Главная » Статьи » Методическая копилка » Изобразительное искусство

Программа дополнительного образования "Мастер-классы по прикладному дизайну"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«СОСНОВСКИЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
НОВОКУЗНЕЦКОГО РАЙОНА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Мастер – классы по прикладному дизайну»
возраст обучающихся – по различным возрастным группам,
срок реализации – 1 год


Автор – составитель:
Рудых Мария Германовна,
педагог дополнительного образования

Новокузнецкий район
2013

Пояснительная записка
Введение
В последнее время стремительно растет интерес детей и взрослых к декорированию предметов своего быта, созданию аксессуаров, улучшению интерьера. Существует очень много техник и приемов оформления декоративных элементов, дизайнерских предметов, но каждый выбирает для себя лишь несколько видов деятельности, а затем совершенствует свой навык. Освоить какой-либо вид прикладного творчества сегодня можно самыми различными способами: с помощью книги, журнала, обучающего видео, на уроках по технологии и занятиях по дополнительному образованию. Но одним из самых действенных методов освоения какой-либо техники является мастер-класс. Мастер–класс – это особая форма учебного занятия, которая основана на практических действиях мастера (педагога), демонстрации его творческого решения, а также показа уже созданных авторских работ.
Мастер-класс бывает нескольких видов:
• Демонстрация работы мастера с наблюдающей аудиторией
• Работа мастера с привлечением нескольких человек из аудитории – помощников
• Совместная работа мастера с аудиторией
• Самостоятельная работа аудитории под руководством мастера
• Самостоятельная работа аудитории с последующим анализом, оценкой и советами мастера.
Самый продуктивный и интересный мастер-класс для детей – это совместная работа педагога с группой, либо самостоятельная работа под руководством. Именно мастер-классовое занятие позволяет наиболее полно освоить азы какой-либо техники за достаточно короткое время.

Актуальность и новизна программы.
Программа оригинальна по своей сути тем, что заложенные в ней семь мастер-классов по прикладному дизайну могут быть осуществлены как системно в комплексе, так и в виде разового мероприятия по какой-либо теме. Мастер – класс – это продуктивный вид учебного процесса, в котором наиболее полно можно познакомиться и овладеть определенной технологией. Каждый желающий может выбрать для себя интересную тему и освоить технику декоративного творчество всего за один день. Некоторые темы предлагаемых мастер-классов предполагают семейные мероприятия, на которых родители вместе с детьми проходят краткий обучающий курс, а затем создают свою уникальную вещь совместными усилиями. Все изготовленные во время занятия дизайнерские вещи остаются на память участникам мастер-класса.

Цель программы: создать условия для овладения конкретными техниками декорирования по средствам мастер-классов.

Задачи:
1. развить объемно-пространственное и креативное мышление;
2. привить устойчивый навык мастерства по заложенным в программу техникам декорирования;
3. сформировать представление о прикладном дизайне, как о проектной деятельности;
4. создать условия для формирования художественно-творческой активности обучающихся;
5. познакомить на практике с современными инструментами и материалами для декоративного творчества.

Возраст обучающихся
Темы для мастер-классов актуальны для разных категорий граждан: дети всех возрастов, студенты, родители, педагоги и учителя, любой желающий человек. На каждое мероприятие формируется отдельные группы: дети младшего школьного возраста, дети старшего школьного возраста, дети с родителями, учителя и педагоги, другие граждане. Наполняемость группы 8 – 10 человек.

Продолжительность программы мастер-классов
В программе предусмотрены семь мастер-классов, продолжительность каждого от 5 до 7 часов. В общей сложности 46 академических часов. Каждый мастер-класс – это отдельное разовое мероприятие. Очередность мастер-классов может меняться в зависимости от пожеланий группы.

Форма занятий
Мастер-класс по прикладному дизайну является формой проведения практического занятия, на котором происходит самостоятельная творческая деятельность обучающегося под руководством педагога.

