Главная » Статьи » Методическая копилка » Классному руководителю

Ввнеклассное мероприятие по теме " Этикет"
Цель мероприятия: Познакомиться с историей возникновения этикета . Сформулировать основные правила общения.
Рассмотреть нормы современного школьного этикета, а также
познакомиться с мобильным этикетом.
Содержание мероприятия:
1. История этикета.
2. Виды этикета
3. Правила общения
4. Нормы современного школьного этикета.
5. Мобильный этикет.
Эпиграф к мероприятию
Человек – уникальная, неповторимая личность, гений или человек обычных качеств, формируется с детства и … до глубокой старости, до конца дней своих, если он активно и искренне осознал, что он человек среди людей, что он существо коллективное. И лишь полезными делами, лишь трудом своим он может подтвердить великое и всегда прекрасное назначение – всегда, в любых обстоятельствах оставаться человеком.
( Слайд 2)
Ход мероприятия
Этикет — это свод норм, правил общения людей между собой, поведения каждого конкретного человека в обществе — в той социальной среде, где он живет, с членами которой взаимодействует.(Слайд 3)
История этикета
Это знакомое нам слово «этикет» стало общеупотребимым в XVII веке. Дело было так: однажды на одном придворном приеме (в те времена как раз правил французский король Людовик XIV) гостям раздали карточки, на которых перечислялись некоторые приемлемые правила поведения. От их французского названия слово «этикет» и произошло, а позже оно вошло в языки многих стран. ( слайд 4)
Различают следующие основные виды этикета:
Речевой этикет
Столовый этикет
Свадебный этикет
Траурный этикет
Этикет «выходного дня» (театральный, концертный и др.)
Дипломатический этикет
Профессиональный этикет (воинский, медицинский, юридический, сервисный и др.)
Религиозный этикет
Служебный этикет
Телефонный этикет
Мы рассмотрим только некоторые из них.(слайд5)
Правила хорошего тона (стремление «вести себя прилично») существовали уже у древних. Так, в «Одиссее» Гомера, в египетских и римских рукописях уже упоминаются правила хорошего тона. Отношения между полами, начальниками и подчиненными, средства общения, приём чужаков были строго регламентированы. Нарушение этих правил влекло за собой исключение из социальной группы.
( слайд 6)
Чем двусмысленнее ситуация, чем больше опасность быть непонятым, тем больше необходимость регламентировать отношения между людьми. Поэтому не случаен первенец этикета – Дипломатический этикет. Уже древние греки придавали большое значение межгосударственным отношениям, они активно развивали дипломатический этикет, создав там сложную цепь необходимых ритуалов. (слайд 7)
Затем возник придворный этикет. Каждая правящая династия создавала вокруг себя сложный церемониал с определенной степенью торжественности. На основе придворного этикета, только в более простой форме , формируется общегражданский этикет. ( слайд 8, слайд 9)
Как мы выяснили, этикет начал формироваться еще в древности, но именно в эпоху средневековья он приобретает черты, которые мы знаем сегодня. В 11 веке возникает общественная система рыцарства, впоследствии распространившаяся по всей Европе. Рыцарство оказало огромное влияние на европейский этикет, создало вокруг феодальной аристократии бесчисленное множество новых ритуалов и церемоний (слайд 10)
В России первый свод правил гражданина был изложен в XVII веке в книге «Домострой». Домострой учил «не красть, не лгать, не завидовать, не осуждать, не помнить зла»… Находим мы в Домострое и такое «золотое» правило: «Чего сам не любишь, то и другим не делай». (слайд 11)
При Петре I для молодых дворян была издана переводная книга «Юности честное зерцало». В этой книге давались советы молодым дворянам, как держать себя в обществе, чтобы иметь успех при дворе и в свете. Так, например, в книге рекомендовалось: «в платок громко
не сморкаться и не чихать», «перстом носа не чистить», «не жри, как свинья, и не дуй в суп, чтобы везде брызгало» и т.д. Книга пришлась по вкусу русскому дворянству XVIII века и выдержала три издания. (слайд 12)
