Главная » Статьи » Методическая копилка » Классному руководителю |
Тайна имени
Цель: знакомство учащихся с происхождением, значением, историей формирования русских имен, распространенных в нашем обществе, формирование социальной и эстетической оценки личных имен. Оформление: «Из людей не бывает никто безымянным» Гомер. Предварительная работа: несколько учащихся искали информацию на вопросы учителя. Учитель: (обращается с вопросом к классу). Ребята, как вы думаете, какое имя было самым, самым первым? (после обсуждения, учащиеся высказывают свои мнения). Учащийся 1:нисамого первого, ни самого второго или десятого не было. В прошлом не существовало разделений людей на имена собственные и нарицательные. Различие появилось постепенно, незаметно для говорящих. Первоначально в личных именах закреплялись какие-то отличительные признаки называемого (конечно, привести примеры можно только более поздние - Беляй, Губа, Шея, Несмеяна, Чернава, что-то и окружающей среды- Дуб, Бык, Щука, Топор, слова, отражающие трудности родов- Томило, Истома, отношение родителей - Ждан. Неждан, Забава, Милава, имена-обереги - Некрас, Дурак и т.д.) Это имена первичные, какие могцт возникать каждый раз заново из нарицательных слов. Однако с течением времени к ним возвращались, повторяли в честь предков, и они переходили в разряд собственных имен. Таковы ныне имена большинства народов, первичные же продолжают встречаться лишь у некоторых малых народностей в отдаленных уголках планеты. Учитель: (обращается с вопросом к классу). Ребята, зачем, по - вашему мнению, нужно имя? (Наиболее распространенный ответ: чтобы разделить одного человека от другого) Ученик 2: В дореволюционной русской деревне 25% крестьян носили имя Иван - каждый четвертый был Иваном. В переписи XVII века обычны семьи с одноименными братьями. Одноименность была свойственна многим народам. Рекорд, по – видимому, установило польское семейство Длугошей в Кракове: всех одиннадцать братьев звали именем Ян, которое считалось счастливым. Ученик 3: У разных народов разный строй личных имен. У нас имя пожизненно, а в Африке и в Азии у очень многих народов имена смены в зависимости от возрастных ступеней каждого человека. Сначала – детские, как «молочный зуб», потом последующие, которые тоже отбрасывают при обряде совершеннолетия, выбирают «взрослые имена», но и его меняли при перемене общественного положения- когда становились вождем, шли в монархии т.д. Разнообразны виды имен. У ряда народов Западной Европы принято давать сразу два имени или более - в честь старших родственников. Немецкий писатель Гофман носил тройное имя Эрнст Теодор Амадей. Иногда сочетают мужские и женские имена: Эрих Мария. В Англии торговец назвал сына Вильям_Эдуард_Стюарт_ Тревор_ Генри_ Эдван_Мартин. Будучи ярым сторонником футбольной команды Вэст – Хэм, он каждую букву развернул в целое имя и соединил их мальчик стал семиименным. Подобные примеры не единичны. Учитель: Сейчас невозможно вообразить человечество без личных имен. Личное имя каждого – обязательное условие существования современного общества. Случаи отсутствия имени также общественно значимы. Лишали имен каторжников, присваивали им номер. Этот прием переняли фашисты, стремясь превратить пленных в рабочий скот. В одном из племен Северной Америки берущий в долг теряет право на свое имя, пока не расплатится. Ученик 4: Уловив необходимость имени и его огромную ценность, но не понимая его общественной сути, объясняли все «потусторонней» силой, верили, что имя – сама душа человека, подобно тому как полагали одушевленными существами ветер, воду, огонь. Нет имени – нет души. С этим связано немало суеверий. Дошло до того, что у папуасского племени маранг-аним на острове Новая Гвинея практиковалась кровавая охота за именами: делали вылазки к соседям и требовали, убивая имя. Их объяснение – не хватка имен. Ведь сколько имен, столько и душ, чтобы племя размножалось, надо отнимать у соседей имена вместе с жизнью. У самых разных народов при болезни человека меняли ему имя, чтобы вместе с именем прогнать недуг: у чукчей северо-восточной Азии, у яванцев в Индонезии, у эскимосов Канады и др. Эскимосы меняли имя и после неудачной охоты. Учитель: всюду детям давали имена, защищавшие от «нечистой силы». В тяжелых условиях. При отсутствии мед.