Содержание программы
1. Мастер – класс «Кардмейкинг». Тема «Праздничная открытка» - 6 часов
2. Мастер – класс «Скрапбукинг». Тема «Фотоколлаж» - 7 часов
3. Мастер – класс «Скрапбукинг». Тема «Фоторамка» - 7 часов
4. Мастер-класс «Квиллинг». Тема «Композиция на плоскости» - 7 часов
5. Мастер-класс «Объемный квиллинг».
Тема «Игрушка из гофрированного картона» - 7 часов
6. Мастер – класс «Айрис Фолдинг».
Тема «Тематическая композиция на плоскости» - 7 часов
7. Мастер-класс «Мармарирование». Тема «Декорирование посуды» - 5 часов

Учебно-методическое обеспечение и техническое оснащение.
Оборудование: столы, стулья, доска настенная, шкафы, стеллаж для хранения материалов и демонстрации выполненных работ.
Инструменты и материалы. Прописаны отдельного для каждого мастер-класса.
Наглядные пособия:
• Демонстрационный материал: готовые работы (или их фотографии), выполненные в определенной технике;
• Книги, журналы, буклеты по прикладному дизайну;
• Работы учащихся из методического фонда;
• Методические альбомы и папки (цветовые таблицы, чертежи, шаблоны деталей макетов, эскизы, рисунки);
• Компьютерное сопровождение теоретического материала.
Техническое оснащение:
• Ноутбук;
• Цифровой фотоаппарат.

1. Мастер – класс «Кардмейкинг»
Тема «Праздничная открытка»
Кардмейкинг – это искусство создания открытки из нетрадиционных материалов и в различных техниках.
Философия кардмейкинга построена на простой заповеди: хочешь поздравить человека действительно от души – вложи в поздравление душу. Сегодня магазины и киоски переполнены открытками на любой «вкус и цвет». Частные полиграфические фирмы, коих теперь также хватает с избытком даже в самых провинциальных городках, предлагают даже разработку дизайна поздравительных открыток с учетом пожеланий заказчика – с фотографией виновника торжества, например. Но это все равно приелось и примелькалось. То ли дело, когда тебе дарят маленькое чудо с орнаментом из настоящих кофейных зерен и ванильных палочек, источающее упоительный аромат. Или открытку, отделанную стразами или бисером, бусинами, цветами – искусственными и живыми, лентами, кружевами и другими милыми штучками.

Целевая аудитория (группа обучающихся)
Мастер-класс по кардмейкингу будет интересен всем возрастам, поэтому он может проводиться в следующих группах:
• Младшие школьники и школьники среднего возраста
• Старшие школьники и студенты
• Учителя и педагоги
• Семьи (родители и дети)
• Свободная группа
Рекомендуется проводить данный мастер-класс для родителей и детей, а также учителей технологии

Материалы для изготовления открыток:

1. Основа открытки:
• Плотная цветная бумага для принтера
• Цветной картон
• Бумага для скрапбукинга
• Дизайнерская бумага
• Промышленная или упаковочная плотная бумага
• Бархатная бумага
• Гофрированный картон и др.
2. Инструменты для работы:
• Ножницы просты и фигурные
• Канцелярский нож, резак
• Фигурные и угловые дыроколы
• Степлер
• Шила, игла, пинцет для деликатной работы
3. Клеящие материалы:
• Клей ПВА
• Клей «Момент»
• Клей-пистолет
• Двусторонний скотч прозрачный и объемный
4. Декоративные элементы:
• Кружево, ленты, шнуры, нити, шитье, ткань
• Бусинки, стразы, пуговицы, пайетки, бисер, булавки
• Наклейки объемные, голографические и плоские
• Флористические элементы (цветы, травинки, листики, веточки)
• Искусственные цветы
• Крупа, зерна кофе, специи не дробление, цветные макароны
• Маркеры, ручки, цветные контуры и гели с блеском
• Тексты поздравление, название открыток, пожелания

План проведения мастер-класса по кардмейкингу


п/п Разделы программы Количество часов
всего теория практика
1 Искусство кардмейкинга 0.5 0.5 -
2 Стили кардмейкинга 0.5 0.5 -
3 Материалы и инструменты для работы 0.5 0.5 -
4 Изготовление открытки
4.1 Подготовка основы открытки 1 - 1
4.2 Изготовление элементов декора 1 - 1
4.3 Составление композиции открытки 1 - 1
4.4 Закрепление элементов на плоскости 1 - 1
5 Выставка открыток, подведение итогов 0.5 0.5 -
Итого всего 6 2 4

2. Мастер – класс «Скрапбукинг».
Тема «Фотоколлаж»
Скрапбу́кинг, скрэпбу́кинг (англ. scrapbooking, от англ. scrapbook: scrap — вырезка, book — книга, букв. «книга из вырезок») — вид рукодельного искусства, заключающегося в изготовлении и оформлении семейных или личных фотоальбомов.
Авторское изготовление тематических фотоальбомов – это увлекательный творческий процесс, построенный на личных эмоциях, связанных с самими фотографиями. Изготовление хорошего семейного альбома может занять очень много времени и сил, поэтому у скрапбукинга существуют «ответвления» по созданию фоторамки, фотоколлажа и сувенирных изделий с использованием личных фотографий.
Мастер-класс по скрапбукингу предполагает изготовление семейного фотоколлажа, так как его возможно выполнить в рамках одного мероприятия. Работа на этом мастер-классе предполагается в парах или группах по три человека.

