массово пользуются. Что такое 9?

9 - это 10 без 1, 9 х 1 = 10 – 1= 9

18 – это 20 без 2, 9 х 2 = 20 - 2 = 18

27 – это 30 без 3, 9 х 3 = 30 – 3 = 27

36 – это 40 без 4, 9 х 4 = 40 – 4 = 36

45 – это 50 без 5, 9 х 5 = 50 – 5 = 45

54 – это 60 без 6, 9 х 6 = 60 – 6 = 54

63 – это 70 без 7, 9 х 7 = 70 – 7 = 63

72 – это 80 без 8, 9 х 8 = 80 – 8 = 72

81 – это 90 без 9, 9 х 9 = 90 – 9 = 81

ЧТО ОСТАЛОСЬ ВЫУЧИТЬ?

1 Х 1 = 1

1 Х 2 = 2 2 Х 2 = 4

1 Х 3 = 3 2 Х 3 = 6 3 Х 3 = 9

1 Х 4 = 4 2 Х 4 = 8 3 Х 4 = 12 4 Х 4 = 16

1 Х 5 = 5 2 Х 5 = 10 3 Х 5 = 15 4 Х 5 = 20 5 Х 5 = 25

1 Х 6 = 6 2 Х 6 = 12 3 Х 6 = 18 4 Х 6 = 24 5 Х 6 = 30

1 Х 7 = 7 2 Х 7 = 14 3 Х 7 = 21 4 Х 7 = 28 5 Х 7 = 35

1 Х 8 = 8 2 Х 8 = 16 3 Х 8 = 24 4 Х 8 = 32 5 Х 8 = 40

1 Х 9 = 9 2 Х 9 = 18 3 Х 9 = 27 4 Х 9 = 36 5 Х 9 = 45

Вот эти случаи знакомы ученикам ещё до того, как начинается изучение таблицы умножения по программе. Таблицу умножения на 9 мы тоже уже знаем

Что же остается им выучить, когда приходит время?

6 х 6 = 36 - (знаем из песенки)

6 х 7 = 42 7 х 7 = 49

6 х 8 = 48 7 х 8 = 56 8 х 8 = 64

Таким образом, осталось выучить (заучить) всего 5 (ПЯТЬ!!!) случаев.

Эта методика изучения таблицы умножения пользуется успехом у учителей и нравится учащимся. А самое главное - даёт удивительные результаты!

АКТИВИЗАЦИЯ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТАБЛИЦЫ УМНОЖЕНИЯ

Каждый учитель, работающий в начальной школе, знает, что основным требованием к знаниям, умениям и навыкам при обучении математике является знание таблицы умножения однозначных чисел и соответствующих случаев деления на уровне автоматизированного навыка. Важным звеном в изучении таблицы умножения являются математические игры. Они помогают быстро изучить и закрепить знание таблицы умножения, освоить соответствующие случаи деления. Хочу рассказать о некоторых дидактических математических играх, которые я использую на уроках с целью активизации учащихся при формировании вычислительных навыков.

Активизация учащихся при обучении - одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащимися проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу на каждом уроке следует организовывать таким образом, чтобы учебный материал становился предметом активной деятельности ученика.

1.Игра "Да. Нет".

На доске примеры: 4х6, 8х3, 4х5, 7х3, 9х4, 5х6. Показываю карточки с числами (ответами). Если число является ответом, (например- 24), учащиеся хором говорят "Да", затем произносят пример 4х6=24 и 8х3=24. Если число не является ответом, говорят "Нет". Подобную работу можно проводить и при изучении деления.

2. Интерактивная игра "Молчанка".

Показываю карточки с примерами на умножение и деление. Дети на индивидуальных досках пишут ответы. (У каждого ученика есть доска, мел, тряпочка). Кивком головы я показываю, правильный ответ или нет. У кого правильный- стирают, у кого нет- решают заново.

3. Игра "Кто быстрее?".

На доске записаны числа или прикреплены карточки с числами. Даю задание: увеличить (или уменьшить) эти числа в несколько раз. Дети записывают ответы в тетради. Далее следует проверка (ученик, справившийся с заданием первым, читает ответы, все проверяют свои записи), а ещё чаще взаимопроверка.

4. Игра "Угадай пример".

Показываю карточку с ответом из таблицы умножения, дети должны вспомнить пример.

5. Игра "Не скажу!".

По заданию учителя ученики цепочкой (стоя) считают, например, от 1 до 60, а на числа, которые делятся на 6, они произносят "Не скажу!" или с 1 до 80, а не произносят числа, которые делятся на 8 (Не скажу!) Тот, кто ошибся, садится. Побеждает тот, кто остаётся стоять. Дети аплодируют этому ученику.

6. Игра "По порядку".

На доске даны примеры: 8х3 3х2

3х6 7х3

5х3 3х9

Назвать значения выражений в порядке возрастания (или убывания).

7. Игра "Не ошибись!"

