Главная » Статьи » Методическая копилка » Классному руководителю |
«Особенности работы с одаренными детьми в современных условиях».
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач современного общества. Наличие социального заказа способствует интенсивному росту работ в этой области. Однако мировая практика работы с одаренными детьми указывает на то, что при отсутствии валидных методов идентификации одаренности эта работа может привести к негативным последствиям. Вместе с тем, выбор психодиагностических процедур и методов работы с одаренными детьми определяется исходной концепцией одаренности. В связи с этим требуется серьезная просветительская работа среди учителей и работников народного образования, а также родителей для формирования у них научно адекватных и современных представлений о природе, методах выявления и путях развития одаренности. Сложность решения этих задач определяется наличием широкого спектра подчас противоречащих друг другу подходов к указанной проблеме, в которых трудно разобраться практическим работникам и родителям. Разработке проблем развития одаренности уделяют внимание Бабаева Ю.Д.,. Богоявленская Д. Б., Брушлинский А.В., Ильясов И.И., Дружинин В.П., Калиш И.В., Лейтес Н.С., Матюшкин А.М., Мелик-Пашаев А.А., Панов В.И., канд. психол. наук Ушаков Д.В., Холодная М.А., Шадриков В.Д. Шумакова Н.Б., Юркевич В.С. и другие. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования. Однако недостаточный психологический уровень подготовки педагогов для работы с детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении, приводит к неадекватной оценке их личностных качеств и всей их деятельности. Нередко творческое мышление одаренного ребенка рассматривается как отклонение от нормы или негативизм. Эксперименты, проведенные во многих странах мира, убедительно показали, насколько сложно перестроить систему образования, изменить отношение педагога к одаренному ребенку, снять барьеры, блокирующие его таланты. Актуальность вопросов выявления и работы с одаренными детьми определила выбор темы исследования «Особенности работы с одаренными детьми в современных условиях». (Слайд 2) Цель выпускной квалификационной работы является изучение сущности понятия одаренности и основных направлений работы с одаренными детьми на основе анализа психолого-педагогической литературы (слайд 3)Объект исследования: феномен детской одаренности. Предмет исследования: процесс выявления, изучения детской одаренности. ( слайд 4) Задачи исследования: 1. изучение и анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме; 2. выявление основных принципов и методов выявления одаренных детей; 3. рассмотреть основные направления работы с одаренными детьми в сфере образования (слайд 5)Практическая значимость исследования: материалы исследования могут быть использованы учителями и школьными психологами, работающими в Кукморском районе при организации работы с одаренными школьниками. По мнению авторского коллектива Федеральной целевой программы «Одаренные дети», любая форма отбора (селектирования) детей на основе показателей психометрических тестов оказывается несостоятельной с научной точки зрения, поскольку тесты интеллекта и креативности по определению не являются инструментом диагностики одаренности вообще и интеллектуальной либо творческой одаренности в частности. Навешивать ярлыки "одаренный" или "ординарный" недопустимо не только из-за опасности ошибок в диагностических заклю¬чениях. Как убедительно показывают психо¬логические данные, такого рода ярлыки мо¬гут весьма негативно повлиять на личност¬ное развитие ребенка. Разделяя это мнение, в нашем исследовании рассмотрели теоретические положения работы с одаренными детьми современных условиях. (Слайд 6) Изучение психолого-педагогической литературы, обобщение полученных сведений позволяют сделать вывод о сложности работы по выявлению одаренных детей, о необходимости учета в такой работе большого количества факторов влияющих на результаты такой работы. Можно отметить возникновение ситуации некоторой дезадаптации особо одаренного ребенка, ко¬торая может принимать довольно серьезный характер, временами вполне оправдывая от¬несение одаренных детей этого типа к груп¬пе повышенного риска. Необходимо обратить внимание на тот факт, что выборка одаренных детей неодно¬родна и особенности, присущие одной груп¬пе, нельзя распространять на всех одарен¬ных детей. Важно подчеркнуть, что возника¬ющие у них проблемы не являются следст¬вием самой одаренности, ее характеристикой. Необходимо подчеркнуть, что, бесспорно, каждый ребенок должен иметь возможность получить в школе такое образование, которое позволит ему достигнуть максимально возможного для него уровня развития. Поэтому проблема дифференциации актуальна для всех детей, и тем более для детей одаренных. Следует принимать во внимание то обстоятельство, что дифференциация обучения имеет две формы. Первая – дифференциация на основе