Целевая аудитория (группа обучающихся)
Мастер-класс по изготовлению фотоколлажа групповой, работа ведется в парах или по три человека. Это могут быть семьи, друзья, коллеги любых возрастов.
Рекомендуется проводить данный мастер-класс для родителей и детей, а также учителей технологии.

Материалы и инструменты для изготовления фотоколлажа:

1. Основа фотоколлажа:
• Цветная бумага для пастели формата А2
• Семейные фотографии, посвященные празднику, событию, конкретному человеку и т.д. (не менее четырех фотографий размером 10х15)
2. Инструменты для работы:
• Ножницы просты и фигурные
• Канцелярский нож, резак
• Фигурные и угловые дыроколы
• Степлер
• Шила, игла, пинцет для деликатной работы
3. Клеящие материалы:
• Клей ПВА
• Клей «Момент»
• Клей-пистолет
• Двусторонний скотч прозрачный и объемный
4. Бумажные вырезки:
• Тематические вырезки с текстами и картинками из газет, журналов, открыток
• Вырезки букв для названия
• Различные вырезки из цветной, рифленой, бархатной бумаги для подложек и рамок
5. Декоративные элементы:
• Кружево, ленты, шнуры, нити, шитье, ткань
• Бусинки, стразы, пуговицы, пайетки, бисер, булавки
• Наклейки объемные, голографические и плоские
• Флористические элементы (цветы, травинки, листики, веточки)
• Искусственные цветы
• Крупа, зерна кофе, специи не дробление, цветные макароны
• Маркеры, ручки, цветные контуры и гели с блеском

План проведения мастер-класса по изготовлению открытки


п/п Разделы программы Количество часов
всего теория практика
1 Искусство скрапбукинга 0.5 0.5 -
2 Стили скрапбукинга 0.5 0.5 -
3 Материалы и инструменты для работы 0.5 0.5 -
4 Изготовление фотоколлажа
4.1 Определение идеи фотоколлажа и распределение работы в группе 0.5 - 1
4.2 Составление эскиза фотоколлажа 0.5 - 1
4.3 Изготовление элементов декора 2 - 2
4.4 Составление композиции на плоскости 1 - 1
4.5 Закрепление элементов на плоскости 1 - 1
5 Выставка работ, подведение итогов 0.5 0.5 -
Итого всего 7 2 5

3. Мастер – класс «Скрапбукинг».
Тема «Фоторамка»
Самостоятельное изготовление фоторамки уже несколько лет является хобби многих людей, для которых фотография и ее оформление имеет большое значение. Искусство скрапбукинга систематизирует, помогает определить стиль и технику исполнения фоторамки. Особенность ее создания состоит в разработке надежной конструкции (фоторамка может быть самой различной по форме) и тематическом оформлении, которое перекликается с содержанием самой фотографии. Именно этим тонкостям мастерства посвящается учебное мероприятие.

Целевая аудитория (группа обучающихся)
Мастер-класс по изготовлению фоторамки будет интересен всем возрастам, поэтому он может проводиться в следующих группах:
• Младшие школьники и школьники среднего возраста
• Старшие школьники и студенты
• Учителя и педагоги
• Семьи (родители и дети)
• Свободная группа
Рекомендуется проводить данный мастер-класс для родителей и детей, а также учителей технологии

Материалы и инструменты для изготовления фоторамки:

1. Основа фоторамки:
• Простоя фоторамка
• Коробки любой формы
• Блюда и любые другие плоские поверхности
• Любимая фотография, размером 10х15 см
2. Инструменты для работы:
• Ножницы просты и фигурные
• Канцелярский нож, резак
• Фигурные и угловые дыроколы
• Степлер
• Шила, игла, пинцет для деликатной работы
3. Клеящие материалы:
• Клей ПВА
• Клей «Момент»
• Клей-пистолет
• Двусторонний скотч прозрачный и объемный
4. Бумажные вырезки:
• Тематические вырезки с текстами и картинками из газет, журналов, открыток
• Вырезки букв для названия
• Различные вырезки из цветной, рифленой, бархатной бумаги для подложек и рамок
5. Декоративные элементы:
• Кружево, ленты, шнуры, нити, шитье, ткань
• Бусинки, стразы, пуговицы, пайетки, бисер, булавки
• Наклейки объемные, голографические и плоские
• Флористические элементы (цветы, травинки, листики, веточки)
• Искусственные цветы
• Крупа, зерна кофе, специи не дробление, цветные макароны
• Маркеры, ручки, цветные контуры и гели с блеском