Итак,ребята, этикет –это правила общения в обществе.
А умеем ли мы общаться?
Правило первое:
Что бы ты ни делал, ты всегда должен помнить, что живёшь на свете не один. Тебя окружают люди, твои близкие, твои товарищи. Ты должен вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с тобой. Именно в этом и состоит подлинное воспитание и подлинная вежливость.
Как только не называют наш Век, но есть у нашего времени важная особенность, которая позволяет его назвать веком общения.Мы учимся, бываем в театрах, занимаемся спортом, посещаем концерты, выставки, лекции музеев, ходим в гости…У каждого из нас в течение одного только дня происходят десятки контактов с другими людьми- в школе, в магазине, в автобусе, в библиотеке.
Контакт – прикосновение к человеку… Это может быть 5 уроков за одной партой с товарищем, минутный разговор в перемену, взгляд, которым обменялся ты с учителем. И всякий раз настроение, самочувствие, работоспособность людей во многом зависят от того, приветливы ли они были, доброжелательны или раздражительны и грубы, нашли ли правильную линию поведения.
2-й. Сервантес писал:
"Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость". Именно эти слова встречают вас при входе в школу. Вежливость – это не только умение проявлять такт, держаться доброжелательно по отношению к собеседнику, но и знание речевого этикета.
В наше время обращение на "ты " принято между близкими людьми. На "ты" взрослые обращаются к детям. Между незнакомыми, не очень близкими друг другу взрослыми и в официальной обстановке принято говорить "вы".Иногда встречается "ты" ("Эй, мужик, где тут вокзал"), но только у людей недостаточно культурных.
Общение начинается с приветствия. Приветствие является знаком признания ценности и достоинства человека. Многообразие форм и многоцветная палитра приветствий в различных этикетах трудно поддаются всестороннему описанию и классификации. Кивок головой, поклон, рукопожатие, поцелуй, воздушный поцелуй, простое "Добрый день" и "Здравствуй" и т.п. Формы приветствия чрезвычайно разнообразны.
А теперь поговорим о том, как мы говорим. Многим известна героиня романа Ильфа и Петрова «12 стульев» Эллочка – людоедочка, словарный запас которой состоял из 30 слов на все случаи жизни. Мне кажется, что современные «Эллочки» обходятся гораздо меньшим количеством слов, позаимствованных с рекламных роликов. Подслушаем телефонный разговор одной из них. Правда, при этом потребуется синхронный перевод.
Сценка.
Два человека
Алло, можно Эллу?
Привет, мочалка! Это я.
Ты выйдешь гулять?
Не могу: шнурки в стакане.
Ты фейерверк видела? Ну, как?
Ну, кайф! Классно! Потряска!
Знаешь, Мадонна приезжает.
Да, я от нее торчу.
Будешь смотреть ее концерт?
Без базара, я же не лох какой-нибудь.
До свидания, Элла.
2. Чао, бамбино!
Переводчик
Здравствуй, дорогая подруга.
Я не смогу пойти, так как родители дома.
Да! Очень красиво. Зрелище потрясает!
Да, я восхищена ее пением. Конечно, я же современная девушка.
Пока, подружка!
Правила разговора:
Вот несколько принципов, которых следовало бы придерживаться в разговоре, ведь манера разговаривать - это вторая по значимости вещь после манеры одеваться, на которую человек обращает внимание и по которой складывается первое впечатление у человека о его собеседнике.(слайд 14)
* Тон разговора должен быть плавным и естественным, но никак не педантичным и игривым, то есть нужно быть ученым, но не педантом, веселым, но не производить шума, вежливым, но не утрируя вежливость. В "свете" говорят обо всем, но ни во что не углубляются. В разговорах следует избегать всякой серьезной полемики, особенно в разговорах о политике и религии.
* Уметь слушать такое же необходимое условие для вежливого и воспитанного человека, как и уметь говорить, и если вы хотите чтобы вас слушали, нужно самому слушать других или, по крайней мере, делать вид, что вы слушаете.
* В обществе не следует начинать говорить о себе, пока не попросят специально, так как только очень близкие друзья (и то вряд ли) могут интересоваться личными делами кого бы то ни было.
