Главная » Статьи » Методическая копилка » Классному руководителю

Классный час "Я и моя семья"
Классный час «Я и моя семья» Цель: расширить представления детей о семье, ее обязанностях, традициях, реликвиях. Задачи: • помочь детям осознать, что семья – это люди, связанные чувством любви и ответственности друг за друга; • формировать уважительное отношение детей к своим родителям; • воспитывать чувство гордости за свою семью; • развивать у учащихся чувства благодарности и уважения к родителям; • формировать коммуникативные навыки; • развивать творческие способности учащихся; • создавать условия для сплочения коллектива учащихся и родителей. Ход классного часа: - Здравствуйте, ребята! Наш с вами разговор я хочу начать со сказки. (Звучит сказка) - Как вы думаете, почему прозвучала именно эта сказка? О чем мы с вами сегодня будем говорить? (Ответы детей.) Да, мы будем говорить о семье, потому что: В семейном кругу мы с вами растём! Основа основ – родительский дом! В семейном кругу все корни твои! И в жизнь ты выходишь из семьи! - Что же такое семья? На этот вопрос мы постараемся с вами найти ответ. - Ребята, перед вами сердце. (Контур сердца.) - Как, по вашему мнению, это доброе сердце? - А вспомните, у какого сказочного героя было похожее сердце? (Кай. Г.Х.Андерсен "Снежная королева”.) - Какие поступки совершал Кай с ледяным сердцем? (Это и грубость, и предательство, и зависть, и жадность…) - А как можно растопить ледяные, холодные сердца? - Конечно же, только добрыми делами, которые мы совершаем и наполняем сердца добротой. - Вспомните добрые дела, которые совершили? -Чем больше добрых поступков, дел мы совершаем, тем теплее становятся наши сердца. - Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки в реки, реки – в море добра. И только такие добрые сердца способны создать что-то особенное, способны дать ростки самому прекрасному на земле – семье. ( На доску выкладываются два сердца, от них рисуется стебель, выкладывается серединка цветка – «семья», по ходу общения с детьми выкладываются лепестки - «понимание», «любовь», «трудолюбие», «традиции», «здоровье»). - А что такое семья в вашем понимании? Что вы вспоминаете, когда произносите это слово? - Правильно, семья – это папа, мама, дедушка, бабушка, братья, сестры. Сейчас я вам расскажу одну легенду: В давние времена была семья – сто человек, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя. И спросил он у главы семьи: "Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?”. Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было начертано сто раз одно и то же слово "понимание”. Значит, семья – это, прежде всего, понимание. - Молодцы! А как у вас в семье происходит понимание? (Ответы детей.) - Итак, мы прикрепляем к нашему ростку первый лепесток – «Понимание». - Еще в старину о доме и семье говорили с большим уважением. Наверное, поэтому семьи на Руси были большие и дружные. Подтверждением тому являются пословицы и поговорки. Например, «Не красна изба углами, а красна пирогами», «Где родился, там и пригодился», «В гостях хорошо, а дома лучше». А мы с вами обратимся к пословицам другого характера. Но они перепутались. Вы должны их правильно составить. Труд человека кормит тому без дела не сидится Взялся за гуж нет добра Без труда и рыбку из пруда Труд кормит не говори, что не дюж Кто любит трудиться а ч е л о в е к а – т р у д Без труда нет плода З е м л ю к р а с и т с о л н ц е хлеб не родиться никогда Без труда а лень – портит Без труда не вытащишь а лень портит - Молодцы! О чем эти пословицы? (Ответы детей.) Правильно, о труде. Значит, какой должна быть семья? Трудолюбивой. И у нас появляется лепесточек «Трудолюбие». - В каждой семье справляют праздники. Наряду с традиционными, т.е. такими, которые празднует вся страна, у каждой семьи есть свои собственные. - Давайте поиграем. Кто последним назовет семейный праздник, тот – победитель. (День рождения, день бракосочетания, проводы в армию, новоселье, вручение аттестата об окончании школы, день первой зарплаты, поступление в первый класс, прощание с детским садом, прощание с начальной школой, покупка дачи, автомобиля, победа в конкурсе…) - Все семьи разные и семейные традиции тоже. - А в ваших семьях есть эти традиции? Расскажите нам о них (Дети рассказывают.) Очень хорошо. Вы же должны хранить эти традиции, приумножать их. А на нашем цветке появился новый лепесток – «Традиции». - Кроме традиций, наверное, в каждой семье есть свои реликвии, т.е. вещи, которые хранятся и передаются из поколения в поколение. Жил человек, пользовался какими-либо вещами, берег их. Но вот человека уже нет, а вещи, принадлежавшие ему, остались. Мы продолжаем их беречь как напоминание о дорогом нам человеке. Бывают вещи ценные, и тогда они хранятся в квартире на видном месте, а бывают не ценные в денежном смысле, но дорогие как память о человеке или ушедшем времени, и тогда такие вещи можно найти на чердаке, в гараже, в кладовке, на даче. - Вспомните и расскажите хотя бы об одной из реликвий, хранящейся в вашей семье. (Фотография, письмо, похоронка, кольцо, шкатулка, сундук, скатерть, икона, ордена.) - Почему необходимо помнить о прошлом своей семьи? - А теперь давайте немного поиграем, покричим. Согласны? Хорошо! Когда я подниму правую руку – первый ряд будет дружно кричать «ШТАНГА!», когда я подниму левую руку – второй ряд также дружно прокричит « МИМО!», а когда я подниму обе руки, все дружно крикните «ГОЛ!!!» Молодцы! В своей игре мы с вами забили в ворота гол. В каких играх забивают в ворота гол? Правильно, это спортивные игры. А вы занимаетесь спортом? Значит, вы хотите быть здоровыми, вы несете в свою семью здоровье, так как каждая семья должна быть здоровой как физически, так и духовно, ведь не даром говорят: «В здоровом теле, здоровый дух». И вот вырос лепесток «Здоровье». - Какое счастье, когда вся семья в сборе, пусть даже каждый занят своим делом, но он здесь рядом, может в другой комнате папа смотрит телевизор, мама на кухне готовит ужин, а ты в своей комнате занят чем-то очень важным. Но вы все вместе, в вашем уютном и теплом доме. - Прекрасно, если человек живет в семье, в которой царят мир и согласие. Счастливы дети, если родители заботятся о них, любят, понимают и делают так, чтобы те не испытали всех трудностей жизни. Счастливы родители, если чувствуют взаимную любовь со стороны детей, их внимание и душевную теплоту. Разговор с дочкой «Мне не хватает теплоты», -она сказала дочке. Дочь удивилась: «Мерзнешь ты И в летние денечки?» «Ты не поймешь, еще мала», -вздохнула мать устало. А дочь кричит: «Я поняла!» – И тащит одеяло. - О какой теплоте говорила мама? (О душевной.) - Каким образом можно проявить душевную теплоту по отношению к родственникам? (Отклик детей.) - На нашем цветке появляется еще один лепесток – «Душевная теплота». - В крепкой, дружной семье каждый берет на себя какие-то обязанности – зарабатывает деньги, ходит в магазин за покупками, готовит, стирает, убирает, организует отдых и т. д. Если есть необходимость, один член семьи приходит на помощь другому. Каждый стремится помочь в силу своих возможностей члену семьи, у которого возникли проблемы. Такой семье не страшны никакие неприятности. Можете ли вы привести примеры таких взаимоотношений в вашей семье? (Отклик детей.) - Сейчас я прочту вам правила, существующие в некоей семье, скажем, Ивановых. Послушайте их и скажите, какие правила вы, будучи взрослыми и уважаемыми главами своих семейств, не сочли бы возможным ввести в обиход вашей семьи: 1. Родители контролируют школьные дела детей. 2. Каждый член семьи имеет свои обязанности. 3. Родители каждую неделю выдают детям небольшую сумму денег на карманные расходы. 4. Дети имеют право без ограничений смотреть телевизор. 5. При подготовке к семейным праздникам каждый член семьи вносит свое посильное участие. 6. Родители не обязаны знать, чем занимаются дети в свое свободное от занятий время. 7. Старшие дети оказывают помощь младшим, в отсутствие родителей присматривают за ними. - Еще один лепесток распускается на нашем цветке – «Взаимопомощь». - А сейчас возьмите свою, маленькую, ладошку. На этой ладошке напишите слова, благодаря которым мама вас простит за ваши плохие поступки. (Записывают.) - А теперь приклеим свою ладошку на мамину. Перед нами ваша детская рука в руке вашей мамы. Пусть всегда ваши руки будут вместе, чувствуйте любовь и заботу своей мамы, папы и сами дарите им радость. Помните: Дом, заставленный добром, - еще не дом. И даже люстра над столом,- еще не дом. И на окне живой цветок – еще не дом. Когда вечерняя сгустится темнота, Так эта истина понятна и проста – Что от ладоней до окна наполнен дом твоим теплом. (Л. Суслова) - Ваши родители стараются, чтобы в доме все было хорошо, и пусть от ваших маленьких ладошек идет только любовь, добро, помощь своим родителям. - Я думаю, что в нашем цветке не хватает еще одного лепестка – любви. - Эти ладошки, этот маленький сувенир, сделанный вашими руками, вы сегодня подарите своим родителям и обязательно скажите им, как вы и любите, как они вам дороги, как вы счастливы, что оттого, что у вас есть такая замечательная, дружная семья. - Итак, на нашем цветочке появились лепестки, которые говорят нам о том, что в семье должно быть: Понимание, Трудолюбие, Традиции, Здоровье, Любовь. Но я хочу поместить пустые лепесточки. - Ребята, какими словами, выражающими хорошую, благополучную семью, можно их заполнить? (Ответы детей.) А еще, спросите об этом у ваших родителей, ведь количество лепестков этого цветка у каждой семьи будет разное, потому, что все семьи разные, все семьи счастливы по-своему. - И я думаю, что вы счастливые дети, потому, что вы растёте в хороших семьях, когда родители и дети связаны взаимной любовью, интересами и делами. Ваш родной дом – это место, где вы творите, размышляете, обогащаетесь жизненным опытом, усваиваете все жизненные основы. Только семья способна уберечь каждого из нас от невзгод. Только нравственные устои, передающиеся из поколения в поколение, только забота близких делает нас богаче, чище, добрее. - ООН 15 мая провозгласила Международный день семьи. Знайте и помните об этом, потому что семья – это тот родник, из которого мы черпаем силы всю свою жизнь. Так будьте добрее и внимательнее к своим близким! - Закончить классный час мне хочется стихотворением: Семья пусть дарит маленькое чудо В любой обыкновенный день: Свет солнышка, улыбку друга, Успех и радость, луч надежды, И много добрых новостей, И ветра свежего глоток, И будет жизнь прекрасной, нежной, Как самый красочный цветок. - Я благодарю всех за участие в классном часе. 



Автор: Широкорад Наталья Евгеньевна, классный руководитель 6а класса ГБОУ СОШ "ОЦ" с. Кротовка м.р. Кинель-Черкасский Самарской области
Категория: Классному руководителю | Добавил: (28.03.2013)
Просмотров: 1393
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]