Главная » Статьи » Методическая копилка » Изобразительное искусство |
Программа дополнительного образования "Мастер-классы по прикладному дизайну"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «СОСНОВСКИЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» НОВОКУЗНЕЦКОГО РАЙОНА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Мастер – классы по прикладному дизайну» возраст обучающихся – по различным возрастным группам, срок реализации – 1 год Автор – составитель: Рудых Мария Германовна, педагог дополнительного образования Новокузнецкий район 2013 Пояснительная записка Введение В последнее время стремительно растет интерес детей и взрослых к декорированию предметов своего быта, созданию аксессуаров, улучшению интерьера. Существует очень много техник и приемов оформления декоративных элементов, дизайнерских предметов, но каждый выбирает для себя лишь несколько видов деятельности, а затем совершенствует свой навык. Освоить какой-либо вид прикладного творчества сегодня можно самыми различными способами: с помощью книги, журнала, обучающего видео, на уроках по технологии и занятиях по дополнительному образованию. Но одним из самых действенных методов освоения какой-либо техники является мастер-класс. Мастер–класс – это особая форма учебного занятия, которая основана на практических действиях мастера (педагога), демонстрации его творческого решения, а также показа уже созданных авторских работ. Мастер-класс бывает нескольких видов: • Демонстрация работы мастера с наблюдающей аудиторией • Работа мастера с привлечением нескольких человек из аудитории – помощников • Совместная работа мастера с аудиторией • Самостоятельная работа аудитории под руководством мастера • Самостоятельная работа аудитории с последующим анализом, оценкой и советами мастера. Самый продуктивный и интересный мастер-класс для детей – это совместная работа педагога с группой, либо самостоятельная работа под руководством. Именно мастер-классовое занятие позволяет наиболее полно освоить азы какой-либо техники за достаточно короткое время. Актуальность и новизна программы. Программа оригинальна по своей сути тем, что заложенные в ней семь мастер-классов по прикладному дизайну могут быть осуществлены как системно в комплексе, так и в виде разового мероприятия по какой-либо теме. Мастер – класс – это продуктивный вид учебного процесса, в котором наиболее полно можно познакомиться и овладеть определенной технологией. Каждый желающий может выбрать для себя интересную тему и освоить технику декоративного творчество всего за один день. Некоторые темы предлагаемых мастер-классов предполагают семейные мероприятия, на которых родители вместе с детьми проходят краткий обучающий курс, а затем создают свою уникальную вещь совместными усилиями. Все изготовленные во время занятия дизайнерские вещи остаются на память участникам мастер-класса. Цель программы: создать условия для овладения конкретными техниками декорирования по средствам мастер-классов. Задачи: 1. развить объемно-пространственное и креативное мышление; 2. привить устойчивый навык мастерства по заложенным в программу техникам декорирования; 3. сформировать представление о прикладном дизайне, как о проектной деятельности; 4. создать условия для формирования художественно-творческой активности обучающихся; 5. познакомить на практике с современными инструментами и материалами для декоративного творчества. Возраст обучающихся Темы для мастер-классов актуальны для разных категорий граждан: дети всех возрастов, студенты, родители, педагоги и учителя, любой желающий человек. На каждое мероприятие формируется отдельные группы: дети младшего школьного возраста, дети старшего школьного возраста, дети с родителями, учителя и педагоги, другие граждане. Наполняемость группы 8 – 10 человек. Продолжительность программы мастер-классов В программе предусмотрены семь мастер-классов, продолжительность каждого от 5 до 7 часов. В общей сложности 46 академических часов. Каждый мастер-класс – это отдельное разовое мероприятие. Очередность мастер-классов