Главная » Статьи » Методическая копилка » Классному руководителю |
Мир вокруг нас
Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида г. Донецка Название мероприятия: «Мир вокруг нас» Форма проведения: Живая газета Цель мероприятия: Развитие познавательных интересов через формирование знаний об общей целостной картине мира. Задачи: • обогатить знаниями о природном и социальном окружении; • воспитывать нравственное, доброе и непотребительское отношение к окружающему миру; • прививать бережное отношение к своему здоровью; • развивать коммуникативные способности; • совершенствовать речь, умение обмениваться информацией; • развивать долговременную память, зрительное восприятие; • активизировать словарь. Тема: Мир вокруг нас. Форма занятия: Живая газета. Цель: Развитие познавательных интересов через формирование знаний об общей целостной картине мира. Задачи: • обогатить знаниями о природном и социальном окружении; • воспитывать нравственное, доброе и непотребительское отношение к окружающему миру; • прививать бережное отношение к своему здоровью; • развивать коммуникативные способности; • совершенствовать речь, умение обмениваться информацией; • развивать долговременную память, зрительное восприятие; • активизировать словарь. Методы и приёмы: • рассказ, • беседа, • загадки, • художественное слово, • аутотренинг, • игра. Материалы и оборудование: • схематическое изображение картины мира; • карточки для словарной работы; • карточки с фактами; • карточки с изображением животных и растений; • карточки для игры; • музыкальный центр, запись «Одинокий пастух» Д.Ласта; • карточки с правилами поведения в природе. Предварительная работа: • беседа о правилах поведения в природе; • знакомство с работой корреспондентов; • беседа о заболеваниях, передающихся вирусами и их профилактика; • беседа о Красной книге; • беседа об охране гидросферы и атмосферы; • разучивание стихов, чтение познавательной литературы по теме; • знакомство с понятиями «экология», «гидросфера», «биосфера»; • изготовление наглядного материала. Словарь: корреспондент, микроб, вирус, атмосфера, гидросфера, биосфера. Ход занятия: Учитель: Сегодня у нас интересное занятие. Посмотрите на доску. То, что вы видите – газета, хотя здесь ничего не написано. Название газеты вы сможете прочитать сами, расставив в правильном порядке слова. (выставляет на доске в хаотичном порядке слова «мир, нас, вокруг») Да, наша газета называется «Мир вокруг нас», эта тема нашего занятия (выставляет слова в правильном порядке). Газета необычная - она живая. Каждый круг газеты - ее страничка, а готовили ее корреспонденты. Они-то и расскажут о том, что здесь изображено. Скажите, кто такие корреспонденты? (дети отвечают) Посмотрите в центр круга. Кто здесь изображен? - Грустный человек. - А почему он грустный? (Ответы детей) У вас оказались разные мнения. Давайте узнаем причину грусти человека, послушав корреспондентов о том, что же находится вокруг него. Первый корреспондент. Я буду говорить вот об этом голубом поле (показывает). Но сначала вы должны догадаться, о чем пойдет речь. Через нос проходит в грудь И обратный держит путь. Он невидимый, и все же Без него мы жить не можем. (Воздух) -Правильно, речь пойдет о воздухе. Мы живем в воздушном океане, который называется атмосферой. (Учитель может прикрепить на доске заранее написанное на листе бумаги слово.) Мы привыкли воздушный океан звать небом. Кто знает стихи или загадки о небе? Первый ученик. Выше леса, выше гор Расстилается ковер. Он всегда, всегда раскинут Над тобой и надо мной, То он серый, то он синий, То он ярко-голубой. Первый корреспондент. - Все живое дышит воздухом, и этот воздух должен быть чистым. Но не всегда он таким бывает. Знаете ли вы, что в воздухе содержатся микробы и вирусы? Кто же они такие? (Ответы детей) Среди них есть такие, которые вызывают болезни, например, грипп. Когда в комнате много людей, а окна закрыты, микробов и вирусов может накопиться очень много. На все предметы из воздуха оседает пыль, и микробы в ней накапливаются. Что же нужно сделать, чтобы их было меньше? (Ответ детей.) -Проветрили комнату, стерли пыль влажной тряпкой - убрали микробов и вирусов с голубого поля! (убирает с поля). Еще хорошо очищают и освежают воздух растения. Они собирают на листьях вредные вещества. За год в атмосферу выбрасываются 5 млрд. тонн вредных