Главная » Статьи » Методическая копилка » Изобразительное искусство |
Серия занятий по преподаванию основ реалистичного рисования для детей младших классов
Процесс создания композиции рисунка сочетает в себе использования декоративного и реалистичного способов рисования. Многие методики построены на применении нетрадиционных изобразительных средств при рисовании композиции которую заранее подготовил педагог. Этот способ хорошо обогащает знания о материале, но не обучает изобразительному навыку. Он подходит для детей дошкольного возраста, но непригоден для более старших детей, которые в рисунках хотят достигнуть реалистичности. Для полноценного рисования ученик должен освоить основные техники работы с художественными материалами и умение выражать графическими средствами предмет на листе. Без овладения техникой рисования ребенок не чувствует себя свободным в изображении задуманного и выражении своего отношения к изображаемому, появляется страх и отвращение к рисованию. В художественной школе при рисовании изучается очень много теоретических понятий, постановка может занимать от 10часов. Инновационность этой методики в том, что основу составляют практические навыки и кратковременные задания. При повторном самостоятельном выполнении задания большинство учеников успешно выполняют его. Ученику не даются готовые решения и способы рисунка, а только методы рисования на картинной плоскости. То есть методы анализа пропорций, соотношений, светотени, перспективы. Благодаря такой методики рисунка ученик постоянно сравнивает свою работу с оригиналом, делая многие изобразительные открытия самостоятельно. Постепенно в своей композиции ученик уже может использовать и основы реалистичного рисунка и различные приемы работы с красками и графическими материалами. Перед рисованием предмет обследуется, описываются его характерные черты и пропорции. В процессе обучения широко используются игры на развитие зрительной и двигательной памяти, воображения и мышления(см.прил. Игры) Цели: Развитие навыков обращения с художественными графическими материалами Развитие навыков самоконтроля при рисовании Углубление и расширение знаний об изобразительном искусстве Развитие способностей анализа качеств и свойств предмета изображения Задачи: Познакомить с разнообразием техник и приемов использования графических материалов в рисунке Знакомство с новыми терминами и понятиями – линия, точка, пятно, штрих, перспектива, картинная плоскость, пропорции и т.д. Развитие чувства композиции на листе, масштаба. Оборудование и материалы: - подбор художественных рисунков и иллюстраций - оборудованный кабинет для ИЗО - художественные материалы для рисунка - твердый прозрачный пластик размером А4 и фломастер Во время реализации курса занятий будут использованы такие формы и методы, как беседа, рассказ, объяснение, игра, демонстрация, выполнение практических заданий, анализ проделанной работы, выставка рисунков. Формы контроля. При выполнении практического задания педагог сначала наглядно показывает метод выполнения задания, в ходе выполнения можно поправить рисунок, повторить не получившийся прием. При подведении итогов педагог указывает лишь на положительные результаты каждого ученика, сравнивая их с прежним уровнем. Не выявляет лучшие работы среди учащихся, а отмечает достоинства каждой. Проводится итоговая выставка работ. Серия занятий состоит из последовательного освоения навыков: 1. Освоение изобразительных возможностей графического инструмента и способы движения руки 2. Освоение понятий направление линий относительно горизонтали и вертикали и расстояния между ними, единица пропорции. 3. Рисование линией контура предмета с натуры 1.Освоение изобразительных возможностей графического инструмента. Задание. Простой условный пейзаж с повторяющимися графическими элементами на которых учащийся отрабатывает способы работы графическим карандашом – разные положения карандаша в руке, растушевка, штрих, линии разных толщин. Подражание действию учителя. В рисунке используется многократное повторение отрисовки кругов и прямоугольников, штриха в разном направлении. Ребенок учиться использовать мизинчик как опору для кисти руки и свободное движение кисти при рисунке, что необходимо для развития смелости, энергичности нажима и аккуратности штриховки. (Рис 2) Материалы: бумага, мягкий графитный карандаш, ластик Возможные трудности : при слабо развитой мелкой моторики рук полезны игровые упражнения. 2. Освоение понятий направление линий относительно горизонтали и вертикали и расстояния между ними, единица пропорции. Задание. Копия простого линейного рисунка в перевернутом положении. Ход занятия: В начале занятия ученики подготовили материалы и педагог напоминает им, что сосредоточенность и молчание во время работы - половина успеха. Так как мы только учимся, пока можно использовать помощника- лист пластика с осями. Он нам поможет точнее определять угол наклона линии. А какие оси на плоскости вы знаете? Горизонталь лежит на горизонте (потянули ручки с силой в стороны), а вертикаль стремиться вверх(потянули ручки вверх). Для небольшой тренировки берется простой линейный рисунок и разрезается на 4 части, ученики в формате 1:1 копируют отдельные части. Потом рисунки соединяются. Как правило получается очень похоже. Это очень эффективная демонстрация что линейное рисование освоить легко, нужна только тренировка. Обсуждается характер рисунка(какая у него большая голова, круглые уши и т.