Главная » Статьи » Методическая копилка » Классному руководителю

Классный час «Наркомания – путь в никуда» (профилактика вредных привычек)
Цели: 
1. Привлечь внимание старшеклассников к важности и значимости проблемы для каждого;
2. Постараться понять причины, которые толкают человека к наркотикам, и попытаться найти выход из многих сложных ситуаций.

Ход классного часа:
-Я предлагаю классный час начать с того, что каждый из вас по очереди представится и назовет свое самое лучшее качество, начинающееся на ту же букву, что и имя..
Пример: Анна – артистичная.
- Как вы думаете, зачем я начала кл. час с представления ваших лучших человеческих качеств. Что я этим хотела показать вам?
-Безусловно, в каждом из нас есть много хорошего! Часто мы и сами не догадываемся, на что мы способны, чего по-настоящему стоим…. Так почему же многие из нас так часто идут в другом направлении? А другие с безразличием смотрят и думают, что это их никогда не коснется.
Давайте посмотрим на слайды и скажем, о чём же пойдёт речь на классном часе.
Сегодня мы с вами постараемся понять причины, которые толкают человека к наркотикам, и попытаемся найти выход из многих сложных ситуаций.
Все вы, конечно же, знаете о вреде наркомании, я не буду сегодня говорить много об этом, скажу лишь, что:
• 91 % ВИЧ – инфицированных – наркоманы;
• к окончанию школы 40 % детей пробовали наркотики, "сидят на игле” – 9% мальчиков, 5 % – девочек;
• 1 наркоман за год втягивает в "порочный круг” до 4 человек.
А вот статистика по Самарской области за 2011 год.
В Самарской области за 2011 год от передозировки наркотиков умерло 250 человек:
 Это примерно 8 школьных классов (если в каждом из них учится около 30 человек).
 Это жители трех подъездов одного пятиэтажного дома (если считать, что в каждой квартире живет 4 человека).
 Это пассажиры 4 автобусов (если считать, что в автобус помещается 63 человека).
 Это 22 с половиной футбольные команды (если считать, что в команде 11 человек).
 Это экипаж одного эсминца (как раз 250 человек).
Как вы видите, это для всего нашего общества одна из важных проблем, и я хочу обратить на это ваше внимание.
-Ребята, как вы думаете, люди, пробующие наркотик, особенные или такие же, как мы?
Так давайте попробуем теперь разобраться в причинах, которые толкают человека к наркотикам:
- Из любопытства. У каждого человека в жизни должна быть цель, каждый из нас должен к чему-то стремиться. Я хочу рассказать вам одну историю:
Одна пловчиха решила переплыть самую бурную реку, чтоб попасть в книгу рекордов Гиннеса. Никто еще не совершал такого подвига. Заплыв был намечен на определенное число, собрались журналисты. На землю опустился сильный туман, но переносить мероприятие было невозможно. И вот девушка взяла старт. Рядом плыла страховочная лодка. Спортсменка старалась изо всех сил, но, достигнув середины реки, подала знак вытащить ее.
На следующий день девушка с легкостью преодолела бурную реку, на удивление всем. И первый вопрос, который ей задали журналисты, был о том, почему же вчера ей не хватило сил? На что девушка ответила: « Я не видела цели.»
И ведь, действительно, живя бесцельно, человек ничего не может добиться, он даже не знает, в какую сторону надо двигаться.

Я предлагаю вам выбрать из списка человеческих стремлений пять, которые важны для вас.
К чему стремятся люди в жизни.
• Хорошее образование.
• Хорошая работа и карьера.
• Счастливая семья.
• Слава.
• Деньги, богатство.
• Дружба.
• Достижения в искусстве, музыке, спорте.
• Уважение и восхищение окружающих.
• Наука как познание нового.
• Хорошее здоровье.
• Уверенность в себе и самоуважение.
• Хорошая пища.
• Красивая одежда, ювелирные украшения.
• Власть и положение.
• Хороший дом, квартира.
• Сохранение жизни и природы на земле.
• Счастье близких людей.
• Благополучие государства.

Не забывайте, что, имея впереди цель, вы будете двигаться в нужном направлении.

- От одиночества
-Давайте постараемся выяснить: Одиночество - это хорошо или плохо?
Я предлагаю вам список позиций одиночества. Тот пункт, который не несет в себе ничего хорошего, мы будем обозначать «-« . Тот, из которого можно извлечь пользу «+»

Состояние депрессии
Возможность разобраться в себе, своих чувствах, мыслях
Не с кем поговорить
Не к кому прикоснуться
Возможность разобраться в своих ошибках.
Возможность приобретения нового опыта
Возможность раскрытия определенных склонностей.
Понижение самооценки
Возможность саморазвития
Возникновение страха, апатии и других губительных ощущений
Возможность для творчества.
-Какой из этого мы можем сделать вывод?
От нас самих зависит, как мы воспримем одиночество. Как используем это время: для саморазвития или саморазрушения.

- В знак протеста. Чтобы снять напряжение, злость.

Очень часто в нашей жизни происходят конфликты, в том числе и с родителями, и с любимыми. В знак протеста уничтожать себя просто глупо, можно придумать массу других возможностей высказать свое возмущение.
Я предлагаю разбиться всем по четыре человека.
Игра «ВЫХОД». Задание каждой группе - найти выход из данной ситуации:
1. Девушка рассталась с парнем. Ей больно, обидно, одиноко. Как можно избавиться от этих ощущений?
2 Саша поругался с мамой, он весь на нервах. Каким способом он может расслабиться?
3 Оля не заметила днем на улице соседку и не поздоровалась, вечером та наговорила ей всяких гадостей. Как девочке сохранить духовное равновесие?
4. Ваня поругался с семьей и ушел из дома. Извиняться он считает ниже своего достоинства. Каким образом можно решить эту проблему?
5Лене всегда в пример ставят ее старшую сестру, ее это уже бесит. Какой она может найти выход?