веществ. Это выхлопы от транспорта, котельных, фабрик и заводов. Поэтому в больших городах должно быть много зелени, а нам всем нужно беречь растения. На заводах и фабриках ставить фильтры и пылеуловители. Учитель. Вот видите, ребята, мы правильно сделали, объяснив, как уничтожить микробов и вирусов, как очистить воздух, и поле стало чистое, голубое. Если мы сумеем очистить все поле - наш человек будет улыбаться! Теперь следующая страничка нашей газеты - посмотрите, что же это такое: какие-то непонятные изображения. Давайте послушаем следующего корреспондента. Второй корреспондент. Ребята, кто из вас любит слушать песни и другую музыку? Почти у всех есть любимые певцы и группы, их слушать особенно приятно. Вот в одной песенке девушка поет такие слова: Непременно каждым утром Я включаю телевизор, И, конечно репродуктор, И еще магнитофон. Весело? Да. А почему же соседи ей говорят: Эй, гражданка у окна, Вы же в доме не одна. Почему же целый дом Должен слушать этот гром? (Ответы детей.) Им не нравится, потому что шумно и неприятно. Шум в наше время является загрязнителем окружающей среды, так как современные машины - грузовики, самолеты и т. д. издают такие же сильные звуки, от которых люди могут заболеть. А очень громкая музыка вызывает шумовое опьянение и действует как наркотик. Поэтому включать дома магнитофон надолго и на полную мощность очень вредно. Вот еще: некоторые ребята любят пошутить - громко хлопнуть или крикнуть над ухом у своего приятеля. Это очень опасно - резкий, сильный звук может разрушить слуховой аппарат. Видите, сколько звуковых загрязнителей и это поле (показывает поле со стрелками и спиралями) - звуки вокруг нас. Одни стрелки - резкие, громкие. Другие - волны музыки, спокойной речи. Приятная, негромкая музыка, спокойный разговор, создают звуковой комфорт. Что могут сделать дети, чтобы дома и в школе у них был звуковой комфорт? (Ответ детей.) - Не включать громко музыку, не кричать. А с белого поля мы уберем стрелки и оставим красивые волны. Учитель. - Ну, вот уже два поля чистые, а мы пойдем дальше, на синюю страничку. Третий корреспондент. Не умыться, не напиться Без воды, Листику не распустится Без воды, Без воды прожить не могут Птица, зверь и человек, И поэтому всегда Всем везде нужна вода! - Эта страничка о воде. Где больше всего воды на Земле? В океане. А еще где находится вода? В морях, в реках, в ручьях. Снег - это вода и облака - это вода, водная оболочка Земли - гидросфера. Для растений и животных не всякая вода годиться. В океане вода, какая? Соленая. А чтобы напиться и умыться, нужна пресная вода и она должна быть чистой. Про какую воду говориться: Водичка, водичка, Умой мое личико, Чтоб щечки краснели, Чтоб глазки блестели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок? Конечно это о чистой воде. Грязной водой умываться нельзя. Пресной воды на нашей планете не так уж и много, ее надо беречь. А как? (Ответ детей) - Правильно, во-первых, экономно расходовать, не оставлять краны открытыми, а во-вторых, беречь воду от загрязнения. Посмотрите на синее поле, на нем пятна загрязнители. Люди часто выбрасывают в реки, ручьи озера различный мусор, моют в них машины. Вот что произошло с одной рекой. Второй ученик. Послушайте! Речушка вдоль околицы текла. Негромкая... Но мы любили, дети, Ее - она ведь первою была для нас и, значит, Лучшею на свете. Сейчас в ней всякий хлам, И ржавь, и слизь зеленая, и хвощ болотный вылез... Как будто люди целью задались ее убить… И своего добились . - А еще много грязи попадает в воду от заводов и фабрик, за год во всем мире в гидросферу попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов. Сложим ли мы очистить это поле, чтобы наш человек улыбнулся? Что для этого надо сделать? (Ответ детей) Надо экономить воду, не выбрасывать в реки и озера мусор, не мыть в них машины, очищать отходы заводов и фабрик. Уберем все грязные пятна (Убирает) Учитель. Вы хорошо поработали, очистили три поля, наверное, устали. Давайте, отдохнем. (Звучит музыка) Ярко светит солнце, дует легкий ветерок, Я вдыхаю его чистый, свежий воздух, Мне хорошо и спокойно Я хочу быть другом всем, всем. Ветерок подул сильнее. Я чувствую, как я набираюсь силы, бодрости. Я открываю глаза, у меня хорошее настроение, я весел. Я хочу жить в мире с природой. Я буду другом и защитником всему живому. Какое чистое поле - чистая