может меняться в зависимости от пожеланий группы. Форма занятий Мастер-класс по прикладному дизайну является формой проведения практического занятия, на котором происходит самостоятельная творческая деятельность обучающегося под руководством педагога. Содержание программы 1. Мастер – класс «Кардмейкинг». Тема «Праздничная открытка» - 6 часов 2. Мастер – класс «Скрапбукинг». Тема «Фотоколлаж» - 7 часов 3. Мастер – класс «Скрапбукинг». Тема «Фоторамка» - 7 часов 4. Мастер-класс «Квиллинг». Тема «Композиция на плоскости» - 7 часов 5. Мастер-класс «Объемный квиллинг». Тема «Игрушка из гофрированного картона» - 7 часов 6. Мастер – класс «Айрис Фолдинг». Тема «Тематическая композиция на плоскости» - 7 часов 7. Мастер-класс «Мармарирование». Тема «Декорирование посуды» - 5 часов Учебно-методическое обеспечение и техническое оснащение. Оборудование: столы, стулья, доска настенная, шкафы, стеллаж для хранения материалов и демонстрации выполненных работ. Инструменты и материалы. Прописаны отдельного для каждого мастер-класса. Наглядные пособия: • Демонстрационный материал: готовые работы (или их фотографии), выполненные в определенной технике; • Книги, журналы, буклеты по прикладному дизайну; • Работы учащихся из методического фонда; • Методические альбомы и папки (цветовые таблицы, чертежи, шаблоны деталей макетов, эскизы, рисунки); • Компьютерное сопровождение теоретического материала. Техническое оснащение: • Ноутбук; • Цифровой фотоаппарат. 1. Мастер – класс «Кардмейкинг» Тема «Праздничная открытка» Кардмейкинг – это искусство создания открытки из нетрадиционных материалов и в различных техниках. Философия кардмейкинга построена на простой заповеди: хочешь поздравить человека действительно от души – вложи в поздравление душу. Сегодня магазины и киоски переполнены открытками на любой «вкус и цвет». Частные полиграфические фирмы, коих теперь также хватает с избытком даже в самых провинциальных городках, предлагают даже разработку дизайна поздравительных открыток с учетом пожеланий заказчика – с фотографией виновника торжества, например. Но это все равно приелось и примелькалось. То ли дело, когда тебе дарят маленькое чудо с орнаментом из настоящих кофейных зерен и ванильных палочек, источающее упоительный аромат. Или открытку, отделанную стразами или бисером, бусинами, цветами – искусственными и живыми, лентами, кружевами и другими милыми штучками. Целевая аудитория (группа обучающихся) Мастер-класс по кардмейкингу будет интересен всем возрастам, поэтому он может проводиться в следующих группах: • Младшие школьники и школьники среднего возраста • Старшие школьники и студенты • Учителя и педагоги • Семьи (родители и дети) • Свободная группа Рекомендуется проводить данный мастер-класс для родителей и детей, а также учителей технологии Материалы для изготовления открыток: 1. Основа открытки: • Плотная цветная бумага для принтера • Цветной картон • Бумага для скрапбукинга • Дизайнерская бумага • Промышленная или упаковочная плотная бумага • Бархатная бумага • Гофрированный картон и др. 2. Инструменты для работы: • Ножницы просты и фигурные • Канцелярский нож, резак • Фигурные и угловые дыроколы • Степлер • Шила, игла, пинцет для деликатной работы 3. Клеящие материалы: • Клей ПВА • Клей «Момент» • Клей-пистолет • Двусторонний скотч прозрачный и объемный 4. Декоративные элементы: • Кружево, ленты, шнуры, нити, шитье, ткань • Бусинки, стразы, пуговицы, пайетки, бисер, булавки • Наклейки объемные, голографические и плоские • Флористические элементы (цветы, травинки, листики, веточки) • Искусственные цветы • Крупа, зерна кофе, специи не дробление, цветные макароны • Маркеры, ручки, цветные контуры и гели с блеском • Тексты поздравление, название открыток, пожелания План проведения мастер-класса по кардмейкингу № п/п Разделы программы Количество часов всего теория практика 1 Искусство кардмейкинга 0.5 0.5 - 2 Стили кардмейкинга 0.5 0.5 - 3 Материалы и инструменты для работы 0.5 0.5 - 4 Изготовление открытки 4.1 Подготовка основы открытки 1 - 1 4.2 Изготовление элементов