раздельного обучения одаренных детей (в виде их отбора для обучения в нетиповой школе либо селекции при распределении в классы с разными учебными программами и специализированной образовательной средой). Вторая - дифференциация на основе смешанного обучения одаренных детей в обычном классе общеобразовательной школы (при отсутствии какого-либо отбора, однако с предоставлением возможности избирательного обучения по индивидуальным программам и условиях разнородной и вариативной образовательной среды). Первую форму дифференциации и обучения условно обозначают как "внешнюю" (или селективную), вторую — как "внутреннюю" (или элективную). Каждая форма дифференциации имеет свои плюсы и минусы. Так, обучение в особых классах или школах, ориентированных на работу с одаренными детьми, может обернуться серьезными проблемами в силу изменчивости проявлений одаренности в детском возрасте. Положение усугубляют нарушение естественного хода процесса социализации, атмосфера элитарности и ярлык "обреченности на успех". В свою очередь, практика обучения одаренных детей в обычных школах показывает, что при не учете специфики этих детей они могут понести невосполнимые потери в своем развитии и психологическом благополучии. Тем не менее, необходимо признать, что наиболее перспективной и эффективной яв-ляется работа с одаренными детьми в рамках "внутренней дифференциации", т.е. на ос-нове смешанного обучения при условии осуществления дифференцированного и инди-видуализированного подходов. По мере по¬вышения качества образовательного про¬цесса в массовой школе, роста квалифика¬ции педагогов, внедрения развивающих и личностно-ориентированных методов обуче¬ния, использования ресурсов Интернет-технологий, создания обогащенной школьной образовательной среды и т.д. существующие на данный момент варианты "внешней дифференциации", возможно, окажутся сведен¬ными к минимуму. Мы отошли от житейского представления об одаренности как количественной степени выраженности способностей и рассмотрели одаренность как системное качество психики, развивающееся на протяжении всей жизни. Особенности динамики становления одаренности в детском возрасте оказывают влияние не только на уровень достижений ребенка и формирование его личности, но и его дальнейшую судьбу. В реальной практике с одаренными детьми зачастую основное внимание уделяется уже в той или иной степени проявившимся видам одаренности. Возможно, это является своеобразным отражением узко прагматического подхода к феноменам детской одаренности. В работе специально отмечается не только наличие потенциальной и скрытой форм существования одаренности, но и необходимость особых, научно обоснованных методов работы с детьми с такими ее видами. В рассмотренной классификации видов одаренности творческая одаренность, занимающая центральное место в широко распространенных теоретических подходах, не выделяется в качестве отдельного вида одаренности. Творчество определяется как развитие деятельности по инициативе самою ребенка, как "выход за пределы заданных требований", что обеспечивает создание подлинно творческого продукта. Таким образом, "творческая одаренность" не рассматривается как особый, самостоятельный вид одаренности. (Слайд 7) Мы разделяем мнение о том, что выявление одаренных детей должно осуществляться в рамках комплексной и индивидуализированной программы идентификации одаренности ребенка. Подобного рода программа предполагает использование множества различных источников информации, анализ процесса развития ребенка па достаточно длительном отрезке времени, а также применение валидных методов психодиагностики. Анализ всего сложного переплетения семейных, школьных, личностных проблем одаренных детей должен делаться с цель ориентации психолога и преподавателя на причины, порождающие эти проблемы, а также характер необходимой помощи. Выявление, развитие и обучение одаренных детей образуют единую систему, Ни одна из этих форм работы не может являться самоцелью и выступать в отрыве от других. В частности, диагностика одаренности должна служить не целям отбора, а средством для наиболее эффективного обучения и развития одаренного ребенка. В связи с широко развернувшейся по стране работе с одаренными детьми нами рассмотрены имеющихся вариантов обучения одаренных детей, проведен анализ их достоинств и недостатков. Их учет необходим для выбо¬ра соответствующей индивидуальности ре¬бенка формы обучения, обеспечивающей наиболее эффективное развитие его одаренности. Работа с одаренными детьми предъявляет особые требования к специалистам, и предполагает соответствующие формы подготовки этих специалистов, ибо основная цель работы с одаренными детьми – это содействие их превращению в одаренных взрослых, которые выступают в качестве важнейшего ресурса поступательного развития человеческой цивилизации. | |
Категория: Классному руководителю | Добавил: (04.01.2014) | | |
Просмотров: 580 |
Всего комментариев: 0 | |