вода. А сейчас - зеленая страничка газеты. Четвертый корреспондент. Зеленая страничка нашей газеты - страничка жизни. Живая оболочка Земли - биосфера. А почему она зеленая? (Ответы детей) Да, она зеленая потому, что основу живой природы составляют растения, они дают пищу, кислород всем живым существам. Жить в зеленом мире этом Хорошо зимой и летом. Жизнь летает мотыльком, Шустрым бегает зверьком, В облаках летает птицей Скачет по ветвям куницей. Жизнь прекрасна, жизнь вокруг. Человек природе - друг! - Только ли всегда человек относится к природе как к другу! (Ответы детей) Посмотрите на это поле, на нем черные круги и прямоугольники. Под каждым из них растение или животные, которых осталось мало. За последние 60 лет на Земле исчезли 77 видов зверей, 26 видов, птиц,9 видов рыб, несколько сот видов растений. Мы сможем убрать эти круги и прямоугольники, если научимся правильно вести себя в природе. Давайте вспомним, какие правила поведения в природе нам надо знать, чтобы растений с красивыми цветами было много кругом (Ответы детей) Не рвать цветы, не собирать букеты в дикой природе, не плести венки. Красивыми растениями надо любоваться в природе, а не губить их. Третий ученик. На земле исчезают цветы. С каждым годом заметнее это. Меньше радости и красоты Оставляет каждое лето. Откровенье цветов луговых Нами понято было едва ли, Беззаботно топтали мы их И бездумно, безжалостно рвали. В нас молчало безумное «стой», нам казалось все мало, А потом в толчее городской Мы охапки тащили устало. И не видели, как из - под ног Молчаливо, дышат еле- еле Обреченно глядел василек. Безнадежно ромашки глядели... - Вот что происходит, когда не берегутся цветы, не соблюдаются правила поведения. Запомним эти правила и можем убрать черные круги (убирает круги, под ними яркие рисунки растений) - Посмотрите, как эти рисунки украшают нашу страничку, так же как эти растения - природу. Но поле портят прямоугольники, под ними животные, которые особенно пострадали от человека. Что будем делать? Как убрать черные прямоугольники. (Ответы детей) - Главное правило - не ловить ни каких животных, не пугать их, не кричать в лесу, не трогать птичьих гнезд. Чтоб могли леса цвести, и сады, и реки, Все живое береги Ты на этом свете. Не неси домой ежа, Бабочку не трогай, Школьник помни ты всегда – Их не так уж много. Самое важное - не трогать, не обижать никого, даже самых маленьких жучков, паучков, червячков, Запомним это правило? Уберем черные прямоугольники. Лучше без них на зеленом поле! (Убирает прямоугольники, под ними рисунки красивого мотылька, хищной птицы, орла или ястреба и лягушки или жабы.) Учитель поясняет, что эти животные пострадали больше, чем другие, бабочки из-за своей красоты, хищные птицы из-за неправильного понимания роли хищников в природе, а лягушки из-за того, что людям не нравится их внешний вид). Учитель. - Какое красивое зеленое поле! Конечно, ребята, не обо всех растениях и животных, которые нуждаются в охране мы смогли сегодня поговорить. Если мы будем знать и соблюдать правила поведения в природе, мы сможем помочь всем. А теперь давайте на чистом зеленом поле поиграем. Игра «Собери картинку» (во время игры учитель меняет грустную маску на веселую) - Обратите внимание, у человека на нашей газете совсем другой вид. Он улыбается - ему хорошо. Ему хорошо в чистом мире. Он здоров. Здоровье человека - это тоже богатство природы и его надо беречь. Давайте вспомним, как же можно сохранить здоровье природы, соответственно свое здоровье (Ответ детей) Наше занятие подошло к концу. Очень бы хотелось, чтобы вы полюбили природу, нашу Землю, берегли ее и заботились о ней. Ведь без чистого воздуха, чистой воды, зеленого леса человек не может выжить. Здорова природа - здоров человек. Берегите землю. Берегите. Жаворонка в голубом зените, Бабочку на листьях повилики, На тропинках солнечные блики, Над пустыней тень от баобаба, Ястреба, парящего над полем, Ясный месяц над речным покоем, Ласточку, мелькающую в жите. Берегите Землю! Берегите! -Давайте будем внимательны и бережливы к природе, и она воздаст нам многократно. Знайте - мы не унаследовали землю у наших отцов, мы взяли ее в долг у наших детей. Автор: Мелякова Елена Евгеньевна г. Донецк Ростовской области | |
Категория: Классному руководителю | Добавил: ELENKA1964 (03.07.2013) | | |
Просмотров: 796 |
Всего комментариев: 0 | |