декора 1 - 1 4.3 Составление композиции открытки 1 - 1 4.4 Закрепление элементов на плоскости 1 - 1 5 Выставка открыток, подведение итогов 0.5 0.5 - Итого всего 6 2 4 2. Мастер – класс «Скрапбукинг». Тема «Фотоколлаж» Скрапбу́кинг, скрэпбу́кинг (англ. scrapbooking, от англ. scrapbook: scrap — вырезка, book — книга, букв. «книга из вырезок») — вид рукодельного искусства, заключающегося в изготовлении и оформлении семейных или личных фотоальбомов. Авторское изготовление тематических фотоальбомов – это увлекательный творческий процесс, построенный на личных эмоциях, связанных с самими фотографиями. Изготовление хорошего семейного альбома может занять очень много времени и сил, поэтому у скрапбукинга существуют «ответвления» по созданию фоторамки, фотоколлажа и сувенирных изделий с использованием личных фотографий. Мастер-класс по скрапбукингу предполагает изготовление семейного фотоколлажа, так как его возможно выполнить в рамках одного мероприятия. Работа на этом мастер-классе предполагается в парах или группах по три человека. Целевая аудитория (группа обучающихся) Мастер-класс по изготовлению фотоколлажа групповой, работа ведется в парах или по три человека. Это могут быть семьи, друзья, коллеги любых возрастов. Рекомендуется проводить данный мастер-класс для родителей и детей, а также учителей технологии. Материалы и инструменты для изготовления фотоколлажа: 1. Основа фотоколлажа: • Цветная бумага для пастели формата А2 • Семейные фотографии, посвященные празднику, событию, конкретному человеку и т.д. (не менее четырех фотографий размером 10х15) 2. Инструменты для работы: • Ножницы просты и фигурные • Канцелярский нож, резак • Фигурные и угловые дыроколы • Степлер • Шила, игла, пинцет для деликатной работы 3. Клеящие материалы: • Клей ПВА • Клей «Момент» • Клей-пистолет • Двусторонний скотч прозрачный и объемный 4. Бумажные вырезки: • Тематические вырезки с текстами и картинками из газет, журналов, открыток • Вырезки букв для названия • Различные вырезки из цветной, рифленой, бархатной бумаги для подложек и рамок 5. Декоративные элементы: • Кружево, ленты, шнуры, нити, шитье, ткань • Бусинки, стразы, пуговицы, пайетки, бисер, булавки • Наклейки объемные, голографические и плоские • Флористические элементы (цветы, травинки, листики, веточки) • Искусственные цветы • Крупа, зерна кофе, специи не дробление, цветные макароны • Маркеры, ручки, цветные контуры и гели с блеском План проведения мастер-класса по изготовлению открытки № п/п Разделы программы Количество часов всего теория практика 1 Искусство скрапбукинга 0.5 0.5 - 2 Стили скрапбукинга 0.5 0.5 - 3 Материалы и инструменты для работы 0.5 0.5 - 4 Изготовление фотоколлажа 4.1 Определение идеи фотоколлажа и распределение работы в группе 0.5 - 1 4.2 Составление эскиза фотоколлажа 0.5 - 1 4.3 Изготовление элементов декора 2 - 2 4.4 Составление композиции на плоскости 1 - 1 4.5 Закрепление элементов на плоскости 1 - 1 5 Выставка работ, подведение итогов 0.5 0.5 - Итого всего 7 2 5 3. Мастер – класс «Скрапбукинг». Тема «Фоторамка» Самостоятельное изготовление фоторамки уже несколько лет является хобби многих людей, для которых фотография и ее оформление имеет большое значение. Искусство скрапбукинга систематизирует, помогает определить стиль и технику исполнения фоторамки. Особенность ее создания состоит в разработке надежной конструкции (фоторамка может быть самой различной по форме) и тематическом оформлении, которое перекликается с содержанием самой фотографии. Именно этим тонкостям мастерства посвящается учебное мероприятие. Целевая аудитория (группа обучающихся) Мастер-класс по изготовлению фоторамки будет интересен всем возрастам, поэтому он может проводиться в следующих группах: • Младшие школьники и школьники среднего возраста • Старшие школьники и студенты • Учителя и педагоги • Семьи (родители и дети) • Свободная группа Рекомендуется проводить данный мастер-класс для родителей и детей, а также учителей технологии Материалы и инструменты для изготовления фоторамки: 1. Основа фоторамки: • Простоя