Главная » Статьи » Методическая копилка » Завучу и директору

Путь к успеху или все в твоих руках!
Путь к успеху или все в твоих руках!

Успех не станет разыскивать тебя.
Ты сам должен его искать.
У. Брайан.

В условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения значительно возрастают воспитательные функции школы, призванной создать условия для достижения главной цели воспитания – самоактуализации личности растущего человека. При обновлении содержания и организации педагогического процесса главным направлением становится воспитание.
Цель и задачи воспитания и социализации российских школьников формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала. На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Результатом образовательной деятельности должна выступать успешность обучающихся.
Успешность - это способность человека добиваться успеха в течение длительного времени. При этом значимым критерием оценки результативности учебно-воспитательного процесса должна рассматриваться динамика личностных достижений обучающихся, в чем и заключается принципиальное отличие новых стандартов, где целью является не предметный, а личностный результат.
Понимая, что важна, прежде всего, личность самого обучающегося и происходящие с ней в процессе образования изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе, образовательный процесс в прогимназии «Сообщество» строится на основе принципа воспитания успехом. Успех обучающегося – необходимая часть его самовоспитания. Вся ответственность в достижении успехов лежит на ученике, образовательное учреждение же создаёт условия для многообразной универсальной деятельности, где каждый обучающий, самоопределяясь, находит себе место, добивается успеха в соответствии своих способностей, его личных усилий. Мы убеждены в том, что обучающий должен расти в условиях принятия сообществом его личных усилий, даже если эти усилия очень малы.
Уровень личностных достижений обучающихся зависит от степени участия его в жизни прогимназии. Достижение личностных результатов обеспечивается за счет всех компонентов образовательного процесса: учебных предметов, воспитательной работы, а также программ дополнительного образования,
Личностные результаты обучающихся в учебной и внеучебной деятельности рассматриваются в трех показателях:
• образовательная самостоятельность, подразумевающая умения обучающегося создавать средства для собственного продвижения, развития;
• образовательная инициатива – умение выстраивать свою образовательную траекторию, умение создавать необходимые для собственного развития ситуации и адекватно их реализовать;
• образовательная ответственность – умение принимать для себя решения о готовности действовать в определенных нестандартных ситуациях

Главная цель педагогов - помочь ученику зафиксировать свои успехи и проблемы, нащупать свои сильные стороны и возможности роста.
Средством достижения этой цели является построение и реализация многофакторной системы успешности младшего школьника «Путь к успеху или все в твоих руках!», выстроенной педагогическим коллективом в течение длительного времени.
Система успешности построена на методах,направленных на выработку навыков самоанализа, самоконтроля и самооценки, умений, обеспечивающих процесс проектирования собственного личностного развития:
1.Умение диагностировать и анализировать состояние своей учебно-познавательной деятельности.
2.Умение планировать и конструировать процесс своей учебно-познавательной деятельности.
3.Умение организовать осуществление своей учебно-познавательной деятельности в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом.
4.Умение оценивать свою учебно-познавательную деятельность и ее результаты с выходом в рефлексивную позицию.
5.Умение корректировать и совершенствовать свою учебно-познавательную деятельность.
Основными принципами системы являются:
Личностный подход в воспитании: признание личности высшей ценностью, уважение уникальности, отношение к обучающемуся как субъекту деятельности.
Деятельностный подход: воспитание возможно только через включение в деятельность.
Гуманистический подход в воспитании: уважение мнения обучающегося, создание психологического комфорта.
Дифференцированный подход к воспитанию обучающихся: отбор содержания, форм и методов в соответствии с возрастными особенностями.
Адаптивный подход: каждому обучающемуся дело по душе, по силам, по возможностям.
Воспитание на успехе: помочь каждому обучающемуся быть успешным.
При построении системы успешности мы постарались учесть основное содержание оценки личностных результатов в контексте ФГОС и ответить на следующие вопросы: с какой целью оценивать достижения , что важно в первую очередь оценивать, как лучше обеспечить объективность оценок.
Был определен свод правил:
1-е правило - каждый участник имеет право на проявление собственной активности; на выбор деятельности по интересам; на уважение своего человеческого достоинства;
2-е правило - учитывается «успехом» любое участие обучающегося в разных видах деятельности;
3-е правило -родители не только имеют право на информацию о системе успешности достижений, но и владеть такими средствами, которые бы позволяли самому обучающемуся и родителям прослеживать динамику личностных достижений, (успешности);
4-е правило -самооценка обучающегося предшествует учительской «оценке».
5-е правило - фиксация результатов может происходить различными способами: электронный вариант, копилка успехов, листы достижений и др.;
6-е правило:каждый участник обязандостойно вести себя при любых обстоятельствах; уважать взгляды и убеждения других участников.
7-е правило- каждый участник знает максимальное количество успехов, которые может набрать обучающийся и минимальное количество успехов за неделю для коррекции и совершенствования своей деятельности.
Система успешности состоит из 4 этапов:
Этап Содержание Действия
1 этап
Подготовительный

Задача:
погружение в оценочное пространство. Принятие и освоение новой социальной роли обучающегося,развитие мотивов учебной деятельности • Ознакомление обучающихся, родителей с комплексной моделью успешности «Хочешь быть успешным, будь им!» (см. приложение №1).
• Ознакомление обучающихся, родителей с видами, критериями, показателями успешности (см. приложение №2).
2 этап
Основной
«Выбирай, твори и делай!»

