Главная » Статьи » Методическая копилка » Изобразительное искусство

Народные промыслы их истоки и современное развитие
Тема: Народные промыслы их истоки и современное развитие

Цель. Сформировать представление о народных промыслах гжели, хохломы.
Задачи урока:
1. Познакомить учащихся с особенностями народных промыслов
2. Развивать творческие способности, фантазию, практические навыки выполнения элемента росписи.
3. Воспитывать любовь к народным традициям, народному творчеству, чувство ответственности, взаимопомощь, уважение к труду.
Оборудование:
Для учителя:
• компьютерный класс;
• мультимедиапроектор;
• предметы народных промыслов;
• картинки с расписанной посуды гжель, хохлома;
Для учащихся:
• альбом;
• вырезанные из бумаги формы посуды;
• краски;
• карандаш ТМ, М;
• ластик;
• кисти;
• баночка для воды
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы:
• словесный (беседа)
• наглядно - демонстрационный,
• практический,
• информационно-коммуникационный

Ход урока.

1. Организационный момент
2. Вступление Добрый день, ребята. Надеюсь, что настроение у вас отличное и, вы, несомненно, готовы к новым открытиям и творческим начинаниям.
Тема нашего сегодняшнего урока «Народные промыслы их истоки и современное развитие. Гжель, хохлома»

Слайд №1, 2.
Чтобы лучше узнать художественные промыслы гжель и хохлому, мы совершим экскурсию по местам, где они зарождались.
А как вы думаете, что мы сможем узнать в ходе нашей экскурсии? (учащиеся самостоятельно определяют цель путешествия)
Мы узнаем, где зародились народные промыслы гжель и хохлома, из чего создают мастера свои изделия, познакомимся с приемами росписи и после экскурсии мы с вами сами попробуем себя в роли народных умельцев и выполним элементы росписи по мотивам народных промыслов гжели и хохломы в творческой мастерской.
3. Объяснение темы урока.
И так, я приглашаю вас отправиться на экскурсию по самым знаменитым, самым уникальным центрам народных промыслов.
1. Путешествие в Подмосковный город Гжель.
Слайд №3 Первое путешествие мы совершим в Подмосковье, город Гжель - известный центр гжельской художественной керамики.
Слайд №4 Недалеко от Москвы средь лесов и полей стоит город, а чуть более 500 лет назад это была деревенька. Жили в той деревеньке люди мастеровые, которые нашли тут глину особенную, белую. Город Гжель расположен недалеко от Москвы.
Пришло это название из седой старины от слова «жечь, обжигать». Издавна здесь занимались изготовлением глиняной посуды. Изделия из гжели так красивы, так необычны, что слава о них разнеслась не только в нашей стране, но и за рубежом.
Слайд №5. И вот мы на фабрике в формовочном цехе. Здесь фарфоровую массу (шликер) заливают в гипсовые формы Литейщица, вынув влажное изделие из формы, делает резной узор от руки.
Слайд №6. А вот в гончарной мастерской мастера гончарного дела создают свои изделия вручную. Так из глины делают кувшины.
Слайд №7. А сейчас мы с вами посетим мастер – класс. Его показывает мастер гжельской росписи. Сначала форму окунают в глазурь, а затем выполняют роспись.
Слайд №8. В цехе художественной росписи каждый мастер имеет свое рабочее место. Каждое изделие мастер расписывает вручную.
Слайд №9. Исполнитель росписи ставит свою подпись на каждом изделии. Завершается процесс изготовления гжельской росписи обжигом.
Слайд № 10. Посмотрите на экран. Какие изделия вы видите?
Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь.
Известно всем в народе ее название – Гжель.
(Показ видео «Голубые цветы гжели»)
Слайд № 11. Посмотрите, ребята, какое удивительное сочетание белого и синего.
Как вы думаете, где мог увидеть мастер эту особую красоту?
Слайд № 11. Правильно. Секреты красоты таятся в самой природе. Голубизна неба, ослепительная белизна снега – вот что подсказало художнику это гармоничное сочетание красок.
Слайд № 13. Какие элементы росписи используют гжельские мастера? Ребята, посмотрите, какие приемы росписи применяли мастера гжели.
Краска набирается только на одну сторону кисти и широким круговым движением накладывается мазок на поверхность. Один мазок – лепесток, другой, третий – и вот уже роза готова. И в ней можно различить постепенный переход от светлого к темному. Такой прием росписи называют «мазок на одну сторону» или «мазок с тенями». Мазок – пятно дополняет тонкая решительная линия: прямая, волнистая, спиралевидная, округлая. Она то подчеркивает форму цветка, листика, а то вдруг весело побежит по краю горловины сосуда или рассыплется стебельками, завьется спиралью усиков. (рассказ сопровождает выполнение приема росписи).
Слайд № 14. Путешествие в мир волшебной хохломы (Горьковская область).
Слайд № 15. На Волге, в Горьковской области, возник еще один промысел росписи по дереву. «Золотая хохлома» называют его в народе.
Слайд № 16. Откуда же появилось это удивительное искусство? Разное сказывают старики. Говорят, будто давным–давно поселился за Волгой веселый мужичок – умелец. Избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как–то к его порогу жар – птица и он её угостил. И вдруг птица – жар прикоснулась своим крылом к чашке - и чашка стала золотой. Вот такое поверье ходит в народе.
Расписная деревянная посуда очень древняя. Вот уже 200 лет делают из дерева хохломские блюда, ложки, плошки, поставцы и вазы, солонки и сказочные ковши-утицы.
Слайд № 17. Хохломская роспись выполняется кистью от руки без предварительного рисунка.
Слайд № 18. Ребята, скажите, какие изделия изготавливают хохломские мастера?
А какие по цвету краски любили использовать хохломские мастера?
Любимые цвета – красный да черный и совсем немного желтого и зеленого для мелкой прорисовки – приписок. А золото – то откуда? В этом и есть секрет хохломского промысла! Чтобы золотом загорелся узор, покрывают его олифой или лаком и ставят в горячую печь. Закаливается лак до желтого цвета – и вспыхнет под ним блестящий фон. Чем не золото?
Слайд № 19. Ребята, обратите внимание на основные элементы травного орнамента, на плавность изогнутых линий. Все травинки, малые и большие кудрявятся, не касаясь стебелька, или же собираются к корешку. Такую травку называют «Кудриной».
(Показ видео «Мультик про хохлому»)
Посмотрите, как выполняется узор. Хохломская роспись выполняется кистью от руки без предварительного рисунка, т.е. «с маху» красками, при этом кисть держится перпендикулярно к поверхности. Бежит, кружится по поверхности затейливый узор – Кудрина, взлетит вверх, наберет силу, да и остановится. Сам рисунок добавят мелкой прорисовкой и вот готов узор.
Пожеланием добра, благополучия и счастья с давних пор на Руси считались изображения цветущих кустов и плодов. Эту традицию сохраняют сегодня народные мастера. Украшая обычные предметы нарядной росписью. И с ними в наш дом приходят красота и радость, которые щедро дарят нам мастера промысла.
4. Рефлексия.
Ребята, мы совершили с вами экскурсию по местам народных промыслов.
Слайд № 20. Скажите: С какими промыслами вы познакомились? Назовите основные элементы гжельской росписи и хохломы. (Учащиеся называют основные элементы росписи)
Чтобы проверить свои знания, я предлагаю вам по описанию определить вид промысла.
1. Голубизну небесную,
Что сердцу так мила,
Кисть мастера на чашку легко перенесла.
2. Удивляя, прорастая как - то празднично жива. Молодая, непростая черно – красная трава.
Варианты ответов: гжель, хохлома.
Проверь свой ответ. Слайд № 21.
Физминутка. Ребята, а сейчас, перед выполнением практической работы, для того чтобы кисти рук были пластичными и гибкими, проведем разминку для рук.
А теперь, ребята, встали.
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад.
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.