КАК ЖЕ СНЯТЬ НАПРЯЖЕНИЕ?
Послушать музыку.
Пойти подышать свежим воздухом. Жизнь прекрасна вокруг!
Принять ванну, вода расслабляет. (Желательно с настоем мяты)
Пошуметь, покричать.
Поплакать, это помогает, но не более 10 минут.
Почитать, посмотреть телевизор – переключить внимание.
Посчитать до 30 мысленно.
Сконцентрировать внимание на постороннем объекте.
Постараться не думать ни о чем в течение 20-30 сек.
Заняться спортом.
Заняться творчеством (писать, рисовать, вышивать и т.д.)
Заглянуть в глубины себя, осознать свою вину.
Обратиться к психологу, родителям или к любому старшему человеку, которому ты доверяешь. Ведь эти люди уже прошли через это.
Обратиться к друзьям за поддержкой.
Ответить мысленно на вопросы:

- Что я чувствую сейчас (злость) - Из-за чего? (он меня обидел) – что я чувствовала тогда? ( обиду, боль) - Почему меня это задело? ( он мне не безразличен) – Почему? ( он умный, нежный и т.д.) – Мне он дорог? (да) – Какой должна быть я, чтобы он любил меня?
Вопросы можно составить различные к каждой ситуации. Важно то, что отвечая на них, ты разбираешь конфликт, заставляешь себя задуматься и в итоге - прийти к правильному решению.

- Влияние друзей или авторитетных личностей
Игра «Скажи: НЕТ!»
Давайте попробуем сказать «нет» на практике.
Рассчитайтесь на 1-ый - 2-ой
Работа идет в парах. Один из учащихся предлагает попробовать наркотик, другой - отказывается. Отказ должен быть тактичным, но твердым. Затем учащиеся в паре меняются ролями. Время, отведенное на работу в паре, 5 минут.

Варианты отказа:
"Спасибо, нет. Я знаю, что это опасно для меня”
"Спасибо, нет. Я уже пробовал, и это мне не понравилось”.
"Спасибо, нет. Я не хочу конфликтов с родителями, учителями”
"Спасибо, нет. Это не в моем стиле”
"Спасибо, нет. Мне надо на тренировку”
"Спасибо, нет. Если я это сделаю, потеряю власть над собой”.
После завершения упражнения следует обсудить два вопроса:
- Как чувствовали себя участники в ролях?
-Легко ли подбирать достойные отказы?

А в заключении я хочу вам рассказать еще одну интересную историю:
Притча о бабочке.
В древности жил-был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали его возраст, жизненный опыт и мудрость. И вот однажды один завистливый человек решил опозорить мудреца в присутствии многих людей. Завистник и хитрец придумал целый план, как это сделать: "Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесу мудрецу, потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мертвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони, раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся. Если мудрец скажет, что бабочка мертвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая и скажу, что наш великий мудрец ошибся”. Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошел к мудрецу. Когда он спросил мудреца, какая у него в ладонях бабочка, мудрец ответил: "Все в твоих руках”.
-К чему я рассказала эту притчу?
Так каждый человек, сделав свой выбор, сам определяет свою судьбу. Всегда нужно думать о себе и своих близких. Стоит ли рисковать?
-Вот и подошел к концу наш классный час, и мне бы хотелось узнать:
Что нового вы сегодня для себя открыли? Что вам понравилось?

Классный руководитель 10а класса Широкорад Наталья Евгеньевна, ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Кротовка м.р. Кинель-Черкасский Самарской области

Список литературы
1. Бабаян Э.А., Гонопольский М.Х. Учебное пособие по наркологии.–– М.: Медицина, 1981– 304 с.
2. Гофман А.Г. Клиническая наркология.–– М.: «МИКЛОШ», 2003– 215с.
3. Гурски С. Внимание – наркомания!: Пер. с польск.:–– М: Медицина, 1988– 144 с.
4. Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков: Учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений.–– М.: «Академия», 2001– 144с.
5. Исмуков Н.Н. Без наркотиков: Программа предупреждения и преодаления наркотической и алкогольной зависимости.–– М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001– 384 с.
6. Комиссаров Б.Г., Фоменко А.А. SOS: наркомания.–– Ростов н/Д: «Феникс», 2000– 320 с.
7. Кэрол Фалковски. Опасные наркотики–– М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2002– 256 с.
8. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании /Под редакцией С.В. Березина, К.С. Лисецкого.–– М.: Институт Психотерапии, 2001– 256 с.
9. Шабанов П.Д., Штакельберг О.Ю. Наркомании: патопсихология, клиника, реабилитация /Под редакцией А.Я. Гриненко. Серия «Мир медицины»–– СПб.: «Лань», 2000– 368 с.

Приложение.
Разбор ситуаций
1. Девушка рассталась с парнем. Ей больно, обидно, одиноко. Как можно избавиться от этих ощущений?

2. Саша поругался с мамой, он весь на нервах. Каким способом он может расслабиться?

3. Оля не заметила днем на улице соседку и не поздоровалась, вечером та наговорила ей всяких гадостей. Как девочке сохранить духовное равновесие?

4. Ваня поругался с семьей и ушел из дома. Извиняться он считает ниже своего достоинства. Каким образом можно решить эту проблему?

5.Лене всегда в пример ставят ее старшую сестру, ее это уже бесит. Какой она может найти выход?



Автор: классный руководитель 10а класса Широкорад Наталья Евгеньевна, ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Кротовка м.р. Кинель-Черкасский Самарской области
Категория: Классному руководителю | Добавил: (28.03.2013)
Просмотров: 1509
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]