Главная » Статьи » Методическая копилка » Изобразительное искусство |
Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках изобразительного искусства
Одно из направлений современной педагогики обращено к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания. Как показывает педагогическая практика оно наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций. Но необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы в формировании личности ребёнка преобладали духовно - нравственные качества: доброта, любовь, милосердие, толерантность. Сегодня много говорят о духовности, о духовно-нравственном воспитании и образовании, но, как правило, без точного понимания этих понятий. Ведь понятие "нравственность" произошло от "нравить" (любить) - в основе нравственности лежит любовь к истине, добру, справедливости. Духовность придает смысл жизни человека; в ней он черпает ответы на главные вопросы бытия. Важнейшими задачами духовно-нравственного воспитания школьников являются: научить детей понимать прекрасное и возвышенное с одной стороны, безобразное и низменное – с другой; развивать у них способность чувствовать, правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности, в природе, в общественной жизни, в труде и искусстве. Понимание и принятие духовных и нравственных ценностей является фундаментом общественной жизни. Для ребенка в формировании его духовного мира огромную роль играет развитие его эмоций и чувств. Через личные эмоциональные переживания ребенок более эффективно воспринимает информацию и учебную, и воспитательную. Развивая эмоциональную сферу детей, мы помогаем им более чутко чувствовать явления окружающего мира, давать им оценку и делать свой выбор. Наиболее выразительным и эффективным средством развития эмоциональной сферы ребенка, его духовного мира, нравственных представлений и творческих способностей является искусство. Через искусство происходит в основном передача духовного опыта человечества, способствующая восстановлению связей между поколениями. В развитии нравственных представлений детей и их духовного мира изобразительное искусство оказывает яркое эмоциональное воздействие и формирует у детей образное мышление. Из всех видов искусств изобразительное искусство наиболее доступно для детского творчества. Уже с раннего детства ребенок начинает рисовать. В изобразительном творчестве ребенок всегда четко выражает то, что ему нравится. Используя эмоциональные и выразительные возможности изобразительного искусства в процессе обучения рисованию, мы можем развивать духовный мир ребенка. Содержание художественно-эстетического образования, преподавание искусства способствует формированию национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов России и всего мира. Художественно-эстетическое образование помогает школьнику освоить ценности общечеловеческие и этнокультурные. Одним из основных принципов программы «Изобразительное искусство и художественный труд» является принцип «от жизни через искусство к жизни». Этот принцип постоянства связи искусства с жизнью предусматривает широкое привлечение жизненного опыта детей. Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность осознания своих собственных переживаний, своего внутреннего мира, являются важными условиями духовного развития личности, то есть, формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем. Роль искусства в повсед¬невном его бытии, в жизни общества, значение искусства в раз¬витии каждого ребенка — главный смысловой стержень программы. Задача учителя строить уроки так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления. Одна из главных задач программы — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру. Данная программа в начальной школе включает великие и вечные темы, которые играют важную роль в духовном воспитании учащихся, такие как «Материнство», «Мудрость старости», где учащиеся выполняют живописные портреты мамы, бабушки, дедушки. Также важна тема «Сопереживание» (в 4-м классе), которая помогает учащимся понять друг друга, почувствовать чужие радости и страдания. Ребята самостоятельно находят и придумывают сюжет по данной теме. Выполнение таких заданий развивает у учащихся собственный чувственный опыт, на основе которого происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни, формирование у обучающихся таких важных духовных качеств как доброта, великодушие, сострадание. При изучении темы «Изображение природы в разных состояниях» идет воспитание чувства отзывчивости к красоте природы, способности видеть эмоционально выразительные состояния природы в изображении художниками и в реальной жизни. Необходимо показать, что художник, изображая природу через ее состояние, обязательно выражает свои чувства, настроение, отношение к жизни. Ребята должны почувствовать, что сама природа в разных ее состояниях может вызывать у человека различный душевный отклик, разное настроение. Эмоциональное решение мотива в практической работе становится ведущим, активизируются яркие личные эмоциональные впечатления детей от восприятия природы, животных. Главным для ребят становится их личное эмоциональное отношение к выбранному мотиву. На таких уроках важно организовать глубокое, целенаправленное, профессиональное восприятие, развивая зрительную память, наблюдательность (ведь можно смотреть и не видеть), а также воспитывать эстетическое отношение к миру, бережное отношение к родной природе. Одним из универсальных способов разговора с детьми на духовные темы является сказка. То, что поймет и почувствует ребенок через сказку, ему не объяснить никакими другими словами. Сказка забавляет, сказка трогает, сказка увлекает. Но при этом она неизменно ставит вопросы; она хочет, чтобы ребенок думал. При отборе сказки для занятий очень важно обратить внимание на то, какой духовный смысл заложен в сказке. Сказка должна войти в сердце ребенка. Он должен ее прожить, поставить себя на место героев сказки. При этом важно, чтобы ребенок подумал о своей жизни, о своих чувствах, поступках. Во 2 классе дети знакомятся с образом человека и его характером в искусстве, изображают добрых и злых героев из сказок, используя цветовые сочетания характерные для данных героев. Изучая тему «Выражение намерений через постройку и украшение» дети выполняют коллективную работу «Добрый и злой флот», где ребенок самостоятельно выбирает, чей корабль будет изображать праздничного флота царя Салтана или флота пиратов. В конце урока проводится выставка - встреча двух флотов. Художественно – эстетическое образование способствует формированию художественных и культурных компетенций обучающихся, расширению кругозора, развитию образного, ассоциативного мышления, приобретению личностного художественно-творческого опыта, а также выбора путей собственного культурного развития. Приобретенные на базе учебного предмета «Изобразительное искусство» компетенции в комплексе могут стать основой для духовно-нравственного, гражданского становления личности, ее социализации на базе гуманистических и общечеловеческих ценностей. ЛИТЕРАТУРА 1. Аверкиева Г.В. Проблема формирования ценностных ориентаций современных школьников. Ребенок и современный мир. – Архангельск, 2001 2. Азаров Ю.П. Семейная педагогика.- М.: Аргументы и факты, 1993 3. Артюхова, И. С. Ценности и воспитание// Педагогика, 1999, №4. 4. Волков, Б.С., Волкова Н.В. Детская психология развития М., 2000. 5. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как. - М.,2005. 6. Григорович, Л.А. Педагогика и психология. - М., 2004. 7. Каиров, И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания. - М.: Просвещение, 1989. 8. Трофимова, Н. М. Нравственные ориентиры младшего школьника Педагогика, 1997, №6. Автор: Четина Ольга Леонидовна, учитель изобразительного искусства МОБУ "ООШ № 5" г. Кудымкар, Пермский край | |
Категория: Изобразительное искусство | Добавил: olgachetina (05.04.2013) | | |
Просмотров: 1881 |
Всего комментариев: 0 | |