5. Практическая работа.
Ребята, мы узнали, как создают мастера свои произведения, познакомились с приемами росписи и сейчас мы сами попробуем себя в роли народных умельцев, поработаем в творческой мастерской.
Можете ли вы по предметам, которые лежат у вас на столах, определить, в какой мастерской вы будете работать?

На ваших столах лежат разные по размеру формы предметов, но они не украшены росписью. Выберите форму предмета, которую вы сможете расписать, перенесите выбранную форму в альбом и украсьте ее элементами росписи, взяв характерные цветовые сочетания и приемы росписи. Составьте декоративный натюрморт из ваших предметов.

6. Итог.
Анализ работ учащихся, подведение итогов.

Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Чему научились?
Что удалось?
С какими трудностями столкнулись.
Слайд № 22. Основные элементы росписи.
На этом наш урок завершен. Всем спасибо за сотрудничество. И пусть этот урок не заканчивается звонком.
Пусть он останется надолго в вашей памяти и поможет вам понять и полюбить народное искусство.


Автор: Гизатуллина Альбина Хакимовна, учитель изобразительного искусства МБОУ "Аксубаевский лицей", п.г.т. Аксубаево, Республика Татарстан
Категория: Изобразительное искусство | Добавил: (12.04.2013) | Автор: Гизатуллина Альбина Хакимовна E
Просмотров: 958
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]