п.) Потом педагог на листе демонстрирует последовательность рисования целого рисунка, начиная с композиции и пропорций на листе, методов проверки угла наклона линий, расстояния между ними. Перед рисованием напоминаем, что сильно нажимать на карандаш не нужно и ластик такой же нужный помощник. В ходе рисования педагог подходит к ученикам индивидуально помогая в работе. Рисунок и образец ставятся вместе и отодвигаются. Давай сравним твое изображение и образец. Здесь ты молодец – поймал характер линии, а здесь – линия более спокойная. Молодец у тебя отлично получается. После завершения рисования можно поиграть в игры на развитие зрительной памяти (прил. Игры) Рис.3 и Рис.4 Методические рекомендации: Если изображение легко распознается и анализируется мозгом, то ребенок часто рисует по заученной ранее схеме и перестает копировать. Что бы этого не происходило изображение переворачивается. В ходе рисования постоянно напоминать сравнивать рисунок с оригиналом, а именно – положение линии относительно осей, расстояние между ними. Для оценки результата рисунок и оригинал отодвигаются и быстрым беглым взглядом сравниваются. Материалы: Бумага, графитные карандаши, ластик, линейный рисунок( книжная графика, разукрашки) Возможные трудности: Ученики часто слишком увеличивают или уменьшают изображение на листе, поэтому педагог может им наметить его, показав что такое единица пропорции и как ее использовать. Для знакомства с контуром можно пальчиком обрисовать его, ведь карандаш лишь продолжение руки. 3. Рисование линией контура предмета с натуры. Задание: Рисунок негативного пространства стула. Развивается чувство композиции на листе, взаимосвязь между предметом и средой. Методические рекомендации: Ученик при рисовании видит только контуры предмета, поэтому необычно для него увидеть и нарисовать пустое пространство. Это очень помогает в развитии чувства целостности композиции на листе. На пластике как на картинной плоскости показывается как выбирается композиция и размер изображения. Фломастером обводится контуры пространства между деталями стула. Этот пластик служит подсказкой того, как будет выглядеть рисунок. Перед рисованием бумагу тонируют графитным карандашом, это уменьшает страх перед пустой чистой плоскостью и уменьшает контрастность линий, что также облегчает восприятие целостности рисунка. Для большей выразительности на конечной стадии можно подчеркнуть плановость рисунка с помощью толщин линий и ластика. (Рис 5) Материалы: пластик, тонированная бумага А4, графитные карандаши, ластик, варианты ученических работ Возможные трудности: В начале рисования можно напомнить о ранее пройденных этапах – как правильно измерять пропорции, проверять наклоны линий относительно осей. Напомнить что не нужно сильно нажимать на карандаш. После каждого урока можно дать контрольное короткое задание для самостоятельного рисования. Как правило ученики достаточно успешно их выполняют, что сильно повышает их интерес к рисованию. Эти три задания можно варьировать и усложнять. Например для задания №1 можно взять стилизацию рисунка пейзажа, при этом ученик может использовать тушь, перо, кисти. Для усложнения задания №2 можно использовать графику известных профессиональных художников, в которых используется полутон или цветная графика на тонированной бумаге. Для следующего этапа сложности для задания №3 можно сделать рисунок кисти руки в сложном ракурсе, предварительно выполнив его на прозрачном пластике или линейный рисунок угла комнаты. Самое главное, что усвоив эти навыки ученик легко может перейти к свето-теневому рисунку – нужно только точно сравнить между собой тональные отношения и форму пятен которые они образуют. Список использованных источников Методическое пособие по изобразительному искусству. Перепелкина Ю.С. Программа обучения в подготовительном классе детской художественной школы. Блинникова Е.А. Обучение детей технике рисования. Комарова Т.С. Открой в себе художника. Эдвардс Б. Развитие памяти детей. Черемошкина Л.В. «Академия развития» 1996г Приложение Развивающие игры: 1. Каждый ли из нас может хорошо представить себе то, что почти всегда у него перед глазами в комнате, где он живет или в классе? Эта игра проводится без предупреждения, в виде соревнования. Учитель задает вопросы, например такие: «Сколько картин на стене, какие гардины на окнах, какой рисунок на обоях, кто выше всех в классе?» и т. д. 2. Вспомни и опиши. Вариант 1 Дождь за окном. Представь капли дождя ударяющиеся по стеклу. Какой шум дождя, как пахнет трава после дождя, что ты видишь? Вариант 2 Зима. Играем в снежки. Какого цвета снег? Какой он на солнце? Какой он когда лепишь из него? Как хрустит снег под ногами, на что похож этот звук? 3. Два участника становятся один напротив другого. Один из них в течение 5 секунд демонстрирует позу, затем возвращается в исходное положение. Другой ребенок должен ее точно повторить, дальше они меняются ролями. Победителем становится тот, кто точнее всех повторил позу. 4. Сказка наоборот. За основу можно взять простую сказку. Каждый ребенок рассказывает ее и показывает, наделяя персонажей или действия противоположенными качествами. Золушка, дрянная девчонка, довела до белого каления покладистую мачеху и отбила у смирных сводных сестер жениха... Белоснежка встретила в дремучем лесу не семь гномов, а семь великанов и стала сообщницей их бандитских набегов. 5. Посмотри на рисунки и постарайся запомнить. Каждый рисунок можно рассматривать не более двух секунд. После этого картинка закрывается, а ребенок рисует по памяти. Рис1. 6. Найдите как можно больше общих признаков для непохожих предметов. Колодец - паркет; бревно - коробка; облако - дверь; кукла - снег. 7. Подумай, что может произойти, если ... "... дождь будет идти, не переставая." "... люди научатся летать, как птицы." "... собаки начнут разговаривать человеческим голосом." "... оживут все сказочные герои." "... из водопроводного крана польется апельсиновый сок." 8. "Противоположность".Ведущий показывает группе детей одну картинку. Задача состоит в том, чтобы назвать слово, обозначающее противоположный предмет. Например, ведущий показывает предмет "чашка". Дети могут назвать следующие предметы: "доска" (чашка выпуклая, а доска прямая), "солнце" (чашку делает человек, а солнце - это часть естественной природы), "вода" (вода - это наполнитель, а чашка - это форма) и т. д. Автор: Фан Юлия Источник: http://nsportal.ru/node/636655 | |
Категория: Изобразительное искусство | Добавил: fan (05.04.2013) | | |
Просмотров: 813 |
Всего комментариев: 0 | |