План проведения мастер-класса по скрапбукингу


п/п Разделы программы Количество часов
всего теория практика
1 Скрапбукинг и фоторамка 0.5 0.5 -
2 Тематическое оформление фоторамки. Разнообразие форм 0.5 0.5 -
3 Материалы и инструменты для работы 0.5 0.5 -
4 Изготовление фоторамки
4.1 Определение формы и тематики фоторамки 0.5 - 1
4.2 Разработка и создание конструкции 2 - 2
4.3 Изготовление элементов декора 1 - 2
4.4 Составление композиции на поверхности фоторамки 1 - 1
4.5 Закрепление элементов 1 - 1
5 Выставка работ, подведение итогов 0.5 0.5 -
Итого всего 7 2 5

4. Мастер-класс «Квиллинг»
Тема «Композиция на плоскости»
Квиллинг (англ. quilling) - бумагокручение, бумажная филигрань (англ. paper filigree) - искусство создавать композиции из бумажных полос. Каждая композиция в квиллинге состоит из бумажных элементов различной формы, приклеенных к основе или склеенных между собой. Обычно для этого тонкие полоски бумаги скручиваются в рулончики (роллы), которым затем дают немного развернуться и придают форму, но существуют и другие способы изготовления элементов. Квиллинг часто комбинируют с другими техниками, например используют в скрапбукинге. В технике квиллинга делают открытки, панно, с его помощью декорируют предметы быта (коробочки, рамочки для фотографий и т.п.), из полосок бумаги также изготавливают ажурную и оригинальную бижутерию.

Целевая аудитория (группа обучающихся)
Мастер-класс по квиллингу будет интересен всем возрастам, однако младшим школьникам тяжело справиться с кропотливой мелкой работой, поэтому для этого возраста лучше посещать занятие с родителями и работать в парах.

Материалы и инструменты для квиллинга:
1. Основа для композиции:
• Фоторамка без стекла
• Коробка из под конфет с широкими бортами
• Лазерный диск
• Любая другая плоскость
2. Материалы:
• Полоски для квиллинга
• Двусторонняя бумага
• Клей ПВА
3. Инструменты:
• Шило для квиллинга (или зубочистка)
• Ножницы
• Резак

План проведения мастер-класса по квиллингу

№ п/п Разделы программы Количество часов
всего теория практика
1 Техника бумагопластики квиллинг 0.5 0.5 -
2 Особенности бумажных лент. Инструменты и материалы для квиллинга 0.5 0.5 -
3 Базовые формы в квиллинге и методы их изготовления 1 0.5 0.5
4 Изготовление цветов из бумажных лент различной ширины 1 0.5 0.5
5 Создание композиции на плоскости
5.1 Определение сюжета, разработка эскиза 0.5 - 0.5
5.2 Поэтапное изготовление элементов композиции 2 - 2
5.3 Составление композиции на плоскости и закрепление всех элементов 1 - 1
6 Выставка работ, подведение итогов 0.5 0.5 -
Итого всего 7 2.5 4.5

5. Мастер-класс «Объемный квиллинг»
Тема «Игрушка из гофрированного картона»
Квиллинг (англ. quilling) - бумагокручение, бумажная филигрань (англ. paper filigree) — искусство создавать композиции из бумажных полос. Объемный квиллинг выполняется из широких бумажных лент или полос гофрированного картона. Гофрированный картон при скручивании рулончика (ролла) имеет значительно больший диаметр по сравнению с роллом из бумаги, именно поэтом чаще всего делаются игрушки из картона.

Целевая аудитория (группа обучающихся)
Мастер-класс по объемному квиллингу будет интересен всем возрастам. Тема игрушки очень знакома младшим школьникам, но самостоятельно справиться с работой им будет тяжело, поэтому для этого возраста лучше посещать занятие с родителями (сестрами, братьями, старшими друзьями) и работать в парах.

