Главная » Статьи » Методическая копилка » Завучу и директору |
Путь к успеху или все в твоих руках!
Путь к успеху или все в твоих руках! Успех не станет разыскивать тебя. Ты сам должен его искать. У. Брайан. В условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения значительно возрастают воспитательные функции школы, призванной создать условия для достижения главной цели воспитания – самоактуализации личности растущего человека. При обновлении содержания и организации педагогического процесса главным направлением становится воспитание. Цель и задачи воспитания и социализации российских школьников формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала. На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Результатом образовательной деятельности должна выступать успешность обучающихся. Успешность - это способность человека добиваться успеха в течение длительного времени. При этом значимым критерием оценки результативности учебно-воспитательного процесса должна рассматриваться динамика личностных достижений обучающихся, в чем и заключается принципиальное отличие новых стандартов, где целью является не предметный, а личностный результат. Понимая, что важна, прежде всего, личность самого обучающегося и происходящие с ней в процессе образования изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе, образовательный процесс в прогимназии «Сообщество» строится на основе принципа воспитания успехом. Успех обучающегося – необходимая часть его самовоспитания. Вся ответственность в достижении успехов лежит на ученике, образовательное учреждение же создаёт условия для многообразной универсальной деятельности, где каждый обучающий, самоопределяясь, находит себе место, добивается успеха в соответствии своих способностей, его личных усилий. Мы убеждены в том, что обучающий должен расти в условиях принятия сообществом его личных усилий, даже если эти усилия очень малы. Уровень личностных достижений обучающихся зависит от степени участия его в жизни прогимназии. Достижение личностных результатов обеспечивается за счет всех компонентов образовательного процесса: учебных предметов, воспитательной работы, а также программ дополнительного образования, Личностные результаты обучающихся в учебной и внеучебной деятельности рассматриваются в трех показателях: • образовательная самостоятельность, подразумевающая умения обучающегося создавать средства для собственного продвижения, развития; • образовательная инициатива – умение выстраивать свою образовательную траекторию, умение создавать необходимые для собственного развития ситуации и адекватно их реализовать; • образовательная ответственность – умение принимать для себя решения о готовности действовать в определенных нестандартных ситуациях Главная цель педагогов - помочь ученику зафиксировать свои успехи и проблемы, нащупать свои сильные стороны и возможности роста. Средством достижения этой цели является построение и реализация многофакторной системы успешности младшего школьника «Путь к успеху или все в твоих руках!», выстроенной педагогическим коллективом в течение длительного времени. Система успешности построена на методах,направленных на выработку навыков самоанализа, самоконтроля и самооценки, умений, обеспечивающих процесс проектирования собственного личностного развития: 1.Умение диагностировать и анализировать состояние своей учебно-познавательной деятельности. 2.Умение планировать и конструировать процесс своей учебно-познавательной деятельности. 3.Умение организовать осуществление своей учебно-познавательной деятельности в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом. 4.Умение оценивать свою учебно-познавательную деятельность и ее результаты с выходом в рефлексивную позицию. 5.Умение корректировать и совершенствовать свою учебно-познавательную деятельность. Основными принципами системы являются: Личностный подход в воспитании: признание личности высшей ценностью, уважение уникальности, отношение к обучающемуся как субъекту деятельности. Деятельностный подход: воспитание возможно только через включение в деятельность. Гуманистический подход в воспитании: уважение мнения обучающегося, создание психологического комфорта. Дифференцированный подход к воспитанию обучающихся: отбор содержания, форм и методов в соответствии с возрастными особенностями. Адаптивный подход: каждому обучающемуся дело по душе, по силам, по возможностям. Воспитание на успехе: помочь каждому обучающемуся быть успешным. При построении системы успешности мы постарались учесть основное содержание оценки личностных результатов в контексте ФГОС и ответить на следующие вопросы: с какой целью оценивать достижения , что важно в первую очередь оценивать, как лучше обеспечить объективность оценок. Был определен свод правил: 1-е правило - каждый участник имеет право на проявление собственной активности; на выбор деятельности по интересам; на уважение своего человеческого достоинства; 2-е правило - учитывается «успехом» любое участие обучающегося в разных видах деятельности; 3-е правило -родители не только имеют право на информацию о системе успешности достижений, но и владеть такими средствами, которые бы позволяли самому обучающемуся и родителям прослеживать динамику личностных достижений, (успешности); 4-е правило -самооценка обучающегося предшествует учительской «оценке». 5-е правило - фиксация результатов может происходить различными способами: электронный вариант, копилка успехов, листы достижений и др.; 6-е правило:каждый участник обязандостойно вести себя при любых обстоятельствах; уважать взгляды и убеждения других участников. 