фоторамка • Коробки любой формы • Блюда и любые другие плоские поверхности • Любимая фотография, размером 10х15 см 2. Инструменты для работы: • Ножницы просты и фигурные • Канцелярский нож, резак • Фигурные и угловые дыроколы • Степлер • Шила, игла, пинцет для деликатной работы 3. Клеящие материалы: • Клей ПВА • Клей «Момент» • Клей-пистолет • Двусторонний скотч прозрачный и объемный 4. Бумажные вырезки: • Тематические вырезки с текстами и картинками из газет, журналов, открыток • Вырезки букв для названия • Различные вырезки из цветной, рифленой, бархатной бумаги для подложек и рамок 5. Декоративные элементы: • Кружево, ленты, шнуры, нити, шитье, ткань • Бусинки, стразы, пуговицы, пайетки, бисер, булавки • Наклейки объемные, голографические и плоские • Флористические элементы (цветы, травинки, листики, веточки) • Искусственные цветы • Крупа, зерна кофе, специи не дробление, цветные макароны • Маркеры, ручки, цветные контуры и гели с блеском План проведения мастер-класса по скрапбукингу № п/п Разделы программы Количество часов всего теория практика 1 Скрапбукинг и фоторамка 0.5 0.5 - 2 Тематическое оформление фоторамки. Разнообразие форм 0.5 0.5 - 3 Материалы и инструменты для работы 0.5 0.5 - 4 Изготовление фоторамки 4.1 Определение формы и тематики фоторамки 0.5 - 1 4.2 Разработка и создание конструкции 2 - 2 4.3 Изготовление элементов декора 1 - 2 4.4 Составление композиции на поверхности фоторамки 1 - 1 4.5 Закрепление элементов 1 - 1 5 Выставка работ, подведение итогов 0.5 0.5 - Итого всего 7 2 5 4. Мастер-класс «Квиллинг» Тема «Композиция на плоскости» Квиллинг (англ. quilling) - бумагокручение, бумажная филигрань (англ. paper filigree) - искусство создавать композиции из бумажных полос. Каждая композиция в квиллинге состоит из бумажных элементов различной формы, приклеенных к основе или склеенных между собой. Обычно для этого тонкие полоски бумаги скручиваются в рулончики (роллы), которым затем дают немного развернуться и придают форму, но существуют и другие способы изготовления элементов. Квиллинг часто комбинируют с другими техниками, например используют в скрапбукинге. В технике квиллинга делают открытки, панно, с его помощью декорируют предметы быта (коробочки, рамочки для фотографий и т.п.), из полосок бумаги также изготавливают ажурную и оригинальную бижутерию. Целевая аудитория (группа обучающихся) Мастер-класс по квиллингу будет интересен всем возрастам, однако младшим школьникам тяжело справиться с кропотливой мелкой работой, поэтому для этого возраста лучше посещать занятие с родителями и работать в парах. Материалы и инструменты для квиллинга: 1. Основа для композиции: • Фоторамка без стекла • Коробка из под конфет с широкими бортами • Лазерный диск • Любая другая плоскость 2. Материалы: • Полоски для квиллинга • Двусторонняя бумага • Клей ПВА 3. Инструменты: • Шило для квиллинга (или зубочистка) • Ножницы • Резак План проведения мастер-класса по квиллингу № п/п Разделы программы Количество часов всего теория практика 1 Техника бумагопластики квиллинг 0.5 0.5 - 2 Особенности бумажных лент. Инструменты и материалы для квиллинга 0.5 0.5 - 3 Базовые формы в квиллинге и методы их изготовления 1 0.5 0.5 4 Изготовление цветов из бумажных лент различной ширины 1 0.5 0.5 5 Создание композиции на плоскости 5.1 Определение сюжета, разработка эскиза 0.5 - 0.5 5.2 Поэтапное изготовление элементов композиции 2 - 2 5.3 Составление композиции на плоскости и закрепление всех элементов 1 - 1 6 Выставка работ, подведение итогов 0.5 0.5 - Итого всего 7 2.5 4.5 5. Мастер-класс «Объемный квиллинг» Тема «Игрушка из гофрированного картона» Квиллинг (англ. quilling) - бумагокручение, бумажная филигрань (англ. paper filigree) — искусство создавать композиции из бумажных полос. Объемный квиллинг выполняется из широких бумажных лент или полос гофрированного картона. Гофрированный картон при скручивании рулончика (ролла) имеет значительно больший диаметр по сравнению с роллом из бумаги, именно поэтом чаще всего делаются игрушки из картона. Целевая аудитория (группа обучающихся) Мастер-класс по объемному квиллингу будет интересен всем возрастам. Тема игрушки очень знакома младшим школьникам, но самостоятельно справиться с работой им будет тяжело, поэтому для этого возраста лучше посещать занятие с родителями (сестрами, братьями, старшими друзьями) и работать в парах. Материалы и инструменты для объемного квиллинга: 1. Материалы: • Полоски из гофрированного картона • Простой и гофрированный цветной картон • Клей ПВА • Дополнительные декоративные элементы (глаза, бусинки и т.