Материалы и инструменты для объемного квиллинга:
1. Материалы:
• Полоски из гофрированного картона
• Простой и гофрированный цветной картон
• Клей ПВА
• Дополнительные декоративные элементы (глаза, бусинки и т.д.)
2. Инструменты:
• Шило для квиллинга (или зубочистка)
• Ножницы
• Резак

План проведения мастер-класса по объемному квиллингу


п/п Разделы программы Количество часов
всего теория практика
1 Техника бумагопластики квиллинг. Объемные формы 0.5 0.5 -
2 Особенности полос из гофрированного картона. Инструменты и материалы для квиллинга 0.5 0.5 -
3 Базовые формы в квиллинге из картона 0.5 - 0.5
4 Определение элементов для создания конкретной игрушки 0.5 - 0.5
5 Изготовление крупных элементов из полос гофрированного картона 1 1
6 Изготовление дополнительных элементов 1 - 1
7 Составление общей формы игрушки, закрепление элементов друг с другом 1.5 - 1.5
8 Дополнение готовой работы мелкими деталями 1 - 1
9 Выставка работ, подведение итогов 0.5 0.5 -
Итого всего 7 1.5 4.5

6. Мастер – класс «Айрис Фолдинг»
Тема «Тематическая композиция на плоскости»
Iris Folding (Айрис Фолдинг) – техника складывания полос цветной бумаги под углом в виде закручивающейся спирали. Работы, выполненные с применением данной техники, зачастую похожи на диафрагму фотокамеры или радужную оболочку глаза. В настоящее время для работы в данной технике используются не только различные виды цветной бумаги и картона, но и ленты. Сегодня Айрис Фолдинг применяют для украшения открыток, записок, книг, фотоальбомов, коллажей и т.д. Конструкции, выполненные с применением техники Айрис Фолдинг, смотрятся весьма необычно и всегда притягивают пристальные взгляды. Эта техника применяться в работах в чистом виде (например, открытка изготовлена исключительно с применением IF), а может быть и «украшательным» дополнением к работам, выполненным с применением иных техник.

Целевая аудитория (группа обучающихся)
Мастер-класс по айрис фолдингу будет интересен всем возрастам, поэтому он может проводиться в следующих группах:
• Младшие школьники и школьники среднего возраста
• Старшие школьники и студенты
• Учителя и педагоги
• Семьи (родители и дети)
• Свободная группа
Для группы младших школьников и школьников среднего возраста заранее изготавливаются прорезные шаблоны, так как работать с канцелярским ножом в этом возрасте опасно. Соответственно мастер-класс для этой группы может быть короче по времени.

Материалы и инструменты для айрис фолдинга:
1. Плоскость для работы:
• Рамка без стекла формата А4 или А5
• Плотная цветная бумага для фона
• Шаблон-схема рисунка
2. Инструменты:
• Ножницы
• Резак
• Карандаш
3. Материалы
• Бумага для полосок (цветная, журнальная, газетная)
• Клей ПВА

План проведения мастер-класса по айрис фолдингу


п/п Разделы программы Количество часов
всего теория практика
1 Техника плоскостного конструирования Айрис Фолдинг 0.5 0.5 -
2 Базовые шаблоны - схемы 0.5 0.5 -
3 Принцип наклеивания бумажных полос 0.5 0.5 -
4 Принцип разработки собственного шаблона-схемы 1 0.5 0.5
5 Создание композиции в технике Айрис Фолдинг
5.1 Выбор готового шаблона или создание своего 0.5 - 0.5
5.2 Прорезание на плоскости шаблонного контура 0.5 - 2
5.3 Изготовление и приклеивание полос 2 - 1
5.4 Оформление работы, декорирование 1
6 Выставка работ, подведение итогов 0.5 0.5 -
Итого всего 7 2.5 4.5

7. Мастер-класс «Мармарирование»
Тема «Декорирование посуды»

Марморирование – это техника оформления поверхностей произвольными разводами красок. Особенность этой техники в ее простоте и оригинальности рисунков, которые невозможно повторить создать другим способом. Смысл заключается в том, что краски для марморирования лежат на поверхности воды, подобно бензиновому пятну, и любой, опускаемый в эту воду предмет обволакивается красками с непредсказуемыми красочными разводами и перетеканиями. От методов обмакивания предметов, их поворотов зависит общий рисунок. На мастер-классе предполагается оформление посуды с помощью марморирования, а также дальнейшего декорирования полученных причудливых форм другими техниками.

