Главная » Статьи » Методическая копилка » Изобразительное искусство |
: Копирование традиционного пермогорского узора из растительных элементов.
« Копирование традиционного пермогорского узора из растительных элементов» по дополнительной образовательной программе « Праздник в моем доме» ( возраст учащихся 10-12 лет) МБОУ ДОД Детско- Юношеский центр Г. Северодвинск Колпакова Апполинария Ивановна, руководитель изостудии « Волшебные краски», высшая педагогическая категория Тема : Копирование традиционного пермогорского узора из растительных элементов. Цель. Освоение традиционного элемента пермогорской росписи –трехлистного цветка. Задачи урока Познакомить учащихся с цветочным узором в изделиях мастеров Пермогорья; дать понятие об узоре, ритме, силуэте, композиции; начать формирование специальные графические навыки и умения в рисовании кистью декоративных элементов; собирать из нескольких частей целое, развивать мышление, творческое воображение. Зрительный ряд .Произведения народных мастеров пермогорья, фотографии, репродукции, карточки, динамическая таблица этапов исполнения трехлистника с узором для копирования( комплект) Материалы и инструменты. Белая бумага, калька, кисти, палитра, краски, вода, карандаш, ветошь, ластик. Ход занятия 1. Организация рабочего места. 2. Рассказ( беседа) о возникновении, развитии, географическом положении, виде, цветовой гамме и технологии пермогорской росписи(см. справку) с демонстрацией изделий народных мастеров. 3. Ознакомление с понятиями. «Композиционные принципы» построения и их применение при выполнении пермогорской росписи( расположение, составление, сложение) « Орнамент»- узор в котором сочетаются и повторяются геометрические и растительные элементы(украшения) « Узором» может называться рисунок, элементы которого расположены без какого либо порядка. « Ритм»-определенная упорядоченность однохарактерных элементов, создаваемая законченным повторением их ( мерность, такт). « Силуэт»-теневое изображение, передача формы предметов с помощью плоского цветового пятна. « Симметричность»- это соразмерность частей художественного произведения. Практическая часть (поэтапное выполнение) • Отступив сверху и слева по 1, 5 см ( лист расположен горизонтально) несколькими движениями карандашом определяем силуэт трехлистника; • при помощи кальки переносим данный элемент в зеркальном изображении; • двойной трехлистник «опускаем» вниз листа при помощи кальки ,учитывая поля и правила симметрии; • тонкой линией намечаем «направляющую» узора влево и вправо; • согласно индивидуального образца выполняем линейный рисунок в карандаше, добавляя недостающие элементы; • разводим на палитре краску до состояния «жидкой сметаны» и наносим сочными мазками внутри контура( Цвет прокладываем от светлого к темному. Цвета должны быть контрастными., чтобы они подчеркивали, усиливали друг друга. Контуры должны быть четкими, не смазанными.) Анализ выполненных работ, оценка качества • лист должен быть расположен горизонтально; • необходимо учитывать насыщенность цвета без «мазочков», четкость рисунка; • законченность; • обязательность присутствия полей. Справка. Беседа проводится в форме путешествия по местам народных промыслов Архангельской области. …. Пермогорская роспись «зародилась» в Красноборском районе Архангельской области в 4 километрах от пристани Пермогорье, в деревнях Черепаново, б. Березник и Грединская. Узоры пермогорской росписи связаны с древней велиустюжской росписью по дереву и древнерусской финифтью. Основу ее составляет сюжетные композиции на народные темы, окруженные мелким растительным узором на белом фоне. На гибкие побеги нанизаны трехлопастные , чуть изогнутые листья с острыми кончиками и тюльпановидные цветы, напоминающие древний цветок КРИНА…… Главным символом пермогорской росписи является птица Сирин. Манера письма- графическая. Сначала наносится черный контур карандашом ( раньше - гусиным пером), а потом его заполняют цветом. Рисунки выполняются в яркой гамме контрастных цветов: красный , зеленый, белый(фон),желтый,( изредка- синий) Основной цвет(ведущий) красный, либо оранжевый Одной из причин внедрения росписей в художественный быт северных крестьян было существование традиции украшения трехгранно-выемчатой и скульптурной резьбой утвари и различных элементов жилища. Не случайно, что росписью и резьбой украшали одни и те же предметы. И , ели резьбой украшали ограниченный круг вещей, то росписью покрывали практически любой предмет: ведра, набирухи, короба, рукомойники….. Хотя старые мастера и говорили, что расписывают «на глазок». изучение произведений росписи показывает, что они знали закономерности построения орнамента и великолепно их использовали. Орнамент, преимущественно растительный, играет подчиненную, дополнительную роль. Композиционное построение начинается от центра, при этом должны соблюдаться основные законы композиции: симметрия, ритм, пропорциональность, масштабность. Список литературы: Величко Н. Энциклопедия « Роспись» М. «Эст-прес», 1999 Сокольникова М.Н. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. Москва, ACADEMA, 2002. Круглова О.В Альбом « Народная роспись Северной Двины»,автор –составитель. « Изобразительное искусство» 1987 Иллюстрации. Все элементы мною взяты с фрагментов старинных прялок, переработаны и адаптированы для занятий. | |
Категория: Изобразительное искусство | Добавил: irina029 (13.10.2014) | | |
Просмотров: 640 |
Всего комментариев: 0 | |