д.) 2. Инструменты: • Шило для квиллинга (или зубочистка) • Ножницы • Резак План проведения мастер-класса по объемному квиллингу № п/п Разделы программы Количество часов всего теория практика 1 Техника бумагопластики квиллинг. Объемные формы 0.5 0.5 - 2 Особенности полос из гофрированного картона. Инструменты и материалы для квиллинга 0.5 0.5 - 3 Базовые формы в квиллинге из картона 0.5 - 0.5 4 Определение элементов для создания конкретной игрушки 0.5 - 0.5 5 Изготовление крупных элементов из полос гофрированного картона 1 1 6 Изготовление дополнительных элементов 1 - 1 7 Составление общей формы игрушки, закрепление элементов друг с другом 1.5 - 1.5 8 Дополнение готовой работы мелкими деталями 1 - 1 9 Выставка работ, подведение итогов 0.5 0.5 - Итого всего 7 1.5 4.5 6. Мастер – класс «Айрис Фолдинг» Тема «Тематическая композиция на плоскости» Iris Folding (Айрис Фолдинг) – техника складывания полос цветной бумаги под углом в виде закручивающейся спирали. Работы, выполненные с применением данной техники, зачастую похожи на диафрагму фотокамеры или радужную оболочку глаза. В настоящее время для работы в данной технике используются не только различные виды цветной бумаги и картона, но и ленты. Сегодня Айрис Фолдинг применяют для украшения открыток, записок, книг, фотоальбомов, коллажей и т.д. Конструкции, выполненные с применением техники Айрис Фолдинг, смотрятся весьма необычно и всегда притягивают пристальные взгляды. Эта техника применяться в работах в чистом виде (например, открытка изготовлена исключительно с применением IF), а может быть и «украшательным» дополнением к работам, выполненным с применением иных техник. Целевая аудитория (группа обучающихся) Мастер-класс по айрис фолдингу будет интересен всем возрастам, поэтому он может проводиться в следующих группах: • Младшие школьники и школьники среднего возраста • Старшие школьники и студенты • Учителя и педагоги • Семьи (родители и дети) • Свободная группа Для группы младших школьников и школьников среднего возраста заранее изготавливаются прорезные шаблоны, так как работать с канцелярским ножом в этом возрасте опасно. Соответственно мастер-класс для этой группы может быть короче по времени. Материалы и инструменты для айрис фолдинга: 1. Плоскость для работы: • Рамка без стекла формата А4 или А5 • Плотная цветная бумага для фона • Шаблон-схема рисунка 2. Инструменты: • Ножницы • Резак • Карандаш 3. Материалы • Бумага для полосок (цветная, журнальная, газетная) • Клей ПВА План проведения мастер-класса по айрис фолдингу № п/п Разделы программы Количество часов всего теория практика 1 Техника плоскостного конструирования Айрис Фолдинг 0.5 0.5 - 2 Базовые шаблоны - схемы 0.5 0.5 - 3 Принцип наклеивания бумажных полос 0.5 0.5 - 4 Принцип разработки собственного шаблона-схемы 1 0.5 0.5 5 Создание композиции в технике Айрис Фолдинг 5.1 Выбор готового шаблона или создание своего 0.5 - 0.5 5.2 Прорезание на плоскости шаблонного контура 0.5 - 2 5.3 Изготовление и приклеивание полос 2 - 1 5.4 Оформление работы, декорирование 1 6 Выставка работ, подведение итогов 0.5 0.5 - Итого всего 7 2.5 4.5 7. Мастер-класс «Мармарирование» Тема «Декорирование посуды» Марморирование – это техника оформления поверхностей произвольными разводами красок. Особенность этой техники в ее простоте и оригинальности рисунков, которые невозможно повторить создать другим способом. Смысл заключается в том, что краски для марморирования лежат на поверхности воды, подобно бензиновому пятну, и любой, опускаемый в эту воду