Главная » Статьи » Методическая копилка » Изобразительное искусство |
Методические указания по составлению композиции в учебном рисунке.
Методические указания по составлению композиции в учебном рисунке. Слово «композиция» происходит от латинского «составление», «сочинение». Этот термин имеет в искусстве и широкий, и узкопрактический, в некотором роде ремесленный смысл. В широком смысле слова этот термин употребляется в музыке, литературе, театре, кино, архитектуре и в изобразительном искусстве. «Композиция» — это общий замысел, структура произведения искусства, наиболее полно выражающая его идею. В техническом отношении — расположение частей и связь их между собой в единое целое. Поэтому термин «композиция» принято употреблять в учебном рисунке и при выполнении самых элементарных первоначальных упражнений. В узком смысле слова композиция в учебном рисунке — это правильный выбор размера и расположения предмета на взятом формате листа бумаги. Плохое расположение (плохая композиция) заметно снижает достоинство технически хорошо выполненного рисунка предмета, тем самым снижается впечатление от работы в целом. Приступать к рисованию непосредственно на большом формате листа можно лишь тогда, когда определена тема, т. е. цель и задачи данного рисунка. Прежде всего, необходимо решить задачу композиции, сначала мысленно, а затем на листе бумаги выполнить небольшого размера поиски композиции и выбрать формат. Необходимо грамотно «скомпоновать рисунок». При создании композиции происходит сложный творческий процесс поиска. В этом случае немыслимо сразу разместить всю композицию без предварительной подготовки, которая сама по себе может распадаться. На простых учебных упражнениях закладываются и воспитываются основы понимания композиции, необходимые для будущей творческой деятельности, для решения сложных композиционных задач. Композиция является самым главным составляющим произведения искусства, ею нельзя пренебрегать с первых шагов обучения. Что представляет собой «хорошая правильная композиция»? В практическом понимании это означает экономное, удобное, наиболее целесообразное, грамотное и последовательное решение определенных задач. Необходимы особые знания и расчет, чтобы не делать лишней работы. Эти качества необходимо воспитывать. При правильной методической постановке весь процесс рисунка должен служить школой воспитания композиционного качества. После того, когда ясно осознана задача данного задания и решено, что должно входить в композицию, первым шагом является выбор размера изображения и его размещение на листе. Случайное, необдуманное размещение изображения требует переделки, перетираний, ведет к потере времени и притупляет свежесть восприятия. Иногда это вызывает неудовлетворённость и нежелание уже на начальной стадии продолжать рисунок, теряется интерес к работе. Если же подойти к композиции обдуманно и с расчетом, соблюдая методически грамотную последовательность ведения работы, то учащиеся не допустят грубых ошибок. Первая задача рисующего — уместить всё изображение на выбранном размере и формате листа — должна оставаться постоянным жестким требованием, одной из основ учебного рисунка. Исходя из темы и задачи учебной постановки, после выбора точки зрения нужно наметить короткими штрихами на листе крайние точки всей композиции: один или группу предметов (натюрморт). Эти крайние точки нужны для того, чтобы сразу разместить на формате листа всё изображение. Тем самым определяется его место на листе, размер и, следовательно, масштаб. При этом группа предметов мысленно вписывается в общую форму (чаще не правильного многоугольника). Размещая предметы на плоскости, учитывается то обстоятельство, что все предметы должны быть уравновешены по отношению друг к другу и к плоскости листа. В зависимости от формы предмета и от формата листа следует зрительно оценить, какой размер является определяющим в данном случае: ширина или высота. В начальных учебных упражнениях по рисунку с натуры главным является штудирование формы предмета. Поэтому формат листа должен быть использован как можно полнее и размер изображения должен приближаться, по возможности, к размеру натуры, так как в маленьком по размеру рисунке предмета большие ошибки не заметны, а на большом изображении видна и не значительная ошибка. Выполняя композиционное размещение изображения в формате листа, легче находить сначала кратные отношения: например, сначала легче найти половину (середину) размера, а затем более мелкие части. Затем находится положение каждого предмета на плоскости листа и относительно друг друга. Причём выше располагается на листе тот предмет, который в натюрморте расположен дальше. И ниже в листе расположен тот, который ближе. Если в натюрморте присутствуют драпировки, то необходимо при поиске композиции рассчитать место и для драпировки. Причём нет необходимости помещать в изображение натюрморта всю драпировку, а только лишь ту часть, которая поможет лучше раскрыть содержательную сторону постановки. Важное место в композиции занимают и падающие тени. Они помогают передать глубину освещения, контрастность тонов предметов и фона. Соблюдая методическую последовательность композиционного размещения изображения в формате листа, учащимся легче справиться с поставленными задачами на передачу композиционного центра, передачу равновесия в формате и плановости. А значит в итоге работа будет более выразительна и убедительна. | |
Категория: Изобразительное искусство | Добавил: Daschik68 (12.01.2014) | | |
Просмотров: 543 |
Всего комментариев: 0 | |