Главная » Статьи » Методическая копилка » Изобразительное искусство

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ДХШ
Учитель истории изобразительного искусства должен подготовить учащихся к необходимости владеть большим объемом исторической информации, знать понятийный аппарат, уметь анализировать произведения изобразительного искусства. В своей работе для изучения большого объема материала я использую компетентностный подход. Мыслить системно, рассматривать проблемы комплексно стало осознанной потребностью. Тенденция к взаимодействию различных наук, интеграция образовательного процесса стимулируют создание новых моделей обучения, ориентированных на творческую инициативу, самостоятельность, конкурентоспособность.
Компетенция - готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной жизненной ситуации. Компетентностный подход не отрицает, но и изменяет роль знаний. Знания полностью подчиняются умениям.
В содержание обучения включаются только те знания, которые необходимы для формирования умений.
"...прежде, чем воспринимать информацию, следует выучить язык. Любая иная последовательность, как показывает опыт, не приносит желаемого эффекта. Никому не придёт в голову всерьёз обвинять неграмотного человека в том, что он не способен по достоинству оценить то или иное литературное произведение, поскольку совершенно очевидно, что прежде, чем требовать понимания, его следует просто научить читать” (Макс Фрай).
Исторические картины, иллюстрирующие конкретные события истории, предполагают знание воспринимающим определенных фактов истории. Картины с литературной темой понятны без предыстории - в них в образной форме передана определенная жизненная ситуация.
В 2012 году мы отмечали 200 лет со дня победы русской армии над армией Наполеона.
Сотни книг, альбомов, картин и рисунков, почтовых открыток, марок и памятных медалей посвящены Отечественной войне 1812 года. Особенно ценны для нас впечатления и воспоминания, которые оставили нам современники тех героических событий нашей истории. Отечественная война 1812 года явилась неиссякаемой темой в творчестве художников – современников событий и для последующих поколений художников.
По живописным произведениям, посвященным теме Отечественной войны 1812 года, мы можем совершить экскурсию в то далекое и героическое время. Большая часть таких картин посвящена батальным сценам.
Академия художеств – средоточие наиболее видных художественных сил страны – в начале XIX века стояла у истоков многих процессов. Здесь собирали средства на народное ополчение, провожали добровольцев на поле брани и вдохновенно трудились над созданием произведений, посвященных великому подвигу народа.
Темы гражданского долга, мужества и патриотизма стали главными в творчестве педагогов и воспитанников Академии.
В числе самых первых произведений, непосредственно отразивших события Отечественной войны, были картины двух выпускников класса исторической живописи В.К. Сазонова и М.Т. Тиханова.
Учащимся художественной школы будет интересно на уроке « Истории изобразительного искусства» проанализировать и внимательно рассмотреть картину художника В.К. Сазонова «Расстрел французами русских патриотов в Москве в 1812 году». Это известное произведение требует еще тщательного изучения и так же, как и наша отечественная история хранит в себе много тайн и загадок.
Василий Кондратьевич Сазонов – исторический живописец, академик живописи. Он родился около 1789 года, в Гомеле, крепостным человеком графа Н.П. Румянцева, который, заметив в нем охоту и способность к искусству, определил его на свой счет обучаться в Императорской Академии художеств. Занимаясь здесь живописью под руководством Г. Угрюмова. Сазонов в 1809 году был удостоен 2-ой серебряной медали за рисунок с натуры и был отпущен «в увольнение к талантам» вечно на волю.
Картина Василия Сазонова написана в лучших традициях русской классической школы живописи XIX века. Художник показывает реальные события войны и помогает представить нам как 2 сентября русские войска ушли из Москвы, а французы в нее вступили и увидели столицу покинутой и опустошенной. Вскоре, вблизи от Кремля вспыхнул пожар, потом другой, третий. И Наполеон знал, что город жгут сами москвичи, лишь бы он не достался врагам.
Оставшиеся в Москве жители продолжали сопротивление французской армии.
На полотне изображена жестокая расправа захватчиков над мирными жителями Москвы из числа немногих оставшихся в городе, обвиненных в поджогах.
Картина построена на противопоставлении двух противоборствующих сил – погибающих, но непобежденных безымянных народных героев и группы захватчиков, олицетворяющих жестокость и насилие.
Мы видим наполеоновских солдат – бездумных исполнителей, расстреливающих русских людей. Лица расстреливаемых спокойны и мужественны, они не просят о пощаде, а с презрением и ненавистью смотрят лицо врага.
Кульминация происходящего – сам момент расстрела. Огнем и дымом залпа окутан строй солдат. Падает смертельно раненый патриот, угрожающе поднявший сжатую в кулак руку. Композиция строго упорядочена, фигуры размещены в неглубоком пространстве, параллельном плоскости. Смело изображен момент гибели – убийство одного из героев, активного до конца в выражении непримиримой ненависти к врагу. Весь образно-пластический строй картины, насыщенный колорит, динамика контрастных пятен света и тени сообщают ей трагически-напряженное звучание.
Стиль и содержание картины Сазонова характерны для нового этапа русского классицизма, испытавшего значительное изменение под воздействием идей романтизма.
Картина ярко раскрывает высокий гражданский подвиг русского народа, героизм простого человека, который принимает на свои плечи все тяготы войны. Документально, правдиво, впечатляюще художник показывает освободительный характер войны 1812 года.
Завершить урок можно словами известного теоретика искусства XIX века А.А.Писарева: «картины Сазонова и Тиханова принадлежали к числу произведений, наиболее достойных своего героического времени, созданных «во славу Отечества, современников и в пример позднейшему потомству».
Анализ художественного произведения, грамотно организованный в школьной аудитории, должен стать теоретической основой для самостоятельной художественной деятельности учащихся, которая в дальнейшем будет стимулировать их потребность в осмысленном восприятии окружающей действительности, способствовать их социокультурной адаптации и самоопределению.


Автор: Колягина Елена Николаевна, преподаватель, МБОУ ДОД "Детская художественная школа №1" г. Тамбов,
Категория: Изобразительное искусство | Добавил: Елена_К (02.03.2013) | Автор: Колягина Елена Николаевна E
Просмотров: 849
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]