предмет обволакивается красками с непредсказуемыми красочными разводами и перетеканиями. От методов обмакивания предметов, их поворотов зависит общий рисунок. На мастер-классе предполагается оформление посуды с помощью марморирования, а также дальнейшего декорирования полученных причудливых форм другими техниками. Целевая аудитория (группа обучающихся) Мастер-класс по марморированию будет интересен всем возрастам, поэтому он может проводиться в следующих группах: • Младшие школьники и школьники среднего возраста • Старшие школьники и студенты • Учителя и педагоги • Семьи (родители и дети) • Свободная группа Материалы и инструменты для марморирования: 1. Предметы для марморирования: • Любые предметы посуды: кружки, тарелки, вазы, бутылки и т.д. 2. Материалы: • Краски для марморирования • Контейнер для разведения красок • Салфетки бумажные 3. Матириалы для декорирования: • Бисер, бусинки • Цветные шерстяные нитки • Макароны, зерна кофе и т.д. • Блеск, контур • Любые другие декоративные элементы 4. Инструменты • Ножницы • Нож канцелярский • Клей «Момент» • Клей «Пистолет» План проведения мастер-класса по марморированию № п/п Разделы программы Количество часов всего теория практика 1 Техника марморирования. Цветовые переливы 0.5 0.5 - 2 Приемы накатывания красок 0.5 0.5 - 3 Марморирование предметов посуды 1 - 1 4 Декорирование посуды и дополнение композиции на основе созданного рисунка 2 0.5 1.5 6 Выставка работ, подведение итогов 1 0.5 0.5 Итого всего 5 2 3 Список литературы Литература для педагога 1. Декоративно-прикладное творчество. Искусство декорирования. Практическое руководство для взрослых и детей / [А.Ю.Мухов, В.В.Кудряшова, У.Н.Крохина и др.]; под ред. А.Ю.Мухова.- Ростов н/Д: Феникс, 2006.- С. 93-114. 2. Ермолаева, Л.П. Основы дизайнерского искусства: декоративная живопись, графика: учебное пособие для студентов – дизайнеров / Л.П. Ермолаева, А.С.Трофимов, Г.М.Гусейнов. – М.: Издательство Гном и Д, 2008. – 120 с. 3. Колякина, В.И. Методика организации уроков изобразительного творчества: планы и сценарии уроков изобразительного искусства / В.И. Колякина, Ю.В. Губков. - М.: изд. центр ВЛАДОС, 2005. – С. 5-16. – (Библиотека учителя изобразительной деятельности). 4. Копцев, В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: учеб. пособие для школьников / В.П. Копцев. - Ярославль: академия развития: Академия Холдинг, 2006. – 144 с. 5. Криницкий В.И. Теория прикладного дизайна: учеб. для средн. проф. – техн. училищ / В.И. Криницкий, Л.Н. Монина. – М.: Высш.шк., 2007. – С. 15-89 – (Профтехобразование) 6. Ноканов, Т.А. Бумагопластика как метод развития декоративно-прикладного мышления / Т.А. Ноканов, С.А. Роградский // Сер. Хит сезона. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 288с. Литература для учащихся 1. Искусство и ты: Ты изображаешь, украшаешь и строишь : учебник для школьников / Л.А. Неменская, Б.М. Неменский; под ред. Б.М. Неменского. – 5-ое изд. – М.:Просвещение, 2005. – 112 с. 2. Виды декоративного творчества: тесты, тренинги для обучающихся по курсу «Декоративно-прикладное искусство» / О.П. Курков, В.К. Муркина, А.Е.Хонина // Специализированная литература. – М.: Медиа-Центра. –2007. - 80 с. 3. Копцев, В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: учеб. пособие для школьников / В.П. Копцев. - Ярославль: академия развития: Академия Холдинг, 2006. – 144 с.– (Ребенок: путь к творчеству). 4. Коротеева, Е.И. Азбука аппликации / Е.И. Коротеева, Ю.А. Прошкина – М.:ОЛМА-ПРЕСС, 2005. – 32с. – (Умное поколение. Школа творчества) 5. Новоселова, Т.А. Современный интерьер / Т.А. Новоселова, С.А. Павлоградский // Сер. Хит сезона. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 288с. Автор программы: педагог МБОУ ДОД "Сосновский Дом детского творчества" Новокузнецкого района Кемеровской обл. Рудых Мария Германовна, руководитель студии "Дизайн". Источник: http://sosnovkaddt.ucoz.ru/index/metodicheskaja_kopilka/0-20 | |
Категория: Изобразительное искусство | Добавил: (09.04.2013) | | |
Просмотров: 2376 |
Всего комментариев: 0 | |