Нормы современного школьного этикета
Большую часть времени мы проводим в школе. Поэтому мы будем говорить о нормах современного школьного этикета. Помня пословицу «По одёжке встречают...» поговорим о требованиях к внешнему виду. Ведь внешний вид - это визитная карточка ученика. Посмотрим, как выглядят некоторые наши одноклассники и одноклассницы.
Смотри-ка, Саш, смотри-ка, Саш,
На этот странный вернисаж,
Какой пассаж, какой кураж -
Ведь это школа, а не пляж.
А вот смотри-ка, кто такой?
То ли спортсмен, то ли ковбой?
Но позабыл, наверно, он -
Что школа здесь - не стадион. ( слайд 15 и слайд 16)
Ребята! Нормы школьного этикета требуют делового стиля одежды. Для девушек это брюки или юбка с однотонной блузой или свитером. Для юношей – костюм. Требования к прическе: девушки не ходят с распущенными волосами, юноши носят короткую стрижку. ( слайд 17 и слайд 18)
Достижения современной науки и техники позволяют нам почти постоянно находиться в пределах досягаемости телефонного звонка. Сотовый телефон прочно вошел в наш быт. Преимущество этой вещицы трудно недооценить, но в то же время ваш телефон ни в коем случае не должен мешать окружающим.
( слайд 20)
Идя в театр, на концерт или в музей, следует отключить звонок или вообще выключить телефон. Звонок телефона в театре неуместен и отнюдь не прибавит вам авторитета в глазах окружающих. Тоже касается деловых встреч, приемов у врача и других подобных ситуаций.
Но бывает и так, что вы ждете звонка, и сигнал сотового телефона застал вас во время беседы, обеда с деловым партнером или переговоров. В этом случае обязательно надо извиниться, а сам разговор свести к минимуму. То же относится и к той ситуации, если вам надо сделать срочный звонок. По возможности, лучше при этом отойти в сторону.
Сотовые телефоны недешевы, разговор по ним в несколько раз дороже, чем по обычной телефонной линии. Громкий и без особой нужды продолжительный разговор в окружении многих людей наверняка не прибавит вам авторитета в их глазах, напротив, оставит у них впечатление о выскочке, желающем пустить пыль в глаза. (слайд 21)
Если вы звоните на номер сотового телефона, то следует помнить, что ваш абонент (не всегда, но мало ли какой тариф и оператор) вынужден оплачивать этот разговор по весьма высокому тарифу – сведите к минимуму свой монолог, или узнайте номер стационарного телефона, который досягаем вашему абоненту, и перезвоните на него.
Ваш собеседник может также в этот момент быть в дороге, за рулем автомашины и, отвлекая его, вы подвергаете его опасности. Поэтому будьте кратки и отложите обсуждение деталей до другого раза.
Итог мероприятия
Ребята! Сегодня мы поговорили с вами лишь о некоторых нормах современного этикета. Итак, этикет является очень большой и важной частью общечеловеческой культуры, морали, нравственности. Он вырабатывался на протяжении многих веков. Практически нет народа, который не сделал бы свой вклад в мировую сокровищницу этикета, пусть и в соответствии со своими представлениями о добре, справедливости, человечности. Но даже самое строгое следование безликим схемам поведения не есть корень истинно правильного поведения, главным всегда остается искреннее, радушное и доброе отношение к людям. Ведь если все мелочи этикета не подкреплены внутренней воспитанностью и высокой нравственностью, то вряд ли от этикета будет много пользы окружающим нас людям.

Использованные источники:
http://www.uchportal.ru/load/90-1-0-13832

http://www.edu.cap.ru/home/10462/meropr.doc
http://nsportal.ru/page/bystryi-start?quicktabs_obzor=tab4

http://etiquetterules.ru/page/3/
http://www.greenmama.ru/nid/40988/



Автор: Пронькина Екатерина Павловна, учитель математики и информатики, ГКОШИ РМ «Кочелаевская школа-интернат среднего(полного) общего образования» Республика Мордовия Ковылкинский район село Кочелаево
Категория: Классному руководителю | Добавил: пронькина (30.03.2013) | Автор: Пронькина Екатерина Павловна E
Просмотров: 849
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]