помощи детская смертность была огромной. В ней винили «злых духов». Дабы отогнать «нечистую силу» от взрослых и детей, придумывали имена устрашающие, отталкивающие или обманывающие. В русских документах XV-XVII веков записаны воевода Волчий Хвост, служитель монастыря Дурак (на дурака – то злой дух не позарится), в завещании помещица дарит церкви деревню – «по приказу покойного мужа и господина моего Негодяя» Такие имена были в порядке вещей. В 1625 году документирован дьякон, «сын дьяволов». Долго держался обычай: в семьях, где часто умирали, прятать их от чертей, затем инсценировать находку, делая вид. Будто это совсем не тот, а чужой ребенок. Поэтому – то нередки были имена Найден, Ненаш и т.д. Отсюда фамилии Найденов, Ненашев. Ученик 5: Революция уничтожила обязательность церковных имен. В начале 20-х годов движение за новый быт и отдых от религии обусловили решительный отказ от имен церковных, стремительно и в огромном количестве стали возникать новые. Что это за имена? Это были имена – сокращения высокого идеологического смысла, сложенные либо из первых букв нескольких слов (Кэм – коммунизм, электрификация, механизация, Рэм- революция, Энгельс, Маркс). Либо из первых слогов: Владлен (Владимир Ленин), Ревмира (революция мировая), Пятвчет (пятилетку в четыре года), Окдес 9Октябрь десятый), Даздраперма (да здравствует первое мая. После 1927 года появились два имени, связанные с экспедициями в Арктику Отто Юльевича Шмидта – Лагшмивара (лагерь Шмидта в Арктике) и Оюшминальда (Отто Шмидт на льдах). Были придуманы даже двусловные имена: в Ленинграде девочки Бела Ночь и Артиллерийская Академия. Учитель: В потоке новых имен немалую группу составляли обыкновенные нарицательные слова, обращенные в собственные без всяких внешних изменений: Авангард, Гений, Герой, Октябрь, прогресс, Индустрия, Идея, Новелла, Поэма, Электрификация. Эти имена преимущественно взяты из литературы, политики, искусства, но были вполне вещественные. Материальные – мальчик Трактор, портфель, девочка Шестеренка, Баррикада. В 30 –е годы приток новых имен пошел на убыль, хотя отдельные примеры продолжали возникать позже. А знаете ли вы историю и значение своего имени или имен своих родителей, соседей, друзей? Предлагаю сыграть в игру «Крестики-нолики». Класс делится на две команды: одна называется «крестики», другие – «нолики». Выбирают команды себе вопросы по очереди. Если ответ правильный, то в это окошечко ставится значок той команды, которая отвечала. 1. Это имя дают повсеместно в среднем 5 из 1000 новорожденных девочек, оно вернулось как английская форма имени с основой адель – «благородный». Алла 2. Древнегреческое имя, означает «воскрешенная», принесено из Византии. (9 букв) Анастасия 3. Одно из древнейших имен, первоначальное его значение спорно: по мнению ряда ученых «милость», по мнению других – «грация», «миловидная» или «слава». (4 буквы) Анна 4. Это имя пришло к русским вместе с принятием христианства, но никогда не было частым, преимущественно его брали, поступая в монахини. (8 букв)Вероника 5. Древнегреческое имя, обозначает «тихая», «спокойная». У русских оставалось малоизвестным вплоть до начала XX века, когда только и стало распространяться. (6 букв) Галина 6. Имя, принесенное к русским христианством из Византии, с древнегреческого – «непорочная». Женщины с этим именем сыграли огромную роль в истории России.(9 букв) Екатерина 7. Древнегреческое имя «светлая», прославлено величайшим произведением древнегреческой и мировой поэзии «Илиадой» (5 букв) Елена 8. Первоначальное значение этого имени – спорно. Древнегреческое «гостеприимная» или «чужеземка». К русским принесено христианством из Византии. (6 букв) Ксения 9. Одни предполагают, что первоначальное значение этого имени – «горькая», другие – «госпожа». А в переводе с древнееврейского – любимая богом. В нашей стране в 20 веке имя давали очень редко. (5 букв) Мария Поздравляем команду победителя. Автор: Елена Петровна Пфейфер | |
Категория: Классному руководителю | Добавил: elenalanguage (01.05.2013) | | |
Просмотров: 552 |
Всего комментариев: 0 | |