Целевая аудитория (группа обучающихся)
Мастер-класс по марморированию будет интересен всем возрастам, поэтому он может проводиться в следующих группах:
• Младшие школьники и школьники среднего возраста
• Старшие школьники и студенты
• Учителя и педагоги
• Семьи (родители и дети)
• Свободная группа

Материалы и инструменты для марморирования:
1. Предметы для марморирования:
• Любые предметы посуды: кружки, тарелки, вазы, бутылки и т.д.
2. Материалы:
• Краски для марморирования
• Контейнер для разведения красок
• Салфетки бумажные
3. Матириалы для декорирования:
• Бисер, бусинки
• Цветные шерстяные нитки
• Макароны, зерна кофе и т.д.
• Блеск, контур
• Любые другие декоративные элементы
4. Инструменты
• Ножницы
• Нож канцелярский
• Клей «Момент»
• Клей «Пистолет»

План проведения мастер-класса по марморированию


п/п Разделы программы Количество часов
всего теория практика
1 Техника марморирования. Цветовые переливы 0.5 0.5 -
2 Приемы накатывания красок 0.5 0.5 -
3 Марморирование предметов посуды 1 - 1
4 Декорирование посуды и дополнение композиции на основе созданного рисунка 2 0.5 1.5
6 Выставка работ, подведение итогов 1 0.5 0.5
Итого всего 5 2 3

Список литературы

Литература для педагога

1. Декоративно-прикладное творчество. Искусство декорирования. Практическое руководство для взрослых и детей / [А.Ю.Мухов, В.В.Кудряшова, У.Н.Крохина и др.]; под ред. А.Ю.Мухова.- Ростов н/Д: Феникс, 2006.- С. 93-114.
2. Ермолаева, Л.П. Основы дизайнерского искусства: декоративная живопись, графика: учебное пособие для студентов – дизайнеров / Л.П. Ермолаева, А.С.Трофимов, Г.М.Гусейнов. – М.: Издательство Гном и Д, 2008. – 120 с.
3. Колякина, В.И. Методика организации уроков изобразительного творчества: планы и сценарии уроков изобразительного искусства / В.И. Колякина, Ю.В. Губков. - М.: изд. центр ВЛАДОС, 2005. – С. 5-16. – (Библиотека учителя изобразительной деятельности).
4. Копцев, В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: учеб. пособие для школьников / В.П. Копцев. - Ярославль: академия развития: Академия Холдинг, 2006. – 144 с.
5. Криницкий В.И. Теория прикладного дизайна: учеб. для средн. проф. – техн. училищ / В.И. Криницкий, Л.Н. Монина. – М.: Высш.шк., 2007. – С. 15-89 – (Профтехобразование)
6. Ноканов, Т.А. Бумагопластика как метод развития декоративно-прикладного мышления / Т.А. Ноканов, С.А. Роградский // Сер. Хит сезона. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 288с.

Литература для учащихся

1. Искусство и ты: Ты изображаешь, украшаешь и строишь : учебник для школьников / Л.А. Неменская, Б.М. Неменский; под ред. Б.М. Неменского. – 5-ое изд. – М.:Просвещение, 2005. – 112 с.
2. Виды декоративного творчества: тесты, тренинги для обучающихся по курсу «Декоративно-прикладное искусство» / О.П. Курков, В.К. Муркина, А.Е.Хонина // Специализированная литература. – М.: Медиа-Центра. –2007. - 80 с.
3. Копцев, В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: учеб. пособие для школьников / В.П. Копцев. - Ярославль: академия развития: Академия Холдинг, 2006. – 144 с.– (Ребенок: путь к творчеству).
4. Коротеева, Е.И. Азбука аппликации / Е.И. Коротеева, Ю.А. Прошкина – М.:ОЛМА-ПРЕСС, 2005. – 32с. – (Умное поколение. Школа творчества)
5. Новоселова, Т.А. Современный интерьер / Т.А. Новоселова, С.А. Павлоградский // Сер. Хит сезона. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 288с.




Автор программы: педагог МБОУ ДОД "Сосновский Дом детского творчества" Новокузнецкого района Кемеровской обл. Рудых Мария Германовна, руководитель студии "Дизайн". 


Источник: http://sosnovkaddt.ucoz.ru/index/metodicheskaja_kopilka/0-20
Категория: Изобразительное искусство | Добавил: (09.04.2013) | Автор: Рудых Мария Германовна E W
Просмотров: 2376
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]