На плакате написаны числа от 1 до 90. Даю задание: назвать числа, которые встречаются в таблице умножения на 7 (или на любое другое число).

8. "Круговые примеры".

Заранее готовлю карточки с примерами на умножение и деление, подбирая их так, чтобы ответ предыдущего примера являлся началом следующего. Дети записывают в тетради эти круговые примеры.

9. Игра "Чей ряд лучше?"

Учащиеся первого ряда задают вопросы ученикам второго ряда по таблице умножения (включая и случаи деления). Затем ученики второго ряда готовят примеры для ребят третьего ряда. А ребята третьего ряда задают вопросы ученикам первого. Учитель подсчитывает количество правильных ответов каждого ряда.

10. Игра "Какой ряд быстрее полетит на Луну?"

Изготовлены перфокарты в виде ракеты. Каждая ракета имеет окошки по количеству учеников в ряду. В середину ракеты я вставляю лист, вырезанный по контуру ракеты, и в окошках пишу примеры на умножение и деление. Учащиеся каждого ряда быстро решают по одному примеру, передавая ракету друг другу. Проверяем примеры коллективно. Ракета, в которой все задания выполнены верно, "летит в космос" первой! Завтра ракета опять готова к полёту!

Можно аналогично проводить игры "Кто быстрее окажется на таинственном острове?", "Какой ряд сегодня умники и умницы?"

11. Игра "Найди закономерность".

На доске запись:

… 18, 24…, …,…,

…,16, …, …, …,…, …,…, 72.

…,…,….,20,….,…,35,….,…,

21,…,….,…,47,…,

12. Игра "Знаток таблицы".

На доске в 3 столбика написаны примеры на умножение и деление. Дети с каждого ряда по очереди выходят и решают их. Когда все примеры решены, начинаем проверку ответов. Команда победительница получает звание "Знаток таблицы".

13. Игра "Таблица умножения".

Учащиеся цепочкой называют числа, которые встречаются в таблице умножения (например, на 2,3,6,9,). Ученик, который ошибся, выходит из игры. Победитель получает аплодисменты.

14. Игра "Математическое домино".

Каждый учащийся получает карточку. Она разделена на 2 части: в первой части написан пример на умножение или деление, во второй части - ответ на другое задание. Первый ученик читает свой пример. Тот, у кого карточка с ответом на прозвучавшее задание, называет этот ответ и произносит новый пример. Отвечает следующий ученик и называет своё задание и т.д.

15. Игра "Математическое лото". (Очень хорошо играть на перемене).

Все ученики берут по одной карточке. Их у меня 24. На них написаны результаты таблицы умножения (по 4 ответа). Я показываю классу карточку с выражением, например 5х3, а ребята на своих карточках закрывают кружками ответы. Выигрывает тот, кто раньше закроет все числа на своей карточке.

16. Игра "Найди пару".

К доске по очереди выходят по 1 ученика от каждого ряда. Задание: записать в окошках числа, чтобы получились верные равенства.

9 х 4 = ? + ? 42 : 6 = ? - ?

76 - 44 = ? х ? 27 + 27 = ? х ?

Это лишь некоторые виды работ на уроках математики, которые активизируют деятельность учащихся. При выполнении описанных выше заданий ребята думают, сравнивают, анализируют. И это способствует более прочному и осознанному усвоению знаний. Данные математические игры можно использовать на различных этапах урока: на этапе изучения нового материала, на этапе закрепления, на этапе проверки знаний, умений и навыков. А ещё ребята любят играть на перемене, особенно в «Математическое лото».

Использование игр на уроках математики позволяет более творчески подходить к оценке знаний учащихся, привлекать к работе всех учащихся класса, способствует формированию интереса к предмету, активизирует мыслительную деятельность учеников, развивает смекалку и наблюдательность.

ТАБЛИЦА УМНОЖЕНИЯ ДЛЯ ПАПЫ

Каждый ребёнок умён, сообразителен, любопытен и способен легко научиться всему. Учитывая психологию ребёнка, можно без принуждения, с лёгкостью подтолкнуть его самого заняться делом, которое считаете для него полезным.

Хороший приём для укрепления изученного материала и знаний – это обучение родителей. Наверно, вы и сами замечали, что когда вам приходилось кому-то что-либо объяснять, вы ещё лучше разбирались в своих знаниях и закрепляли их в своей памяти на более длительное время, чем просто полученную информацию.

Например, изучая с вашим ребёнком таблицу умножения, попросите объяснить её потом папе. А он, в свою очередь, пусть будет не очень понятливым учеником и задаёт разные каверзные вопросы. Вы даже не представляете, какое удовольствие доставите своему чаду, позволив научить вас чему-нибудь.


УСПЕХОВ ВАМ!



Автор: Оленюк Ольга Ивановна, учитель начальных классов МКОУ "Черская начальная общеобразовательная школа"
п. Черский, Республика Саха (Якутия)
Категория: Начальные классы | Добавил: Ильгиз_Ринатович (13.02.2013)
Просмотров: 6300
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]