Задача:реализация собственных планов, интересов вразличных сферах деятельности. Поиск и установление личностного смысла на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов, выполнение решения поставленных задач, направленных на реализацию собственного плана • Ознакомление обучающихся с «Поляной дел» на четверть.
• Составление обучающимися собственной «Дорожки выбора» дел.
• Вручение успехов разной цены за участие, призовые места.

3 этап
Рефлексивный«Портфолио моего успеха»

Задача: Восстановление и осмысление собственного продвижения,определение задач для дальнейшего продвижения.

Развитие способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности.
• Подсчет и фиксирование успехов за четверть по критериям в портфолио достижений.
• Заполнение мониторинга достижений обучающихся через самоанализ и самооценку собственных достижений (по уровням):
1-й уровень: Деятельность обучающегося по добросовестному выполнению поручения (формирует добросовестность к порученному делу).
2-й уровень: Выполнение общественных поручений, при которых обучающийся сам находит и использует некоторые способы его осуществления (формирует навык самоконтроля и требовательности к себе).
3-й уровень:Обучающийся сам выбирает дело и определяет пути его выполнения (характеризуется творческое отношение ребенка к конкретному делу).
• Составление карты достижений обучающегося за учебный год технология «Картография» (см. приложение №3)
Наибольшая сумма успехов (общая копилка) дает право носить звание «Самый, самый классный класс», а классный руководитель - «Самый, самый классный руководитель».
4 этап
Аналитический

Задача:фиксация достижений.

Развитие способности к оценке действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
4.1.Работа Совета Мудрейших
4.2.Планета звезд
• Выявление «Пятерки» активных обучающихся в четверти:
• Поздравления и вручение «Дарика» на линейке.
• Помещение фотографий активных обучающихся на «Планету звезд».
4.3.Церемония награждения «Самоцветы»
Награждения активных обучающихся (десятка), родителей на торжественной церемонии в конце года в соответствии с Положением о церемонии награждения.
«Книга Достижений»
Занесение результатов достижений участников образовательного процесса образовательного учреждения в книгу – летопись.
2-3 этапы, 4.1., 4.2. повторяются каждую четверть.

Включенность обучающихся в различные виды деятельности фиксируется разными способами: «Успех», «Дарик», «Бук», сертификат (приложение №2).
Определенный способ фиксации личностных достижений показывает обучающимся его продвижение вперед, позволяет сделать оценку работы оптимистичной, закрепить уверенность в своих возможностях. А уверенность в успехе рождает интерес у обучающихся к учению, стремление к познанию.
Результаты личностных достиженийобучающихся образовательного учреждения стали основанием для разработки такого мониторинга (приложение № 4) , который бы позволял анализировать собранную информацию в целях своевременного принятия адекватных управленческих решений.
Данный мониторинг дает возможность классному руководителю:
-определить интересы, потребности каждого обучающихсяв достижении успехачерез избирательную активность того или иного вида деятельности,
-определить стремление обучающегосяк личностным достижениям;
- оценитьэффективностьметодовформирования стремления детей к личностным достижениям;
- увидеть и проанализировать наметившиеся тенденции в коллективе;
- увидеть сильные и слабые стороны в организации воспитательного процесса, а значит - успешнее спланировать свою деятельность в будущем;
-соотнести получаемые им воспитательные результаты с целями и прошлыми достижениями в своей воспитательной практике.
Материалы мониторинга позволяют выявитьсамых активных обучающихся, самый, самый класс и самого, самого классного руководителя.
Система успешности способствует достижению поставленных задач.Выпускника прогимназии «Сообщество» отличает целеустремлённость, самоорганизованность, коммуникабельность:
- социально - успешный (уверенный в собственных силах и возможностях),
- избирательно - инициативный (желает знать, понять, заботиться),
- социально - контактный (умеет сотрудничать),
- самостоятельный, ответственный (берётся за дело и доводит его до конца).
Таким образом, применяемая система успешности является:
-средством формирования мотивации, личностной установки у обучающихся на созидательные действия, социально-значимую инициативу, самостоятельность и ответственность. Иначе говоря, «Я – тот, кто действует».
- средством формированияпотребности у обучающихся в признании, уважении, самосовершенствовании, заинтересованности в высоких оценках окружающими его достоинств и успехов в различных видах деятельности;
-средством развития субъектной позиции у обучающихся как способности управлять своими действиями: планировать способы своих действий, реализовывать намеченные планы, контролировать ход и оценивать результаты своих действий;
- важным условием получения результата образования в контексте ФГОС.




Авторы: Шамрицкая Галина Григорьевна,директор , Андреева Виктория Юрьевна-заместитель директора по воспитательной работе. МБОУ "Прогимназия "Сообщество" г. Нефтеюганск.
Категория: Завучу и директору | Добавил: ura (20.04.2013) | Автор: Виктория E
Просмотров: 685
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]