7-е правило- каждый участник знает максимальное количество успехов, которые может набрать обучающийся и минимальное количество успехов за неделю для коррекции и совершенствования своей деятельности. Система успешности состоит из 4 этапов: Этап Содержание Действия 1 этап Подготовительный Задача: погружение в оценочное пространство. Принятие и освоение новой социальной роли обучающегося,развитие мотивов учебной деятельности • Ознакомление обучающихся, родителей с комплексной моделью успешности «Хочешь быть успешным, будь им!» (см. приложение №1). • Ознакомление обучающихся, родителей с видами, критериями, показателями успешности (см. приложение №2). 2 этап Основной «Выбирай, твори и делай!» Задача:реализация собственных планов, интересов вразличных сферах деятельности. Поиск и установление личностного смысла на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов, выполнение решения поставленных задач, направленных на реализацию собственного плана • Ознакомление обучающихся с «Поляной дел» на четверть. • Составление обучающимися собственной «Дорожки выбора» дел. • Вручение успехов разной цены за участие, призовые места. 3 этап Рефлексивный«Портфолио моего успеха» Задача: Восстановление и осмысление собственного продвижения,определение задач для дальнейшего продвижения. Развитие способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности. • Подсчет и фиксирование успехов за четверть по критериям в портфолио достижений. • Заполнение мониторинга достижений обучающихся через самоанализ и самооценку собственных достижений (по уровням): 1-й уровень: Деятельность обучающегося по добросовестному выполнению поручения (формирует добросовестность к порученному делу). 2-й уровень: Выполнение общественных поручений, при которых обучающийся сам находит и использует некоторые способы его осуществления (формирует навык самоконтроля и требовательности к себе). 3-й уровень:Обучающийся сам выбирает дело и определяет пути его выполнения (характеризуется творческое отношение ребенка к конкретному делу). • Составление карты достижений обучающегося за учебный год технология «Картография» (см. приложение №3) Наибольшая сумма успехов (общая копилка) дает право носить звание «Самый, самый классный класс», а классный руководитель - «Самый, самый классный руководитель». 4 этап Аналитический Задача:фиксация достижений. Развитие способности к оценке действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. 4.1.Работа Совета Мудрейших 4.2.Планета звезд • Выявление «Пятерки» активных обучающихся в четверти: • Поздравления и вручение «Дарика» на линейке. • Помещение фотографий активных обучающихся на «Планету звезд». 4.3.Церемония награждения «Самоцветы» Награждения активных обучающихся (десятка), родителей на торжественной церемонии в конце года в соответствии с Положением о церемонии награждения. «Книга Достижений» Занесение результатов достижений участников образовательного процесса образовательного учреждения в книгу – летопись. 2-3 этапы, 4.1., 4.2. повторяются каждую четверть. Включенность обучающихся в различные виды деятельности фиксируется разными способами: «Успех», «Дарик», «Бук», сертификат (приложение №2). Определенный способ фиксации личностных достижений показывает обучающимся его продвижение вперед, позволяет сделать оценку работы оптимистичной, закрепить уверенность в своих возможностях. А уверенность в успехе рождает интерес у обучающихся к учению, стремление к познанию. Результаты личностных достиженийобучающихся образовательного учреждения стали основанием для разработки такого мониторинга (приложение № 4) , который бы позволял анализировать собранную информацию в целях своевременного принятия адекватных управленческих решений. Данный мониторинг дает возможность классному руководителю: -определить интересы, потребности каждого обучающихсяв достижении успехачерез избирательную активность того или иного вида деятельности, -определить стремление обучающегосяк личностным достижениям; - оценитьэффективностьметодовформирования стремления детей к личностным достижениям; - увидеть и проанализировать наметившиеся тенденции в коллективе; - увидеть сильные и слабые стороны в организации воспитательного процесса, а значит - успешнее спланировать свою деятельность в будущем; -соотнести получаемые им воспитательные результаты с целями и прошлыми достижениями в своей воспитательной практике. Материалы мониторинга позволяют выявитьсамых активных обучающихся, самый, самый класс и самого, самого классного руководителя. Система успешности способствует достижению поставленных задач.Выпускника прогимназии «Сообщество» отличает целеустремлённость, самоорганизованность, коммуникабельность: - социально - успешный (уверенный в собственных силах и возможностях), - избирательно - инициативный (желает знать, понять, заботиться), - социально - контактный (умеет сотрудничать), - самостоятельный, ответственный (берётся за дело и доводит его до конца). Таким образом, применяемая система успешности является: -средством формирования мотивации, личностной установки у обучающихся на созидательные действия, социально-значимую инициативу, самостоятельность и ответственность. Иначе говоря, «Я – тот, кто действует». - средством формированияпотребности у обучающихся в признании, уважении, самосовершенствовании, заинтересованности в высоких оценках окружающими его достоинств и успехов в различных видах деятельности; -средством развития субъектной позиции у обучающихся как способности управлять своими действиями: планировать способы своих действий, реализовывать намеченные планы, контролировать ход и оценивать результаты своих действий; - важным условием получения результата образования в контексте ФГОС. Авторы: Шамрицкая Галина Григорьевна,директор , Андреева Виктория Юрьевна-заместитель директора по воспитательной работе. МБОУ "Прогимназия "Сообщество" г. Нефтеюганск. | |
Категория: Завучу и директору | Добавил: ura (20.04.2013) | | |
Просмотров: 685 |
Всего комментариев: 0 | |